ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 6
1.1. История проблемы детей-сирот с X по XVII вв………………………………6
1.2. История проблемы детей-сирот с XVIII вв. по XX вв……………………11
1.3. Развитие системы учреждений для детей-сирот в СССР………………...19
1.4. Реформа системы учреждений для детей-сирот в XXI в…………………25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…31
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 34
2.1. Анализ проблем и недостатков современной системы помощи детям-сиротам.34
2.2.Достижения и перспективы развития системы учреждений для детей-сирот в России…42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..52
Актуальность исследования. Дети-сироты являются наиболее уязвимым слоем общества. Они не только остаются без заботы родителей, но также сталкиваются с недостатком материальных и психологических ресурсов, что затрудняет их адаптацию в обществе и ограничивает возможности для получения образования и профессионального развития.
В России проблема детей-сирот имеет длительную историю. С момента существования государства были созданы учреждения для детей, которые остались без опеки родителей. Однако, на протяжении веков эти учреждения не всегда обеспечивали достойные условия для жизни и воспитания детей-сирот.
В современной России система учреждений для детей-сирот находится на этапе реформирования. Одним из главных направлений реформ является перевод детей-сирот из детских домов в семьи приемных родителей или родственников. Однако, данная инициатива не всегда позволяет решить проблемы детей-сирот, так как не все дети могут быть переведены в семьи.
Проблема детей-сирот в России имеет множество аспектов, среди которых можно выделить недостаточную финансовую поддержку учреждений для детей-сирот, недостаточную заботу о детях-сиротах и несовершенство законодательства в этой области. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа усыновлений и приемных семей, что еще больше усугубляет проблему.
Кроме того, в современной России существуют и другие проблемы в сфере устройства и ухода за детьми-сиротами, такие как недостаточное финансирование учреждений, недостаток квалифицированных кадров, проблемы в обеспечении условий для полноценной жизни и развития детей.
В последнее время проведено немало исследований по изучению феномена сиротства: Л.А. Байбородова, И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин, Л.М. Шипицына и др.
Закономерности развития детей-сирот рассмотрены в работах Л.Я. Олифиренко, А.М. Прихожан, А.Б. Холмогоровой, М.К. Бардышевой, В.Ю. Дьяконовой, Ю.В. Егошкиной, Т.В. Ивановой, Н.Н. Крыгиной, С.Н. Кошмана, Б.А. Кугана, Л.В. Маликова и др.
Объект исследования – генезис организации социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами в России.
Предмет исследования - становление и развитие системы учреждений для детей-сирот в России.
Целью данного исследования является выявить основные этапы становления и развития учреждений для детей-сирот в России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социально-педагогические предпосылки становления учреждений для детей-сирот на Руси с X века по XVII век.
2. Определить особенности становления учреждений для детей-сирот в России с XVIII века до начала XX века.
3. Раскрыть основные этапы развитие системы учреждений для детей-сирот в СССР, России в XX веке.
4. Охарактеризовать состояние и провести анализ современной системы учреждений для детей-сирот с конца XX в начале XXI века
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно раскрывает историю становления и развития системы учреждений для детей-сирот в России, а также позволяет более глубоко понять современную ситуацию в этой сфере и выявить основные проблемы и перспективы ее развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано для разработки и реализации мер по улучшению условий жизни детей-сирот в учреждениях, а также для разработки и улучшения законодательства в этой области. Результаты исследования могут быть полезными для специалистов, работающих в сфере социальной защиты детей-сирот, а также для общественных организаций, занимающихся защитой прав детей.
Методы исследования. В работе были использованы как общенаучные так и частно-научные методы.
Частно-научные методы исследования - сравнительный анализ, системный анализ, логический анализ, исторический метод.
Каждый из этих методов был использован для анализа современной системы учреждений для детей-сирот в России, выявления проблем и перспектив ее развития.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
В результате выполнения данного исследования была проведена аналитическая работа по проблеме учреждений для детей-сирот в России. Изучена история проблемы, проанализированы проблемы и недостатки современной системы помощи детям-сиротам, а также выявлены достижения и перспективы развития данной сферы.
В ходе исследования достигнуты поставленные задачи:
Изучение истории проблемы детей-сирот с X по XVII вв. позволило увидеть, что проблема существовала на протяжении многих веков. Дети-сироты традиционно считались общественным бременем и не получали должного внимания со стороны властей и общества.
Изучение истории проблемы детей-сирот с XVIII вв. по XX вв. показало, что проблема стала более актуальной в связи с быстрым развитием индустриализации и увеличением числа детей-сирот. В этот период начали создаваться первые учреждения для детей-сирот.
Исследование развития системы учреждений для детей-сирот в СССР выявило, что в период советской власти была создана обширная сеть детских домов и интернатных школ. В то же время, эти учреждения были далеко не идеальными и не всегда обеспечивали должный уход и воспитание детей.
Рассмотрение реформы системы учреждений для детей-сирот на современном этапе показало, что в России были предприняты значительные усилия по улучшению условий проживания и воспитания детей-сирот. Однако, многие проблемы все еще остаются актуальными.
Проведенный анализ проблем и недостатков современной системы помощи детям-сиротам выявил недостатки в организации ухода за детьми в учреждениях, нехватку кадров, неэффективность системы опеки и попечительства.
Выявлено, что существуют достижения и перспективы развития системы учреждений для детей-сирот в России. Одним из таких достижений является реформирование системы учреждений для детей-сирот, которое началось в конце XX века и продолжается по сей день. Были проведены крупномасштабные изменения, направленные на улучшение условий проживания детей в детских домах и приют-школах, а также на развитие альтернативных форм устройства детей-сирот.
Одной из перспектив развития системы учреждений для детей-сирот является дальнейшее укрепление альтернативных форм устройства детей, таких как семейное устройство, опекунство и приемная семья. Также перспективным направлением является развитие профессионального образования и трудоустройства для выпускников детских домов, что позволит им успешно интегрироваться в общество.
Однако, несмотря на достигнутые результаты и перспективы, в системе учреждений для детей-сирот все еще остаются проблемы и недостатки. Одной из таких проблем является недостаточная государственная поддержка устройства детей-сирот в приемные семьи. Также существуют проблемы с отсутствием достаточного количества квалифицированных педагогов и воспитателей в детских учреждениях.
Таким образом, для успешного развития системы учреждений для детей-сирот необходимо продолжать работу над улучшением условий проживания детей в учреждениях и развитием альтернативных форм устройства детей. Важным направлением является также повышение квалификации педагогов и воспитателей, а также развитие программ поддержки выпускников детских домов в процессе их социальной адаптации.
1. Аллагулов, А.М. Правовые основы деятельности исполнительных органов государственной власти по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.М. Аллагулов, Л.П. Янченко // Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика: сб. ст. / Ред. кол. О.М. Масюто [и др.]; отв. ред. Е.В. Годовова; Оренбургский филиал РАНХиГС. - Оренбург. ООО «Типография «Агентство Пресса», 2017. - Т. 1. - С. 200-207.
2. Аллагулов, А.М. Специфика работы с семьей по профилактике социального сиротства / А.М. Аллагулов, Ю.А. Данилова // Современная семья и дети цифрового поколения: проблемы, пути решения: сб. ст. международной научно-практической конференции / ред.: А.М. Аллагулов. - 2020. - С. 65-72.
3. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2018. 478 с.
4. Гарашкина, Н.В. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина // Вестник ТГУ. - 2019. - №9 (149). - С. 43-49.
5. Глянц Е. А., Кривенцова Ю. В. Виктимологические аспекты реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме (по материалам нижнекамского детского дома) // Виктимология. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktimologicheskie-aspekty-reabilitatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-detskom-dome-po-materialam (дата обращения: 25.04.2023).
6. Зульфугарова Ильнара Фазиловна, Аллагулов Артур Минехатович проблема формирования социального опыта воспитанника детского дома // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-vospitannika-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
7. Зульфугарова, И.Ф. Педагогические условия формирования социального опыта воспитанника детского дома / И.Ф. Зульфугарова // РИО БГУ; ООО «Новый проект». - Брянск. - 2021. - С. 150-154.
8. Кисляков П. А. Психология развития человека как субъекта деятельности : учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Е. А. Петрова. Москва : Русайнс, 2018. 184 с.
9. Корякина Н.В. Применение современных педагогических технологий в детском доме // Образование. Карьера. Общество. 2021. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyhpedagogicheskih-tehnologiy-v-detskom-dome (дата обращения: 25.04.2023).
10. Кулганов В. Превентология. Профилактика социальных отклонений : монография / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. Москва : Питер, 2019. 304 c.
11. Куркова М.П. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов // Образование. Карьера. Общество. 2019. №4 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-detskih-domov (дата обращения: 25.04.2023).
12. Лукьянова Галина Александровна Внедрение икт-технологий в деятельность детского дома // Архивариус. 2021. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-ikt-tehnologiy-v-deyatelnost-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
13. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
14. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
15. Лутошкина Светлана Юрьевна Реформирование системы общественного содержания и воспитания детей-сирот в современной России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-obschestvennogo-soderzhaniya-i-vospitaniya-detey-sirot-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
16. М.М. Петрова Архитектурные принципы проектирования детских домов // Вестник магистратуры. 2022. №4-4 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnye-printsipy-proektirovaniya-detskih-domov (дата обращения: 25.04.2023).
17. Макаренцева Алла Олеговна, Хасанова Рамиля Рафаэлевна Изменения масштабов сиротства в россии в ходе реформы деинституционализации // Экономическое развитие России. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-masshtabov-sirotstva-v-rossii-v-hode-reformy-deinstitutsionalizatsii (дата обращения: 25.04.2023).
18. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник. Москва : Флинта, 2019. 480 с.
19. Одинокова Вероника Александровна, Русакова Майя Михайловна, Усачёва Нина Михайловна Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг. 2017. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-otsenki-blagopoluchiya-detey-v-uchrezhdeniyah-dlya-detey-sirot (дата обращения: 25.04.2023).
20. Потиенко Н. Д. Архитектура специализированных зданий для детей-сирот// Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2019. Вып. № 4(17). С. 29-3.
21. Прихожан, А. М. Психология сиротства : монография / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Москва : Питер, 2018. 243 с.
22. Рудь Юлия Андреевна проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-zaschity-prav-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 25.04.2023).
23. Рукавишникова Наталья Георгиевна Я-концепция подростков - воспитанников детского дома // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-kontseptsiya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma (дата обращения: 25.04.2023).
24. Сапожникова, Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности / Т.И. Сапожникова, Е.Н. Логинова // Вестник ЗабГУ. - 2019. - №4. - С. 77-83.
25. Солдатова А. А., Трухачева Г. А. Возможные пути решения архитектурно-планировочной структуры детских домов в среде центра крупнейшего города // SCI-ARTICLE. 2017. № 14(14). С. 7-13.
26. Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.- Новочеркасск; Ростов н/Д., 2019.-С.62-63.
27. Социальная педагогика, профориентация и самоопределение детей-сирот : учеб. пособ. для студентов / Л. В. Байбородова и др. Москва : Юрайт, 2019. 243 с.
28. Терновая Ирина Павловна История и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-podhody-k-izucheniyu-i-resheniyu-problemy-semeyno-rolevoy-sotsializatsii-detey-sirot-v-rossii (дата обращения: 25.04.2023).
29. Шамрова Д. П., Тихомирова А. В., Подушкина Т. Г. Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 39—50.
30. Шпаковская Лариса, Кулмала Мери, Чернова Жанна Идеальная организация заботы о детях, оставшихся без попечения родителей: реформа системы защиты детей как борьба за ресурсы и признание // Laboratorium. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealnaya-organizatsiya-zaboty-o-detyah-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-reforma-sistemy-zaschity-detey-kak-borba-za-resursy-i (дата обращения: 25.04.2023).
31. Юферова М. А. Психологические особенности межличностных конфликтов подростков, воспитывающихся в условиях детского дома : М. А. Юферова, Ю. С. Фурманова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019. С. 431-436.