Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДРЕСЕ «МУХАММАДИЯ» В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Работа №37043

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
751
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление и развитие системы мусульманского образования в Российской Империи 13
§ 1.1 Исламская система образования в контексте понятия «собственный Восток России» 13
§ 1.2 Развитие мусульманского образования в XIX - ХХ вв. в Волго-Уральском регионе 17
§ 1.3 Система исламского образования в контексте дискуссий между «джадидами» и «кадимистами» 21
Глава 2. Медресе «Мухаммадия» в исторической ретроспективе. Становление системы религиозного образования в дореволюционный период (1882-1917 гг.). 26
§ 2.1 Общественно-просветительская деятельность организатора и руководителя
медресе «Мухаммадия» Г алимджана Баруди 26
§ 2.2 Роль «Мухаммадии» в формировании мусульманской интеллигенции Российской Империи 33
§ 2.3 Медресе «Мухаммадия» как база обновленческих тенденций в российском исламе 36
Глава 3. Возрождение медресе «Мухаммадия» в постсоветской России (1993-2018 гг.) 42
§ 3.1 Процесс воссоздания медресе и последующая организация образовательной деятельности в «Мухаммадии» в 1990-е-2010-е гг 42
§ 3.2 Образовательная деятельность медресе «Мухаммадия» на современном этапе. Возрождение отечественной исламской богословской школы. Соотношение традиции и новации 49
§ 3.3 «Мухаммадия» в контексте унификации системы высшего и среднего мусульманского образования в РТ 52
Заключение 56
Список литературы 60



Актуальность темы исследования. Одним из результатов перестроечной эпохи в постсоветской России стало воссоздание системы религиозного исламского образования, как одного из важных и жизненно необходимых для мусульманской уммы религиозных институтов. Если в начальный период этот процесс развивался стихийно и бесконтрольно, то в последующие годы, по мере укрепления и развития законодательной базы в Российской Федерации, усиления контроля со стороны государственных структур, исламская образовательная сфера претерпела ряд изменений, связанных с процессом встраивания в систему новых государственно-конфессиональных правоотношений.
В начале 1990-х гг. на фоне увеличения количества мечетей, религиозных учебных заведений различного уровня, возникла острая потребность в профессионально подготовленных кадрах мусульманских священнослужителей. В связи с невозможностью подготовки специалистов соответствующего уровня в немногочисленных на то время исламских учебных заведениях России, большой поток религиозной молодежи был направлен на обучение в религиозные вузы стран Ближнего и Среднего Востока, Малайзии, Индонезии и др. Возвращаясь на родину, они привозили иную идеологию, обычаи и традиции, которые привели в конце 1990-х - нач. 2000-х гг. к острым поколенческим и идеологическим конфликтам. Эта проблема коснулась и Татарстана. В результате чего, в местной религиозной среде сформировалось четкое понимание того, что основам религии с учетом местных сложившихся традиций следует учить на родине, только на следующей высшей ступени образования возможно отправлять студентов за рубеж, притом, предпочтительнее те страны, в которых преобладает умеренный ханафитский мазхаб. Поскольку он формировался в многоконфессиональной среде, его правовые порядки в большей степени соотносятся с российским правовым и культурным пространством.
В этом контексте после 76 лет забвения в 1993 году началась новейшая история медресе «Мухаммадия». Успешно функционирующее в дореволюционное время и выпустившее многих видных религиозных, общественных и государственных деятелей. Успешность учебно-воспитательного процесса в медресе «Мухаммадия» было детерминировано вовсе не отказом от религиозности, а наоборот, её усилением через адекватное осмысление ислама сообразно времени и условиям тогдашнего устройства Российской империи.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования заключается во всестороннем изучении в широкой исторической ретроспективе деятельности медресе «Мухаммадия» как маркера современного исламского образования в России в целом. «Мухаммадия» просуществовав 36 лет в дореволюционное время, благодаря умелому синтезу религиозных и светских предметов, подготовило большое количество талантливых личностей, внесших существенный вклад в российскую историю. Так и вновь сформировавшись после закрытия и длительного прерывания своей деятельности на современном этапе, спустя два десятка лет после современного возрождения в 1993 г. данного медресе, оно стремительно совершенствуется, а именно, оно становится крупным методическим центром, где ведется разработка учебников и пособий, подготовка священнослужителей, религиозных педагогов и переводчиков по арабскому языку.
Теологическое образование не может быть отделено от религии, но тем не менее исламская образовательная система должна соответствовать современности, беря во внимание происходящие изменения в образовательной сфере, осваивать иностранный опыт, в то же время помнить и о своих традициях. Данную цель в последние годы стараются реализовать такие структуры как - ДУМ РТ, мусульманская община, религиозные образовательные учреждения. Это учитывает и успешно воспроизводит в современные реалии медресе «Мухаммадия». Беря во внимание прошлый опыт, медресе удачно функционирует, синтезируя прошлое собственное достояние и современность, соответствуя современным образовательным государственным требованиям. В общероссийском пространстве данный опыт необходимо масштабировать. В отличие от других российских регионов в Татарстане четко выстроена система мусульманского образования - высшее (Болгарская исламская академия,
Российский исламский институт/ Казанский исламский университет), среднее (10 медресе), начальное (примечетские курсы). Мухаммадия является средним, но несмотря на это оно реализует программу высшего мусульманского образования.
Степень научной разработанности темы. Изучением исламского образования в Российской Империи занимались исследователи дореволюционного периода - Ф.М. Керенский (главный инспектор училищ Туркестанского края), Н.П. Остроумов (ученый-востоковед,
специализирующийся по изучению Туркестана), Н.А. Бобровников (педагог Казанской учительской семинарии). Чаще они делали акцент на изучении среднеазитского образования, поскольку специализировались на данном регионе. В их трудах приводится историческое обоснование фактических данных конкретных событий, и периодизация в развитие джадидизма. Работы написаны достаточно объективно, но тем не менее имеют присущий миссионерам- исследователям своеобразный конфессиональный идеологический окрас - авторы относились к среднеазиатским регионам как к колониальным.
Большой вклад в изучении исламского образования на территории ВолгоУральского региона, внесли татарские исследователи дореволюционного периода - Х. Фаизханов (1823-1866), предложивший реформирование системы
мусульманского образования, И. Гаспринский (1851-1914), стоявший у истоков джадидизма и нового метода в обучении, Г. Баруди (1857-1921) - создатель медресе «Мухаммадия, автор учебных пособий, Р. Фахретдин (1859-1936) (муфтий, видный татарский религиозный деятель и педагог), который написал большой биографический труд, включавший биографии известных педагогов и религиозных деятелей), З. Камали (1873-1938), основатель новометодного медресе «Галия» и др.
Среди значимых исследований начала XX века можно назвать работу - Д.Д. Валиди (историк и публицист), рассмотревший в своем труде эволюцию джадидизма. По мнению автора, джадидизму были присущи демократические черты, поскольку данное движение было нацелено на реформирование не только буржуазии, но и в большей степени небогатого класса. В данной работе также приведены сведения о педагогической деятельности Г. Баруди и медресе «Мухаммадия». Большое значение имеют труды миссионерских исследователей - Я.Д. Коблова и Н.И. Ильминского .
В советский период проблемами изучения мусульманского образования среди татарского и башкирского населения в стране занимались такие ученые как - Р.У. Амирханов , М.Ф. Рахимкулова , М.Н. Фархшатов . Образовательный аспект джадидизма представляет собой как исторический, так и философский интерес, специалистами изучающими ислам в постсоветское время, в контексте формирования прогрессивной философской мысли в нашем регионе являются - Я.Г. Абдуллин , Д.М. Исхаков , Р.М. Мухаметшин , А.Н. Юзеев и др.
В последнее десятилетие XX в. к изучению наследия Галимджана Баруди приступил Р.У. Амирханов, опубликовавший ряд статей , где автор большое внимание уделил описанию деятельности новометодных медресе, педагогической деятельности Г. Баруди и функционированию «Мухаммадии». Подробная информация содержится также и в книге «Мехэммэдия мэдрэсэсе» , написанная рядом авторов. Книга представляет собой сборник статей, в которых описывается краткая история медресе «Мухаммадия», подробно излагается программа учебного курса дается обзор внутреннего распорядка медресе дореволюционного времени, описаны требования при поступлении, которые предъявлялись к будущим студентам медресе.
К современным исследованиям относится работа М.Х. Юсупова , где подробно описывается жизнедеятельность Г. Баруди. Книга носит биографический характер. Изучением мусульманского образования в Татарстане занимаются также Л.И. Алмазова и Р.Р. Шангараев - выпустившие совместный сборник, состоящий из цикла статей . Процесс становления исламского образования в постсоветское время исследуют ученые - А.М. Ахунов , И.З. Нафиков . Вопросами истории просвещения на территории Волго-Уральского региона занимается Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси .
С началом этого столетия интерес к творчеству Галимджана Баруди и медресе «Мухаммадия» значительно возрастает. Так было написано несколько диссертационных работ . К изучению его творчества принимаются и другие исследователи . Для изучения функционирования медресе «Мухаммадия» (конца XIX - нач.ХХвв.) были привлечены два сборника, в которых содержатся сведения переписок между инспекторами, государственными чиновниками по поводу местных медресе, также информация о количестве учащихся (документы Национального архива РТ) .
Тем не менее, стоит отметить, что подробных работ по функционированию медресе «Мухаммадия» как в современности, так и в прошлом в широком историческом контексте, организации в ней педагогической деятельности по- прежнему не существует.
Объект исследования. Становление исламского теологического образования в Республике Татарстан в исторической ретроспективе.
Предмет исследования. Медресе «Мухаммадия» в контексте становления исламского теологического образования в Республике Татарстан.
Целью данного исследования является реконструкция истории медресе «Мухаммадия» в контексте становления исламского теологического образования в Республике Татарстан. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить становление исламского образования в Российской империи (XVIII-XIX вв.) в корреляции с общественно-политическими изменениями.
2. Изучить деятельность медресе «Мухаммадия» в ее исторической ретроспективе (анализ учебной программы дореволюционного медресе: дать характеристику круга изучаемых дисциплин, организации образовательного процесса, педагогического состава).
3. Рассмотреть процесс возрождения медресе «Мухаммадия» в контексте становления исламского теологического образования и религиозных институтов в 1990-х гг. в Республике Татарстан. Произвести исследование официальных источников, образовательной и учредительной документации относительно кадрового состава преподавателей, контингента учащихся, учебной программы современного медресе «Мухаммадия».
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили работы Талала Асада («Идея антропологии ислама» ), Веры Тольц («Собственный Восток России» ) - в основе их исследования лежит антропологический подход, позволяющий рассматривать ислам в его локальных проявлениях. В российский контекст применение данного подхода как никогда является наиболее актуальной. По причине проживания на территории России большого количество народов, придерживающихся исламской религии, данный подход позволяет рассматривать ислам в тесной связи с традициями, обычаями того или иного народа. Реформация исламского образования в Волго-Уралье в XIX- нач.ХХвв. - следствие попытки интеграции мусульман в российские реалии. Именно данный фактор - ислам, который синтезирует в себе аутентичный, доктринальный ислам и ислам адаптированный к современности к локальным нормам и традициям. В данной работе и изучается этот феномен.
Также в основе нашего исследования легли работы местных ученых - Л.И. Алмазовой и Р.Р. Шангараева, которые совместно провели комплексное теоретическое и полевое исследование исламской образовательной системы и учреждений в Татарстане. Исследование данных ученых послужило в дальнейшем теоретической базой для проведения эмпирического исследования. В процессе данного исследования, после предоставления заместителем директора по социально-воспитательной работе официальной документации медресе «Мухаммадия», был проведен анализ, в котором изучалась официальная документация, а также анализировались: кадровый состав преподавателей, контингент учащихся, учебные программы современного медресе. Сбор данной информации в стенах самого медресе «Мухаммадия». Также за основу были взяты исследования Р.У. Амирханова, относящиеся конкретно к истории и деятельности медресе «Мухаммадия», послужившие источниковедческой базой для изучения функционирования данного медресе в дореволюционное время.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа представляет собой первое обобщенное систематическое исследование казанского медресе «Мухаммадия» в широкой исторической ретроспективе. В научный оборот был введен широкий круг источников, касаемых изучения медресе «Мухаммадия». В результате успешность в подготовке кадров в медресе детерминирована тем, что при составлении учебной программы в современности, за основу была взята программа, разработанная дореволюционными учеными- богословами, учитывая локальные особенности бытования ислама, делая акцент на национальный характер, оставаясь профильным учебным заведением, медресе во все времена своего существования отвечала и отвечает практическим задачам современной жизни.
Положения, выносимые на защиту:
- В досоветский период медресе «Мухаммадия» в условиях отсутствия у татар системы официальных, государственных учебных заведений претендовало на роль одного из основных образовательных центров. Анализ источников, учебных программ показывает, что воспитательный фактор складывался из системного подхода: большое внимание уделялось религиозной, ментальной, моральной, физической составляющей. Проведенное нами исследование, позволяет сделать вывод о том, что успешность учебно-воспитательного процесса в медресе «Мухаммадия» детерминировано вовсе не отказом от религиозности, а наоборот, её усилением через адекватное, рациональное не буквалистское осмысление ислама сообразно времени и условиям тогдашнего устройства
Российской империи. За 36 лет (1882-1918) своего существования медресе выпустило более тысячи студентов и дало им начальное, среднее и высшее духовное образование. Среди выпускников были видные представители татарской интеллигенции - общественные и культурные деятели, поэты, писатели, дипломаты, педагоги, ученые и художники.
- В процессе проведенного нами исследования выяснилось, что
корреляция традиции и новации в образовательной системе «Мухаммадии», где приоритет отдается традициям, позволяет обеспечить адаптированную модель восприятия ислама в российских реалиях. Учет региональных исторически сложившихся исламских особенностей на территории Волго-Уралья,
существование ислама в поликонфессиональном обществе, акцент на приверженность к ханафисткому мазхабу, в котором в основе права лежит также учет локальных традиций. Основа исторически сложившегося образования татар есть преемственность, поскольку знания передаются по цепочке от преподавателя к учащемуся, после его ученику и т.д. Вероятность искажения толкования богословского наследия, моральных и правовых принципов в данном случае исключается в большей степени. Вновь формируясь в начале 1990-х гг. медресе «Мухаммадия» прошла схожий путь, который был в конце XIX в. Тогда, возрождавшееся мусульманское обучение велось по дореволюционным учебникам. Несмотря на это учебники оставались актуальными и с методической стороны были сильны. Исламская образовательная система должна соответствовать современности, беря во внимание происходящие изменения в образовательной сфере, осваивать иностранный опыт, в то же время помнить и о своих традициях.
- Медресе «Мухаммадия» является образцом религиозного учебного заведения. Поскольку данное медресе, как в прошлом, так и в настоящем всегда умело организует собственную учебно-образовательную деятельность, соответствуя государственным требованиям. Оно динамично развивается и встраивается под современные жизненные реалии, готовя конкурентоспособных специалистов, не только для религиозной, но и светской среды. На общероссийском уровне медресе «Мухаммадия» занимает весомое значение, поскольку в стенах данного медресе обучались видные религиозные деятели.
Теоретическая и практическая значимость. Проведенное исследование дает единое представление о процессе формирования учебной деятельности в медресе «Мухаммадия» дореволюционного и современного времени. Исследовательские результаты работы представляют собой базу знаний и опыта, которые впоследствии могут послужить для дальнейшего изучения данной темы. Учебно-педагогическая деятельность медресе «Мухаммадии» может быть взята в качестве образца для других исламских образовательных учреждений в процессе выстраивания своей образовательной системы.
Информация об апробации результатов. Основные результаты данной работы были изложены на одной конференции (Казань, 2018 г.), а также опубликованы в одном научном сборнике тезисов конференции (Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов) и одном научном журнале (Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 10-1 октябрь 2018 г. (РИНЦ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель настоящей работы - реконструкция истории медресе «Мухаммадия» в контексте становления исламского теологического образования в Республике Татарстан - достигнута.
После изучения процесса становления и развития системы мусульманского образования в Российской Империи, для более подробного исследования нами было взято казанское медресе «Мухаммадия». Была изучена история становления и образовательная деятельность дореволюционного медресе, рассмотрена личность основателя - Галимджана Баруди, в работе описывались результаты деятельности «Мухаммадии», после чего была изучена новейшая история медресе в постсоветский период и дальнейшее функционирование до наших дней. Проведя данное исследование можно сделать ряд выводов.
Во-первых, после присоединения к России во второй половине XVIII в. больших мусульманских территорий на Северном Причерноморье, в Крыму и на Кавказе в России резко возросло исламское население. По этой причине возникла проблема в создании специализированной политики, касаемой мусульманского населения России, и образования для данного населения специальных учебных заведений. Среднеазиатский регион, находясь в составе России, был на тот момент центром сосредоточения исламского образования. Татарское население стало основным опосредующим звеном, в деле приобщения среднеазиатского народа к жизни и законам Российской Империи. Мектебе и медресе во все времена были центрами экспансии грамотности и просвещения среди татар. Минуя несколько ступеней своего становления, исламское образование в Татарстане в конце XIX - начале XX вв. преобразовалось в значимую систему, автономную от официальной идеологии (джадидские медресе). Данная образовательная система народа в исламской умме стала двигателем в деле распространения новой мысли, подготовки интеллектуального будущего общества. Благоприятный рост исламской школы прервала революция 1917 года.
Во-вторых, рассматривая событийный ряд и фактические данные, касающиеся деятельности дореволюционного медресе, стоить сказать, что в начале ХХ века, данное образовательное учреждение являлось одним из центральных образовательных заведений, воплощающих в реальность методы интеграции в учебную деятельность новейших принципов преподавания. В медресе «Мухаммадия» Галимджану Баруди удалось воплотить в реальность мысли, которые ранее не удалось претворить в жизнь многим его соратникам - Н. Курсави, Ш. Марджани и др. Благодаря значительной финансовой поддержки со стороны татарских купцов была реализована идея создания системы учебных заведений, где грамотно преподносились предметы светского и религиозного характера. Вследствие широкого охвата многих предметов в процессе преподавания, после окончания медресе, воспитанникам предоставлялась возможность работать учителями и имамами в мечетях, параллельно у них имелся и умственный потенциал для реализации своих возможностей и в иных жизненных областях общества.
В-третьих, в результате коренных изменений в стране в постсоветский период, когда религия официально стала признаваться, начало формироваться и религиозное образование. По причине скудного религиозного наследия, исламское духовенство было вынуждено обратиться к поддержке зарубежных исламских стран, которые коренным образом отличались от российских реалий. Воспринявшие иеалогическую систему моноконфессиональных стран выпускники стали распространять ее в нашей стране.
Вновь формируясь в начале 1990-х гг. медресе «Мухаммадия» прошла схожий путь, который был в конце XIX в. Тогда, возрождавшееся мусульманское обучение велось по дореволюционным учебникам. Несмотря на это учебники оставались актуальными и с методической стороны были сильны. Исламская образовательная система должна соответствовать современности, беря во внимание происходящие изменения в образовательной сфере, осваивать иностранный опыт, в то же время помнить и о своих традициях.
Мусульманские образовательные учреждения прошли через начальную ступень развития, на данный момент уже стоит сказать о новейшем этапе в работе профессионального российского исламского образования — о значительном повышении качества. Возникают перемены в структуре, происходят улучшения в формировании учебного процесса. Поменялся и расширился круг и цели профессионального исламского образования.
Сейчас в России существуют все звенья религиозного обучения — вузы, средние специальные, начальные учебные заведения, кратковременные курсы, направленные на распространение знаний об исламе. Но до сих пор на первую позицию встает профессиональная подготовка исламских священнослужителей и специалистов по разным отраслям мусульманских наук, которые должны стать кадровым базисом для дальнейшей эффективной экспансии религиозной культурной традиции и формирования фундаментальной научной базы для воссоздания исламских наук в России.
Ввиду надобности достижения нового, современного качества образования в рамках профессиональной исламской образовательной системы, появилась необходимость расширения и активизации процесса в образовании. Требуются новейшие организационные структурные типы, новые технологии обучения. Современные образовательные мусульманские учреждения должны предоставлять учащимся качественное профессиональное знание, обеспечивать уровень пригодности выпускника к эффективной работе, удовлетворять запросы общественности в отношении кадров и создавать в обществе новое отношение к качеству образования, распространяя надобность сбережения культурных и духовных традиций в обществе.
Проделанная нами работа в изучении медресе «Мухаммадия» в контексте становления исламского образования в Республике Татарстан, позволяет сделать вывод: что данное медресе выступает в качестве учебного заведения,
базирующиеся на своей дореволюционной модели, в которой синтезируются концептуальные традиционные знания (богословское наследие татарского народа) и знания, необходимые для успешного и конкурентоспособного существования и решения социальных вопросов - предоставляющие выпускникам медресе.
Говоря о традициях, испокон веков на территории Волго-Уралья укоренился ханафитский мазхаб. Данный мазхаб уделяет большое внимание подробному анализу и всестороннему изучению Сунны и Корана. Правовыми источниками в ханафитском мазхабе являются - Коран, Сунна, иджма, кыяс, истихсан, урф (учет местных обычаев и традиций общества). Руководствуясь последним, именно традиции становятся базисом для формирования системы мусульманского образования. Учитывая локальные особенности бытования ислама, менталитет народа и российские законы, возможно дальнейшее построение гармоничного существования ислама в России. Ханафитский мазхаб, в большей степени соотносится с российскими реалиями, так как формировался в поликонфессиональной среде. Следование в обрядовых вопросах одному мазхабу приведет к единению татар-мусульман .
Как и в прошлом столетии основная цель преподавания в «Мухаммадии» - это обеспечение молодого поколения знаниями, соответствующими современным условиям. Так же, как и в прошлом наряду с традиционными религиозными предметами в образовательной программе в настоящее время значительное внимание уделяется изучению общегуманитарных дисциплин. Изучение старотатарского языка, истории татарского народа - все это показывает отсылку и учет исторического опыта медресе. В стенах дореволюционного и современного медресе студенты так же принимают активное участие в общественной жизни - участвуют в различных образовательных и спортивных конкурсах, олимпиадах, в благотворительных акциях, что подтверждает процесс интеграции учащихся к общественности.
Дальнейшее исследование образовательной деятельности медресе «Мухаммадия» позволит выявить причины и следствия успешности в воспитании и выпуска конкурентоспособных и компетентных специалистов в области ислама.



1. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Иман, 1998. - 41 с.
2. Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль: Социальная природа и основные проблемы / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1976. - 319 с.
3. Алмазова Л.И. Возрождение религиозных институтов в Татарстане в постсоветскую эпоху / Л.И. Алмазова // Учебное пособие: История Татарстана и татарского народа 1917 - 2013 гг. / под ред. А.Галлямовой. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014. - С. 385-395.
4. Алмазова Л.И., Шангараев Р.Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы (Цикл статей) / Л.И. Алмазова, Р.Р. Шангараев. - Казань, 2008. - 125 с.
5. Аминов Т.М., Бенин В.Л. Мусульманское образование в дореволюционной Башкирии / Т.М. Аминов, В.Л. Бенин // Образование и наука. -2006. - № 3 (39). - С. 118-125.
6. Амирханов Р.М. Очерки истории татарской общественной мысли / под ред. Амирханов Р. М. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2000 - 191 с.
7. Амирханов Р. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период / Р. Амирханов // Мэгариф. - 1992. - №8. - С. 36-39.
8. Амирханов Р.У. Образование татарской нации / Р.У. Амирханов // Материалы по истории татар. народа. - Казань, 1995. - С. 298-334.
9. Амирханов Р. У. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования / Р.У. Амирханов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g11/ (дата обращения: 27.10.2018).
10. Асад Т. «Идея антропологии ислама» / Т. Асад // «Islamology». - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 41-61.
11. Ахунов А. М. Государство и ислам: особенности сосуществования в постсоветском Татарстане / С. Амгар, А. М. Ахунов, И. Л. Бабич и др. // Религии и радикализм в постсекулярном мире / под ред. Е. И. Филипповой и Ж. Радвани. - М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо - Маклая РАН, Горячая линия -Телеком, 2017. - С. 68-80.
12. Ахунов А.М. Роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане: проблемы и пути их преодоления / А.М. Ахунов // Россия и мусульманский мир. - 2017. - №6 (300). - С. 33-42.
13. Беннигсен A.A. Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России / А.А. Беннигсен // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - С. 79-97.
14. Биктемирова Э.И. Педагогические воззрения и деятельность Галимджана Баруди: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.И. Биктемирова. - Казань, 2002. - 18 с.
15. Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресе Средней Азии / Н.А. Бобровников // Путевые заметки. - СПб., 1913. - №7. - С. 54-55.
16. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар: (до революции 1917 г.) / Д. Валиди. - Петроград: Госиздат, 1923. - 107 с.
17. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар / Д. Валиди. - Казань: Иман, 1998. - 157 с.
18. Гимазова Р. А. Просветительская деятельность Нигматуллиных- Буби (конец XIX- начало XX вв.) / Р.А. Гимазова. - Казань: Печатный Двор, 2004. - 193 с.
19. Дмитриева Е.Л. Исламское образование в России: история и современность / Е.Л. Дмитриева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/domcom/Desktop/islamskoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-i- sovremennost.pdf. (дата обращения: 07.04.2019). С.12-17.
20. Загидуллин И.К. Социальные аспекты организации институтов мусульманского конфессионального образования в Казани в первой половине XIX в. // Образование и просвещение в губернской Казани. Сб. статей. - Вып. 4 / отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. - Казань: Изд-во «ЯЗ»; Институт истории АН РТ, 2012. - С. 85-93.
21. Исаков Ф.Р. Просвещение в Ферганской долине в конце XIX-
начале XX в.: мусульманские мактабы, медресе и русско -туземные школы // Личность и время. Николай Остроумов: востоковед, просветитель,
летописец эпохи. Материалы международной научной конференции, посвященной 170-летию со дня рождения русского ученого -туркестановеда, исламоведа, деятеля народного образования в Средней Азии Николая Петровича Остроумова. [Текст] - Ташкент: «Turon zamin ziyo», 2017. - С. 301-306.
22. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: [учебное пособие] / под ред. Л. И. Алмазова. - Казань: [Российский исламский университет], 2011. - 372 с.
23. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению / под ред. М.Р. Мухаметшин. - Казань: Иман, 1997. - 80 с.
24. Керенский Ф. Медресе Туркестанского края / Ф. Керенский // Журнал Министерства народного просвещения. - 1892. - №11. - С. 36-50.
25. Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. — Казань: Центр. тип., 1916. - 119 с.
26. Коран / [Пер. И.Ю. Крачковского]. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. -
727 с.
27. Королёва Л. А., Королёв А. А., Гринцов Д. М. Формирование системы татарско-мусульманского образования и просвещения в постсоветской России (по материалам Поволжья) / Л.А. Королёва, А.А. Королёв, Д.М. Гринцов // Общество: философия, история, культура. - 2012. - № 4. - С. 28-33.
28. Материалы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского / под ред. И.К. Загидуллин // Сборник документов и материалов. - Казань: ЯЗ, 2015. - 619 с.
29. Махмутова А.Х. Возрождение и развитие системы образование татар-мусульман в Волго-Уральском регионе в конце XVIII - начале XX вв. / А.Х. Махмутова // Журнал Научный Татарстан. - 2011. - №1. - С. 173-194.
30. Махмутова А.Х. Восстановление и развитие системы образования татар-мусульман во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. // Образование и просвещение в губернской Казани: сб. статей. - Вып. 3 / отв. ред. И.К. Загидуллин, Л.Ф. Байбулатова. - Казань: Изд-во «ЯЗ», Институт истории АН РТ, 2011. - С. 87-101.
31. Махмутова A.X. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса (1861 - 1917) / А.Х. Махмутова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 96 с.
32. Медресе г. Казани XIX - нач. XX вв.: Сборник документов и материалов / отв. сост. Л.В. Горохова; сост. Р.А. Гимазова, Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина / под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 318 с.
33. Медресе Казанской губернии второй трети XIX - начала XX в.: сборник документов и материалов / под ред. Д.И. Ибрагимов. - Казань: [Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан], 2012. - 287 с.
34. Муфтахутдинова Д.Ш. Политика Российского государства по отношению к татарам-мусульманам в Казахстане // IV Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций: материалы международной научно-практической конференции (Казань, 28-29 сентября 2016 г.) / под ред. Р.Р. Закирова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 133 с.
35. Мухаметшин А.Г. Просветительская и педагогическая деятельность Галимджана Баруди (Галиев Галимджан) (1857-1921) /А.Г.
Мухаметшин// Вестник Башкирского университета. - 2006. - №2. - С. 131— 135.
36. Мухаметшин Р. М. Татары и ислам в XX веке: (ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р.М. Мухаметшин. - Казань: Фэн, 2003. - 303 с.
37. Набиев Р.А., Нафиков И.З. Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан / Р.А. Набиев, И.З. Нафиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №3. Часть II. - 2012. С. 93-97.
38. Нафиков И.З. Формирование системы мусульманского образования в России: 1990 - 2000-е гг.: автореф. дис. канд. истор. наук / И.З. Нафиков. - Казань, 2013. - 23 с.
39. Образование и просвещение в губернской Казани: сб.статей. - Вып.1/ отв.ред. И.К.Загидуллин, Е.А.Вишленкова. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Ан РТ, 2008. - 200 с.
40. Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае / Н.П. Остроумов // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1906. - Ч. I. - 57 с.
41. Официальный сайт МРО-УСПРО медресе «Мухаммадия»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mohammadiya.tatar/ru/prepodavateH/ (дата обращения: 12.10.18).
42. Самигуллин К. Муфтий Татарстана: «Концепция «Ислам и татарский мир» уходит в забвение?» / К. Самигуллин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/104101-muftiy- tatarstana-o-koncepciya-islam-i-tatarskiy-mir (дата обращения 14.04.2019).
43. Самигуллин М.Г. Баруди и медресе «Мухаммадия» / М.Г. Самигуллин // Минбар. Исламские исследования. - Т. 10. - №2. - 2017. - С. 69-74.
44. Сафиуллина-Аль Анси Р. Р., Гибатдинов М. М. Вклад братьев
Баруди в развитие татарского просвещения: материалы научно -
практической конференции, посвященной юбилеям известных татарских педагогов и просветителей - 155-летию Галимджана Баруди и 150-летию Салихджана Баруди (Казань, 1 ноября 2012 г.) / под ред. Гибатдинов М. М.
- Казань: [Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ], 2013. - 111 с.
45. Сафиуллина-Аль Анси Р.Р. Исламское вероучение в учебных пособиях и трудах татарских авторов начала ХХ в.: Хрестоматия / сост., введ. и примеч. Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси. - Казань: КФУ, 2013. - Ч. 1. - 252 с.
46. Сафиуллина-Аль Анси Р.Р. Исламское вероучение в учебных пособиях и трудах татарских авторов начала ХХ в. Хрестоматия / сост., введ. и примеч. Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси. - Казань: КФУ, 2013. - Ч. 2. - 168 с.
47. Сафиуллина Р.Р. Книги на арабском языке у мусульман ВолгоУральского региона / Р.Р. Сафиуллина. - Казань: РИИ, 2017. - 161 с.
48. Сафиуллина Р.Р. Печатная книга на арабском языке у татар (18011917 гг.: автореф. дис. канд. филол. наук / Р.Р. Сафиуллина. - Казань, 2001.
- 25 с.
49. Сборник материалов научно-практической конференции "Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы" (13 октября 2004 г.) / под ред. Сафиуллина Р. Р. - Казань: Инт истории АН РТ, 2005. - 155 с.
50. Совет по исламскому образованию. Концепция развития исламского образования в России // Официальный сайт Совета муфтиев России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://muslim.ru/articles/281/8580/ (дата обращения: 29.11.2018).
51. Татары / ред.: Р. К. Урамзанова, С. В. Чешко. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
52. Тольц В. «Собственный Восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период / пер с англ. Вера Тольц. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 336 с.
53. Рахимкулова, М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге [Текст ] / М.Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1997. - 254 с.
54. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период: 60-90-е годы XIX в. [Текст] / М.Н. Фархшатов. - М.: Наука,1994. - 145 с.
55. Фархшатов, М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917 гг.) [Текст] / М.Н. Фархшатов. - Уфа, 2000. - 259 с.
56. Хабутдинов А. Ю., Сафиуллина Р. Р. Медресе и мударрисы на территории Татарстана в XVIII - начале XX в., учебная литература и методы обучения: учебное пособие / А.Ю. Хабутдинов, Р.Р. Сафиуллина. - Казань: [Издательство Казанского университета], 2017. - 153 с.
57. Хисамутдинова Л. С. Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди: дис. ... канд. ист. наук / Л.С. Хисамутдинова. - Казань, 2004. - 172 с.
58. Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие: историко -документальный сборник / пер. со старотат. А. М. Ахунова и И. Ф. Гимадеева; сост. и отв. редактор Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. - 152 с.
59. Шаймарданов А. Рафик Мухамметшин: Мусульманское
образование переживает застой / А. Шаймарданов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazanriu.ru/quote/151/ (дата обращения:
30.11.2018).
60. Шарафутдинова Г. Единые стандарты для медресе заработают в
сентябре / Г. Шарафутдинова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://rt.rbc.ru/tatarstan/26/01/2015/5592b28c9a7947d29191583b (дата
обращения 28.11.2018).
61. Юзеев А. Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX - начало XX вв.) / А.Н. Юзеев. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2012. - 286 с.
62. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди / М.Х. Юсупов. — Казань, 2003.
- 206 с.
63. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк / М.Х. Юсупов.
- Казань: Татарское кн. изд-во, 1981. - 232 с.
64. Якупов В. М. Медресе "Мухаммадия": преемственность традиций: (материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию медресе "Мухаммадия" и 150-летию Г. Баруди) / под ред. Якупов В. М. - Казань: Изд-во ДУМ РТ, 2008. - 284 с.
65. Якупов В. Мусульманское образование / В. Якупов. - Казань: «Иман», 2002. - 93 с.
66. Ярхамов И. Единый стандарт исламского образования в Татарстане: за границу не поедем, будем учить в своих медресе / И. Ярхамов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kazanfirst.ru/articles/180881 (дата обращения: 18.11.2018).
Литература на иностранном языке
67. Graney Katherine E. Education Reform in Tatarstan and Bashkortostan: Sovereignty Projects in Post-Soviet Russia / Katherine E. Graney // Europe-Asia Studies (Vol. 51) - No. 4 - 1999. - P. 611-632.
68. Алмазова Л. Зыяэтдин Камали: меселманнарда дини Yзэн Yсеше / Л. Алмазова // Идел-Урал тебэгендэ меселман фикере тарихы. Уку эсбабы.
- Казан: РИИ, 2016. - 331 б.
69. Эмирхан Р. “Мехэммэдия” мэдрэсэсе / Р. Эмирхан // Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Фэнни-популяр очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр, 1992. - Б. 12-37.
70. Эмирхан P. Мехэмэдия мэдрэсэсе / Р. Эмирхан // Мирас. - 1992.
- М1. - С.73-83.
71. Баруди Г. Хэтирэ дэфтэре / Г. Баруди. - Казан: Иман, 2007. - 106 б.
72. Мэдрэсэ «Мехэммэдия»нен программасы // эд-Дин вэ эл-эдэб. - 1913. - № 18-21. - Б. 573-651.
73. «Мехэммэдия» мэдрэсэсе / ТезYчелэр Н.Г. Ханзафаров, Р.У.Эмирханов, Р.Г. Эхмэтщанов. - Казан: Мэгариф, 1998. - 99 б.
74. Рэхимкулова М., Хэмидуллин Л. «Хесэения» мэдрэсэсе / М.Рэхимкулова, Л. Хэмидуллин // Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. Фэнни- популяр очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр, 1992. - Б. 74-114.
75. Ризаэтдин бин Фэхретдин. Асар. Кыскача конспект-аннотация / ТезYче: М. Гайнетдин. - Казан: Иман, 2003. - 137 б.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ