Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое время юношей и девушек, склонных к виктимному поведению

Работа №89357

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования психологического времени юношей и девушек в контексте виктимизации личности 9
1.1 Психологическое время как предмет научного исследования 9
1.2 Виктимное поведение как проблема современной психологической
науки 16
1.3 Психологическая характеристика личности в возрасте ранней
юности 25
1.4 Предикторы формирования виктимности в раннем юношеском
возрасте 30
Глава 2 Эмпирическое исследование виктимизации в ранней юности как предиктора психологического времени 35
2.1 Программа и методика исследования 35
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей
представлений о времени юношей и девушек в контексте виктимизации личности
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 76


Актуальность проблемы исследования. Сегодня психологическая наука находится в поиске доминант, определяющих закономерности трансформаций жизненного пути и психологического времени человека. Нет окончательного ответа на вопрос о факторах, определяющих особенности оценки человеком событий прошлого, восприятия актуального отрезка времени и представлений о будущем. Современные условия предъявляют требованиями к человеку, связанные с активностью жизненной позиции и жизненного выбора, проектированием индивидуальных достижений, управлением временем собственной жизни и др. Особую актуальность подобные вопросы приобретают в период юности. На данном этапе социализации перед юношами и девушками стоит возрастная задача планирования будущего, учитывая не только свои индивидуальные особенности, возможности среды, а также сложившиеся представления о собственном прошлом, настоящем, будущем, причинно-следственные связи между жизненными событиями, важность жизненных целей. На этом пути сегодня перед юношами и девушками возникает ряд сложностей.
Период ранней юности - это сензитивный возраст для становления самосознания. Самосознание на данном этапе предопределяет планирование будущей жизни. В контексте взаимосвязи содержания самосознания юношей и девушек, характера и условий его становления, с одной стороны, и временных представлений, с другой стороны, актуальным становится исследование вопроса формирования виктимного образа Я в ранней юности.
На современном этапе развития психологической науки в области рассмотрения психологического времени и изучение формирования виктимной личности в юности может быть обозначена актуальная проблема научного исследования, состоящая в необходимости сопряженного рассмотрения феноменов психологического времени и виктимного поведения личности в юношеском возрасте. Получение новых знаний в данной научной области позволит установить, может ли виктимизация личности выступить в качестве предиктора становления представлений юношей и девушек о личном прошлом, настоящем, будущем и времени жизни в целом.
Степень изученности проблемы исследования. Разработка проблематики психологического времени представлена работами многих отечественных и зарубежных авторов. Данная научная проблема исследована с разных сторон, что нашло свое отражение в обозначении подходов к ее изучению, в частности, мотивационного (Т. Гисме, К. Левин, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, П. Фресс и др.), событийного (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, A. А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых и др.), типологического (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и др.), образовательного (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина и др.), прогностического (В.А. Иванников, Л.А. Регуш и др.). Также на сегодняшний день глубоко изучены структура психологического времени, его функции, динамические характеристики (К.А. Абульханова- Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен и др.), объемно представлены эмпирические исследования психологического времени с позиций возрастно-половых особенностей, социального положения и социального статуса человека, личностных характеристик (Е.И. Головаха, B. Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, Е.В. Сахновский, Л. Сохань, В.И. Страхов, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк, В.П. Яковлев и др.).
Изучению проблемы виктимизации личности в психологии посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Данная проблема проанализирована с точки зрения следующих аспектов: ситуационный, социально-ролевой, интеллектуально-волевой, аксиологический, деятельностно-практический, эмоционально-установочный, физико-биологический (О.О. Андронникова, Н.А. Барановский, Т.Г. Волкова, Г. Гентиг, В.П. Коновалов, К. Миядзава, А.В. Мудрик, В.И. Полубинский, В.Я. Рыбальская, Д.В. Ривман, Д.А. Сорокотягина, Л.В. Франк и др.).
Изучением психологических особенностей возрастного развития в юности занимались такие исследователи как И.В. Дубровина, В. Квинн, И.С. Кон, Г. Крайг, В. Мухина, Ф. Райс, В.И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.
Цель исследования - выявить особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем юношей и девушек с высокой степенью предрасположенности к виктимному поведению.
Объект исследования - психологическое время личности на возрастном этапе ранней юности.
Предмет исследования - психологическое время виктимизированных юношей и девушек.
Задачи:
1. Осуществить анализ научной отечественной и зарубежной
психологической литературы по проблеме психологического времени личности, проблеме виктимности и формирования склонности к виктимному поведению, рассмотреть психологические особенности возрастного этапа ранней юности.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования особенностей психологического времени старшеклассников с высоким уровнем предрасположенности к виктимному поведению.
3. Выявить и описать содержательные особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем старшеклассников с высокой степенью виктимизации личности с точки зрения событийной наполненности, когнитивной оценки и эмоциональных переживаний в отношении данных временных модусов.
4. Разработать Программу психобиографического тренинга для старшеклассников «Будущее начинается сегодня».
Гипотезы:
1. Предрасположенность к виктимному поведению в период ранней юности может выступить в качестве предиктора, обусловливающего особенности психологического времени юношей и девушек.
2. Особенности психологического прошлого, настоящего и будущего юношей и девушек с высокими показателями виктимизации будут состоять в доминировании негативных и противоречивых временных установок, ослаблении событийной наполненности временных модусов.
Теоретико-методологические основания исследования: представления о личностной организации времени субъектом жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская); причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); онтогенетическая концепция виктимности личности (О.О. Андронникова).
Методы исследования.
Анализ вторичных источников по проблеме исследования.
Методы сбора и фиксации данных: методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова), опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо), «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская), авторская анкета «События жизни» составленная на основе методики «Каузометрия» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
Методы математико-статистической обработки и анализа данных: U- критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ с использованием статистического пакета «SPSS Statistics 22.0».
Выборка составила 64 человека, обучающихся девятых и десятых классов школ г. Барнаула в возрасте 15-17 лет (32 юноши и 32 девушки).
Научная новизна исследования:
- доказано, что виктимизация личности является предиктором трансформации психологического времени в ранней юности;
- выявлены особенности психологического времени виктимизированных юношей и девушек, которые состоят в выраженной временной ориентации на негативное прошлое, обесценивании значимости настоящего, противоречивой установке на будущее.
- показано, что представления о прошлом, настоящем и будущем у юношей и девушек, с высокой предрасположенностью к виктимному поведению утрачивают функцию мотиватора проектирования собственного будущего и осуществления намеченных планов.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены научные представления в области психологии личности, психологии развития, психологического времени, виктимизации на возрастном этапе ранней юности;
- предложен комплекс методов изучения психологического времени виктимизированных юношей и девушек;
- осуществлен теоретический вклад в развитие тренинговой технологии в форме разработки психобиографического тренинга.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологов сферы образования и социальной сферы в целях оказания психологической помощи посредством психологической профилактики виктимизации личности в ранней юности, психологического консультирования юношей и девушек с виктимным образом «Я», психологического тренинга, адресованного старшеклассникам для разносторонней рефлексии индивидуального жизненного пути, проектирования будущего, переживания переломных жизненных событий, конструирования целостного представления о времени своей жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности психологического времени юношей и девушек с высокой
предрасположенностью к виктимному поведению проявляются в доминировании пессимистичных оценок прошлого, низкой ценности настоящего, противоречивости будущего.
2. Виктиимизированные юноши и девушки ориентированы на негативное прошлое.
3. Будущее утрачивает мотивирующую и регулирующую функцию в отношении целенаправленной активности в настоящем у юношей и девушек, склонных к виктимному поведению.
4. Виктимизация личности в ранней юности выступает в качестве предиктора становления представлений о времени жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выполнения магистерской диссертации было предпринято научное исследование психологического времени юношей и девушек в контексте виктимизации личности. Для его реализации проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам психологического времени, возрастных особенностей юности, виктимизации личности, формирования виктимного образа «Я» на возрастном этапе ранней юности.
Осмысление методологических аспектов данной проблемной области исследования позволило сформулировать научную проблему, требующую своего решения на современном этапе развития общества. Данная проблема состоит в необходимости сопряженного рассмотрения феноменов психологического времени и виктимного поведения личности в юношеском возрасте.
Полученные в результате исследования новые научные данные позволили констатировать, что виктимизация личности в ранней юности является предиктором становления временных представлений (т.е. представлений о личном прошлом, настоящем, будущем и времени жизни в целом) юношей и девушек.
На основе осмысления результатов научного исследования была разработана Программа психобиографического тренинга для старшеклассников «Будущее начинается сегодня». Посредством участия в данной Программе старшеклассники могут пересмотреть свое отношение к жизни, построить реалистичный и, вместе с этим, привлекательный для них образ будущего.
В результате предпринятого научного исследования предрасположенности старшеклассников к виктимному поведению и особенностей их психологического времени, следует сформулировать следующие выводы:
1. Особенности психологического времени виктимизированных старшеклассников состоят в неоднозначном отношении ко времени своей жизни, в доминировании пессимистичных оценок прошлого, низкой ценности настоящего, нереалистичности будущего.
2. У виктимизированных старшеклассников преобладает временная ориентации на негативное прошлое.
3. Прошлое и настоящее в случае выраженной виктимности не способны выступить в качестве мотиваторов проектирования реалистичных и позитивных жизненных перспектив.
4. Жизненные перспективы утрачивают регулирующую функцию в отношении активности личности в актуальный период жизни.
5. Виктимизация юношей и девушек в период ранней юности выступает в качестве предиктора становления представлений о времени жизни.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие.М.: Изд. центр
«Академия», 1999. 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л.И. Анциферовой. М., 1981. С. 19-44.
4. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
6. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.
7. Алексеева Ф.С. Формирование эмоциональной сферы студента - будущего педагога в процессе профессиональной: дис. канд. пед. наук. Калининград, 2002.
8. Алиева М.Б. Сущность содержания профессионального
самоопределения старшеклассников // Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии. № 10. 2010. C. 158 - 160.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980. 230 с.
10. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 178-188.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338 с.
12. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения
виктимного поведения подростков: дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.
13. Андронникова О.О. Социокультурные особенности виктимизации
подростков // Аспирантский сборник НГПУ 2002. Новосибирск:
Издательство НГПУ, 2002. С. 67 - 71.
14. Андронникова О.О. Диагностика склонности к виктимному поведению
[Электронный ресурс] ИВН: http://psihologn.org/index.php/katalog-
81а1е]/233-ше1од1ка-1881едоуатуа-8к1оппо8й-к-у1к11шпоши-роуедетуи (дата обращения 29.01.2020).
15. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 61-73.
16. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. № 2. 2004. С. 28 - 33.
17. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы не-классической психологии. М., 2002.
18. Атутов П.Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. № 1. 1984. С. 10-19.
19. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. С. 73-76.
20. Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №5. С. 54-62.
21. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и
культурный феномен [Электронный ресурс] ИВБ:
https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/bu11ing-kak-obekt-iss1edovaniy-i-ku1turnyy-1епо1пепЛ'1еуег (дата обращения 21.11.2019).
22. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
23. Буланова-Топоркина М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов: Феникс, 2002. 544 с.
24. Бутузова Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник. № 5. 2011. С. 173 - 175.
25. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 263 с.
26. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива лично¬
сти // Психология личности и время: тез. докл. и сообщ. Всесоюзной научно-теоретической конференции. Черновцы,
23-25 апр. 1991 г. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 10-13.
27. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимологическое предупреждение преступности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
28. Варчук Т.В. Виктимология: учеб. пособ.: под ред. С.Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
29. Вишневецкий К.В. Виктимность личности и социальной группы в современной криминологии. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006.
30. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: монография: под ред. С. Я. Лебедева. М.: Юнити-Дана, 2010. 295 с.
31. Вознюк Ю.С. Психологические особенности формирования и
утверждения личности юношеского возраста [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/conf7pedagog/lvi/43025 (дата обращения 11.02.2020).
32. Волкова Т.Г. Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2004.
33. Гаджиева А.А. Виктимология и её роль в профилактике преступлений: дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2000.
34. Ганзен В.А. Системный подход в психологии. Л., 1983.
35. Гаптелганиев Р. Криминальная виктимология: понятие, виды и степень виктимности // Мировой судья. 2009. № 7. С. 7-9.
36. Гаптелганиев Р.Г. Виктимизация как процесс реализации криминальной виктимности // Российский следователь. 2010. № 23. С. 19-22.
37. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. 2009. №8 (304). С. 70-73.
38. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного
самоопределения старшеклассников // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М., 1987. С. 18-22.
39. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 175 с.
40. Голобородько Е.Н., Кондрашова Э.В., Хахина И. Г. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних // Статьи по психологии. URL: http:// www.psyhodic.ru (дата обращения 15.09.2019).
41. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 144 с.
42. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути личности // Мотивация личности: сб. науч. трудов. М., 1982. С. 84-95.
43. Головаха Е.И., Кроник А.А. Принципы конструктивной психологии // Конструктивная психология - новое направление развития психологической науки и практики. Красноярск, 1989. С. 6-11.
44. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 199¬215.
45. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207 с.
46. Гончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы междунар. науч. конф.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 17 - 19.
47. Горностай П.П. Творчество как форма освоения времени личности // Психология личности и время: тез. докл. к Всесоюзной конференции. Черновцы, 1991. Т. 1. С. 58-61.
48. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. Симферополь, 2001. 256 с.
49. Гусельцева М.С. Психология и история: смена типов рациональности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 3-15.
50. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. Киев.: УПЦ КДА, 2013. 208 с.
51. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в выборе
профессии. СПб.: КАРО, 2006. 352 с.
52. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис...д-ра психол. наук. М., 2005.
53. Демина Л.Д., Ральникова И.А. РЗУ-лифт, или Пути преодоления депривации ойкумены личности. Томск, 2009. 226 с.
54. Долговых М.П. Модель виктимного поведения по Д. Финкельхору //
Вестник Иркутского государственного университета. № 1. 2007. С. 82- 87.
55. Долговых М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: дис. канд. психол. наук. Тольятти, 2009.
56. Донцов Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. № 2. 2013. С. 34-42.
57. Достовалов С.Г. Кризис доверия как проявление экзистенциального кризиса личности // Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции. Сочи, 2006. С. 409-412.
58. Дубовицкая М.Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению// Актуальные проблемы психологии глазами студента: мат-лы VIII Всерос. студенческой науч. конф. 5 дек. 2012 г. Тамбов, 2012. С. 27 -32.
59. Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования / отв. ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987. 277 с.
60. Зинченко В.П. Живые метаморфозы смысла // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 100-113.
61. Знаков В.В. Психология субъекта и человеческого бытия // Субъект, личность и человеческое бытие: под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005. С. 9-44.
62. Знаков В.В. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №2. С. 69-77
63. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007. 783 с.
64. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. №6. С. 65-74.
65. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 320 с.
66. Карандышев В.Н. Самоорганизация деятельности личности в контексте времени // Психология личности и время. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 4-9.
67. Киричук Е.И., Лысенко О.П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 18-20.
68. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
69. Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: материалы региональной конференции. Барнаул, 2000. С. 3-7.
70. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005. 173 с.
71. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск, 2009. 240 с.
72. Ковалев В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема // Время деятельности личности: сб. науч. трудов. Черновцы, 1991. С. 5-17.
73. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 216-230.
74. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека: сб. науч. трудов. Черновцы, 1991. С. 5-15.
75. Ковалев В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни // Время деятельности личности: сб. науч. трудов. Черновцы, 1991. С. 67¬75.
76. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: метод. пособие. М., 2003. 302 с.
77. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 103 с.
78. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149-152.
79. Кроник А.А. «Lifeline» - биографические тесты и медитации
за персональным компьютером // «Lifeline» и др. Новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С. 15-42.
80. Лазебная Е.О. Психологические последствия психической травмы как фактор травматизации общества. Посттравматический и поствоенный стресс // Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы конференции. Пермь, 1988. С. 24-25.
81. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса. М., 1980.
82. Левина Н.А., Дубовицкая М.Г. Психологическая профилактика виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала // Психология: аспекты теории и практики. Социально-экономические явления и процессы. №5 (051), 2013.
83. Левина Н.А., Фатейчева М.Г. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы XI Междунар. конф. 29 апреля 2012 г. Тамбов, 2012. С. 216-223.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
85. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3-13.
86. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. М., 2003. 487 с.
87. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. Социальный конструктивизм и нарративный подход. 2005. №1 (2). С. 51-71.
88. Личность: психологические проблемы субъектности: под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. Барнаул, 2005. 448 с.
89. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии 1985. № 1. С. 103-109.
90. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб., 2001. С. 238-246.
91. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М; Воронеж, 1996. С 35-41.
92. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010.
93. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2012. 494 с.
94. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. № 2. 2014. С. 129-132.
95. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №4. С. 54¬65.
96. Марков С.Л. Механизмы и приемы творческого освоения времени // Время деятельности личности: сб. науч. статей. Черновцы, 1991. С. 52¬63.
97. Минькова Е.С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы: монография. М.: ФЛИНТА, 2013. 126 с.
98. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с.
99. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Электронный ресурс]. 1ЖЕ:http://bookz.ru/authors/muhina-уа1епа/шиЫпаузО1/раде-49-шиЫпаузО1.Мш1 (дата обращения 14.01.2020).
100. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Позитивный потенциал одиночества в
юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. № 2. 2012.С. 112-120.
101. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток.: ДГУ ТИДОиТ, 2003. 127 с.
102. Нуркова В.В. Переживание времени при актуализации биографического опыта: датировка, оценка длительности и темпоральная организация личного прошлого // Время пути: исследования и размышления. Киев,2008.С. 69-90.
103. Орлов А.Б. Развитие склонностей и «временная перспектива личности» // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. С. 6-9.
104. Полубинский В.И. Практические аспекты криминальной виктимологии. М., 1982.
105. Полубинский В.И. Криминальная виктимология и виктимность // Научный портал МВД России. 2010. № 2.
106. Почебут Л.Г. Социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2010. 665 с.
107. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
108. Психология возрастных кризисов: под ред. К.В. Сельченок. Минск, 2000. С. 7-26.
109. Психология. Словарь: под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М : Политиздат, 1985. С. 98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ