ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения 9
1.1 Психофизические и возрастные особенности поведения
дошкольников на улицах и дорогах 9
1.2 Особенности организации педагогического процесса по
формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 12
1.3 Методы формирования представлений у детей 5 -6 лет о
правилах дорожного движения 20
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования
представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы 34
2.1 Выявление уровня сформированности представлений у
детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 34
2.2 Содержание педагогической работы по формированию
представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы 45
2.3 Динамика развития сформированности представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 54
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение 72
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения 9
1.1 Психофизические и возрастные особенности поведения
дошкольников на улицах и дорогах 9
1.2 Особенности организации педагогического процесса по
формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 12
1.3 Методы формирования представлений у детей 5 -6 лет о
правилах дорожного движения 20
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования
представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы 34
2.1 Выявление уровня сформированности представлений у
детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 34
2.2 Содержание педагогической работы по формированию
представлений у детей 5 -6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы 45
2.3 Динамика развития сформированности представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 54
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение 72
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Анализ педагогических исследований Н.А. Ананьевой, В.Ф. Базарного, Е.В. Бондаревской, В.П. Озерова, В.П. Соловьева, Г.М. Соловьева и др. позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.
Н.Н. Авдеевым, Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Е.А. Козыревой, Л.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасовой, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиным изучалась проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, привитие здоровьесберегающих навыков, исследовались разнообразные формы, методы и приемы воспитательно-образовательного процесса.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
Несмотря на то, что в современном обществе уделяется большое внимание дошкольному образованию и его влиянию на социализацию ребенка, подготовку его к безопасной жизнедеятельности, о чем свидетельствуют исследования И.А. Аршавского, Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Е.А. Козыревой, В.А. Петровского и др., педагогическая наука недостаточно уделяет внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет, а возможности использования художественной литературы практически не рассматривались в качестве предмета самостоятельного исследования.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формированием представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет посредством чтения художественно литературы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы возможности чтения художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы».
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Предмет исследования - чтение художественной литературы как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5 -6 лет представлений о правилах дорожного движения.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы будет эффективен, если:
- осуществить подбор и использование художественного слова в самых разнообразных формах: потешка, сказка, рассказ, стихотворение, загадка;
- перенести примеры безопасного поведения литературных героев на улице в детскую деятельность (рисунки, поделки, инсценировки);
-использовать игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов для закрепления полученных знаний о правилах дорожного движения;
-использовать картины, предметные картинки, иллюстрации в процессе чтения художественной литературы.
Теоретической основой исследования являются положения С.В. Белова, А.В. Девисилова, Е.М. Литвинова, Ю.В. Репина, В. Сапронова, М.П. Фроловао культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества; концепция здоровьесбережения Е.А. Аркина, В.К. Бальсевича, М.Н. Берулавы, Г.Н. Голубевой, И.Б. Котовой, Ю.П. Лисицына, Л.И. Лубышевой, А.П. Матвеева, И.В. Пеньковой, И.Н. Тимошиной, Т.И. Осокиной как один из наиболее важных аспектов многоступенчатой системы образования, призванный охранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольника.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 4 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 5-6 лет.
Новизна работы заключается в определении критериев оценки уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения, обосновании возможностей чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы критерии оценки уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения и возможностей чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Практическая значимость заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения в практической деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами, 7 рисунками.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.
Анализ педагогических исследований Н.А. Ананьевой, В.Ф. Базарного, Е.В. Бондаревской, В.П. Озерова, В.П. Соловьева, Г.М. Соловьева и др. позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности.
Н.Н. Авдеевым, Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой, О.Л. Князевой, Е.А. Козыревой, Л.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасовой, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиным изучалась проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, привитие здоровьесберегающих навыков, исследовались разнообразные формы, методы и приемы воспитательно-образовательного процесса.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
Несмотря на то, что в современном обществе уделяется большое внимание дошкольному образованию и его влиянию на социализацию ребенка, подготовку его к безопасной жизнедеятельности, о чем свидетельствуют исследования И.А. Аршавского, Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Е.А. Козыревой, В.А. Петровского и др., педагогическая наука недостаточно уделяет внимания проблеме формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет, а возможности использования художественной литературы практически не рассматривались в качестве предмета самостоятельного исследования.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формированием представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет посредством чтения художественно литературы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы возможности чтения художественной литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы».
Цель исследования - теоретически изучить и апробировать возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Предмет исследования - чтение художественной литературы как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5 -6 лет представлений о правилах дорожного движения.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения посредством чтения художественной литературы будет эффективен, если:
- осуществить подбор и использование художественного слова в самых разнообразных формах: потешка, сказка, рассказ, стихотворение, загадка;
- перенести примеры безопасного поведения литературных героев на улице в детскую деятельность (рисунки, поделки, инсценировки);
-использовать игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов для закрепления полученных знаний о правилах дорожного движения;
-использовать картины, предметные картинки, иллюстрации в процессе чтения художественной литературы.
Теоретической основой исследования являются положения С.В. Белова, А.В. Девисилова, Е.М. Литвинова, Ю.В. Репина, В. Сапронова, М.П. Фроловао культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества; концепция здоровьесбережения Е.А. Аркина, В.К. Бальсевича, М.Н. Берулавы, Г.Н. Голубевой, И.Б. Котовой, Ю.П. Лисицына, Л.И. Лубышевой, А.П. Матвеева, И.В. Пеньковой, И.Н. Тимошиной, Т.И. Осокиной как один из наиболее важных аспектов многоступенчатой системы образования, призванный охранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольника.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 4 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 5-6 лет.
Новизна работы заключается в определении критериев оценки уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения, обосновании возможностей чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы критерии оценки уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения и возможностей чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
Практическая значимость заключается в возможности использования подобранных диагностических методик и чтения художественно литературы как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения в практической деятельности воспитателей в дошкольной образовательной организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 13 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами, 7 рисунками.
Подводя итоги исследования проблемы формирования представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения, следует сделать ряд следующих выводов.
У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.
Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Основные формы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения: чтение детской художественной литературы,
иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.
Проведенное экспериментальное исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения показало, что у дошкольников недостаточно сформированы представления о правилах дорожного движения с преобладанием низкого и среднего уровня. Поэтому нами была организована педагогическая работа по формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы.
В ходе реализации разработанных НОД мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок.
Повторное исследование уровня сформированности у детей 5 -6 лет представлений о правилах дорожного движения выявило положительную динамику в уровне сформированности представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента (ЭГ: ВУ - 42%, СУ - 42%, НУ - 16%, КГ: ВУ - 16%, СУ - 50%, НУ - 34%). Высокий уровень в экспериментальной группе на 26% выше, чем в контрольной группе, а низкий уровень в экспериментальной группе понизился на 18% по сравнению с контрольной группой, что говорит об эффективности применения художественной литературы в педагогической работе по формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения.
У детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями о правилах дорожного движения и практическим применением. Формирование представлений о правилах дорожного движения является составной частью общей воспитательной работы детских садов. Решить проблему детского травматизма можно, только создав целостную систему по подготовке детей по ПДД, опираясь на систематическое изучение правил, использование новых, практикоориентированные формы и методы формирования представлений о правилах дорожного движения. Для этого необходимо применять разнообразные методы: словесные, наглядные и практические.
Одним из наиболее эффективных методов является использование художественной литературы в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 5-6 лет. Круг произведений для детей, обучающихся правилам дорожного движения, составляет произведения народного творчества, классической и современной детской литературы. Основные формы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения: чтение детской художественной литературы,
иллюстрирование детьми понравившихся моментов, викторины и кроссворды по произведению, инсценированные постановки, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок и придумывание загадок дошкольниками.
Проведенное экспериментальное исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения показало, что у дошкольников недостаточно сформированы представления о правилах дорожного движения с преобладанием низкого и среднего уровня. Поэтому нами была организована педагогическая работа по формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством художественной литературы.
В ходе реализации разработанных НОД мы воспитывали у детей культуру поведения и дорожную этику, используя художественную литературу (стихи, загадки, рассказы о правилах дорожного движения) при обучении детей безопасному поведению на дороге. Основными формами работы стали чтение детской художественной литературы, беседа по содержанию произведений, иллюстрирование детьми понравившихся моментов, перенос персонажей литературных произведений в игру, загадывание загадок.
Повторное исследование уровня сформированности у детей 5 -6 лет представлений о правилах дорожного движения выявило положительную динамику в уровне сформированности представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента (ЭГ: ВУ - 42%, СУ - 42%, НУ - 16%, КГ: ВУ - 16%, СУ - 50%, НУ - 34%). Высокий уровень в экспериментальной группе на 26% выше, чем в контрольной группе, а низкий уровень в экспериментальной группе понизился на 18% по сравнению с контрольной группой, что говорит об эффективности применения художественной литературы в педагогической работе по формированию представлений у детей 5-6 лет о правилах дорожного движения.
Подобные работы
- Формирование представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения
посредством мультипликационных фильмов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018



