Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №31830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
820
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие «творческие способности» и особенности их развития у
младших школьников 6
1.2 Методы и приемы развития творческих способностей на уроках
изобразительной деятельности 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников 25
2.2 Методика развития творческих способностей на уроках изобразительной
деятельности в четвертом классе 32
2.3 Анализ эффективности проведенной работы по развитию творческих
способностей младших школьников 46
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность данного исследования связана с тем, что вопросы развития творческих способностей являются необходимым условием в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе и в системе образования происходят интенсивные изменения. Человек должен уметь адекватно реагировать на них, используя весь свой творческий потенциал.
В связи с внедрением в практику Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, урокам изобразительной деятельности в начальной школе отводится особая роль в развитии творческих способностей младших школьников.
Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Е.П. Варламова, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, Е.Л. Яковлева и др.), где раскрываются различные стороны изучаемой проблемы.
Возможности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте раскрыты в работах В. В. Давыдова, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой, Н.Н. Поддьякова, Ю.А. Полуянова и других. В исследованиях В.В. Репкина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана доказано, что в младшем школьном возрасте имеются все предпосылки для раскрытия творческого потенциала детей.
Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе раскрываются в работах Т. С. Комаровой, В.С. Кузина, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова Б.М. Неменского, В.Н. Полуниной, Н.Н. Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др.
Объектом данного исследования являются процесс развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Цель данного исследования - изучить особенности развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности в начальной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития творческих способностей у младших школьников.
2. Описать методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности.
3. Диагностировать уровень развития творческих способностей младших школьников.
4. Апробировать методику развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности в четвертом классе.
5. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования. Эффективность развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает особенности развития творческих способностей младших школьников;
- педагог владеет эффективными методами и приемами развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности;
- реализуется предложенная методика развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, единства деятельности и сознания, а также научные работы, как и отечественных, так зарубежных, исследователей. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности разрабатывалась в работах Т. С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б.М. Неменского,В.Н. Полуниной, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение;
3. Математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов для эффективной учебно-воспитательной работы в начальных классах. Апробированный план может быть использован работе с учащимися начальных классов.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и зажечь в них стремление к самореализации, раскрытию своих талантов и способностей. Перед современной школой стоит задача не только вооружения учащихся общеобразовательными знаниями, но и развития их творческих задатков. Поэтому необходимо еще в начальной школе развивать творческие способности, верить в детей, уважать их желание в достижении успеха.
В процессе теоретического исследования мы рассмотрели понятие творчества и творческих способностей. Творческие способности определяются как психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся дивергентное мышление (беглость, оригинальность, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. Проведенный анализ научной литературы по психологии, педагогике, философии, позволил выявить, что способности развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что под понятием «творчество» подразумевается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающейся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творческие способности могут проявляться в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.
Изучение и анализ современного состояния проблем развития творческих способностей позволили разработать модель методической системы развития творческих способностей младших школьников, которая включала такие компоненты, как целевой, организационно-педагогический, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный.
Основными задачами развития творческих способностей младших школьников являются овладения личностью целостными, устойчивыми качествами (эмоциональность, познавательная активность, самостоятельность при выполнении творческих заданий, стремление к самовыражению и к творческим достижениям), формирование мотивации к творческой деятельности.
Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности в начальной школе осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства. С учащимися четвертого «А» класса» проводились уроки изобразительного искусства с применением методики творческих заданий.
Была составлена система творческих заданий, которая использовалась на уроках «Изобразительное искусство» в 4 классе, которые способствовали развитию навыков фантазирования, воображения.
Уроки изобразительного искусства с использованием творческих заданий способствовали: развитию воображения, творческих способностей; развитию ассоциативного мышления; развитию композиционных навыков; возникновению устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности; использованию приобретенных навыков в коллективной творческой деятельности.
В процессе исследования нашла подтверждение гипотеза, согласно которой, эффективность развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- педагог знает особенности развития творческих способностей младших школьников;
- педагог владеет эффективными методами и приемами развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности;
- реализуется предложенная методика развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты и решены.



1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер.
- Петрозаводск: ППУ, 2004. - 144 с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - М.: Академия, 2008. - 189 с.
3. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого
саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография
/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 214 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема, творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д: РГУ, 2003. - 244 с.
5. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. М.: Педагогика, 2006. - 232 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 2009. -93 с.
7. Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения / С.И. Гин. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. - Минск, 2010. - 35 с.
8. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры / Г.А. Горбунова. Автореферат диссертации... на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук. - М.,1995. - 35 с.
9. Диагностика творческого развития личности: Методическое
пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск: НИП, 2003. - 44 с.
10. Дормидонтова Л.П. Формирование творческих способностей у детей 5 - 8 лет средствами музыкального фольклора / Л.П. Дормидонтова. Автореф. на соис. уч.ст. кан. пед. наук. - Ульяновск, 2012. - 34 с.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.
- СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
12. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 190 с.
13. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности / Л.Г. Карпова. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. - М., 2011. - 38 с.
14. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1994. - 130 с.
15. Комарова Т. С. Дети в мире творчества/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1995. - 140 с.
16. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах пособие / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1983. - 132 с.
17. Кэмерон Д. Путь художника / Д. Кэмерон. - М.: Гаятри, 2005. -
193с.
18. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томск.: Пеленг, 2003.- 63 с.
19. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М. Неменский. 1 - 9 кл.- М.: Просвещение, 2011.- 210 с.
20. Николаидис К. Естественный путь к рисованию / К. Николадис. - М.: Владос, 2003. - 123 с.
21. Обухова JI. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2009. - 360 с.
22. Осипенко С. П. Динамика развития креативности младших школьников в творческих объединениях / С. П. Осипова. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2008. - 24 с.
23. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 144 с.
24. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2009. - 340 с.
25. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я. А. Психология творчества. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.
26. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя / В.Н. Полунина. - М.: Владос, 2001. - 120 с.
27. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 254 с.
28. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание. - М.: Владос, 2001. - 130 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: в
2- х т. - М.: Академия, 2006. - 394 с.
30. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей - младших школьников / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 144 с.
31. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для вузов / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2007.- 304 с.
32. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия,1999. - 368 с.
33. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников / Н.В. Уварина. Автореф. дисс. кан.пед.наук.- М., 2006. - 44 с.
34. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 2007. - 16 с.
35. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие для студентов ун -тов и пед. ин-тов/ И.Ф. Харламов. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2008. - 576 с.
36. Чечина Ж.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии и в учреждениях дополнительного образования/ Ж.В. Чечина. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. кан.пед.наук. - М., 2011. - 44 с.
37. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и тематическое планирование/ Т. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2013. - 290 с.
38. Шутарева Л. Н. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности / Л.Н. Шутарева. Дис. ... канд. пед. наук.- Саратов, 2004.-178 c
39. Эдвардс Б. Художник внутри вас / Б. Эдвердс. Пер. с англ.; Худ.обл. Б. Г. Клюйко. - Мн.: Попурри, 2000. - 256 с.
40. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. - М.: ДетствоПресс, 2010. - 180 с.
41. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / О.Ю. Яцкова// Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 110-119.
42. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Б.И. Белый [Электронный ресурс]. URLhttps://psycabi.net/testy/544-test-rorshakha- metodika-chernilnye-pyatna (дата обращения: 19.03.2019)
43. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П.Г. Василенко [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения:
15.03.2019)
44. Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном
возрасте / И.Н. Валуева, Л.Г. Пузеп // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч. - практ. конф. № 13. [Электронный ресурс].
URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 25.03.2019)
45. Демская Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью / Т.А. Демская. Автореф. на соис. уч.ст. кан. пед. наук. - Москва, 2016. - 34 с. [Электронный ресурс].
URL: http://mpgu.su/wpcontent/uploads/2016/03/Avtoreferat_Demskaya_T.A....p df
46. Лушкина Э.А. Развитие творческих способностей у детей в
образовательном процессе / Э.А. Лушкина, Г.Ю. Лизунова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(7). [Электронный ресурс].
URL: https://nauchforam.m/archive/MNF_humamties/7(7).pdf (дата обращения:
25.03.2019)
47. Немов Р.С. Методика «Нарисуй что-нибудь» /Р.С. Немов [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2229525/page:3/(дата обращения: 25.03.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ