КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Представление об общем недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3 Игровая деятельность как средство коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 21
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 21
2.2 Организация и содержание работы по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 32
2.3 Определение эффективности работы по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 54
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Представление об общем недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3 Игровая деятельность как средство коррекции памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 21
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 21
2.2 Организация и содержание работы по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 32
2.3 Определение эффективности работы по коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 54
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день общее недоразвитие речи у дошкольников является самым распространенным нарушением. Автором Р.Е. Левиной в 50-60 года было сформулировано понятие общего недоразвития речи. Различные речевые нарушения стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам развития высших психических функций. Современные психолого-педагогические исследования уделяют пристальное внимание переоценке методов обучения и развития детей, имеющих особые образовательные потребности с целью повышения эффективности психолого-педагогического воздействия (Г.В. Чиркина, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, О.И. Кукушкина и др.).
Отечественные психологи B.C. Мухина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.) выделяют память как ведущий процесс познавательной деятельности дошкольников.
Уровень развития памяти, который формируется в дошкольном возрасте, имеет важное значение для всей последующей жизни человека.
Память представляет собой психофизиологический процесс, способность к запечатлению, сохранению и воспроизведению (или узнаванию) того, что ранее воспринималось, переживалось или делалось человеком. Память не только обеспечивает накопление впечатлений об окружающей действительности, но и служит основой базой приобретения знаний, умений, навыков и их последовательного использования. Сохранение приобретенного опыта дает возможность для обучения человека и дальнейшего развития психики.
Свойства памяти (объем, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения, способность быстро извлекать данные, легкость воспроизведения) определяют ее продуктивность.
Овладение зрительной и слуховой памятью является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам. Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у дошкольников высших психических функций. Но не только уровень речевого развития зависит от уровня развития памяти дошкольника, но и уровень развития памяти имеет прямую зависимость от степени сформированности речевого навыка.
Одним из понятных и доступных средств коррекции памяти детей с общим недоразвитием речи является игровая деятельность, а особое место занимают дидактические игры. Систематическое и целенаправленное использование дидактических игр в детском саду позволяет в дальнейшем развивать творческое благополучие дошкольника, который определяет его дальнейшее развитие в дошкольном возрасте.
Дидактические игры «Поймай слог», «Поймай звук», «Поймай слово» не вызывают у детей с речевыми нарушениями интереса, так как соблюдать правила игры таким детям достаточно проблематично, они постоянно отстают и опаздывают от других детей-игроков, у которых уровень речевого развития в норме. Для детей с нарушениями речи трудно дифференцировать звуки, поэтому такие дошкольники стараются избегать дидактических игр, направленных на развития такого умения.
Большое значение при работе с детьми с речевыми нарушениями придается не только правильному звукопроизношению, но и структурированию предложений и связных высказываний.
Характеристика и описание речевых нарушений дошкольника, которую составляет педагог в ДОО, поможет специалистам быстрее разобраться с тяжестью речевого дефекта. Такая характеристика поможет быстрее и качественнее организовать и провести коррекционную работу речевого отклонения. Успешная работа по коррекции нарушений речи зависит от в первую очередь от понимания степени ответственности и глубины проблемы самими родителями детей с ОВЗ. Коррекционная работа во взаимодействии с педагогами и специалистами в ДОО, будет успешной при неукоснительном выполнении всех рекомендаций и заданий. Процесс коррекционной работы, достаточно долгий и трудный, он может длится достаточно длительное время.
Большинство ученых таких, как: Блонский П.П., Выготский Л.С., Жане З.М., Истомина О.С., Лурия А.Р., Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Пиаже Ж., Волосовец Т.В., Леонтьев А.Н., занимались исследованием памяти. Они выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью. Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу. Исследованием возможностей дидактических игр как эффективного средства коррекции памяти у детей дошкольного возраста занимались: Абрамян Л.А., Вершинина Н., Дайн Г.Л., Коссаковская Е.А., Мироседина Н., Мухотина Н., Пантелеева Л., Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина, Т. Шершнева и др.
На основе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено противоречие между необходимостью осуществления психокоррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитии речи и недостаточной разработанностью проблемы коррекции памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитии речи.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности игровой деятельности как средства коррекции памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитии речи?
Тема исследования: «Коррекция памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить возможности коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические основы проблемы коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2) Выявить уровень развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
3) Определить эффективность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитии речи посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности возможна, если:
• учитывать индивидуальные показатели развития памяти, структуру и симптомы общего недоразвитии речи у детей в процессе коррекции работы;
• разработать комплекс игр, основанный на принципах индивидуального подхода использования компенсаторных возможностей, разумного подбора материала;
• реализована последовательная работа по коррекции скорости и осмысленности запоминания, разных видов памяти;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда коррекционно-развивающими материалами, способствующим коррекции памяти;
• осуществление обучение родителей игровым приемам коррекции памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Для доказательства гипотезы и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественная и количественная обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» № 149 «Елочка».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе выявлены показатели и уровни развития памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи, определена возможность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обоснованы показатели развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; обоснована возможность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности; дана содержательная характеристика уровней развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дошкольной образовательной организации в процессе коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами.
Отечественные психологи B.C. Мухина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.) выделяют память как ведущий процесс познавательной деятельности дошкольников.
Уровень развития памяти, который формируется в дошкольном возрасте, имеет важное значение для всей последующей жизни человека.
Память представляет собой психофизиологический процесс, способность к запечатлению, сохранению и воспроизведению (или узнаванию) того, что ранее воспринималось, переживалось или делалось человеком. Память не только обеспечивает накопление впечатлений об окружающей действительности, но и служит основой базой приобретения знаний, умений, навыков и их последовательного использования. Сохранение приобретенного опыта дает возможность для обучения человека и дальнейшего развития психики.
Свойства памяти (объем, быстрота запоминания, точность воспроизведения, длительность сохранения, способность быстро извлекать данные, легкость воспроизведения) определяют ее продуктивность.
Овладение зрительной и слуховой памятью является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам. Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у дошкольников высших психических функций. Но не только уровень речевого развития зависит от уровня развития памяти дошкольника, но и уровень развития памяти имеет прямую зависимость от степени сформированности речевого навыка.
Одним из понятных и доступных средств коррекции памяти детей с общим недоразвитием речи является игровая деятельность, а особое место занимают дидактические игры. Систематическое и целенаправленное использование дидактических игр в детском саду позволяет в дальнейшем развивать творческое благополучие дошкольника, который определяет его дальнейшее развитие в дошкольном возрасте.
Дидактические игры «Поймай слог», «Поймай звук», «Поймай слово» не вызывают у детей с речевыми нарушениями интереса, так как соблюдать правила игры таким детям достаточно проблематично, они постоянно отстают и опаздывают от других детей-игроков, у которых уровень речевого развития в норме. Для детей с нарушениями речи трудно дифференцировать звуки, поэтому такие дошкольники стараются избегать дидактических игр, направленных на развития такого умения.
Большое значение при работе с детьми с речевыми нарушениями придается не только правильному звукопроизношению, но и структурированию предложений и связных высказываний.
Характеристика и описание речевых нарушений дошкольника, которую составляет педагог в ДОО, поможет специалистам быстрее разобраться с тяжестью речевого дефекта. Такая характеристика поможет быстрее и качественнее организовать и провести коррекционную работу речевого отклонения. Успешная работа по коррекции нарушений речи зависит от в первую очередь от понимания степени ответственности и глубины проблемы самими родителями детей с ОВЗ. Коррекционная работа во взаимодействии с педагогами и специалистами в ДОО, будет успешной при неукоснительном выполнении всех рекомендаций и заданий. Процесс коррекционной работы, достаточно долгий и трудный, он может длится достаточно длительное время.
Большинство ученых таких, как: Блонский П.П., Выготский Л.С., Жане З.М., Истомина О.С., Лурия А.Р., Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Пиаже Ж., Волосовец Т.В., Леонтьев А.Н., занимались исследованием памяти. Они выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью. Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу. Исследованием возможностей дидактических игр как эффективного средства коррекции памяти у детей дошкольного возраста занимались: Абрамян Л.А., Вершинина Н., Дайн Г.Л., Коссаковская Е.А., Мироседина Н., Мухотина Н., Пантелеева Л., Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина, Т. Шершнева и др.
На основе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено противоречие между необходимостью осуществления психокоррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитии речи и недостаточной разработанностью проблемы коррекции памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитии речи.
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности игровой деятельности как средства коррекции памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитии речи?
Тема исследования: «Коррекция памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить возможности коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические основы проблемы коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2) Выявить уровень развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
3) Определить эффективность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитии речи посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коррекция памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности возможна, если:
• учитывать индивидуальные показатели развития памяти, структуру и симптомы общего недоразвитии речи у детей в процессе коррекции работы;
• разработать комплекс игр, основанный на принципах индивидуального подхода использования компенсаторных возможностей, разумного подбора материала;
• реализована последовательная работа по коррекции скорости и осмысленности запоминания, разных видов памяти;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда коррекционно-развивающими материалами, способствующим коррекции памяти;
• осуществление обучение родителей игровым приемам коррекции памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Для доказательства гипотезы и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественная и количественная обработка данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» № 149 «Елочка».
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе выявлены показатели и уровни развития памяти у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи, определена возможность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обоснованы показатели развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; обоснована возможность коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности; дана содержательная характеристика уровней развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в дошкольной образовательной организации в процессе коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами.
Проблема исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении процесса коррекции памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В исследовании были изучены и проанализированы подходы к изучению памяти у детей 5-6 лет с ОНР, а также сравнение таких детей с нормально развивающимися дошкольниками. Были изучены работы педагогов и психологов по проблеме развития памяти у детей с общим недоразвитием речи.
В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Были выявлены группы детей экспериментальная и контрольная группа детей для исследования.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с ОНР. На данном этапе эксперимента разрабатывался диагностический комплекс, включающий в себя пять методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики памяти у детей с ОНР.
На формирующем этапе эксперимента была проведена разработка, и апробация работы по развитию памяти у детей 5-6 лет с ОНР входящих в экспериментальную группу которые были проведены в процессе комплексных занятий в ДОО. Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Выявление методов, приемов и форм работы с детьми 5-6 лет, имеющих ОНР, с целью развития памяти;
2. Разработка методики развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Обобщенный анализ полученных исследований уровня памяти показал рост количества детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития памяти, а также снижение показателей низкого уровня развития.
Сравнительный анализ результатов исследования констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития памяти и соответствующем росте количества детей с высоким уровнем развития в экспериментальной группе после внедрения разработанной программы развития.
Полученные исследовательские данные позволяют заключить, что разработанная нами работа по развитию памяти у детей 5-6 лет с ОНР и соответствующие каждому этапу методы руководства обеспечивает наиболее ярко выраженные позитивные изменения в развитии памяти у дошкольников с ОНР.
В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности процесса развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Были выявлены группы детей экспериментальная и контрольная группа детей для исследования.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с ОНР. На данном этапе эксперимента разрабатывался диагностический комплекс, включающий в себя пять методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики памяти у детей с ОНР.
На формирующем этапе эксперимента была проведена разработка, и апробация работы по развитию памяти у детей 5-6 лет с ОНР входящих в экспериментальную группу которые были проведены в процессе комплексных занятий в ДОО. Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Выявление методов, приемов и форм работы с детьми 5-6 лет, имеющих ОНР, с целью развития памяти;
2. Разработка методики развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Обобщенный анализ полученных исследований уровня памяти показал рост количества детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития памяти, а также снижение показателей низкого уровня развития.
Сравнительный анализ результатов исследования констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития памяти и соответствующем росте количества детей с высоким уровнем развития в экспериментальной группе после внедрения разработанной программы развития.
Полученные исследовательские данные позволяют заключить, что разработанная нами работа по развитию памяти у детей 5-6 лет с ОНР и соответствующие каждому этапу методы руководства обеспечивает наиболее ярко выраженные позитивные изменения в развитии памяти у дошкольников с ОНР.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020





