Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: студенты Карагандинского государственного медицинского университета (Республика Казахстан).
Выборка: 123 студента 1-2 курсов (возраст 18-22 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА
1.1 Философско-культурологический контекст рассмотрения проблемы состояния одиночества..10
1.2 Социологические параметры исследования одиночества.……19
1.3 Психологическая составляющая феномена переживания одиночества..26
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Социальные переменные как фактор переживания одиночества студентами…34
2.2. Индивидуально-психологические характеристики личности, переживающей одиночество.40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ВОЗМОЖНЫХ ФАКТОРОВ
3.1. Объект, методы и методики эмпирического исследования одиночества личности…49
3.2. Результаты эмпирического исследования состояния одиночества личности студента…56
3.3. Статистический анализ полученных данных и интерпретация результатов..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….87
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..95
Студенческая молодежь – наиболее динамичная, амбициозная, неоднозначная часть молодежи, поскольку новообразования возраста накладываются на изменения социокультурного и профессионально – экономического порядка. Одиночество в этом возрасте обладает специфической амбивалентностью: с одной стороны, это - сложное, тревожное, травмирующее, нежелательное состояние; с другой стороны, одиночество для многих является желательным и необходимым в связи с поставленными задачами развития. Таким образом, структурное состояние одиночества студенческой молодежи требует дополнительного изучения.
Изучением дефиниции «одиночество» и причин его возникновения занимались Аристотель, Платон, Ф. Аквинский, И. Кант, С. Керкегор, Ф. Ницше, К. Маркс, Н. Бердяев, А. Кунанбаев, З. Фрейд, Э. Фромм, Б. Рассел, Д. Рисмен, Т. Джонсон, Р. Вейс, Б. Миюскович, Л. Пепло, Д. Перлман, У. Садлер.
Среди отечественных ученых, изучающих с позиций философии, социологии, психологии феномен одиночества, необходимо назвать М. Мамардашвили, И. Кона, С. Корчагину, Н. Покровского, С. Духновского, Е. Осина, Д. Леонтьева, Ж. Пузанову, И. Дьяченко, Е. Рогову, Н. Романову, Т. Рашидову.
Одиночество как проблема юношеского и студенческого возраста исследуется в работах Э. Боднар, Н. Бударковой, О. Идобаевой, Е. Яблоковой, Г. Шагивалеевой.
Новизна темы магистерской диссертации: Актуальность изучения социально-психологических особенностей переживания одиночества обуславливает устойчивый исследовательский интерес к данной проблематике. Однако, несмотря на множество работ, посвященных ее изучению, обнаруживается недостаточное осмысление структурности и неоднозначности феномена одиночества, особенно когда речь идет о студенческой молодежи со спецификой ее жизнедеятельности. Определенный дефицит научных разработок в области исследования этого явления обусловили выбор темы исследования - «Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте». Кроме того, впервые данная проблема рассматривается в таком контексте с привлечением теоретических материалов казахстанских авторов. Экспериментальной базой эмпирической части исследования стала выборка, состоящая из казахстанских студентов, что тоже легло в основу одной из рабочих гипотез о рассмотрении этнической принадлежности индивида в качестве возможного фактора одиночества.
Объект: Одиночество как актуальная проблема современного общества.
Предмет: Социальные и психологические особенности как возможные факторы состояния одиночества и его переживания (на примере студенческой молодежи).
Цель: Исследование взаимосвязи между социальными, социально-психологическими характеристиками личности и переживанием одиночества.
Исходя из цели исследования, были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ представлений о феномене одиночества с позиций философии, культурологии, социологии, психологии.
2. Проанализировать теоретические исследования, посвященные социально-психологическим характеристикам одиночества, в том числе в студенческом возрасте.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на возникновение состояния одиночества и особенности его переживания в студенческом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование социальных и психологических особенностей и факторов феномена одиночества студентов.
5. Предложить коррекционные мероприятия по снижению негативных проявлений одиночества в возможных группах риска и поддержке эффектов позитивного одиночества.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу, которая заключается в допущении: существует зависимость между субъективным ощущением одиночества и особенностями личности в студенческом возрасте, связанных с рядом следующих переменных - факторов: социально-демографическими характеристиками, уровнем тревожности, уровнем депрессии, коммуникативными и организаторскими склонностями, предпочитаемыми копинг-стратегиями в стрессовых ситуациях, уровнем перфекционизма.
Теоретико-методологической основой данной работы являются идеи, зафиксированные в рамках следующих подходов:
- комплексного подхода, где учтены наиболее значимые аспекты проблемы одиночества, с целью выработки целостного взгляда на это явление;
- историко-логического подхода, предполагающего исследование закономерностей социокультурного аспекта развития одиночества и выявление исторических корней одиночества;
- конструктивного подхода, позволяющего, в процессе анализа одиночества, сформировать представление об особенностях типов одиночества и преодолеть ограниченность рассмотрения данного феномена узконаправленно, только как деструктивного явления, обозначить его позитивные и конструктивные возможности;
- междисциплинарного подхода, где для объективного рассмотрения проблемы субъективного одиночества личности и его причин взаимодействуют между собой психология, социология, экзистенциальная феноменология, принимаются во внимание и используются их категориальный аппарат и методологические обоснования рассматриваемого ракурса проблемы
- положения когнитивного, интеракционистского, экзистенциально-феноменологического подходов, каждый из которых вносит свой вклад в комплексное рассмотрение феномена одиночества.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы и методики:
Методы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение существующих подходов к рассматриваемому феномену, классификация и систематизация экспериментальных и теоретических данных.
2. Эмпирический метод психологического исследования – анкетирование и тестирование студентов.
3. Методы количественной обработки данных: описательная статистика и корреляционный анализ с использованием критерия U-Манна-Уитни; непараметрического критерия Н – Крускала-Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Для подготовки и осуществления эмпирической части исследования произошло ознакомление с методической литературой, способствующей правильному выбору методов и методик [6; 21; 29; 57; 60].
Методики:
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюссона
2. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева
3. Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина
4. Шкала самооценки депрессии Зунге (Цунга)
5. Анкета Г.Р. Шагивалеевой (модификация анкеты К. Рубинстайн - Ф. Шейвер, с дополнениями С.А. Никифоровой)
6. Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта – Г. Флетта (адаптация И. Грачевой, 2006 г.)
7. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В. Синявского и В.А. Федорошина
8. Методика Т.Л.Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»)
Эмпирической базой исследования послужил Карагандинский государственный медицинский университет (Казахстан).
Выборку исследования составили студенты 1-2 курсов КГМУ в количестве 123 человек: юноши (49 человек – 40%) и девушки (74 человека – 60%) в возрасте 18-20 лет.
Практическая значимость:
Результаты нашей работы могут быть использованы в области психологического консультирования, работы практического психолога в высшем учебном заведении, а так же быть полезными студентам, организаторам учебного и воспитательного процесса, педагогам.
- В разработке инструментария и проведении исследования социально-психологических особенностей одиночества в студенческом возрасте.
- В выявлении в процессе эмпирического анализа закономерностей изменения социально-психологических качеств личности студента, переживающего субъективное одиночество.
-В конкретизации объективно-социальных условий и факторов социально-психологических личностных особенностей, значимых для коррекции проблемного одиночества и использования ресурсов позитивного одиночества у студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные тезисы и практические результаты выпускной квалификационной работы были опубликованы и рассмотрены на международных научно-практических конференциях:
1. 26.04 – 07.05.2014 г. - «Инновации и человек» (Актуальные инновационные вопросы в медицине, биологии, экологии, психологии, педагогике и социологии)»
2. 03.12.2014.- «Духовность. Общество. Медицина. Социальные вызовы»
3. 13–14 ноября 2014 «Инновационные методы диагностики в психологии, педагогике, девиантологии, психиатрии и пенологии».
Структура дипломной работы
Выполненное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиографический список включает 97 наименований работ. В тексте содержится 9 таблиц, 27 рисунков.
Как подтвердила выполненная магистерская работа, тема исследования «Социально-психологические факторы субъективного переживание одиночества в студенческом возрасте» действительно является актуальной. Одиночество - сложное состояние и переживание, которое неоднозначно и даже противоречиво оценивается представителями различных философских, социологических и психологических направлений. Причем большинство исследователей расматривает одиночество узконаправленно, в связи с чем недостаточно представлено его системное видение. Следовательно, могут наблюдаться затруднения в описании и анализе причин и последствий этого феномена, осуществлении коррекционных мероприятий в случае необходимости.
Причины возникновения одиночества могут быть как объективными, так и субъективными, полностью разграничить их сложно.
Целью работы явилось исследование взаимосвязи между социальными, социально-психологическими характеристиками личности и переживанием одиночества, определение социально-психологических факторов студенческого одиночества.
В соответствии с обозначенной целью были решены следующие задачи:
1.Проведен теоретический анализ философско-культурологических и социально-психологических представлений об одиночестве, обозначена разница между этими представлениями.
2. Проанализированы особенности переживания одиночества в студенческом возрасте. Определены возможные социальные и индивидуально-психологические причины, вызывающие и утверждающие это состояние.
3. В соответствии с подобранными методиками проведено эмпирическое исследование социальных и психологических факторов феномена одиночества студентов. Чтобы определить центральные тенденции значимых характеристик и признаков, рассчитывались средние значения переменных, формировались таблицы и строились графики.
4. Проанализированы полученные данные и определены коррекционные мероприятия по снижению негативных проявлений одиночества в возможных группах риска и поддержке эффектов позитивного одиночества.
На основании проведенного исследования были сделаны выводы:
1. У большинства опрошенных студентов наблюдался средний и низкий уровни субъективного переживания одиночества. Студенты с высоким уровнем переживания испытывали как проблемное, так и позитивное одиночество. Данная амбивалентность характерна для студенческого возраста с присущим ему своеобразием условий жизнедеятельности (напряженный ритм, повышенные требования, включение в систему новых социальных связей и взаимодействий, желание самоутверждения, одновременно поиск новых контактов и усталость от них, периодическое стремление к уединению).
2. Среди опрошенных студентов достаточно велико количество тех, кто рассматривает одиночество как положительное явление и состояние, стремится к уединению и отмечает его продуктивные аспекты. Вероятно, это связано с необходимостью осуществлять сложную интеллектуальную деятельность, заниматься творческим самопознанием и саморазвитием, что актуально для студентов, выбравших сложную профессию и сознательно осваивающих ее.
3. Эмпирически выявлены социальные характеристики студентов, в определенных случаях способные стать факторами субъективно переживаемого одиночества и отдельных его составляющих. К таким факторам относятся половая принадлежность; количество времени, проводимого среди людей; наличие рядом людей, с которыми субъект ощущал себя непринужденно.
4. Были статистически обнаружены и графически оформлены определенные незначительные различия между студентами, принадлежащими к разным этническим группам. Разница касалась таких переменных, как: общее одиночество, зависимость от общения, позитивное одиночество, ресурс уединения.
5. В качестве индивидуально-психологических особенностей, которые проявили себя как возможные факторы общего одиночества личности или отдельных его сторон, обозначились: исходная оценка себя как одинокого человека; стремление избежать одиночества; желание остаться одному; ситуативная и личностная тревожность; пребывание в состоянии депрессии; низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей; эмоционально-ориентированное копинг-поведение в стрессовых ситуациях. Незначительная выраженность показателей проблемно-ориентированного копинг-поведения вызывает вопросы, так как предполагается, что студенты вуза (тем более, медицинского профиля) должны в большей степени уметь принимать на себя ответственность в стрессовых ситуациях, адекватно решать задачи, а не уходить от проблем. Однако, возможно, здесь показана избирательная практика самосохранения от перегрузок разного рода, желание избежать дополнительной ответственности, кроме той, что необходима по обстоятельствам. Однако попадание в стрессовые ситуации при неумении с ними справляться, приводит к деструктивным последствиям для личности, в том числе увеличивая разрушительные тенденции негативного одиночества.
6. Большинство студентов испытывает ситуативное одиночество, что может быть связанным с конкретными обстоятельствами учебы или быта. В ситуации одиночества возможно использование пассивных и активных поведенческих стратегий. Пассивные формы заполнения времени пребывания в ситуативном одиночестве чаще используются субъективно одинокими студентами, тяжело переживающими это состояние.
7. Исследование не показало выраженной связи между ощущением одиночества и уровнем перфекционизма личности, и, возможно, нуждается в продолжении работы по этому направлению.
8. Обнаруженная тенденция к использованию студентами положительных ресурсов одиночества как добровольного уединения, необходимого для личностного самосовершенствования и профессионального роста, требует своего закрепления через системные психолого-педагогические действия специалистов и самостоятельную активность студентов.
Таким образом, вследствие анализа теоретических источников и проведенного эмпирического исследования, была подтверждена гипотеза о допущении зависимости между социально-демографическими характеристиками личности, уровнем тревожности и депрессии, коммуникативными и организаторскими склонностями, предпочитаемыми копинг-стратегиями в стрессовых ситуациях (как факторами) и субъективным ощущением одиночества в студенческом возрасте (как откликом). Не доказана и нуждается в дополнительной проверке часть гипотезы о взаимозависимости личностного перфекционизма и субъективного переживания одиночества.
1. Абаев Н.В. Чаньбуддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. - 272 с.
2. Абдигалиева Г.К. Актуальные проблемы казахской культурной идентичности - Алматы: КазНУ, 2013. - С. 25-29.
3. Абдигалиева Г.К. Ценностная идентификация казахской культуры // Вестник КазНУ. Серия «Философия. Культурология. Политология» - 2011.- №2. - С. 114-118.
4. Абдигалиева Г.К. Составляющие элементы культурной самоидентификации казахов // Вестник КазНУ. Серия «Философия. Культурология. Политология» - 2011.-№1. - С. 139-142.
5. Агаджанян Н. А. Студенчество как самостоятельная социальная группа населения // Здоровье населения. – М., 1997. – С. 7–23.
6. Акимова М.К. Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2005 - 304 с.
7. Алтыбаев А.Б. Особенности казахской ментальности и национальной самоидентификации // Вестник КарГУ. - 2006. - № 1. - С. 142-148.
8. Антонова Е.С. Подходы к исследованию направлений явления одиночества // Известия ТПУ. - 2010. – Т. 316. - № 6. - С. 172-176.
9. Бердяев Н. Царство духа и царство Кесаря . - М.: АСТ Москва, 2006. – 349 с.
10. Берк М. Одиночество убивает // ForbesLife. - 26.07.2009. [Электронный ресурс] / М. Берк. // URL: http://www.forbes.ru/stil-zhizni/1502-odinochestvo-ubivaet (дата обращения - май 2015 г ).
11. Биксон Т.К., Пепло Л.Э. Жизнь старого и одинокого человека // Лабиринты одиночества.- М.: Прогресс, 1989. - С.485-511.
12. Боднар Э.Л., Шахматова Е.П. Личностная тревожность и состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов // Педагогическое образование в России. – 2015. - №7. – С. 189-194.
13. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua – Электронный ресурс] / Большой словарь по социологии // URL:
http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/o/odinochestvo.html (дата обращения февраль 2015 г. ).
14. Бохан Н.А., Кривулин Е.Н., Мингазов А.Х. Клинико-психологическая диагностика и профилактика алкогольной зависимости. Учебное пособие. - Томск- Челябинск: Изд-во ПИРС, 2013. – 142 с.
15. Бронников В. А., Надымова М.С. Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов. 2007 г. – 88 с.
16. Бубер М. Два образа веры.. – М.: Республика, 1995. – 464 с.
17. Бударкова Н.Е., Любякин А.А. Исследование взаимосвязи одиночества и копинг-поведения у учащихся старшего подросткового возраста [Электронный ресурс] //
URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4103/3/pv-21-09.pdf (дата обращения февраль 2015 г.).
18. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Автореф… дис. канд. псих. наук. - СПб: СПбГУ, 2002. - 20 с.
19. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998 - 799 с.
20. Грачева И.И. Адаптация методики "Многомерная шкала перфекционизма" П. Хьюитта и Г. Флетта / И.И. Грачева // Психологический журнал, 2006. - №6 – С. 73-80.
21. Гуревич К.М. Основы психологической диагностики. - М., 2003.
22. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа - М.: Эксмо Пресс, 2000. – 530 с.
23. Деточенко Л.С. Социально-демографическое измерение экзистенции одиночества. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2-14. - №7.
24. Джумагельдинов М.Н. Понятие «Одиночества» в традиционной философии и культуре востока // Вестник КарГУ- 2008. - № 1. - С. 142-148. 8 с.
25. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление - Курган.: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – 188 с.
26. Дьяченко И.А. Социально-психологические факторы переживания одиночества в пожилом возрасте. Дисс. …к. психол. н. – СПб, 2014.- 134 с.
27. Зарембо Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей вузовской адаптации выпускников сельских средних школ ..Дис. к. психол. н. - М.: МГУ, 2013. – 249 с.
28. Идобаева О.А Психологические условия адаптации студентов-медиков младших курсов. // Вестник МГЛУ. – 2012. - № 16. - С. 72-83.
29. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 с.
30. Камю А. Избранные произведения. – М.: Панорама, 1993. – 448 с.
31. Квасов С. Е., Изуткин Д.А. Факторы образа жизни и здоровье студентов за период их обучения в вузе // Советское здравоохранение. – 1990. − № 11. − С. 26–30.
32. Керкегор С. Несчастнейший. - М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2002. – 368 с.
33. Киселева В.А. Проблема социального одиночества подростков // Материалы конференции Пятилетие факультета социальной педагогики.- М., 2000. - С.89-92.
34. Кларк М., Гэллатин Б. Одиночество и старость. // Лабиринты одиночества.- М.: Прогресс, 1989. - С. 453-484.
35. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание - сила. - 1986. - № 12. - С. 40–42.
36. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
37. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи / Под ред. Т.В. Лисовского.- Спб.,1996. - С. 94-106.
38. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. – М.: Этерна, 2012. – 502 с.
39. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, М., 1992. - 100 с.
40. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
41. Корчагина С. Г. Психология одиночества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008 - 228 с.
42. Кочетов А.Н. Буддизм. - М.: Наука, 1983. – 170 с.
43. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы - Кострома: Авантитул, 2007. - 60 с.
44.Кунанбаев Абай. Слова назидания (Книга слов). Алматы, 2001.- 138 с.
45. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Автореф… дис. канд. соц. наук. – М., 1995. - 20 с
46. Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
47. Марасанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с.
48. Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - т. 2. - 302 с.
49. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы - М.: РГСУ, 2013. - 28 с.
50. Мид М. Культура и мир детства.. – М.: Прогресс, 1988. – 429с.
51. Милашина О.Г. Психологический портрет тревожной личности юношеского возраста в условиях обучения в высшей школе // Вестник ТГПУ. – 2009. - №5. – С. 109-111.
52. Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методики. - Минск: Харвест, 2011. - 640 с.
53. Науанова К.М. "Книга слов" Абая как проявление самосознания казахской духовной культуры [Электронный ресурс] // URL: http://e-history.kz/ru/contents/view/1652 (дата обращения сентяюрь 2014 г. ).
54. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. − М.: ИПЧ «Жанна», 1994. − 363 с.
55. Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
56. Нугман Б.Г., Аймахов Е.Н. Анализ истоков религиозного мышления (на примере казахской культуры) // Вестник КазНУ. Серия «Философия. Культурология. Политология»- 2012.-№2. - С. 42-47.
57. Общая психодиагностика. Методические указания. / Автор-составитель О. В. Белова. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 32 с.
58. Одиночество и его связь со здоровьем и социальным поведением в девяти странах бывшего Советского Союза. [Электронный ресурс] / URL: http://solitarius.ru/public/37975.htm (дата обращения март 2015 г. ).
59. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства (ДОПО-3) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55–81.
60. Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 208 с.
61. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Ч. 2. – 242 с.
62.Поздеева Н.С. Место концепта «одиночество» в русской языковой картине мира // Вестник Северного федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. - №2. – С. 95-98.
63. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. - М.: Логос, 2008. - 417 с.
64. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.
65. Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества // Вестник РУДН. - Серия «Социология».- 2004. - № 6–7. - С. 92–111.
66. Пузанова Ж. В. Одиночество: возможности эмпирического исследования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2008. - № 4. - С. 28-38.
67. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
68. Рассел Б. Философский словарь разума, материи, морали.. - М.: Port-Royal, 1996. – 368 с.
69. Рашидова Т.Р. Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы. Автореф… дис. канд. филос. наук. – М.: АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», 2012. - 20 с.
70. Рисмен, Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования, 1993. - № 3,4,5.
71. Рисмен Д. Одинокая толпа. Исследования американского характера - М.: Прогресс, 1991.
72. Рогова Е.Е. Нарастание одиночества в результате разрушения традиционных социальных форматов в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. - №4 – С. 5-10.
73. Рогова Е.Е. Проблемная область одиночества // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - №1. – С.18024.
74. Романова И. В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду в условиях современного общества: дисс. ... канд. соц. н. - Улан-Удэ, 2002. - [Электронный ресурс] / URL:http://www.dissercat.com/content/adaptatsiya-odinokikh-zhenshchin-k-posttrudovomu-periodu-v-usloviyakh-sovremennogo-rossiisko (дата обращения июнь 2015 г.).
75. Романова Н.П. Социально-философский анализ феномена одиночества // Вестник ЧитГУ- 2010. - № 1. - С. 142-148.
76. Сарвепалли Р. Индийская философия // Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. — М.: Худож. лит., 1987. — 612 с.
77. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии - М.: Респуб¬лика, 2000. - 639 с.
78. Симеонова Л. Человек рядом.. - М.: Политиздат, 1989. – 160 с.
79. Скорова О.И. Психологические аспекты одиночества. [Электронный ресурс] // URL:: http://hpsy.ru/public/x2892.htm (дата обращения июль 2015 г. ).
80. Словарь-справочник по социальной геронтологии/под ред.Б. Тукумцева,. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003. - 208 с.
81. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.- 1312 с.
82. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. Методика «Определение уровня тревожности. [Электронный ресурс] / URL: http://www.psihologu.info/biblioteka-psikhologa/73-profilaktika-detskoj-agressivnosti/1031-metodika-opredelenie-urovnya-trevozhnosti.html (дата обращения март 2015 г.).
83. Тихонов Г. М. Одиночество как экзистенциальный опыт человека // Вестник Ижевского технического университета. - 2006. - № 2. - С. 96-99.
84. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу. – М., 1980. − 230 с.
85. Тоффлер А. Третья волна. - М.: Издательство ACT, Москва, 2010. – 431 с.
86 Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003. – 860 с.
87. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: Высш.шк., 1999. - 703 с.
88. Черепухин Ю М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города. Дис. … к..социол.н. - М., 1995. [Электронный ресурс] / URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnye-problemy-muzhskogo-odinochestva-v-usloviyakh-krupnogo-goroda (дата обращения февраль 2015 г.).
89. Шагивалеева Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 01. – ART 13511. – 11 с. – [Электронный ресурс] // URL:: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm (дата обращения январь 2015 г.).
90. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами - Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
91. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие - М.: Логос. - 2012. - 444 с.
92. Швалб Ю.М., Данчева О.В, Одиночество. - Киев.: Украина, 1991. - 279 с.
93. Штирнер, М. Единственный и его собственность. - Харьков.: Основа, 1994.- 560 с.
94. Юдич Е.А. Проблема одиночества в контексте философии // Известия ТПТУ. - 2011. - Т.318. - № 6. - С. 97-102.
95. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 522с.
96. Яблокова Е.Ю. Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект // Вестник Красноярского ГПУ. - 2009. - №2. - С. 107-112.
97. Galanaki E. Loneliness: thoughts on its relation with psychopathology and psychotherapy. /Encephalos. – 2014. - № 51. – p. 14-23.. [Электронный ресурс] / URL : http://www.encephalos.gr/pdf/51-2-01e.pdf (дата обращения январь 2015 г.).