Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций в психологии 7
1.1 Проблема ценностной ориентации в психологии 7
1.2 Развитие ценностных ориентаций в студенческом возрасте 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики ценностных ориентаций молодежи студентов ТГУ 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования ценностные ориентации студентов ТГУ 24
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Ценности - это то, чем мы похожи и в тоже время отличаемся. На фоне более устойчивых символизирующих собою лучший мир. Появляются все новые и новые навязанные сектами, которые заявляют об истинности своих догм. СМИ которые обрушивают тонны информации каждый день. Разнообразными группами и группировками идеи и цели, которых могут в лучшем случае не совпадать с общепринятыми, а в худшем вести к открытой конфронтации. И так называемыми лидерами мнений, которые могут транслировать свое виденье, которое беспрекословно принимают его фанаты. Стремительные потоки информации из разных источников влияют на неокрепший ум, тем самым возможно сильно путая его мироощущение. Ни кто не может предугадать, до чего доведет цепочка умозаключений и внутренних переживаний. В тот момент, когда юноша или девушка начинают свой самостоятельный путь. Выбор работы, само обеспечение, создание отношений, встреча с чем-то новым с тем, что удалось только надкусить. Это, безусловно, является стрессом и в такие моменты люди особенно уязвимы.
Так же играет роль и черта молодежи как не продумывание последствий. Сложно предугадать, что может получиться, если не помочь такому запутавшемуся человеку выйти из навязанных и возможно лживых, и опасных для него же самого идеалов и ценностей. Сейчас в мире тенденция на безусловное принятие мировоззрения других людей. Даже чем необычнее твои взгляды, тем лучше тем ты популярнее. Но с тем же больше пропадает критичность мышления. Вот так играя на паре аспектов можно манипулировать огромным количеством людей.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы: отслеживать настроения молодежи особенно в такой сензитивный период от 19 до 21 года, когда еще не поздно направить молодого человека. Или на основе этих данных настраивать с ним диалог. Вследствие, которого понадобиться может быть и помощь в объяснении того что происходит в мире.
Цель исследования: изучить ценностные ориентации студентов ТГУ.
Объект исследования: ценности, ценностные ориентации.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентации студентов.
Гипотеза исследования: у студентов 2х-3х курсов наблюдается ориентированность на эго-прагматические ценности.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить психологическую литературу по теме ценностные ориентации.
2) Выявить основные группы ценностей.
3) Выявить главные жизненные цели, которые ставит перед собой студенты.
Методологическая основа исследования:
Работы отечественных психологов Е.Н. Беловой, Г.Е. Залесского, А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, Л.Л. Шпак, В.А. Ядова, М.С. Яницкого и др. по проблеме исследования ценностных ориентаций.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
2. Психодиагностические методы:
• Тест «Суждений самореализации личности» С.И. Кудинова;
• Тест «Духовно-нравственное самосознание» Ежова В.И.
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод.
Практическая значимость: ценности как феномен может быть очень нестабильным из поколения в поколение. И чтобы лучше настроить диалог между людьми разных возрастов нужно знать друг о друге больше. Так же это поможет спрогнозировать дальнейший ход развития, как небольшой группы людей, так и всей страны. И даже возможно предотвратить какие либо ужасные последствия подмены конструктивных ценностей. И самое главное это обращение внимания на молодое поколение.
В исследовании принимали участие студенты второго и третьего курсов учащиеся ТГУ Всего - 30 человек. Общий возраст: от 18 лет до 21 года. Исследование проводилось в апреле 2019 года.
Структура работы состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части рассмотрены понятия:ценности, ценностные ориентации. Их виды различные классификации и теории для того, что бы лучше разобраться в вопросе. В практической части описаны методики исследования, проведена обработка полученных данных и представлены результаты исследования. Таким образом, структура работы отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 студентов ТГУ.
Эмпирическая база: Тольяттинский государственный университет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Ситуация вокруг сложилась не самая благоприятная. Рыночная экономика, ухудшение окружающей среды, разные мнения со всех сторон о том, что хорошо, что плохо. Информация вокруг нас бурлит нескончаемым потоком, прогресс настолько быстрый, что люди едва ли успевают за ним.
По этому, возможно и так сложно новому поколению искать смысл и свои ценности. Когда почти каждый день меняется мода, как может быть то, что ты выбрал вечным или правильным? Если ты выберешь не то, ты уже можешь не подходить к группе. А человек не может быть один. Вот и приходится молодежи, которая только входит во взрослую жизнь с опаской относиться, к своему выбору.
И благодаря науке психологии и можем ответить на эти вопросы. Ведь ответ кроется в самом человеке. В его желаниях и потребностях. И вместо того, что бы искать новые смыслы вокруг нужно просто спросить себя. Что для меня важно?
Привнесёт ли он, что-либо хорошее в этот мир. Будет, ли он счастлив проявив себя. Эти вопросы скорее являются интересом людей более старших, чем наша выборка. Но узнавая все больше о молодых людях во всех аспектах, проще будет наладить диалог. И дать им то, что действительно нужно. Времена меняются, меняются условия существования человека, и сложно судить о новом поколении поколению прошлому. Нужны новые подходы во всем: воспитании, обучении, помощи. И чем чаще будут проводиться такие исследования, тем проще будет жить всем поколениям.
С другой стороны, индивидуальные ценности, такие как безопасность, привязанность и эстетика, могут проявлять большую межличностную изменчивость в предпочтениях или симпатиях. Эти индивидуальные ценности, скорее всего, будут связаны с индивидуальными факторами, такими как черты личности, в отличие от внешних факторов окружающей среды. Таким образом, внутренние ценности могут быть прочно обоснованы в целях выполнения социальных обязательств и «должного», а не в какой-то внутренней предрасположенности. Предполагается, что внутренние ценности могут сохраняться, несмотря на индивидуальность человека. Эти выводы также поддерживают идею Рокича (1973) о том, что «внешность» - это, прежде всего, компонент моральных ценностей, которые исходят из общества, а не из личности.
1. Алексеева, В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций [Текст] / В. Г. Алексеева. - М.: Мысль, 1983. - 222 с.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. -1984. Т 5. № 5. - С. 63-70.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. • Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 38 с.
4. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С.Ф. Анисимов - М.: Мысль, 1988.
5. Баева, Л.В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе [Текст] / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. 2005. №1. - С. 33-44.
6. Бакиров, В. Молодежь: потребности и возможности [Текст] / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во, 1993. №2. - С. 94-104.
7. Блюмкин, А. А. Мир моральных ценностей [Текст] / А. А. Блюмкин • М.: Знание, 1981. - 64 с.
8. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева - М., 1978. - 294 с.
9. Булынский, Н.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дис. д-ра пед. наук [Текст] / Н.Н. Булынский - Челябинск, 1997. - 271 с.
10. Добрынина, В. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи [Текст] / В. Добрынина, Т Кухтевич // Alma mater, 2003. №2. - С. 1315.
11. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций [Текст] / О.А. Донских // Философия образования, 2005. № 2. - С. 121-127.
12. Иванова, Н.В. Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога) [Текст] / Н.В. Иванов // Автореф. дисс. канд. псих. наук - М., 1994. - 23 с.
13. Казакин, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / М.Г. Казакин. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. - 85 с.
14. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема ценностей [Текст] // Психологический журнал, - 1992. №2. - С. 13.
15. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] // М., 1992. - 120 с.
...