Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Работа №14321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
827
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие образования в России во второй половине XIX века
1.1. Условия становления образовательной системы в России во второй половине XIX века 11
1.2. Складывание сети учебных заведений в России во второй половине XIX века 23
Глава 2 Характеристика образовательной системы в Курской губернии во второй половине XIX века 35
2.1. Уровень грамотности населения в Курской губернии во второй половине XIX века 35
2.2. Развитие начального образования в Курской губернии во второй половине XIX века 40
2.3 Развитие женского образования в Курской губернии во второй половине XIX века 49
2.4. Развитие профессионального образования в Курской губернии во второй половине XIX века 59
Заключение 70
Список источников и литературы 73
Приложения 81


Актуальность исследования. Данная работа посвящена рассмотрению вопросов становления и развития системы образования в Курской губернии во второй половине XIX века. Этот вопрос представляет собой важную часть истории нашего региона в прошлом, потому что образование выступает одним из основных средств развития личности и оказывает влияние на формирование её базовой культуры. Духовная жизнь, а также ценностные ориентации подрастающего поколения обусловлены процессами, происходящими в обществе. Поэтому для понимания роли образования во второй половине XIX века, представляется важным оценить его значение в жизни страны и региона в частности, проанализировать социальную, политическую обстановку в государстве, дать оценку развитию промышленности, охарактеризовать внешние связи империи.
Середина XIX века в России является временем развития новых социально-экономических отношений, сложившихся в процессе модернизации разных сфер жизни русского народа в 60-70-е годы XIX века. Эти реформы повлияли на трансформацию культуры, науки и образования. Эффективность всех модернизационных процессов пореформенной России находилась в непосредственной зависимости от уровня образованности населения государства, и поэтому реформа образования стала следствием необходимости подготовки профессиональных кадров, владеющих современными знаниями и навыками, и явилась одним из факторов поступательного движения государства по пути прогресса.
Таким образом, исследование процесса формирования образовательной системы в провинциальной России имеет интерес не только исторический, но и педагогический, обусловленный актуальностью поднятого вопроса.
Первые работы, освещающие проблему образования, были опубликованы в 70-е гг. XIX века. В них даётся анализ основных мероприятий государства по развитию народного образования, начиная с XVIII века заканчивая началом XIX века, т.е. вплоть до образования министерств .
В конце XIX - начале XX века вышли в свет работы обзорного характера и монографические исследования по истории педагогики, кроме того созданы труды по истории школы . Такие учёные как В.В. Каллаш и С.В. Рождественский основную роль в развитии российского образования отводили государству, подчеркивали главенствующие позиции Министерства Народного Просвещения. Другие исследователи напротив, считали, что главная заслуга в деле продвижения народного просвещения по праву принадлежит общественному самоуправлению - земству, и критиковали деятельность правительства. В их числе можно назвать В.И. Чарнолусского, Г.А. Фальборка и Н.В. Чехова .
Первые работы курских авторов имели исключительно фактологический описательный характер. Они представляли собой краткие сведения, касающиеся истории возникновения и современного состояния некоторых образовательных учреждений в составе городских центров Курской губернии, принадлежащие перу краеведов. Среди них можно выделить сочинения Н.И. Златоверховникова , А.А. Танкова и Н.И. Моисейченко .
В советский период специальные работы, освещающие данную тематику, относятся к концу 1940-х - 1950-е годов . Особенность этих исследований состоит в идеологической направленности выводов. Оно нашло выражение в стремлении авторов к противопоставлению советского периода развития российского образования аналогичному процессу дореволюционной эпохи.
Уже со второй половины 80-х гг. XX в. в отечественной историографии российского образования приобретают популярность в научных кругах исторические и педагогические работы, свободные от классово¬идеологических взглядов, характеризующиеся новизной исследовательского подхода и обеспечением источниками.
Ведущие историки края, занимаясь исследованием вопросов общественно-политической жизни Центрального Черноземья, освещали отдельные стороны развития образовательной реформы.При анализе вопросов, касающихся русской культуры и цивилизации, Ю.Л. Ярецкий и В.А. Тонких сосредотачивали своё внимание на воспитательной функции образования, обозначив её весомую роль в сохранении национальной безопасности России, её самобытности и культурной идентичности .
На современном этапе в исследованиях российских учёных, касающихся рассмотрения вопросов образования, можно выделить труды В.В. Ануфриева , А.И. Чернышова , Д.А. Терещенко . В них авторы рассматривают процесс развития образования в Курской губернии второй половины XIX века с разных сторон, касаясь и начального образования, и среднего профессионального, и высшего, а также отдельно женского образования.
Историографический обзор исследований демонстрирует, то обстоятельство, что процесс формирования и развития образовательной системы в Курской губернии во второй половине XIX века в отечественной литературе не раскрывается всесторонне и целостно, а в существующих исследованиях учёных и краеведов представлены только его отдельные грани.
Источниковая база исследования представлена архивными и печатными материалами. Архивная документация представлена материалами Российского государственного исторического архива (далее РГИА), в которых отражены отчеты научных учреждений и учебных заведений за 1850-1917 гг. , отчеты губернаторов; 1855-1864 гг. А также Государственного архива Курской области (далее ГАКО), который содержит дела об открытии училищ, гимназий, прогимназий, народных школ, об избрании попечителей в училищные советы; ведомости о расходах земства на народное образование; списки учебных заведений . Кроме того,располагает документами о состояния школ и грамотности населения. Также имеются сведения о всеобщем начальном обучении, доклады комиссии по народному образованию о состоянии начального образования в губернии.
Вторую группу источников составляют разнообразные печатные материалы. В работе они представлены законодательными документами, содержащимися в Полном собрании законов Российской империи и Своде законов Российской империи и другими документами, продолжавшими действовать во второй половине XIX века.
Ценным источником, содержащим широкий круг вопросов о грамотности населения стали материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года .
Перечисленные источники расширяют сведения, содержащиеся в местных справочных статистических изданиях , трудах Курского губернского статистического комитета , справочниках-календарях. В изданиях периодической печати , тиражи которой значительно увеличились с 1861 года, отражены сведения различного характера о развитии образовательной системы во второй половине XIX века.
Таким образом, использованный в дипломной работе спектр архивных и печатных источников, содержащих различную по характеру, объёму и степени достоверности информации.
Предметом исследования служит деятельность государственных органов, местного самоуправления, общественных организаций, а также частных лиц по созданию и развитию системы образования в Курской губернии во второй половине XIX века.
Географические рамки исследования заключены в территориальные границы Курской губернии второй половины Х1Х века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1861 года по 1896 год, в котором развитие Российской империи выдвигало требования в сфере качественной образовательной, профессиональной подготовки населения, а также создания эффективной системы обучения.
Целью исследования является характеристика становления и развития образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX века.
Задачи исследования:
- Выявить условия становления образовательной системы в России во второй половине XIX века;
- Рассмотреть складывание сети учебных заведений в России во второй половине XIX века;
- Оценить уровень грамотности населения в Курской губернии во второй половине XIX века;
- Показать развитие начального образования в Курской губернии во второй половине XIX века;
- Охарактеризовать женское образование в Курской губернии во второй половине XIX века;
- Проанализировать становление профессионального образования в Курской губернии во второй половине XIX века.
Метод статистического и системного анализа документов позволил провести исследование обозначенной проблемы всесторонне, во взаимодействии всех её составляющих элементов.
Метод историзма дал возможность изучить развитие народного образования в провинции с учетом конкретных исторических условий.
В соответствии с целью и задачами исследования использовались логический, сравнительный, проблемно-хронологический методы.
Научная новизна исследовательской работы заключается в том, что в ней отражена объективная образовательная ситуация, сложившаяся в Курской губернии во второй половине Х1Х-начале XX века. Дана комплексная характеристика учебных заведений разных ступеней, действовавших в этот период на территории губернии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут быть использованы преподавателями и студентами в процессе изучения Отечественной истории. А полученные результаты позволят более полно уяснить особенности развития образования в Курской губернии во второй половине XIX века.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, первой главы, второй главы, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению ситуации развития образования в Российской империи во второй половине XIX века. В первом параграфе дается характеристика условий, в которых происходило становление образовательной системы в России во второй половине XIX века. Второй параграф дает понимание о пути формирования сети учебных заведений в
России во второй половине XIX века, о ступенях образования, видах образовательных учреждений и их преемственности.
Во второй главе затрагивается региональный аспект вопроса образования. Первый параграф описывает динамику развития грамотности населения в до- и пореформенный периоды. Во втором даётся характеристика народного начального образования, приводится указание роли земств в деле народного просвещения. Третий параграф знакомит с состоянием женского образования в Курской губернии во второй половине XIXвека, женскими учебными заведениями и особенностями учебного процесса. В последнем параграфе приводятся материалы, касающиеся отрасли профессионального образования, указываются факторы, вызвавшие необходимость в его развитии, даются сведения о разнообразных мастерских, училищах и школах, учреждённых в пореформенное время на территории губернии.
В приложении представлены рисунки, фотографии учебных заведений, учебного процесса, документов, свидетельствующих о реализации реформы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие образовательной системы в России во второй половине XIX века являлось сложным процессом, которому предшествовало много событий и процессов в государстве. Так, среди условий становления образовательной системы в России можно выделить бурный экономический рост, происходивший в стране в исследуемых хронологических рамках, и требовавший не только большого количества квалифицированных специалистов разных направлений, но и просто образованных людей. Следующим фактором развития образования в сельской местности послужило освобождение крестьян от крепостной зависимости. Получив свободу, крестьяне оказались вынужденными получить хотя бы элементарные знания и навыки, чтобы иметь возможность самостоятельно решать свои проблемы.
Особенностью образовательной системы дореформенного времени было отсутствие преемственности между её ступенями. Однако с проведением реформ ситуация в образовании изменилась. «Положение о начальных народных училищах» 1864 года расширило сеть начальных учебных заведений. Появилось деление в структуре средних учебных заведений. Была введена преемственность между ступенями образования. Отныне образование стало не только прерогативой мужчин. Теперь и женщины могли обучаться грамоте, для этого было разработано «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Но учебные заведения подобного рода предоставляли право лишь на получение среднего образования, но не ставившими задачу подготовки девушек к его продолжению.
Но в эпоху контрреформ обстоятельства значительно усложнились, законы, введенные в действие отбросили развитие образования почти на век назад: ужесточились порядки в гимназиях, высшие учебные заведения были практически лишены автономии.
В 1884-1885 годов общая численность сельского населения, владеющего грамотой, составляла только 4,7% , в этот показатель включал и образованных дворян, и чиновников, и учителей, и учащихся, а также других специалистов. Поэтому на долю крестьян приходился куда меньший процент грамотных. Среди городского населения, по данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, доля грамотных обоего пола в Курской губернии составляла 39,4%. Такой высокий показатель связан с тем, что в городе проживало наибольшее количество чиновников, мещан, дворян и различных служащих, имевших образование, а также с большим числом различных средних и профессиональных учебных заведений. Проведение реформ положительно повлияло на повышения уровня грамотности населения Курской губернии, хотя этот процесс занял довольно длительное время.
Осознание того, что начальное образование, особенно в сельской местности, является важной составной частью развития общества, пришло не сразу. В пореформенную эпоху начальное образование стало стремительно распространяться. Этому способствовала деятельность уездных земств, которые сначала совместно с сельскими обществами, а затем самостоятельно занимались открытием начальных школ в сельской местности. В конце XIX века земства стали выдавать сельским обществам беспроцентные ссуды и пособия на открытие новых народных школ. Данные мероприятия привели к быстрому росту народных школ в уездах Курской губернии.
Что касается профессионального образования, то с переходом к рыночной экономике возросла потребность в специалистах в различных областях промышленности, что повлияло на процесс складывания различных профессиональных учебных заведений, доступных для людей и из высших, и из низших сословий.
Важнейшими из профессиональных учреждений были низшие профессиональные училища, а также школы и мастерские. Таким образом,к началу XX века Курская губерния подошла уже со сложившейся определенной самодостаточной системой профессиональной подготовки населения.



1. Государственный Архив Курской Области (далее ГАКО): Ф-
1. Канцелярия Курского Губернатора. - Оп 1 -Д 4, 5944,9195
2. ГАКО. - Ф-4. Курский Губернский Статистический комитет. - Оп 1 -Д 144, 159.
3. ГАКО. - Ф-47. Городские образцовые двухклассные училища. - Оп. - Д.
4. ГАКО. - Ф-54. Курское Губернское по земским и городским делам присутствие. - Оп 1 д.571, 575.
5. ГАКО. - Ф-183.Женские гимназии г. Курска - Оп 1 - Д 1, 14,15,42, 83.
6. ГАКО. - Ф-193. Курская учительская семинария.- Оп 1. - Д. 405.
7. ГАКО. - Ф-1496. Щигровская женская гимназия. - Оп 1 - Д 1, 32,42, 63.
8. Государственный Архив Белгородской Области (далее ГАБО): Ф- 82. - Грайворонская женская гимназия. - Оп 1 - Д 43, 70
9. Российский Государственный Исторический Архив (далее РГИА): Ф-733. Департамент народного просвещения. - Оп 170 -Д 50,Оп 173 - Д 31, Оп 205 -Д 1636, 2818, 3187.
10. РГИА. - Ф-1281. - Совет Министра Внутренних Дел. - Оп 6 -Д 49, Оп 7 -Д 39, 53.
11. РГИА. - Ф-1282. - Канцелярия Министра Внутренних Дел. - Оп З-Д 478,790.
12. РГИА. - Ф-1284. - Департамент Общих Дел Министра Внутренних Дел. - Оп 69 - Д 125, 144.
Опубликованные источники
1. Высочайше утвержденное Положение о начальных народных училищах. 14 июля 1864 года г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. - Т. XXXIX. - Отд. 1. - № 41068.
2. Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. - Т. XXXIX. - Отд.1. - №40457.
3. Высочайше утвержденный Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. 1864 год. Ноября 19 // Полное собрание законов Российской империи. Т. XXXIX. Отд. 2. - СПб., 1867. - С. 167-179.
4. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. 1858-1905. - СПб., 1905. - 139 с.
5. Журналы заседаний Курского губернского земского собрания. - Курск, 1865-1917 гг.
6. Марголин, Д. Справочник по среднему образованию Ч. II. - СПб. - Киев: Сотрудник, 1912. - 211 с.
7. Народное образование в Курской губернии, сост. И.Н. Белоконский, изд. II. - Курск, 1897 - 354 с.
8. Памятная книжка Курской губернии на 1892 год / Сост. Т.И. Вержбицкий. - Курск: Изд. Курск, губ.стат. комитета, 1892. - 512 с
9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XX. Курская губерния./ Под ред. Н.А. Тройницкого. - Спб.: Изд. ЦСК МВД, 1904. - 291 с.
10. Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание второе: [С 12.12.1825 по 28.02.1881]: [В 55-ти Т. с указ.]. - СПб., 1830- 1885.URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/260-polnoe-sobranie-zakonov-rossiyskoy- imperii-sobranie-vtoroe-s-12-12-1825-po-28-02-1881 -v-55-ti-t-s-ukaz-spb-1830-1885
11. По поводу нового устава гимназий и прогимназий // Журнал Министерства народного просвещения. 1864. Ч. CXXIV. Отд. IV. С. 1-99.
12. Высочайше утвержденный устав реальных училищ Министерства Народного Просвещения 1872 год. Мая 15 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Том 47. — C.114
II. Литература
1. Аллагулов, А.М. Государственная концепция образовательной политики в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в. // Теория и практика общественного развития. 2013. №4 - С.152-155.
2. Амоскин, А.С.КурскаяМариинка // Класс. 2001. № 5 (55). С. 8-9.
3. Амоскин, А.С. Курские реальные училища. URL: http://old- kursk.ru/book/myz _arh/book3.html (дата обращения: 12.02. 2017)
4. Ануфриев, В.В. Становление и развитие системы образования в российской провинции во второй половине XIX-начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. . канд. ист. наук / Ануфриев Владимир Валентинович. - Курск, 2007 - 206 с.
5. Беленцов, С. И. Духовно-нравственные основы гражданского воспитания юношества в России конца XIX - начала ХХ в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 28 (1). - С. 88-95.
6. Белоконский, И.П. Начальное народное образование в Курской губернии. - Курск, 1897. - 156 с.
7. Вертеловский, А.А. Реформы императора Александра II. Исторический очерк. - Харьков, 1880. - 321 с.
8. Ветчинова, М.Н. Женское гимназическое образование в Курской губернии во второй половине XIX начале XX века // Вопросы образования. 2014. №2 - С.222-235.
9. Владимирский-Буданов, М.Ф. Государство и народное образование с XVIII в. до учреждения министерства - СПб, 1874. - 142 с.
10. Каллаш, В.В. Очерки по истории школы и просвещения - М., 1902. - 143 с.
11. Ганелин, Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века - М.: Учпедгиз, 1954. - 303 с.
12. Головнин, А.В. Записки для немногих // Вопросы истории. 1996. № 2. - С. 56 - 64.
13. Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века) Учебное пособие. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 64 с.
14. Гюго, В.М. Собрание сочинений: Т 1. - М.: Правда, 1988. - 341 с.
15. Демков, М.И. Краткая история педагогики. Второе изд. - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1912.- 196с.
16. Егоров, С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века - М, 1987. - 152 с.
17. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003. - 456 с.
18. Златоверховников, Н.И. Учебные заведения Курской губернии - Курск, 1911. - 125 с.
19. Иванов, А.С. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века: монография. - М., 1991. - 392 с.
20. Иванченкова, О.В. Реформа образования в России во второй половине XIX века и развитие грамотности в Курской губернии // Культура в истории России: прошлое и современность: Материалы Республиканской
21. Игнатьев, П.Н. Очерк о русской школе // Хрестоматия по истории школы и педагогики России в первой трети XX века: П.Н. Игнатьев, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Д. Дьюи: учебное пособие / ред-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2009. - С. 17-36.
22. Идиатуллин, А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 4 (16). - С. 54-61.
23. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / сост. С.В. Рождественский. - СПб., 1902. - 785 с.
24. Исторический очерк деятельности земства Курской губернии за 35 лет с 1866-1901 гг. - Курск, 1902. - 267 с.
25. История России. С древнейших времен до начала XXI в. / под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2006. - С. 789.
26. Каллаш, В.В. Очерки по истории школы и просвещения - М, 1902. - 272 с.
27. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982. - 704 с.
28. Косторных, Ю.А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.- С. 28-35.
29. Косихина, И. Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX века - февраль 1917 г. - Курск, 1998. - 240с.
30. Константинов, Н.А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года) - М , 1947. - 247 с.
31. Куликова, С.В. Становление и развитие теории и практики национального образования в России (вторая половина XIX - начало XX в.): автореферат дис. ... д-ра.пед. наук. - Волгоград, 2005. - 330 с.
32. Культура городов Российской империи на рубеже XIX - ХХ веков» (Материалы международного коллоквиума, Санкт-Петербург, 14-17 июня, 2004 года). - СПб.: Издательство «Европейский Дом», 2009. - 428 с.
33. Курский край в XIX веке. Т. VIII. - Курск, 2003. - 236 с.
34. Курский край в истории Отечества / под ред. Л. С. Полнера. - Курск : КГТУ, 1996. - 206 с..
35. Липчанский, А.М. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг. Опыт, уроки: монография. - Астрахань, 2001. - 279 с.
36. Лобзаров, В.М. Развитие элитного образования в России ХУШ- ХХ веков / под ред. М.В. Богуславского: монография. - М., 2008. - 376 с.
37. Мамаева, Т.П. Начальная школа Российской империи: до и после земской реформы (на примере Курской губернии) // Евразийский союз ученых. - М.: ООО «Международный Образовательный Центр», 2015, № 3 - 8 (12). - С. 27 - 31.
38. Мамаева, Т.П. РольКурского земства в развитии народного образования в губернии на рубеже Х1Х-ХХ веков / Научные ведомости Белгородского государственного университета. СерияИстория. Политология. 2011. Т. 17. № 1. - С. 156-164.
39. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т. 2, ч. 2. - М.,1994. - 496 с.
40. Никифорова В.Я. Реальные училища во второй половине 19 века и начала 20 века в России. - М., 1943. - 289 с.
41. Олесеюк, А.В., Олесеюк, А.И., Харламова, Т.Н. Российская высшая школа (проблемы изучения ее истории) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 1. - С. 54 - 65.
42. Поздняков, А. Н. Образовательная реформа Александра II: оценки в исторических сочинениях конца XIX начала XX века // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. История. Международные отношения. 2012. №1 - С.16¬22.
43. Реформы Александра II. Сост. Чистяков О.И. - М., 1998. - 548 с.
44. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения - СПб., 1902. - 211 с.
45. Русское общество // № 11. - 1896. - С.65-66.
46. Стаферова, Е.Л. Министерство народного просвещения при А.В. Головнине (1861-1866): автореферат дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1998. - 56 с.
47. Танков, А.А. Исторический очерк курской мариинской женской гимназии. 1861-1911 гг. - Курск, 1911. - 189 с.
48. Татищев, С.С. Император Александр II, его жизнь и царствование.В 2 т. Т. 1. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903.- 340 с.
49. Терещенко, Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах Росси во второй половине XIX - начале XX веков (На материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук / Терещенко Д.А. - Курск, 2005. - 207 с.
50. Тонких, В.А., Ярецкий, Ю.Л. История политической и правовой мысли России - М, 1998. - 647 с.
51. Усов, С.И. Рачители университетского устава // Отечественные записки. 1873. № 3. - С. 64-86.
52. Фальборк, Г.А., Чарнолусский, В.И. Народное образование в России - СПб, 1899. - 321 с.
53. Христофорова, Н. В. Женские гимназии в России // Педагогика.1998. № 4. - С. 80-86.
54. Чернышев, А.И. Социально-экономические факторы становления народного образования в России во второй половине XIX века / А.И. Чернышев // Социальное образование в XIX веке: Материалы межвузовской научной конференции. - М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2008. - С. 61-67.
55. Чернышев, А.И. Деятельность органов местного самоуправления (земских учреждений) Курской губернии по развитию народного образования во второй половине XIX - начале XX веков: монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. - 165с.
URL: http://elibrarv.ru/download/elibrarv_25816970_80585458.pdf
56. Чехов, Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века - М, 1912. - 224 с.
57. Чупров, А.И. Очерк экономического быта Курской губернии: Курская губерния: Итоги статистического исследования. Т.1 - Курск: Тип. губ. правд., 1887. - 701 с.
58. Чурилова, Г.А. . Курский край в истории культуры России XIX в. / Курская губерния в XIX веке URL: http: //old-kursk.ru/book/kk/kk013. html
59. Шумахер, А.А. Император Александр II. Исторический очерк его жизни и царствования. - СПб., 1903. - 135 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ