Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие системы учреждений для детей-сирот в России (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)

Работа №116524

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 6
1.1. История проблемы детей-сирот с X по XVII вв………………………………6
1.2. История проблемы детей-сирот с XVIII вв. по XX вв……………………11
1.3. Развитие системы учреждений для детей-сирот в СССР………………...19
1.4. Реформа системы учреждений для детей-сирот в XXI в…………………25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…31
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
2.1. Анализ проблем и недостатков современной системы помощи детям-сиротам.34
2.2.Достижения и перспективы развития системы учреждений для детей-сирот в России…42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..52

Актуальность исследования. Дети-сироты являются наиболее уязвимым слоем общества. Они не только остаются без заботы родителей, но также сталкиваются с недостатком материальных и психологических ресурсов, что затрудняет их адаптацию в обществе и ограничивает возможности для получения образования и профессионального развития.
В России проблема детей-сирот имеет длительную историю. С момента существования государства были созданы учреждения для детей, которые остались без опеки родителей. Однако, на протяжении веков эти учреждения не всегда обеспечивали достойные условия для жизни и воспитания детей-сирот.
В современной России система учреждений для детей-сирот находится на этапе реформирования. Одним из главных направлений реформ является перевод детей-сирот из детских домов в семьи приемных родителей или родственников. Однако, данная инициатива не всегда позволяет решить проблемы детей-сирот, так как не все дети могут быть переведены в семьи.
Проблема детей-сирот в России имеет множество аспектов, среди которых можно выделить недостаточную финансовую поддержку учреждений для детей-сирот, недостаточную заботу о детях-сиротах и несовершенство законодательства в этой области. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа усыновлений и приемных семей, что еще больше усугубляет проблему.
Кроме того, в современной России существуют и другие проблемы в сфере устройства и ухода за детьми-сиротами, такие как недостаточное финансирование учреждений, недостаток квалифицированных кадров, проблемы в обеспечении условий для полноценной жизни и развития детей.
В последнее время проведено немало исследований по изучению феномена сиротства: Л.А. Байбородова, И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин, Л.М. Шипицына и др.

Закономерности развития детей-сирот рассмотрены в работах Л.Я. Олифиренко, А.М. Прихожан, А.Б. Холмогоровой, М.К. Бардышевой, В.Ю. Дьяконовой, Ю.В. Егошкиной, Т.В. Ивановой, Н.Н. Крыгиной, С.Н. Кошмана, Б.А. Кугана, Л.В. Маликова и др.
Объект исследования – генезис организации социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами в России.
Предмет исследования - становление и развитие системы учреждений для детей-сирот в России.
Целью данного исследования является выявить основные этапы становления и развития учреждений для детей-сирот в России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социально-педагогические предпосылки становления учреждений для детей-сирот на Руси с X века по XVII век.
2. Определить особенности становления учреждений для детей-сирот в России с XVIII века до начала XX века.
3. Раскрыть основные этапы развитие системы учреждений для детей-сирот в СССР, России в XX веке.
4. Охарактеризовать состояние и провести анализ современной системы учреждений для детей-сирот с конца XX в начале XXI века
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно раскрывает историю становления и развития системы учреждений для детей-сирот в России, а также позволяет более глубоко понять современную ситуацию в этой сфере и выявить основные проблемы и перспективы ее развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано для разработки и реализации мер по улучшению условий жизни детей-сирот в учреждениях, а также для разработки и улучшения законодательства в этой области. Результаты исследования могут быть полезными для специалистов, работающих в сфере социальной защиты детей-сирот, а также для общественных организаций, занимающихся защитой прав детей.
Методы исследования. В работе были использованы как общенаучные так и частно-научные методы.
Частно-научные методы исследования - сравнительный анализ, системный анализ, логический анализ, исторический метод.
Каждый из этих методов был использован для анализа современной системы учреждений для детей-сирот в России, выявления проблем и перспектив ее развития.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения данного исследования была проведена аналитическая работа по проблеме учреждений для детей-сирот в России. Изучена история проблемы, проанализированы проблемы и недостатки современной системы помощи детям-сиротам, а также выявлены достижения и перспективы развития данной сферы.
В ходе исследования достигнуты поставленные задачи:
Изучение истории проблемы детей-сирот с X по XVII вв. позволило увидеть, что проблема существовала на протяжении многих веков. Дети-сироты традиционно считались общественным бременем и не получали должного внимания со стороны властей и общества.
Изучение истории проблемы детей-сирот с XVIII вв. по XX вв. показало, что проблема стала более актуальной в связи с быстрым развитием индустриализации и увеличением числа детей-сирот. В этот период начали создаваться первые учреждения для детей-сирот.
Исследование развития системы учреждений для детей-сирот в СССР выявило, что в период советской власти была создана обширная сеть детских домов и интернатных школ. В то же время, эти учреждения были далеко не идеальными и не всегда обеспечивали должный уход и воспитание детей.
Рассмотрение реформы системы учреждений для детей-сирот на современном этапе показало, что в России были предприняты значительные усилия по улучшению условий проживания и воспитания детей-сирот. Однако, многие проблемы все еще остаются актуальными.
Проведенный анализ проблем и недостатков современной системы помощи детям-сиротам выявил недостатки в организации ухода за детьми в учреждениях, нехватку кадров, неэффективность системы опеки и попечительства.
Выявлено, что существуют достижения и перспективы развития системы учреждений для детей-сирот в России. Одним из таких достижений является реформирование системы учреждений для детей-сирот, которое началось в конце XX века и продолжается по сей день. Были проведены крупномасштабные изменения, направленные на улучшение условий проживания детей в детских домах и приют-школах, а также на развитие альтернативных форм устройства детей-сирот.
Одной из перспектив развития системы учреждений для детей-сирот является дальнейшее укрепление альтернативных форм устройства детей, таких как семейное устройство, опекунство и приемная семья. Также перспективным направлением является развитие профессионального образования и трудоустройства для выпускников детских домов, что позволит им успешно интегрироваться в общество.
Однако, несмотря на достигнутые результаты и перспективы, в системе учреждений для детей-сирот все еще остаются проблемы и недостатки. Одной из таких проблем является недостаточная государственная поддержка устройства детей-сирот в приемные семьи. Также существуют проблемы с отсутствием достаточного количества квалифицированных педагогов и воспитателей в детских учреждениях.
Таким образом, для успешного развития системы учреждений для детей-сирот необходимо продолжать работу над улучшением условий проживания детей в учреждениях и развитием альтернативных форм устройства детей. Важным направлением является также повышение квалификации педагогов и воспитателей, а также развитие программ поддержки выпускников детских домов в процессе их социальной адаптации.



1. Аллагулов, А.М. Правовые основы деятельности исполнительных органов государственной власти по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.М. Аллагулов, Л.П. Янченко // Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика: сб. ст. / Ред. кол. О.М. Масюто [и др.]; отв. ред. Е.В. Годовова; Оренбургский филиал РАНХиГС. - Оренбург. ООО «Типография «Агентство Пресса», 2017. - Т. 1. - С. 200-207.
2. Аллагулов, А.М. Специфика работы с семьей по профилактике социального сиротства / А.М. Аллагулов, Ю.А. Данилова // Современная семья и дети цифрового поколения: проблемы, пути решения: сб. ст. международной научно-практической конференции / ред.: А.М. Аллагулов. - 2020. - С. 65-72.
3. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2018. 478 с.
4. Гарашкина, Н.В. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина // Вестник ТГУ. - 2019. - №9 (149). - С. 43-49.
5. Глянц Е. А., Кривенцова Ю. В. Виктимологические аспекты реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме (по материалам нижнекамского детского дома) // Виктимология. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktimologicheskie-aspekty-reabilitatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-detskom-dome-po-materialam (дата обращения: 25.04.2023).
6. Зульфугарова Ильнара Фазиловна, Аллагулов Артур Минехатович проблема формирования социального опыта воспитанника детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-vospitannika-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
7. Зульфугарова, И.Ф. Педагогические условия формирования социального опыта воспитанника детского дома / И.Ф. Зульфугарова // РИО БГУ; ООО «Новый проект». - Брянск. - 2021. - С. 150-154.
8. Кисляков П. А. Психология развития человека как субъекта деятельности : учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Е. А. Петрова. Москва : Русайнс, 2018. 184 с.
9. Корякина Н.В. Применение современных педагогических технологий в детском доме // Образование. Карьера. Общество. 2021. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyhpedagogicheskih-tehnologiy-v-detskom-dome (дата обращения: 25.04.2023).
10. Кулганов В. Превентология. Профилактика социальных отклонений : монография / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. Москва : Питер, 2019. 304 c.
11. Куркова М.П. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов // Образование. Карьера. Общество. 2019. №4 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-detskih-domov (дата обращения: 25.04.2023).
12. Лукьянова Галина Александровна Внедрение икт-технологий в деятельность детского дома // Архивариус. 2021. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-ikt-tehnologiy-v-deyatelnost-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
13. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
14. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
15. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
16. М.М. Петрова Архитектурные принципы проектирования детских домов // Вестник магистратуры. 2022. №4-4 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnye-printsipy-proektirovaniya-detskih-domov (дата обращения: 25.04.2023).
17. Макаренцева Алла Олеговна, Хасанова Рамиля Рафаэлевна Изменения масштабов сиротства в россии в ходе реформы деинституционализации // Экономическое развитие России. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-masshtabov-sirotstva-v-rossii-v-hode-reformy-deinstitutsionalizatsii (дата обращения: 25.04.2023).
18. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник. Москва : Флинта, 2019. 480 с.
19. Одинокова Вероника Александровна, Русакова Майя Михайловна, Усачёва Нина Михайловна Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг. 2017. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-otsenki-blagopoluchiya-detey-v-uchrezhdeniyah-dlya-detey-sirot (дата обращения: 25.04.2023).
20. Потиенко Н. Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот// Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2019. Вып. № 4(17). С. 29-3.
21. Прихожан, А. М. Психология сиротства : монография / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Москва : Питер, 2018. 243 с.
22. Рудь Юлия Андреевна проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-zaschity-prav-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 25.04.2023).
23. Рукавишникова Наталья Георгиевна Я-концепция подростков - воспитанников детского дома // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-kontseptsiya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
24. Сапожникова, Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности / Т.И. Сапожникова, Е.Н. Логинова // Вестник ЗабГУ. - 2019. - №4. - С. 77-83.
25. Солдатова А. А., Трухачева Г. А. Возможные пути решения архитектурно-планировочной структуры детских домов в среде центра крупнейшего города // SCI-ARTICLE. 2017. № 14(14). С. 7-13.
26. Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.- Новочеркасск; Ростов н/Д., 2019.-С.62-63.
27. Социальная педагогика, профориентация и самоопределение детей-сирот : учеб. пособ. для студентов / Л. В. Байбородова и др. Москва : Юрайт, 2019. 243 с.
28. Терновая Ирина Павловна История и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-podhody-k-izucheniyu-i-resheniyu-problemy-semeyno-rolevoy-sotsializatsii-detey-sirot-v-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
29. Шамрова Д. П., Тихомирова А. В., Подушкина Т. Г. Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 39—50.
30. Шпаковская Лариса, Кулмала Мери, Чернова Жанна Идеальная организация заботы о детях, оставшихся без попечения родителей: реформа системы защиты детей как борьба за ресурсы и признание // Laboratorium. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnaya-organizatsiya-zaboty-o-detyah-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-reforma-sistemy-zaschity-detey-kak-borba-za-resursy-i (дата обращения: 25.04.2023).
31. Юферова М. А. Психологические особенности межличностных конфликтов подростков, воспитывающихся в условиях детского дома : М. А. Юферова, Ю. С. Фурманова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019. С. 431-436.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ