Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развития дивергентного мышления обучающихся начальной школы 9
1.1 Сущность и специфика развития дивергентного мышления младших
школьников 9
1.2. Потенциал уроков технологии для развития дивергентного
мышления младших школьников 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии 26
2.1 Исследование уровня развития дивергентного мышления детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе 26
2.2 Организация педагогического процесса по развитию дивергентного
мышления детей младшего школьного возраста на уроках технологии ... 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Исследование мотивации школьника 66
Приложение Б Исследование дивергентного мышления (вербальная батарея) 68
Приложение В Исследование дивергентного мышления (образная батарея) .... 70
Приложение Г Результаты исследования вербальной креативности 72
Приложение Д Результаты исследования образной креативности 74
Приложение Е Результаты исследования дивергентного мышления 76
В современном мире многие аспекты жизни общества, в том числе и образование, претерпевают глобальные изменения, связанные со значительными трансформациями, происходящими как в самом социуме, так и в науке. Наблюдается динамизм окружающей действительности и конкурентоспособности, связанный с доминированием проектного отношения к жизни, которое, в свою очередь, на первое место ставит индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях, «от исполнительского до творческого, от созидательного до деятельного» [3]. Чтобы обладать всеми этими личностными качествами, необходим определенный тип мышления, позволяющий находить решение как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, там, где, казалось бы, это невозможно. Именно такой тип мышления Джой Пол Гилфорд назвал дивергентным, «идущим в различных направлениях» [8]. Такое мышление позволяет находить множественные решения для одной задачи, а в основе его - исследование, креативность и воображение.
Как показывает опыт мировой практики, людям старшего поколения сложнее всего приходится перестраиваться под новые современные требования окружающей действительности, так как это уже сформировавшиеся личности, выросшие по определенным стандартам социума, имеющие определенный вид мышления, опыт деятельности, которому они привыкли доверять. Следовательно, необходимо своевременно формировать и развивать дивергентное мышление у подрастающего поколения [1; 3; 5; 12; 20; 23]. Наиболее благоприятным возрастным периодом для этого можно считать младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте закладывается исследовательская, творческая позиция личности, которая является решающим звеном в развитии дивергентного мышления [30; 31; 47; 53; 58].
Современное образование трансформируется в соответствии с новыми стандартами социума, меняя концепцию педагогической деятельности и образования в целом, в том числе в начальных классах. Проектирование учебного процесса нацелено на создание педагогических условий, в рамках которых формирование и развитие дивергентного мышления будет проходит наиболее эффективно. Однако, на сегодняшний день, в педагогическом пространстве существуют неоднозначные взгляды на то, какие именно учебные предметы наиболее подходят и важны для внедрения и решения задач и заданий дивергентного типа. Как правило, исследования посвящаются формированию дивергентного мышления на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира.
На наш взгляд, высоким потенциалом в плане развития дивергентного мышления младших школьников обладают уроки технологии, закладывающие фундамент образного, творческого, исследовательского мышления. Данное мнение подтверждается тем, что на уроках технологии в начальной школе дети получают углубленные знания о качестве и возможности создания образов из различных материалов, навыки труда и мастерства. Кроме того, уроки технологии позволяют изучить феномен дивергентного мышления с учётом гендерного фактора.
Актуальность исследования обусловлена тем, что новые ориентиры развития современного общественного сознания требуют воспитания всесторонне развитой творческой личности, способной самостоятельно и нетрадиционно разрешать задачи и затруднения, возникающие в любых сложившихся условиях, обладающей дивергентным мышлением. В свою очередь, уроки технологии обладают еще не полностью выявленным и реализованным потенциалом для развития такой личности.
Противоречие заключается в потребности педагогической практики в эффективном методическом инструментарии для развития дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии и, в то же время,
недостаточным количеством методических разработок направлении.
Проблема исследования: каковы возможности уроков технологии для развития дивергентного мышления младших школьников?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования: процесс обучения на уроках технологии в начальной школе.
Предмет исследования: развитие дивергентного мышления у обучающихся начальной школы на уроках технологии.
Цель исследования: разработать содержание уроков технологии, включающее задания дивергентного типа и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность для развития дивергентного мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии будет эффективен, если:
- включить в процесс учебной работы по технологии творческие задания дивергентного типа;
- организовать творческую работу младших школьников на основе увлеченности индивидуальной и совместной творческой деятельностью;
- использовать творческий и деятельностный потенциал уроков технологии для развития дивергентного мышления младших школьников.
Достижение поставленной цели исследования обусловило необходимость решения следующих задач:
- проанализировать литературу по теме исследования, выявить сущность и специфику развития дивергентного мышления младших школьников;
- подобрать диагностические методики и провести диагностику уровней развития дивергентного мышления младших школьников;
- разработать и апробировать содержание уроков и внеурочной деятельности по технологии, включающее задания дивергентного типа;
- провести повторную диагностику и сделать выводы и эффективности разработанного содержания уроков и внеурочной деятельности по технологии.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучению особенностей развития дивергентного мышления у школьников младшего возраста, сравнение и обобщение собранного материала.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа с педагогом и родителями обучающегося, психолого-педагогическое исследование, интерпретация результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа реализована в три этапа:
- констатирующий этап - первичная диагностика уровней развития дивергентного мышления младших школьников;
- формирующий этап - разработка и реализация содержания уроков технологии для развития дивергентного мышления у младших школьников;
- контрольный этап - проведение повторной диагностики с целью выявления эффективности разработанного содержания уроков технологии для развития дивергентного мышления у младших школьников.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №1» (МАОУ «СОШ№1»).
Выборка испытуемых оставила 26 (двадцать шесть) школьников, в том числе 14 девочки и 12 мальчиков в возрасте 8-9 лет.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды о разновидностях типологии мышления, в том числе:
- исследования, которые отражают особенности интеллектуальной и практической деятельности личности (Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, Р.Ф. Томпсон и др.),
- исследования, выявляющие закономерности продуктивного характера мыслительной деятельности и его использование в процессе обучения (Л.С Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.),
- исследования возрастных особенностей в формировании и развитии
мышления учащихся начальных классов (П.Б. Блонский, П.Я. Гальперин, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Л.М. Фридман и др),
- научные труды и положения, исследующие особенности дивергентного мышления и факторы его формирования (A.M. Матюшкин, С. Татищев, Е. Торранс и др.),
- практические исследования, обосновывающие факторы активизации учебной деятельности учащихся начальной школы (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.),
- исследования в области педагогического взаимодействия и интеллектуального творчества (Е.В. Коротаева, А.Э. Симановский, Г.В. Терехова, А.А. Гин, В.В. Лихолетов и др.).
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами в организации образовательного процесса, направленного на развитие дивергентного мышления у младших классов.
Новизна исследования: расширение представлений о возможности формирования дивергентного мышления в младшем школьном возрасте на уроках технологии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Анализ научных трудов по теме выпускной квалификационной работы показал, что на сегодняшний день, благодаря научно-техническому прогрессу, мировое сообщество совершило большой скачок в развитии, в связи с чем возросли запросы государства и социума к личности, перед которой ставятся новые задачи, требующие нестандартного решения и нового типа мышления, оригинального взгляда на сложившуюся природу вещей, способности разрабатывать и эффективно реализовывать новые идеи. Этому соответствует дивергентное мышление - вид мышления, с помощью которого можно решить любую поставленную задачу, применив множественные варианты решения.
Специалисты в области психологии, нейрофизиологии и педагогики, исследующие дивергентное мышление, его особенности, критерии и влияние на развитие личности, имеют единое мнение по поводу того, что развивать данный тип мышления необходимо начинать уже в раннем возрасте, и самый благоприятный возрастной период для этого - младший школьный возраст. Большинство исследователей рассматривают развитие дивергентного мышления на уроках математики, русского языка и окружающего мира, а также во внеурочной деятельности на кружковых занятиях. И лишь незначительное количество трудов и практического опыта показывают потенциал уроков технологии в развитии дивергентного мышления.
В первой главе нашего исследования раскрыта сущность понятий «мышление» и «дивергентное мышление», особенности и педагогические условия их формирования, проанализирован потенциал уроков технологии в развитии у детей младшего школьного возраста дивергентного мышления.
Также в процессе проведенной работы выявлено, что признаками дивергентного мышления, проявляющимися на уроках технологии, являются:
1. Быстрота - ученик рассматривает максимальное количество идей по созданию объекта, по способам его декора и пр.
2. Гибкость - высказывая широкое многообразие идей, ребенок может корректировать их в процессе работы.
3. Оригинальность - результаты работы детей, как правило, существенно отличаются по конструкции, по оформлению и пр.
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт», придавать ему законченный вид).
В практической части исследования описана работа по исследованию уровней развития дивергентного мышления и мотивации к обучению у младших школьников.
Результаты исследования исходного уровня развития дивергентного мышления показали довольно низкий уровень, особенно по показателям «беглости», «оригинальности» и «разработанности». Также у школьников была выявлена в подавляющем большинстве низкая мотивация к обучению, в связи с чем выявлена необходимость разработки содержания уроков технологии, включающего дивергентные задачи и направленного на развитие дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста.
На формирующем этапе был разработан учебный план и содержание уроков технологии, включающее дивергентные задачи и направленное на развитие дивергентного мышления школьников. Уроки были успешно апробированы в образовательном процессе. Оценка результативности апробации разработанных уроков проводилась по методикам, аналогичным констатирующему этапу, и с участием контрольной группы.
В процессе наблюдений было отмечено, что по окончанию формирующего этапа некоторые школьники стали более активными как на уроке технологии, так и на других учебных предметах, высказывали множество новых идей и способов решения разнообразных учебных задач.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса : учеб.-метод. пособие / Е. В. Алексеенко. Москва : ИНФРА-М, 2019. 199 С. URL: https://new.znanium.com/read?id=341691(дата обращения: 26.01.2021).
2. Барышева Т.А. Гендерные различия в структуре креативности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. № 28 (4). С. 64-68.
3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении// Психологическая наука и образование. М.: Психология, 2006. № 1. С. 34-38.
4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Прессактив, 1996. 442 с.
5. Венгер А.Л. , Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2001. 160 с.
6. Гайдаенко М.В. Дивергентное мышление - выход за пределы стереотипов. 2015. URL: http://eydeticamarina9.blogspot.com/2015/06/blog- post_20.html(дата обращения: 31.01.2021)
7. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М.: Ганга. 2018. 544с.
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-457.
9. Гилфорд Дж. Природа человеческого интеллекта. URL: https://vikent.ru/enc/1802/(дата обращения: 23.11.2020 г.)
10. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М.: Флинта, 2015. 146 с.
11. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. - Свердловск: Изд-во СГМИ, 2018. 120 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. 250 с.
13. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности // Ежегодник РПО. М., 2002. Т.8. Вып.1. С.3.
14. Дегтярев С.Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного мышления // Образование и наука. 2018. № 4. С. 36.
15. Жабагина Р. М. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении нестандартных задач // Молодой ученый. М., 2016. №4. С.30-33.
16. Захарова М. Дивергентное мышление как основа творчества
личности. URL: http://fb.ru/article/43347/divergentnoe-myishlenie-kak-
osnovatvorchestva-lichnosti (дата обращения: 28.01.2021)
17. Иванов А.Н. Задачи конвергентные и дивергентные. М.: Психология, 2010. 52 с.
18. Иванов А.Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников// Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Мурманск, 2007.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
20. Ивлев Ю.В. Логико-методологические основы педагогической культуры // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 10. № 3. 2016. С. 59-64.
21. Казакова Г.И. Дивергентное мышление младших школьников //
В сборнике: сборник статей международной научно-практической
конференции. 2016. С. 189-191.
22. Квитко И. И. Современные взгляды на проблемы креативности //
Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 368-370. — URL:
https://moluch.ru/archive/144/40291/(дата обращения: 23.01.2021)
23. Косенко Н. Т. Формирование дивергентного мышления у
младших школьников //Начальная школа, 2009. №12. С.2-11.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
Политиздат, 1975. 304с.
25. Ленкова А.А. Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divergentnoe-myshlenie-kak-predmet- psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya(дата обращения: 10.01.2021).
26. Ленкова А.А. Дивергентный характер мыслительной деятельности творчески одаренного младшего школьника // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 11. С. 197-202.
27. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2019. 423 с.
28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
29. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144 c.
30. Маслова С. В. Творческое и дивергентное мышление в начальном общем образовании // Молодой ученый. 2015. № 20.1 (100.1). С. 28-30. URL: https://moluch.ru/archive/100/22533/(дата обращения: 21.01.2021).
31. Майданник И.А. Методологические основы формирования дивергентного мышления у школьников. URL: http://www.psychology- online.net.(дата обращения: 07.01.2021).
32. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 105с.
33. Медник С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ
педагогике. URL: http://www.metodolog.ru/node/1296(дата обращения:
01.02.2021).
34. Михайленко Н.Я. Взаимодействие учителя и ученика в рамках урока в начальной школе / Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова // Начальная школа. 2013. №4. С.18-23.
35. Новые технологии в образовании. Материалы XXII Международной научно-практической конференции (29 марта 2016 г.) : [сборник научных трудов] / Р. А. Айкенова, А. В. Аксенова, Е. П. Артамонова [и др.] ; науч. ред. С. П. Акутина. Москва : Перо, 2016. 114 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/59070.html(дата обращения: 01.02.2021).
36. Петрановская С.М. Большая книга про вас и вашего ребенка»: АСТ; Москва, 2017. 370с.
37. Петровский А.В. Психология. М.:Проспект. 2012. 752 с.
38. Разумникова О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении : Роль фактора пола и личностных характеристик : диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. Новосибирск, 2003. 312 c.
39. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Владос. 2003. 448 с.
40. Савенков Л.И. Детское мышление в познавательной сфере /Л.И. Савенков //Начальная школа. 2010. №5-6. С. 67-69
41. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет
после. URL: http: //www.executive.ru/knowledge/russiantoplist/1450249/?page=0. (дата обращения 27.09.2020).
42. Стернберг, Р. Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
43. Современные исследования интеллекта и творчества // Под
редакцией А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. М.: Институт психологии РАН. 2015. 303 с. URL:
http: //www. spsl.nsc. ru/FullT ext/konfe/2015_sbornik_ponomarev_druj inin.pdf
44. Сергеева Б.В. Педагогические условия развития художественно¬
творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства / Б. В. Сергеева, Е. В. Баталова // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 8-2. С.138-149. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41499144(дата обращения: 04.01.2021).
45. Сидорова Е.Э. Развитие творческого воображения младших
школьников посредством нетрадиционных техник рисования / Е. Э. Сидорова, Н. М. Ноговицына. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 258-262. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36667649(дата обращения: 03.12.2020).
46. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное
творчество младших школьников / А.И. Савенков. М.: «Академия Развития»: развивающее обучение. Практические задания, 2004. 126с.
47. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы. 2003. № 3.с.107.
48. Томских И.М. Особенности развития дивергентного мышления
младших школьников / И.М.Томских, В.С. Новаковская // Успехи
современного естествознания. № 6, 2011. С. 76-77
49. Туник Е.Е .Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
50. Филиппова Л. В. Учебный диалог как средство повышения учебной мотивации младших школьников / Л. В. Филиппова, Е. А. Жесткова. - Текст : электронный // Начальная школа. 2018. № 7. С. 22-26. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39375304(дата обращения: 02.12.2020).
51. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
52. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) Режим доступа:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId= 959
53. Ханова Э.М. Исследование дивергентного мышления у младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2.
;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15632(дата обращения:
22.11.2020).
54. Хазратова Н.В. Проблема измерения дивергентного мышления
младших школьников / Н.В. Хазратова //Индивидуальность и
способности. М.:Просвещение, 2010. С.93-114.
55. Харламова К. В. Формирование самостоятельности у младших
школьников в процессе образования / К. В. Харламова. // Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 328-333. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41671333(дата обращения: 06.11.2020).
56. Хуршудян Д. С. Факторы и условия формирования адекватной
самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности / Д. С. Хуршудян, О. Г. Чугайнова. // Наука и образование в современной конкурентной среде. 2016. № 1. С. 73-78. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25944255(дата обращения: 02.11.2020).
57. Широкова В. В. Формирование у младших школьников
универсального учебного действия моделирования на уроках изобразительного искусства / В. В. Широкова. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т.14, №1. С.80-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37375754(дата обращения:
01.12.2020).
58. Черенкова Л.В. Развитие дивергентного мышления педагогов: метод. рек. / Л.В. Черенкова. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. с.40.
59. Чернецкая Н. И. Проблема соотношения творческого и дивергентного мышления в современной психологии. М: Психология, 2012. 53 с.
60. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное