Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №116958

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Анализ проблемы развития креативности младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 21
2.1. Выявление уровня развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 21
2.2. Реализация экспериментальных приемов развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Динамика уровня развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение 58

На современном этапе становления теории и практики начального образования одной из актуальных проблем является развитие креативности младших школьников. Это связано с тем, что современному обществу необходимы творчески развитые личности.
Креативно мыслящие ученики способны не только запоминать и воспроизводить представленную информацию, но и на основе ее понимания создавать новый творческий продукт, выходить за рамки образования. Как правило, такими школьниками гордятся учителя. А это значит, что многие ученики хотят быть креативными. Каждый школьник, пришедший в первый класс без предметных знаний, может применять свои художественно­творческие способности. Однако учителя стремятся использовать в своей деятельности «селекционный» метод: отдают предпочтение работать с одаренными учениками, а «обычных» оставляют развиваться по стандарту. Именно поэтому, педагог должен уделять внимание методам, приемам обучения и развития, которые обеспечивают включение учащихся в творческую деятельность; помогают им найти необходимую информацию самостоятельно и нестандартно решать поставленные проблемы, особенно это касается уроков изобразительного искусства.
Развитие творческих способностей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009), возможно осуществить на уроках изобразительного искусства. Предметные результаты данной области отражаются в усвоении первоначального овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании). Все это свидетельствует, что проблема развития креативности младших школьников приобретает значимость в процессе обучения на уроках изобразительного искусства.
Особое внимание понятиям «креативность», «развитие креативности младших школьников» уделяют многие отечественные и зарубежные исследователи. Дж.П. Гилфорд разработал понятие «креативность», Э.П. Торренс стал его последователем, который не только продолжил исследование данного понятия, но и разработал свои критерии оценивания креативности. Д.Б. Богоявленская отождествила понятия «креативность» и «одаренность», а творчество определила как их результат. Также она выявила и описала наиболее благоприятные условия развития креативности.
Отечественные психологи Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, сделали значительный вклад в исследовании творчества, а именно в психологию способностей личности. В.Н. Дружинин создал собственную теорию креативности на основе проявления широты ассоциаций. М.А. Холодная отождествила креативность с дивергентным мышлением. Е.П. Ильин описал психологические проявления креативности, начиная с дошкольного возраста. Современный подход к развитию креативности как к обособленному понятию разработали Р. Дж. Стернберг и Д. Лаверт «теорию инвестирования».
А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова разработали программы по изобразительному искусству, направленные на развитие творчества и творческих способностей младших школьников. В которых выделены современные механизмы и технологии развития творчества младших школьников. В программе Т.Я. Шпикаловой отражены средства и приемы обогащения опыта создания художественного образа. Тем не менее, несмотря на разработанность проблемы, не представлены конкретные приемы развития творческих способностей в теории и методике по изобразительному искусству. Отсюда вытекает проблема: каково содержание приемов развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: разработать содержание приемов, направленных на развитие креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: развитие креативности младших школьников при обучении на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования понятий «креативность», «развитие креативности младших школьников».
2. Выявить уровень развития креативности младших школьников в художественно-эстетической деятельности.
3. Разработать и реализовать содержание творческих заданий, направленных на развитие качеств креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
4. Доказать эффективность творческих заданий, влияющих на развитие креативности младших школьников в процессе обучения художественной деятельности.
Гипотеза: процесс развития креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства будет осуществляться эффективно, если:
• разработать комплекс творческих заданий;
• активизировать воображение младших школьников путем применения нетрадиционных техник рисования;
• развивать субъектную позицию творца в процессе создания и реализации художественного замысла.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования: разработано содержание творческих заданий, направленных на развитие креативности младших школьников в процесс обучения изобразительному искусству.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс творческих заданий позволяет усовершенствовать процесс обучения и развить креативность младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы: 57 стр., без приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития креативности младших школьников позволил углубленно изучить понятие «креативность» с позиции авторов, взявших за основу наиболее значимую, по их мнению, сторону этого понятия. Наряду с этим было выявлено что, несмотря на разнообразие подходов в литературе, понятие креативность не имеет однозначного определения, его необходимо трактовать, основываясь на несколько взглядов. Проанализированы особенности проявления креативности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Одновременно с этим во главу угла авторы ставят индивидуальные особенности школьников. Все это помогло подобрать необходимые методики диагностики креативности младших школьников в процессе художественной деятельности.
Для разработки содержания творческих заданий и реализации их на уроках изобразительного искусства в первом классе, были изучены особенности урока, которые способствуют развитию качеств креативности младших школьников.
На констатирующем этапе организовали процесс диагностики качеств креативности младших школьников в экспериментальной и контрольной группе. Для получения достоверных результатов исследовали общие способности (творческое мышление) и специальные (художественные) способности младших школьников. На основе полученных результатов сделали вывод, что уровень развития креативности в двух группах примерно одинаковый, так как они обучаются по одной Программе. Однако, в экспериментальной группе имеются низкие показатели уровня развития креативности школьников, нежели чем в контрольной. Это помогло выявить менее развитые качества креативности, на которые будем акцентировать внимание на формирующем этапе. Поэтому, полученные результаты позволили более эффективно организовывать уроки изобразительного искусства в экспериментальной группе.
На формирующем этапе реализованы творческие задания и нетрадиционные техники рисования, направленные на развитие креативности и активизацию творчества младших школьников. Уроки организовывались при интеграции современных особенностей развития качеств креативности с традиционными, которые доказали свою эффективность и получили общественное признание.
Далее проведен контрольный срез, включающий в себя методики, что и на констатирующем этапе. Цель контрольного этапа - выявить динамику развития креативности младших школьников. Получены результаты, в ходе анализа которых замечена динамика развития креативности в экспериментальной группе. Из этого можно сделать вывод, что разработанные творческие задания эффективно влияют на развитие креативности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проведенное исследование доказало поставленную гипотезу о том, что процесс развития креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства будет эффективен, если внедрить творческие задания в художественную деятельность школьников; активизировать воображение младших школьников путем применения нетрадиционных техник рисования; развивать субъектную позицию творца в процессе создания и реализации художественного замысла.


1. Барышева Т. А. Креативный ребенок : Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 416 с.
2. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособие. СПб. : СПГУТД, 2006. 268 с.
3. Бибикова Н. В. Развитие креативности детей в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 11. С. 1-4.
4. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 320 с. (Высшее образование).
6. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.
7. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Минск. : РИВШ при БГУ, 1996. 142 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта: психология мышления; под ред. А. М. Матюшкин. М. : Прогресс, 1965. 534 с.
10. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явления подражания. М. : ИП РАН, 1994. 43 с.
11. Гостилович Т. К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник ТГУ. 2007. № 8. С. 239-245.
12. Донина О. И., Кузнецова Н. И. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. 2010. № 3. С. 10-15.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. 368 с.
14. Зеленкова И. В. Младший школьник как субъект художественно- творческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2017. № 3. С. 130-134.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности : учеб. пособие для студентов педвузов. СПб. : Питер, 2009. 434 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ