Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Работа №18643

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
702
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Временная трансспектива как психологическая проблема 6
1.1 Временной аспект развития личности 6
1.2 Временная трансспектива как психологический феномен 14
1.3 Особенности социально-психологического развития детей-сирот
подросткового возраста и детей, оказавшихся без попечения родителей 22
2 Социально-педагогическая деятельность по развитию временной
трансспективы у детей-сирот 27
2.1 Исследование жизненной перспективы подростков-сирот, проживающих в учреждениях интернатного типа 27
2.2. Разработка методики для формирования временной трансспективы 38
2.3 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72


Проблема социализации у подростков-воспитанников интернатных учреждений является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Воспитание и проживание в интернатных учреждениях приводит к нарушениям интеллектуального и социального развития детей, что в последующем вызывает сложности в построении ими самостоятельной жизни. После выхода из стен учреждения воспитанники имеют сложности в адаптации, их потребительское отношение к жизни, неумение брать ответственность за собственную жизнь мешают им профессионально самоопределиться; неумение общаться, отсутствие примера семейных отношений препятствуют созданию собственной семьи. Наблюдаются серьезные нарушения в становлении идентичности и самоотношения подростков-сирот, в отношении к своему имени, уровню притязаний, в осознании своих прав и обязанностей, образа «Я», психосексуальной идентичности и других компонентов структуры личности.
У воспитанников интернатных учреждений разрушено звено психологического времени личности. В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано, что у них отсутствуют мотивы и представления, связанные с будущим и с прошлым.
Временная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим.
Сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика.
Проблема исследования - на сегодняшний день острой проблемой является помощь подросткам, юношам и девушкам, воспитанникам интернатных учреждений в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой они оказались.
Объект исследования - временная трансспектива подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Предмет исследования - технологии формирования временной трансспективы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Цель исследования - выявление технологии формирования и коррекция временной трансспективы у детей-сирот.
Гипотеза - учитывая психолого-педагогические особенности детей-сирот подросткового возраста, в своем исследовании мы предполагаем следующие допущения:
1. Временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности: прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер;
2. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста, направленная на осознание человеком непрерывности своего существования во времени, будет способствовать развитию навыков постановки жизненных целей и построению временной трансспективы будущего.
Вышеуказанная цель определяет ряд задач исследования:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Повести эмпирический анализ, направленный на изучение временной перспективы;
3. Выявить комплекс специфических временных ориентаций воспитанников категории сирот, причины отклонений;
4. Коррекционная работа с подростками - воспитанниками детских домов, направленная на создание условий для осознания непрерывности своего существования во времени;
5. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование было посвящено изучению особенностей временной трансспективы у детей-сирот подросткового возраста.
Исследование особенностей временной трансспективы детей-сирот подросткового возраста, позволило установить следующее.
Временная трансспектива детей-сирот отличается нереалистичностью, будущее мало осознаваемо, насыщенно нереальными событиями и не детерминирует стремление к успехам в настоящем. В целом, у воспитанников интернатных учреждений не происходит развития ответственного осознанного отношения к времени собственной жизни.
Воспитанники детского дома ориентированы на удовлетворение актуальных потребностей, что связано с ограниченным содержанием мотивов и узким кругом интересов. Временная трансспектива детей-сирот недостаточно простроена, представлена в виде желания счастья, успеха и не отражается в конкретных целях.
У депривированных подростков отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. Прошлое у них представлено негативными переживаниями, негативной оценкой большинства событий прошлого, более всего они живут в настоящем, ориентированы на удовольствие и получение наслаждения.
У подростков, воспитывающихся в детском доме, слабо выражена осознанность, осмысленность жизни. Они не имеют чётких целей и намерений, которые придают жизни направленность и осмысленность. Кроме этого, у детей-сирот низкий уровень осознания себя как субъекта жизнедеятельности.
На основе полученных результатов нами была разработана и апробирована программа, направленная на принцип формирования временной трансспективы через создание условий для осознания человеком непрерывности своего существования во времени.
Второй диагностический срез, проведенный после эксперимента, показал положительную динамику в формировании временной трансспективы. В результате программы у подростков, воспитывающих в условиях детского дома, увеличилась ориентация на будущее, они стали больше времени уделять планированию своей жизни, видеть будущие перспективы. Снизилась ориентация на фаталистическое настоящее, то есть подростки в большей степени стали воспринимать свою жизнь и будущее, как реальность, которой они способны управлять и контролировать ее собственными действиями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение: временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности, такие как - прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста способствует формированию навыков постановки жизненных целей и построения временной трансспективы будущего.



1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни./ Санкт- Петербург: Алетейя, 2001.- С. 64-80.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени. / Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2001.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - Москва: Мысль, 1991.- С. 126 - 149.
4. Акелян Н.С. Восприятие будущего и реализация настоящего студентами // Теория и практика общественного развития. - 2012.- № 1.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Санкт- Петербург: Питер. 2-е издание.- С. 180-206.
6. Башкова С. А. Представления о будущем современных старшеклассников. //Возможности практической психологии в образовании. / Под ред. Пилипко Н.В., Москва, 2000.
7. Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вести. Моск. ун-та, серия 14. Психология. -1997. - №4.
8. Болотова А.К. , Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 74-108.
9. Будогоский, А.Ю. Половозрастная динамика взаимосвязи воли и временной перспективы личности // Вестник УРАО. -2009.- №3 (46). - С. 169¬172.
10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
11. Виноградова Н.В., Рьрчкова Л.С. Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 18 (235). - С. 86-88.
12. Возможности практической психологии в образовании / Под ред. Пилипко Н.В.- Москва, 2000.
13. Волков Б.С. Психология юности и молодости.- Москва: Академический Проект: Трикса, 2006. - 256 с.
14. Воробьёва К.И. Временная трансспектива как моделирование жизненного пути// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке - 2012, № 2.
15. Выготский Л. С. Педология подростка.//Собрание сочинений в 6 томах. - Москва, 1986. Том 4, ч. 2.
16. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994 - № 3 - С. 43-53.
17. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев,
1984.
18. Горбачева М. В. Особенности временной трансспективы личности студентов колледжа: возрастной аспект // Молодой ученый. — 2015. - №8. - С. 846-848.
19. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - Москва, 1987. - С. 9-12.
20. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки ТГУ.- 2011. - № 3(6).
21. Жизненный путь в понимании психолога [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://studopedia.ru/10_16325_zhiznenniy-put-v-ponimanii-
psihologa.html.
22. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии». - Москва, 1982.
23. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - Санкт-Петербург: Речь, 2010.- С. 204¬235.
24. Кабардиева Ф.А. Социализация детей-сирот младшего и среднего школьного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2010. - № 121. - С. 44-50.
25. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дис. канд. психол. наук. / Е.В. Камнева. Калуга, 2002. - 25 с.
26. Конева О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 30 (163).- С. 59¬65.
27. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособ. для практических психологов. - Санкт-Петербург, 2001.
28. Курбаш Е.В. Специфика социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. -. 2011.- № 1. - С. 66.
29. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости — Москва: Смысл, 2006. — 63 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- Москва, 1977.
31. Леонтьев Д.А., Шелобанов Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / «Вопросы психологии».- 2001.- №1.- С. 57-65.
32. Лукина А.К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. - Красноярск: КрасГУ, 2004.¬54 с.
33. Ляудис В. Я. Психологические проблемы развития памяти // Исследование памяти / Отв. ред. Н.Н. Корж. Москва, 1990.
34. Миллер С. Психология развития: Методы исследования. - Санкт- Петербург: Питер, 2002.
35. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 2000.- № 4.
36. Сырцова А. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008.- № 2.
37. Некрасова Е.В. Трансспектива как способ бытия жизненного мира человека. // Ползуновский вестник. -2005.- №3.
38. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва, 2000.
39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - Санкт-Петербург, Питер, 2005. - 400 с.
40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. - Москва- Воронеж, 1996 - 246 с.
41. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]- 2013 - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/childdeprivation/issue/69148_full.shtml
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Москва, 2001.
43. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы.- Москва: Академия, 2006. - 224 с.
44. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография.- Челябинск: ЮУрГУ, 2007. - 267с.
45. Спиридонова И. А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения.- дис. ... канд. псих. наук. - Москва, 2002. - 165 с.
46. Сырцова А., Митина О. В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008.- № 2
47. Трубникова Н.И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2010.- №5. - С.137-139.
48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва, Издательство Института Психотерапии, 2005. - С. 9-13.
49. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - Москва: Академический проект; Трикста, 2005. - С. 98-127.
50. Штайнер К. Сценарии жизни людей - Санкт-Петербург: Питер, 2003.- С 74-164.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Психология личности в трудах зарубежных психологов. Санкт-Петербург, 2000. - 125 с.
52. Юдашина Н. Время реальное и время желаемое / "Директор школы", 2001, №9, с. 42-46. 56.
53. Юнг К.Г. Становление личности // Психология личности в трудах зарубежных психологов. Санкт-Петербург, 2000. - С. 57-65.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ