Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Причины возникновения и модели разрешения студенческих конфликтов в общежитиях Алтайского государственного университета

Работа №89014

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения студенческих конфликтов в общежитиях 9
1.1. Определение и причины возникновения студенческих конфликтов
в общежитиях 9
1.2. Методы предупреждения и разрешения студенческих конфликтов
в общежитиях 25
Глава 2. Практика урегулирования студенческих конфликтов общежитиях 35
2.1. Результаты исследования причин возникновения и моделей
разрешения студенческих конфликтов в общежитиях АлтГУ 35
2.2. Рекомендации по профилактике и разрешению студенческих
конфликтов в общежитиях АлтГУ 63
Заключение 67
Список литературы 72
Приложения

Актуальность темы исследования. Актуальность темы дипломного проекта обусловлена тем, что в жизни людей всегда есть конфликты: они возникают при любых жизненных обстоятельствах, и от рождения до смерти нас сопровождают. Проблемы межличностных конфликтов касаются всех сфер жизни, особо часто в условиях конфликтов высокого уровня конфликта в современном мире. Сейчас каждый человек сталкивается с разными идеями, интересами, убеждениями окружающих его людей. Такие конфликты, вызываемые личностными качествами, взаимодействием друг с другом, объективными и субъективными факторами, могут приводить к конфликтным ситуациям. Неотъемлемой частью студенческой жизни является межличностный конфликт, который приводит к негативным последствиям. Следует также отметить, что большинство людей считают, что конфликт - это явление, которого следует избегать, и это неправильно. Конфликты не только неизбежны, но и необходимы, поскольку поиск позитивного и доброжелательного решения предполагает интеллектуальные усилия, непосредственно связанные с анализом причин и путей их решения, преодолением противоречий между людьми. Этот вопрос нуждается в изучении, потому что люди не обладают всеми необходимыми навыками, необходимыми обществу, и должны приобретать их на протяжении всего своего жизненного пути. Эти знания и навыки, которые индивид получает при взаимодействии с другими людьми, делают межличностное взаимодействие основным механизмом передачи всей культуры.
Человек социализируется, если способен выполнять скоординированные действия в соответствии с общепринятыми нормами. В процессе социальной адаптации человек должен адаптироваться к условиям существования, другие служат инструктором, образцом для подражания, источником поддержки [42]. Также нельзя избежать конфликтов в общежитии, поскольку субъекты различаются по социальному статусу, ролям в обществе и функциям. Благополучие дома зависит от своевременного признания затянувшегося конфликта, который не только предупреждает, но и разрешает без последствий. Для успешного разрешения конфликтной ситуации необходимо устранить коренные причины и причины межличностных конфликтов. Но молодые люди не всегда могут четко и понятно сформулировать истинные причины конфликтов и их мотивы, которые привели к длительным неприятным отношениям, потому что, когда точки зрения и интересы различаются, все начинают настаивать на них, а под влиянием эмоций в разговоре возникает агрессия, грубость и глупость, и в результате ситуация приводит к конфликту [43]. Конфликтная ситуация в студенческой среде - особый вид социального взаимодействия. Этот процесс- разрешение возникающих в процессе обучения конфликтов, которые принимают особую форму социально-психологических отношений между людьми. Эта форма социального взаимодействия характеризуется высоким уровнем расхождения между нормами ценностей участников конфликта [43]. А поскольку человек социален по своей природе, вся его жизнь проходит через общество через разные группы людей, очень актуально изучать не только самой конфликтности как личного качества, но и его связь с межличностными отношениями в небольших группах [10]. Межличностный конфликт между студентами, живущими в общежитии, может привести к ухудшению психического здоровья студентов, формирование чувства неудовлетворенности учебной деятельностью может негативно повлиять на успех в основании новых знаний и на процесс адаптации студентов.
Степень научной разработанности темы. Изучением социальных конфликтов занимались такие западные социологи, как Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Дюрхайм, Г. Смелзер, Р. Дарендорф, Л. Козер ввел понятие конструктивно-деструктивной функции конфликтов. Т. Парсонс, Э. Дюркгейм и Г. Смелзер выделили основные причины конфликтов внутри группы [1].
Российскими конфликтологами Н. Гришин, Б.Д Парагин, А.И. Донцов и другие люди связывают межличностные конфликты с особенностями работы с трудовыми коллективами [3]. Исследованием влияния социальной активности на конфликт личностей занимались Г.Зиммель, Р.Мертон, Т. Парсонс, Э. Дюргейм, Г. Смелзер, Т. Шибутани, Ю. Хабермас, Н. Бергер, Т. Лукман, а также социологи и психологи В.Т. Лисовский, И. Кон, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др [3]. Ученые придают большое значение малым группам и их исследованиям. Теоретики долго изучали большие сообщества, и только в 20-х годах XX века исследователи обратили внимание на изучение малых групп. [6]. Исследованием малых групп занимались западные социологи, такие как К.Х. Кули, Н. Триплетт, Ф. Олпорт, М. Шериф, К. Левин, Э. Мэйо [7]. Среди российских ученых, связанных с малыми группами и внутренней сплочённостью, например, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконина, А.И. Донцова и другие [8].
Студенчество было выделено как отдельная категория в ленинградской школе психологии под руководством Б.Г. Ананьева, где исследовались психофизиологические функции взрослых, выделялась как отдельная категория в науке. И.А. Зимняя рассматривает студента как центральный период становления человека как личности, проявления широкого спектра интересов. Автор рассматривает студенчество как «особую социальную категорию, специфическое сообщество людей, объединённых институтом высшего образования» [35]. Изучение студенческой молодежи в 60-80-е годы. в прошлом веке занимались В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских социологов [27]. Конфликты в студенческой среде изучали такие ученые, как Г.И. Козырев, С.В. Назаренко, Л. Авдеева, К.А. Баздырев, А.А. Бодалев, М. Рыбакова и другие. Несмотря на все вышесказанное, исследования студенческих конфликтов остаются актуальными, поскольку тема практически не изучена.
Объект исследования - конфликты в студенческих общежитиях.
Предмет исследования - причины возникновения и модели разрешения в общежитиях студенческих конфликтов.
Цель исследования - выявить основные причины возникновения и модели разрешения студенческих конфликтов в общежитиях Алтайского государственного университета.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные параметры конфликтов в студенческих общежитиях.
2. Дать общую оценку конфликтности в общежитиях АлтГУ.
3. Выявить наиболее распространённые причины конфликтов в студенческих общежитиях.
4. Определить какие модели разрешения конфликтов студенты чаще всего используют в общежитии.
5. Охарактеризовать практику разрешения конфликтов в студенческих общежитиях.
6. Разработать рекомендации по эффективному предупреждению и разрешению конфликтов для студентов, актива, администрации проживающих в общежитиях АлтГУ.
Гипотезы:
1. Наиболее частой причиной конфликта в студенческих общежитиях является несоблюдение тишины и покоя в ночное время суток.
2. Наиболее распространёнными формами разрешения студенческих конфликтов в студенческих общежитиях является компромисс и избегание конфликта.
3. Большинство опрошенных студентов, проживающих в общежитии, достаточно редко являются участниками острых конфликтов
4. Чаще всего студенты самостоятельно разрешают конфликты,
возникающие в общежитиях и ни к кому, не обращаются за помощью.
5. Самым приемлемым исходом конфликта для большинства респондентов является полная победа над оппонентом.
Теоретико-методологические основы исследования. Основой исследования выступили фундаментальные положения социологии, характеризующие социальную структуру общества, прежде всего, специфику молодежи как социальной группы; управление социальными процессами, в том числе, управление конфликтами и аномальное поведение молодежи; образование как сферу жизнедеятельности. Большое значение для обоснования выводов имели идеи Г. Зиммеля, который сформулировал основные принципы конфликтологической теории; Т. Парсонса, обосновавшего негативную роль конфликта в развитии социальных групп; взгляды Л. Козера, Р. Дарендорфа, связывающих конфликты в социальных группах с борьбой за ценностные приоритеты.
Методы исследования. В процессе работы были использованы следующие методы: анкетирование студентов, проживающих в общежитиях Алтайского государственного университета; экспертный опрос, в котором приняли участие заведующие общежитий, коменданты, дежурные по общежитию, администрация студенческого городка; так же использовался вторичный анализ данных социологических исследований по этой теме, мониторинговое исследование, проведённое автором в 2021-2022 гг.
Эмпирическая база исследования. Выборочная совокупность составляла 212 респондентов. Была использована одноступенчатая выборка. Единицей отбора выступали студенты, проживающие в общежитиях АлтГУ. Тип выборки - целенаправленная. Были использованы методы отбора: стихийный и метод типичных представителей. Анкетирование проводилось на базе студенческих общежитий АлтГУ:
- 81 человек, проживающих в общежитии № 5.
- 56 человек, проживающих в общежитии № 4.
- 21 человек, проживающих в общежитии № 3.
- 30 человек, проживающих в общежитии № 2.
- 24 человека, проживающих в общежитии № 1.
Апробация работы.
Основные положения данного исследования докладывались на VIII региональной конференции социология и мир. «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.).
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, двух параграфов в первой главе, двух параграфов во второй главе, заключение, список литературы и одно приложение. Общий объем работы 83 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящий период времени от отношения студентов к конфликтам и умения их разрешать во многом зависит успешная карьера и восхождение в коллектив молодого специалиста. В настоящее время студентам не хватает знаний о конфликтах и о путях их мирного разрешения. Некоторые студенты предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не представляя, что есть рациональные способы, приводящие к обоюдному взаимопониманию и выходу из конфликтной ситуации для обеих сторон. Конфликты ухудшают самочувствие студентов, их успеваемость, создают неблагоприятную обстановку в студенческой среде, вызывают чувство неудовлетворённости учёбой, а это отражается на эффективности освоения будущей профессии. Знание природы конфликта повышает культуру общения и делает жизнь человека более благоприятной. Конфликты в студенческих общежитиях можно отнести к межличностным конфликтам. Студенческий возраст характеризуется как период интенсивного личностного и интеллектуального развития. Основные достижения этого возраста связываются с восхождением молодых людей в различные социальные общности и усвоением новых ролей, формированием социально ответственного поведения.
При изучении теоретических подходов к исследованию студенческих конфликтов было выяснено, что студенты, приезжающие на учебу из других городов или стран, часто проживают в общежитиях. Это связано с тем, что проживание в общежитии выгоднее в плане финансов, здесь сразу есть вся необходимая мебель и техника, отдельная учебная комната, и даже медицинский пункт. А, в связи с тем, что процесс формирования личности в студенческом возрасте является не завершенным, переход из одной среды в другую сопровождается целым комплексом изменений в их жизни.
Выяснилось, что одним из наиболее сложных этапов в жизни студента является начальный период. Во время этого периода он слабо ориентируется в особенностях студенческой жизни и не умеет взаимодействовать с другими студентами. Еще одной причиной сложностей является то, что именно сейчас нужно понять, как построена система образования в университете, необходимо адаптироваться к другому обучению и отвыкнуть от школьного. Осознав, как происходит этот процесс, студенту становится легче в дальнейшем. Также нужно знакомиться со многими новыми людьми (одногруппниками, соседями в общежитии и т.п.), потому что именно с ними придется проходить весь путь обучения в высшем учебном заведении.
Конфликтные ситуации между студентами являются перманентным явлением, и возникают они чаще всего по причинам недоразумения (недопонимания одного студента другим), межличностной несовместимости, различий в характерах, взглядах, манерах поведения, противоположных ценностных ориентаций студентов.
Выяснилось, что существует множество причин возникновения студенческих конфликтов, и все они, несомненно, зависят от внутренних или внешних факторов. Это могут быть различия в нравственных установках, ценностях, нормах, поведении, личная неприязнь, зависть и др. (внутренние факторы); курс обучения, материальное положение, успехи/неудачи в учебе и др. (внешние факторы).
Как и предполагалось, предупреждение студенческих конфликтов гораздо более разумно и полезно, нежели прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Но, при этом, нельзя не отметить, к сожалению, что эффективность предупреждения конфликтов не очень велика. А объясняется это главным образом тем, что проблема постороннего вмешательства в конфликт на его ранней, а тем более латентной стадии, имеет препятствия. С одной стороны, такое вмешательство социально полезно, часто - необходимо, и, во всяком случае, более продуктивно, чем бесстрастное ожидание развязки.
Также было выяснено, что деятельность по предупреждению студенческих конфликтов весьма разнообразна и является многоуровневой. Так, существуют субъективные и объективные методы предупреждения студенческих конфликтов, которые препятствуют возникновению собственно конфликта. К субъективным методам предупреждения студенческих конфликтов относятся: овладение психологическими приемами и навыками бесконфликтного общения; овладение навыками саморегуляции в сложных (и конфликтных) ситуациях; овладение знаниями, умениями и навыками понимания конфликтогенов; общение и осознание собственных конфликтогенов; овладение умениями преобразования и неэскалации конфликтогенов общения; лишение личностной конфликтности, конфликтных форм и стереотипов поведения; обучение правильному (адекватному, конструктивному) в сложной, спорной, предконфликтной или конфликтной ситуации; овладение знаниями и умениями предотвращать деструктивные последствия конфликтов. К объективным методам предупреждения студенческих конфликтов относятся: создание благоприятных условий проживания в общежитии; внедрение более увлекательных мероприятий, затрагивающих общие интересы проживающих.
Удалось также узнать, что методы разрешения студенческих конфликтов абсолютно такие же, как и методы разрешения любых других социальных конфликтов. К этим методам относятся сотрудничество, компромисс, приспособление, уход и принуждение. В ходе проведенного эмпирического исследования было выяснено, что большинство студентов, проживающих в общежитиях АлтГУ, находятся в дружеских отношениях со своими соседями по комнате. Причиной этому, вероятно, является то, что студенты, приезжающие из других городов и стран на учебу, легко находят, или же всеми силами пытаются найти общий язык с другими студентами, с которыми им придется жить рядом (вместе) на протяжении обучения в высшем учебном заведении.
Было выяснено также, что большинство студентов, не конфликтуют со своими соседями по комнате, либо же конфликтуют, но очень редко. Возможно, респонденты, которые написали, что никогда не конфликтуют со своими соседями по комнате, не помнят этих конфликтов по причине того, что они были настолько мелкими, что забывались практически сразу. Предположение это связано с тем, что конфликты есть явление неизбежное. Они возникают во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и при проживании в общежитии, даже не смотря на то, что человек находится в хороших отношениях со своими соседями.
Исследование показало, что большая часть студентов, проживающих в общежитиях АлтГУ, никогда не являются провокаторами конфликта, либо являются таковыми, но очень редко. Выяснилось, что для большинства студентов, важно выходить победителями из конфликта. Такой результат проведенного исследования может говорить о том, что для этих людей гораздо важнее отстоять свое «Я», чем сохранить хорошие отношения со своими оппонентами. Самой частой причиной возникновения конфликтов с соседями по комнате, соседями по этажу/секции/блоку является шум/громкая музыка. Возможно, это связано с разными режимами дня студентов, проживающих как в одной комнате, в разных комнатах, так и даже на разных этажах.
Самой действенной моделью разрешения конфликта оказался компромисс. Возможно, так сложилось потому, что, по мнению студентов, обоюдный отказ от части предъявленных требований является наиболее безопасным действием сторон в разрешении конфликта, нежели другие модели разрешения их. В ходе исследования было выяснено, что самым приемлемым исходом конфликта для большинства студентов является нахождение компромисса. Это связано, скорее всего, с тем, что респонденты считают нахождение взаимовыгодных вариантов разрешения конфликта посредством уступки во мнениях или действиях с обеих сторон самым благоприятным исходом конфликта.



1. Абдурахманов, Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений: учебник / Р.А. Абдурахманов. Саратов: Ай Пи Эйр Медиа, 2018. 366 с.
2. Авдеева, Л. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи: автореф. дис. канд. пед. н.: 13.00.08 / Л. Авдеева. - Астрахань, 2019. - 25 с.
3. Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. / В. И. Андреев. - М.: Народное образование, 2020. - 128 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 241 с.
5. Анцупов, А.Я., Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие для слушателей, курсантов (студентов) и адьюнктов (аспирантов) военных вузов / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. Изд. 4- е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2020. 336 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн. - М., 2018. - 415 с.
7. Бех, И. Д. Закономерности современного воспитательного процесса [Текст] / Д. Бех // Педагогика и психология. - 2019. - № 1 (42). - С. 33- 40.
8. Бодалев ,А. А. Психология межличностных отношений (К 100- 54 летию со дня рождения В.Н. Мясищева) [Текст] // Вопросы психологии. — 1993. - № 2. - С. 86 - 91.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. / А.А. Бодалев, - СПБ., 2020. - 130 с.
10. Боктаева, В.Л. Педагогические условия профилактики
межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза : автореферат дис. ... канд. пед.наук / В.Л. Боктаева. - Ростов н/Д, 2021. - 20 с.
11. Валеева А. Н., Абдуллина О. Р. Оценка нравственных ценностей студента //Управление устойчивым развитием. 2016. С. 103-108.
12. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н. Н. Васильев. - СПб. Речь, 2012. - 174 с.
13. Волчкова, В.М. Некоторые аспекты адаптации студентов высшего учебного заведения в условиях формирования сплоченного коллектива в общежитии. Вестник ЛНУ имени ТарасаШевченка№5 (288), Ч. ИИ, 2017 С. 17 - 23.
14. Гайдар К. М. Особенности студенческой группы как субъекта самовосприятия Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. С.22-31
15. Гизатов, А.Я., Формирование общекультурных компетенций при воспитательной работе в университете / А.Я. Гизатов, З.А. Залилова // Интеграция молодежной науки и практики для развития АПК. Сборник научных статей, посвящается 70-летию профессора кафедры бухгалтерского учета, статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Хабирова Гамира Ахметгалеевича. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2019. С. 34 - 36
16. Глазкова, И.Я. Компетентность будущего учителя в предотвращении и преодолении педагогических барьеров: монография / И.Я. Глазкова. - Бердянск: Изд-во А.В. Ткачук, 2017 - 416 с.
17. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. / Л.Я. Гозман. - М., 2014. - 230 с.
18. Гоптарева, И.Б. Конфликт и компромисс о возможных механизмах разрешения конфликта // Полис (политические исследования). 2016. №6. С. 132 - 141.
19. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2015. 544 с.
20. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О. Н. Громова. - М.: Издательство ЭКМОС, 2019. - 320 с.
21. Дмитриев, А.В. Конфликтология. / А.В. Дмитриев. - М., 2018. - 420 с.
22. Дога, Е.В. Развитие социальных компетенций подростков, проживающих в общежитии, через создание комфортной психологической атмосферы. URL: http://upk.ucoz.ru/index/doga_ e_v/0- 123 (дата обращения: 15.05.2022).
23. Екимова, С.Г. Кураторство как одна из форм учебно-воспитательной работы в вузе / С.Г. Екимова // Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 104 - 106.
24. Ершов, А.А. Личность и коллектив / Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976. - 213 с.
25. Жарова, М.Н. Психология общения: учебник: [для использования в учебном процессе образовательных учреждений] / М.Н. Жарова. - 2-е изд., стер. М.: Академия, 2017. 253 с.
26. Жданов, О.И. Социально-психологический климат в коллективе. URL: http://www.elitarium.ru(дата обращения: 15.05.2022).
27. Зиммель, Г. Избранное: Проблемы социологии. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 416 с.
28. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А., Гаязова Э. Б. Потенциал конфликтов в регионах России: взгляд молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 177-181.
29. Калашаова, Д.А. Методы социологического исследования: Учебное пособие для студентов и аспирантов. / Д.А. Калашова // Учебное пособие для студентов и магистрантов [Электронный источник] Режим доступа: https: //mkgtu.ru/sveden/files/Metod Kalashaova 2 .pdf.
30. Ковалев, Г.А. Теория социально-психологического воздействия / Основы социально-психологической теории. М., 2019. - 90 с.
31. Козер Л, Функции социального конфликта. / Л. Козер - М., 2015. - 184 с.
32. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособ. [Для студентов вузов] / Г.И.Козырев. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 176 с.
33. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон - М.: Просвещение, 2019. - 256с.
34. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг. - СПб., 2012. - 890 с.
35. Кричевский, Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы. / Л.Р. Кричевский, Е.М. Дубовкая, 2013. - 321 с.
36. Кругляк, О.В. Конфликтные ситуации в общежитии. Пути их разрешения. / О.В. Кругляк // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.metodichka.org/news/konfliktnye situacii v obshhezhitii puti ikhrazreshenij a/2016-10-15-778.
37. Кудрявцев, В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. / В.Н. Кудрявцев - М.; 2020. - 311 с.
38. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина. - М., 2011. - 460 с.
39. Куницына, В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М. / Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] - СПб.; 2013. - 544с.
40. Лобанова, Е.Ю., Тумакова Н. А. Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента / Е.Ю. Лобанова, Н.А. туманова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1218 - 1221. - [Электронный источник] Режим доступа:https://moluch.ru/archive/91/19837/.
41. Мартышенко, Н.С. Исследование отношения студентов университета к институту кураторства / Н.С. Мартышенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 165- 170.
42. Мартьянова, Г.Ю. Лекции по конфликтологии. / Г.Ю. Мартьянова. - М., 2017. - 200 с.
43. Межличностное взаимодействие. Особенности взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: // pidruchniki.ws/ 1534122039128/psihologiya /mizhosobistisna vzayemodiya.
44. Мельникова, Н.А. Социальная психология / Н.А. Мельникова - М.: Научная книга, 2012. - 405 с.
45. Молокова, О.А. Понимание адаптации личности в гуманистической психологии / Современные проблемы конфликтологии и психологии. - Иркутск, 2018. - С. 55 - 70.
46. Михайлова, Г.В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета) : дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Михайлова. - Архангельск, 2004. - 148 с.
47. Муха, В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 2 - 2. С. 120
- 126.
48. Мягченко, Г.Ю. Феномен культуры повседневности студенческого общежития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2006. 20 с.
49. Назаренко, С.В., Социология: учебное пособие. 2-е изд. / С.В. Назаренко
- СПб.: Питер, 2018.- 496 с.
50. Начева, Л.В., Социально-психологический аспект работы кураторов со студенческой группой / Л.В. Начева, Г.В. Акименко, М.В. Додонов // Modern Science. 2020. № 1 - 3. С. 163 - 168.
51. Никулина, Т.И., Горбунова Л.А. Психологическая устойчивость личности студента первокурсника на начальном этапе обучения в вузе. // Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. Самара. - 2018. - Т. 1. - С. 197 - 200.
52. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. №204. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425 (дата
обращения: 15.05.2022).
53. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения. / Н.Н. Обозов. - Л., 2019. - 570 с.
54. Парсонс, Т. Социальная система: [перевод с английского] / Т. Парсонс. М.: Акад. проект, 2018. 529 с.
55. Погодина, Е.Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 1. URL: http://www.psyanima.ru(дата обращения: 15.05.2022).
56. Петренко,Т.В. Возрастные этапы процесса сепарации от родителей / Т. В. Петренко, Л.В. Сысоева // Акмеология. - 2016. - № 4 (60). - С. 180 - 185.
57. Робер, М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. / М.А. Робер, Ф. Тильман. - Л.: 2020. - 215с.
58. Савинская, О.Б., Истомина А.Г., Ларкина Т.Ю., Круглова К.Д. Методология и методы социологических исследований. / О.Б. Савинская, А.Г. Истомина, Т.Ю. Ларкина, К.Д. Круглова. - 2016. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/05/18/1081837753/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D 1 %81 8 2016%D 1 %81.21 29.pdf.
59. Самыгин, С.И. Региональная конфликтология: методы разрешения конфликтов в социальном управлении: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Конфликтология», «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»). М.: Русайнс, 2017. 116 с.
60. Сельченок, К.В. Прикладная конфликтология. / К.В. Сельченок - М., 2014. - 290 с.
61. Семено, А.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов - первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе / А.А. Семено, Т.М. Ташина // EuropeanSocialScienceJournal. - 2014. - № 6 (45). - С. 134-140.
62. Сирота, Н.А, В.М. Ялтонский. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактика отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами для школьников подросткового возраста. Отдел профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ. Фонд «Система профилактических программ». ЦПУ 2Радуга» 2003г.
63. Солдатова, Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Р-на-Д., 2013. - 569 с.
64. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат 1992. /
П Сорокин // [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/kulturologiya/146678-pitirim-sorokin-chelovek-civilizaciya- obshhestvo.htm.
65. Сперанский, В.И. Конфликт: сущность и особенности проявления // Социально-политический журнал. - 2014. № 3. С. 90 - 95.
66. Титкова, Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее (по материалам социологическогоисследования вузов Приморского края) : дис. канд. соц. наук / Л.С.Титкова. - Владивосток, 2004. - 170 с.
67. Тутушкина М.К. Общение и межличностные отношения / Практическая психология. СПб., 2012. - 130 с.
68. Управление конфликтными ситуациями в сфере науки и инноваций: учебное пособие / О.В. Глебова, В.В. Глебов, Е.В. Саксина, Н.Н. Яковлева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. 202 с.
69. Ушева, Т.Ф. Педагогическое образование в вузе в контексте рефлексивного подхода. // В мире научных открытий. Социально- гуманитарные науки. - Красноярск, 2014. - № 11.7(59). - С. 2712 - 2729.
70. Фогмин Г.П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 78 - 82.
71. Халин, Ю.Л. Межличностная и внутриличностная тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. — 1991 — № 5 - С. 56-64.
72. Хасан Б.Н. Конструктивная психология конфликта. / Б.Н. Хасан. - М.; 2016. - 211с.
73. Цветкова, Е.А. Основы информационного анализа и управления
социальными конфликтами: учебное пособие для бакалавров направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» всех форм обучения / Е.А. Цветкова, Е.И. Скобелева, М.В. Прохорова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им Р.Е. Алексеева». Нижний Новгород: Нижегородский государственный
технический университет им Р. Е. Алексеева, 2020. 100 с.
74. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. / Л.Н. Цой. - М., 2014. - 500 с.
75. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. наук. / Т.В. Черкасова. - Уфа, 2019. - 170 с.
76. Чернышова В.Н. Этнопсихологические аспекты превенции межэтнических конфликтов в образовательной студенческой среде / В.Н. Чернышова // Вестник Российского нового университета.- 2014. - Вып. 1. - С. 41-44.
77. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 2014. № 5. С. 15-22
78. Швецов, А.Е. Психология и педагогика : учебное пособие / А.Е. Швецов, Е.В. Швецова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. - 80 с.
79. Щербакова Е. С. Социальная психология / Е. С. Щербакова - Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2017. - 648 с.
80. Юферова, Т. И. Поведение аффектных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. — 2005 — № 2 — С. 113—123.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ