Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Работа №70714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ 10
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
1.1. Социальная реабилитация детей с ограниченными 10
возможностями здоровья: понятие, принципы
1.2. Жизнеспособность как интегральное качество личности ребенка 24
с ограниченными возможностями здоровья
2. ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С 37
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В
УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Критерии и факторы жизнеспособности детей с ограниченными 37
возможностями здоровья
2.2. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными 55
возможностями здоровья в ОГБУ «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными возможностями» (на материалах социологического исследования)
2.3. Индивидуальная программа реабилитации, направленная на 67
повышение жизнеспособности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 96

Стремительные перемены в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих общественных проблем заставили ученых и практических работников начать поиск новых, адекватных современной действительности механизмов социальной реабилитации личности. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются в современных социокультурных условиях чрезвычайно важными.
Значительная часть детей данной категории, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом, став взрослыми, зачастую оказывается неподготовленной к интеграции в социум. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к кардинальному изменению сложившейся ситуации с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем на государственном уровне приняты соответствующие законодательные акты.
Чтобы преодолеть проблемы, возникающие в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в их подготовке к интеграции в общество, на наш взгляд, требуется разработка новых технологий их обучения, воспитания и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа насущных проблем таких детей. Причем эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей данной категории, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в современной социальной среде.
В последние годы одним из перспективных направлений научных разработок в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями стало изучение факторов жизнеспособности, выявление личностных и поведенческих характеристик, помогающих ему жить, делающих его сильным и стойким духом, что позволит целенаправленно формировать качества, важные для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.
В рамках этого направления исследуются также средовые условия с целью изменения неблагоприятной для детей и подростков социальной действительности с помощью различных социальных программ, анализ полученных изменений позволяет максимизировать потенциал таких социальных вмешательств. Таким образом, развитие теории жизнеспособности может внести серьезный практический вклад в совершенствование процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья изучают Л.И. Акатов, Т.С. Зубкова, Э.К. Наберушкина, П.Д. Павленок, Н.В.Тимошина, Е.И. Холостова.
Основные направления социализации детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Э.К. Наберушкиной, Н.В. Шапкиной. Вопросам, затрагивающим специфику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, Н.Ф. Дементьевой, О.И. Лебединского,
А.И. Осадчих, О.В.Павленок, Д.А.Туболева, Э.Ф.Устинова,
Е.И. Холостоваой, Б.Ю. Шапиро.
Ведущие направления социальной поддержки детей с ограниченными возможностями описаны в работах С.А. Васина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т.В. Малеевой, Э.К. Наберушкиной, Н.В. Шапкиной.
В настоящее время проблема социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Важнейшим элементом социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода раскрыл в своих работах А.Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности.
Различные аспекты педагогических, психологических и социальных проблем реабилитации рассматривались в работах Э.М. Александровской,
В.Л. Багрицкого, С.А. Беличевой, Н.Б. Берхина, А.В. Гордеевой,
В.П. Кащенко, В.В. Ковалева, И.А. Коробейникова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, А.А. Смирнова и др.
Термин «жизнеспособность личности» используется в междисциплинарном пространстве разных наук (социологии, антропологии, психологии, педагогики, политологии), однако до сих пор нет единства в понимании феноменологической сущности этого понятия. Жизнеспособность рассматривается и как устойчивое качество личности, и как процесс, пролонгированный во времени, и как результат других процессов, определяющих позитивную адаптацию человека к условиям окружающей среды.
В отечественной психологии жизнеспособность рассматривается как ресурс (Б.Г. Ананьев), общесистемное психическое свойство
(Э.В. Галажинский, Е.А. Рыльская), интегральная характеристика личности (А.И. Лактионова, Ю.В. Науменко), жизненный принцип (М.П. Гурьянова), как характеристика, отражающая качество некоторых функций, отвечающих за успешное адаптивное поведение (В.Д. Шадриков), активность субъекта, действующая в условиях объективной социальной детерминации, в заданных обстоятельствах (К.А. Абульханова-Славская).
Но в целом, в отечественной науке работ, изучающих жизнеспособность, недостаточно, и приходится опираться на исследования сходных по смыслу и содержанию конструктов: жизнестойкость (С.А. Богомаз, C.B. Книжникова, Д.А. Леонтьев, М.В. Логинова,
Е.И. Рассказова), субъективная витальность (Л.А. Александрова,
Д.А. Леонтьев), совладающее поведение в трудной жизненной ситуации (Л.И. Анцыферова, Е.П. Белинская, С.К. Нартова-Бочавер, H.A. Сирота, В.М. Ялтонский), устойчивость личности (Т.Г. Бохан), надситуативная активность и личностная состоятельность (В.А. Петровский).
Однако стоит отметить недостаточность концептуально обоснованных практических разработок по развитию жизнеспособности личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, актуальность исследования и степень научной разработанности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей повышения жизнеспособности детей с ограниченными возможностями посредством их социальной реабилитации.
Объект исследования - социальная реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - социальная реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья как фактор повышения их жизнеспособности в условиях стационарного учреждения.
Цель исследования - раскрыть возможности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как фактора повышения их жизнеспособности в условиях стационарного учреждения и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические основания социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья как фактора повышения их жизнеспособности;
- выявить критерии и факторы жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раскрыть проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань и разработать индивидуальную программу реабилитации, направленную на повышение жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения.
В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов для всестороннего и глубокого исследования проблемы, в том числе анализ нормативных документов, анализ специальной литературы по проблеме исследования, опросные методы: анкетирование, экспертный опрос; обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования. При подготовке и проведении данного исследования мы опирались на теорию единства деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн); основные положения социальной педагогики (С.А. Беличева, М.И. Буянов, Г.М. Иващенко, Г.И. Камаева, М.М. Плоткин, А.В. Мудрик, Н.М. Платонова), современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации в контексте социально-культурной деятельности (Л.И. Божович, А.П. Марков, А.З. Свердлов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).
Эмпирическую базу Информационной базой исследования послужили нормативные документы, регулирующие социальную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, труды отечественных и зарубежных ученых в области организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; статистические данные и методические материалы ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Эмпирическую базу исследования составляют результаты
проведенного автором дипломной работы прикладного социологического исследования «Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в ходе преддипломной практики в 2017 гг.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ изучения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья позволил выявить сущность жизнеспособности как интегрального качества личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; раскрыть критерии и факторы жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья; уточнено понятие жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации индивидуальной программы реабилитации, направленной на повышение жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учитывающей сущность возникшей проблемы и индивидуально - личностные особенности несовершеннолетних; рекомендациях по повышению жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья в ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Внедрение в систему деятельности реабилитационного учреждения предложений, разработанных в ходе исследования, позволит повысить уровень жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья, что послужит основой для их успешной реабилитации, социализации и интеграции в общество.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены в ходе прохождения производственной и преддипломной
практики в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление личностных и поведенческих характеристик, помогающих ему жить, делающих его сильным и стойким духом, позволит целенаправленно формировать эти качества, что очень важно не только для детей и подростков, живущих в сложных условиях в связи с ограничением жизнедеятельности, но также и для их социального окружения.
Значительная часть детей данной категории, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом, став взрослыми, зачастую оказывается неподготовленной к интеграции в социум. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к кардинальному изменению сложившейся ситуации с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья
В рамках развития теории жизнеспособности исследуются также средовые условия с целью изменения неблагоприятной для детей с ограниченными возможностями здоровья социальной действительности с помощью различных социальных программ, анализ полученных изменений позволяет максимизировать потенциал таких социальных вмешательств. Таким образом, развитие теории жизнеспособности может внести серьезный практический вклад в развитие практики социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы преодолеть проблемы, возникающие в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в их подготовке к интеграции в общество, на наш взгляд, требуется разработка новых технологий их обучения, воспитания и организации всей жизнедеятельности. Формирование жизнеспособности в процессе социальной реабилитации, на наш взгляд, будет способствовать более успешной социальной адаптации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своем исследовании мы конкретизируем понятие
жизнеспособностью ребенка с ограниченными возможностями здоровья как индивидуальную способность ребенка по управлению собственными личностными ресурсами в процессе его социальной реабилитации.
Жизнеспособность ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как многоуровневое интегративное качество личности, включающее в себя: на индивидном уровне - адаптивные свойства; на личностном - духовно-ценностные ориентации, морально-нравственные установки взгляды и чувства, творческую направленность личности; на индивидуальном - качественно своеобразное проявление потенциальных свойств жизнеспособности, присущее детям с ОВЗ как уникальной личности.
Говоря о структурных компонентах жизнедеятельности, мы обратились к теории Е.А. Рыльской, согласно которой к структурным компонентам жизнеспособности относятся: способность к адаптации, способность к саморегуляции, способность к саморазвитию, осмысленность жизни и коммуникабельность.
А.А. Нестерова определяет жизнеспособность как устойчивую диспозицию личности, которая включает в себя такие компоненты как:
- способность к активности и инициативе;
- способность к самомотивации и достижениям;
- эмоциональный контроль и саморегуляция;
- позитивные когнитивные установки и гибкость мышления;
- самоуважение;
- социальная компетентность;
- адаптивные защитно-совладающие стратегии поведения;
- способность организовывать свое время и планировать будущее.
Вычленение основных компонентов жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, факторов развития жизнеспособности, а также уровня сформированности жизнеспособности детей, находящихся в стационарном реабилитационном учреждении (отметим, что только 30% воспитанников имеют высокий уровень жизнеспосорбности) позволило нам разработать и апробировать индивидуальную программу реабилитации, направленную на повышение жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения.
Повышение уровня жизнеспособности детей с ОВЗ, на наш взгляд, является тем важным звеном в реабилитации, которое позволяет оптимизировать весь процесс социальной реабилитации таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Главная идея предлагаемой нами «Индивидуальной программы реабилитации, направленная на повышение жизнеспособности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях стационарного учреждения» заключается в объединении психологических, педагогических, социальных и логопедических программ и методик в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка с ограниченными возможностями по следующим основным направлениям, являющимся компонентами жизнеспособности:
- развитие адаптационных способностей;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие способности к саморегуляции;
- развитие способности к саморазвитию;
- формирование адекватных механизмов психологической защиты.
Об эффективности социальной реабилитации и повышении уровня жизнеспособности детей с ограниченными возможностями здоровья можно судить по таким показателям, как расширение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, расширение коммуникативных способностей, активизация в проведении досуга, участие в жизни реабилитационного центра.
Дополнительным критерием эффективности реабилитационной программы может служить включение детей в работу кружков и спортивных
секций, их активное участие в социально-значимых и культурно-просветительских мероприятиях (по результатам повторной диагностики).
Отметим, что реализация программы на базе реабилитационных учреждений требует включения ряда дополнительных форм и направлений работы: психологической, методической помощи воспитателям, социальным педагогам, психологам, социальным работникам (в форме психологического просвещения, развернутых рекомендаций, а иногда и групповых занятий, а также межведомственных совещаний по проблемам реализации комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.


1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] /М.М.Айшервуд. - М.: Инфра-М, 2001. - 88 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
3. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализации
индивидуальной программы реабилитации инвалидов [Текст] /О.С.Андреева //Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. Доклады межведомственной конференции. - М.: Комитет труда и занятости
Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Социальный партнер, 1999.- С. 15-16.
4. Бабиева, Л.Г. Аномальный ребенок в семье: проблема адаптации к дефекту [Текст] / Л.Г. Бабиева // Теория и практика обучения и воспитания. - Вып.III. - Владикавказ: СОГУ, 2004. - С. 9-14.
5. Бабиева, Л.Г. Социокультурные проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.Г. Бабиева // Теория и практика обучения и воспитания. - Вып. VII. - Владикавказ: СОГУ, 2007. - С.3-8.
6. Байер, Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома : автореф. дис. ... д- ра пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Байер. - М., 2013. - 40с. - Электронный ресурс.
7. Баранов, А.А., Камзов, И.А., Позднякова, М.А. Детская инвалидность: проблемы и пути решения. Социальные и организационные проблемы педиатрии [Текст] /А.А.Баранов и [др.]. - М., 2003. - 132 с.
8. Богданова, М. В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности / М. В. Богданова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 149¬156.
9. Браун, Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения [Текст] / Д. Браун // Дефектология. - 2000. - № 1.- С.5-8.
10. Бубен, С.С. Интеграция: проблемы и перспективы [Текст] /С.С.Бубен //Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 5-9.
11. Быков, Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1.
12. Вайзман, В.П. Реабилитационная педагогика [Текст]: медицинские аспекты /В.П.Вайзмн.- М., 1996. - Вып. 1. - С.10-12.
13. Ванакова, Г. В. Жизнестойкость как социальная и психологическая проблема личности / Г. В. Ванакова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 11. - С. 46-49.
14. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности [Текст] /Н.В.Васильева //Социологический сборник: Вып.7.- М.: Социум, 2000. - С. 23-24.
15. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст] / И.Ю. Ветрова. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
16. Воспитание слабовидящего ребенка в семье [Текст]: пособие для родителей. - М.: Владос, 2003. - 135 с.
17. Герасименко, Н.Ф. Основная причина нездоровья детей в России - бедность [Текст] /Н.Ф.Герасименко //Права ребенка. - 2001. - № 2. - С. 8.
18. Гетманенко, Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства [Текст] / Е.С. Гетманенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2008. - № 4. - С. 75-84.
19. Голдсворс, Л. Некоторые проблемы социальной работы с инвалидами [Текст] /Л.Голдсворс //Бюллетень научной информации.- М., 1993. - С. 15.
20. Голубева, А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов [Текст] / А.В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2004. - № 5. - С. 55-63.
21. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими ребенка-инвалида [Текст] /Л.К.Грачев. - М., 1992. - 125 с.
22. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации [Текст] /Н.К.Гусева. - Н.Новгород: НГМД, 1999.
23. Гуслова, М.И., Стуре Т.К., Шабанова Е.А. Психолого¬
педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида [Текст] /М.И.Гуслова, Т.К.Стуре, Е.А.Шабанова; под ред. Е.И.Холостовой и [др.] - Методика и практика социальной работы. Российский журнал
социальной работы. - М.: Институт социальной работы Ассоциации
работников социальных служб, 2000 г. - № 9-10. - С. 123-131.
24. Дементьева, Н.Ф. Холостова Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: учеб. пособие /Н.Ф.Дементьева, Е.И.Холостова. - М.: Дашков и К, 2002. - 340 с.
25. Деменьтьева, Н.Ф. Перспективы реабилитационной ориентации центров социального обслуживания [Текст] /Н.Ф.Дементьева //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1999. - № 2. - С. 25.
26. Деменьтьева, Н.Ф., Пузин, С.Н. Технология социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата [Текст] /Н.Ф.Дементьева, С.Н.Пузин //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2000. - № 2. - С. 46.
27. Деменьтьева, Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан [Текст] /Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова. - М.: ЦИЭТИН, 1991.
28. Добровольская, Т.А., Шабалина, Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция [Текст] /Т.А.Добровольская, Н.Б.Шабалина //СОЦИС. - 1991. - №1. - С. 17 - 26.
29. Дорога - это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка [Текст]: учеб. пособие /Под ред. Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской. - Саратов: Поволж. фил.
Рос. учеб. центра, 1996.
30. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст] /И.Г.Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
31. Ильичев, Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст] /Д.Ильичев //Социальная работа. - 2003. - № 2. - С. 46.
32. Ким, Е.Н. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями [Текст] /Е.Н.Ким. - М., 1997.
33. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст] /А.И.Ковалева. - М., 1996.
34. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
35. Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй:
Научно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. - М.:
Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
36. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] /И.С.Кон. - М., 1989. - 425 с.
37. Кукушкина, Т.Н., Докши, Ю.М., Чистякова, Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность [Текст] /Т.Н.Кукушкина и [др.]. - Л.: Медицина, 1989.
38. Курбатов В.И. Социальная работа [Текст] /В.И.Курбатов.- Ростов на Дону: Феникс. - 2003. - 480 с.
39. Лактионова, А. И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной
адаптации подростков : дис ... канд. психол. наук : 19.00.13 / А. И.
Лактионова. - М., 2010. - 187с. - Электронный ресурс.
40. Лактионова, А. И. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков / А. И. Лактионова, А. В. Махнач // Ребенок в современном обществе / под ред. Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина. - М., 2007. - C. 184-191.
41. Лапин, Н.И. Ценностные компоненты социокультурной современной России [Текст] / Н.И. Лапин // Социологические исследования.
- 2004. № 5. - С. 21-25.
42. Лисовский, В.А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитации больных и инвалидов [Текст] /В.А.Лисовский. - М.: Сов.спорт, 2001. - 320 с.
43. Малер, А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам [Текст] / А.Р.Малер //Дефектология. - 1996. - №1. - С. 83-85.
44. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей [Текст] /А.Р.Малер. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 80 с.
45. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России [Текст]: результаты исследования /Н.Н.Малофеев //Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 32-33.
46. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Они ждут нашей помощи [Текст] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Москвина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
47. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред.Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М., 2007. C. 290-312.
48. Махнач, А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие / А. В. Махнач // Психологический журнал. - 2012. - № 6. - С. 84-98.
49. Махнач, А. В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А. В. Махнач, А. И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы : [сб. ст.] / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М. : Ин-т психологии РАН, 2007. - С. 290-312.
50. Махнач, А. В. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А. В. Махнач, А. И. Лактионова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 5. - С. 69-84.
51. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация
больных и инвалидов [Текст]: материалы международной научно¬
практической конференции 29 - 31 октября 1996 г. /под ред. Э.И. Збровского
- Мн.: Хата, 1998. - 352 с.
52. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] /В.Т.Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2003.
53. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] /А.В.Мудрик. - М., 1997.
54. Мурашева, С.Н. Социальная адаптация инвалидов в условиях экономического и духовного кризиса. // Материалы республиканской научно¬практической конференции. Социализм: теория и практика. Том 2, Хабаровск, 1996.
55. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст] /Ф.А.Мустаева. - М.: Академический проект, 2001.
56. Мысова, О. Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические подходы / О. Ф. Мысова // Воспитание школьников. - 2013. - № 6. - С. 60-64.
57. Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со
свойствами личности : дис ... канд. психол. наук : 19.00.05 4. / Т. В.
Наливайко. - Челябинск, 2006. - 175с. - Электронный ресурс.
58. Науменко, Ю. В. Социально-личностная жизнеспособность подростков / Ю. В. Науменко, М. Э. Паатова // Народное образование. - 2013.
- № 7. - С. 249-257.
59. Непомнящая, М. Ш. Изучение жизнестойкости и адаптивности как
составляющих жизнеспособности студентов педагогического вуза // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7.
URL: sibac. info/archive/humanities/7 .pdf.
60. Новикова, К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы [Текст] /К.Н.Новикова. - Казань, 1996.
61. Носырева, С. Н. Особенности формирования самооценки у детей / С. Н. Носырева // Воспитание школьников. - 2013. - № 2. - С. 53-56.
62. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф.Обухова. М., 1995. - 293 с.
63. Организация и методика проведения социального этапа реабилитации инвалидов на базе муниципальных центров социальной защиты населения [Текст]: пособие. - Н.Новгород: Нижегородская гос. медиц. академия, 1999.
64. Осадчих, А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов [Текст] /А.Осадчих //Социальная работа. - 2002. - №
1. - С. 13-20.
65. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей [Текст] /А.М.Панов //Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М., 2003.
66. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] /В.А.Петровский. - М., 1992.
67. Пешков, С.П., Элланский, Ю.Г. Вопросы реабилитации инвалидов в свете основных положений концепции независимости //Здравоохранение РФ. - 1997. - № 3. - С. 25.
68. Питерси, М., Трилор, Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» [Текст] /М.Питерси, Р.Трилор. - Мн.: БелАПДИ, 1999. - 150 с.
69. Покровский, В. М. Регуляторно-адаптивный статус в оценке стрессоустойчивости человека / В. М. Покровский, А. Н. Мингалев // Физиология человека. - 2012. - Т. 38, № 1. - С. С. 77-81.
70. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
71. Рыльская, Е.А. Психологические критерии жизнеспособности человека Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3 / 2011. - С. 20-25.
72. Рыльская, Е.А. Структура жизнеспособности человека: коммуникативный аспект // Вестник МГОУ, 2009. № 4. С. 31-36.
73. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск,
1997. 800 с.
74. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] /под ред. Е.И.Холостовой. - М.: Юристь, 1997.
75. Смирнова, Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] /Е.Р.Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - № 2.
- С. 51-56, 182.
76. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты [Текст] / Е.Р. Смирнова. - Саратов, 1996. - 134 с.
77. Соколова, И.А. Организация социальной реабилитации инвалидов на базе муниципального центра социальной защиты населения [Текст] /И.А.Соколова //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2000. - №
2. - С. 22.
78. Сорвина, А.С., Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / А.С.Сорвина, Е.И.Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
79. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие /под ред. В.А.Никитина. - М.:Владос, 2000. -272 с.
80. Социальная работа с инвалидами [Текст]: настольная книга специалиста /Е.М. Холостова. - М.: Институт социальной работы, 1996. - 210с.
81. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Г.Н.Багаева, Н.Ф.Дементьева, Т.А.Исаева. М.: Институт социальной работы, 1996 г.
82. Сюзева, Е.Л. Медико-социальные аспекты детской инвалидности [Текст]: материалы 8-го Конгресса педиатров России /Е.Л.Сюзева. - М., 2003.
- С. 6.
83. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имею¬щих детей с ограниченными возможностями / Под общ. ред. В.М. Астапова. - М., 1996.
84. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] /В.В.Ткачева //Дефектология. -
1998. - № 1. - С. 12-14.
85. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.
86. Шабалина, Н.Б. и [др.] Особенности социальной интеграции инвалидов [Текст]: метод рекомендации для врачей ВТЭК /Н.Б.Шабалина и [др.]. - М., 1992.
87. Шипицина, Л.М. Социальная реабилитация детей с проблемами развития [Текст] /Л.М.Шипицина //Социальная работа. - 1993. - № 3. - С. 38.
88. Шпак, Л.Л. [Текст] / Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: дис. ...д-ра социол. наук. 02.03.92 / Шпак Лидия Леонидовна. - Кемерово, 1992. - 398 с.
89. Экспертно-реабилитационная диагностика способности
контролировать свое поведение [Текст]: метод. рекомендации / Д.И.Лаврова и [др.] - М.: ЦИЭТИН, 2000.
90. Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология. М., 1995. С. 75-81.
91. Яковлев, Н. М. Психологическая защита девиантных подростков от стресса / Н. М. Яковлев. - СПб. : Нестор-История, 2011. - 207 с.
92. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами. [Текст] / Е.Р.Ярская-Смирнова, Э. К Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 198 с.
93. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности [Текст] /Е.Р.Ярская-Смирнова //СОЦИС. - 1999. - № 4.- С. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ