Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фрустрационные реакции пожилых людей проживающих в семье и в одиночестве (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №42406

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База экспериментального исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района. В эксперименте приняли участие две группы граждан пожилого возраста общей численностью 60 человек в возрасте 56 до 90 лет. Первую группу представили 30 пожилых граждан, которые проживают совместно с близкими родственниками. Вторая группа была представлена одиноко проживающими пожилыми людьми в количестве 30 человек.
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций 5
1.2. Психологические характеристики людей пожилого возраста 11
1.3. Психологические особенности фрустрации у людей пожилого возраста 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ОДИНОЧЕСТВЕ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 27
2.3. Рекомендации психологам и социальным педагогам по работе с пожилыми людьми 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38


В настоящее время в Алтайском крае проживает 450 тысяч 348 пожилых людей (в возрасте от 65 лет) – это 23% от общей численности населения. При этом доля трудоспособного населения составляет 62 %. Данные показатели свидетельствуют о том, что категория пожилых людей становится одной из самых многочисленных и нуждается в защите, как со стороны государства, так и общества в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы профилактики и предотвращения фрустрационных реакций пожилых граждан, которые обусловлены такими причинами, как постоянные стрессы; мелкие неудачи, подрывающие уверенность человека и снижающие его самооценку и разочарования. Утрачивая статус в обществе, посттрудовой период, различные недомогания, переживания, связанные с чувством неполноценности – все это сказывается на эмоциональном и психологическом плане пожилого человека и способствует появлению стрессовых ситуаций, которые впоследствии могут перерасти в фрустрацию.
Обозначенная тема исследования достаточно актуальна и имеет высокую степень научной разработанности в трудах следующих авторов: С.Т. Джанерьян, Е.В. Змановской, В.А. Кулганов, Н.Д. Левитов, В.Э. Франкл, Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, и др. Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению фустрационных реакций, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: фрустрационные реакции.
Предмет исследования: особенности фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Цель работы: изучение фрустрационных реакций пожилыхлюдей проживающих в семье и в одиночестве.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию фрустрационных ситуаций;
2. Проанализировать психологические характеристики пожилых людей;
3. Изучить психологические особенности фрустрации пожилых людей;
4. Провести исследование по изучению фрустрационных ситуаций у одиноко проживающих и проживающих в семье пожилых людей.
5. Разработать рекомендации по профилактике и предотвращению фрустрационных ситуаций пожилых людей.
Гипотеза: фрустрационные реакции у одиноко проживающих пожилых людей заключаются в более выраженном проявлении агрессии, чем у пожилых граждан, которые проживают в семье.
Методы исследования: теоретические: (анализ литературы); организационные: (комплексный, сравнительный); эмпирические: (рисуночный тест С. Розенцвейга). интерпретационные: (качественный метод исследования)
Выборка исследования: одиноко проживающие граждане пожилого возраста в количестве 30 человек и пожилые граждане, которые проживают в семье в количестве 30 человек, состоящие на учете в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
База исследования: КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
Практическая значимость: результаты исследования по изучению фрустрационных реакций пожилого возраста могут быть использованы в различных социальных учреждениях при работе с данной категорией населения.
Курсовая работа объемом 41 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время изучение фрустрационных ситуаций обусловлено последствиями для личности человека. Под влиянием данного психологического процесса происходят изменения в самосознании, заключающиеся в самоотношении, самооценке и уровне притязаний; а также в когнитивных компонентах личности, к которым относятся: восприятие, память и воображение. В этой связи актуальными становятся психологические характеристики граждан пожилого возраста, которые зависят от образа жизни данной категории населения, от их индивидуальных особенностей и других внутренних и внешних факторов. Для психологического портрета старого человека характерными чертами являются – эгоцентричность и эгоистичность. При рассмотрении основных концепций в области старения, можно отметить следующие социально-психологические позитивные и отрицательные особенности старости в зависимости от индивидуальных особенностей человека: творчество и активность в социальной деятельности, заинтересованность в семейных отношениях и личной заботе о собственном здоровье. К противоположным характеристикам личности пожилого относится: агрессивность, ворчливость, разочарование в себе и собственной жизни.
Последствиями фрустрации у граждан пожилого возраста нередко становятся: замещение реального мира миром иллюзий и фантазий; необъяснимая агрессия; комплексы; общий регресс личности. Человек в такой ситуации переживает отчаяние, разочарование, тревогу и раздражительность. Кроме того, фрустрация провоцирует агрессию и враждебность. В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия и гнев. Все это заключается в прямом нападении и любых формах враждебного поведения, которое бывает открытым и затаенным, реальным и воображаемым, физическим и вербальным.
При изучении фрустрационных ситуаций граждан пожилого возраста наиболее подходящим методом является рисуночная фрустрация С. Розенцвейга. Данная методика предполагает исследование реакций человека на неудачные ситуации и способы выхода из этих ситуаций. С целью изучения диагностики психологических состояний пожилых граждан было проведено исследование на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Барнаула», филиал Центрального района.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что психологические состояния одиноко проживающих пожилых людей значительно отличаются показателей пожилых граждан, которые проживают совместно с родственниками. Это заключается в возникновении ситуаций, которые вызывают фрустрацию, признании собственной вины в чем-либо, разрешении конфликтной ситуации и других случаев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одиноко проживающие граждане на большинство действий со стороны окружающих людей будут реагировать агрессией, в отличии от граждан, которые проживают совместно с близкими родственниками.
В качестве рекомендаций по профилактике фрустракционных ситуаций у пожилых граждан психологам и социальным педагогам следует обращаться к следующим методам: тренинги для коррекции самооценки, тренинги и мероприятия для формулировки смыслообразующих ценностей и увеличения уверенности в себе, мемуарная терапия, арт-терапия, кино-терапия, психотерапия, сказкотерапия метод ролевой игры и метод социально-психологического тренинга.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Г.С. Абрамова. - изд. испр. и перераб. - Москва : Прометей, 2018. - 708 с.
2. Джанерьян, С.Т. Психология эмоций и воли : учебное пособие / С.Т. Джанерьян ; Министерство образования и науки РФ, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 142 с.
3. Ванюхина, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие : в 2-х кн. / Н.В. Ванюхина ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2008. - Кн. 2. - 292 с.
4. Возрастная психология и психология развития=Developmental psychology : учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев ; отв. ред. В.В. Киселев. - Москва : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. - 228 с.
5. Карташов, Я.П. Конфликтный потенциал личности / Я.П. Карташов. - Москва : Лаборатория книги, 2010. - 66 с.
6. Квитко, В. Другое руководство по диагностике агрессивности методом рисуночных ассоциаций / В. Квитко. - Прага : Animedia Company, 2017. - Ч. 1. - 147 с.
7. Кулганов, В.А. Прикладная клиническая психология : учебное пособие / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. - 444 с.
8. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. №6.
9. Литвинова, Н.А. Геронтология : учебное пособие / Н.А. Литвинова, Т.А. Толочко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 140 с.
10. Музыкотерапия. История развития музыкотерапии. Направления музыкальной терапии. Формы музыкальной терапии [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Москва : Институт психотерапии и клинической психологии, 2000-2012. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. рус.
11. Наумова, В. А. Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте / В. А. Наумова, Ж. М. Глозман // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2013. – № 1. – С. 97-110.
12. Николькина, А. А. Основные проблемы социальной адаптации пожилых людей / А. А. Николькина // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля - 31 марта 2014г). – Электрон. текст. дан. – Новошахтинск, 2014. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/361/2116, свободный. – Загл. с экрана.- Яз. рус.
13. Нор-Аревян, О. А. Социальная геронтология : учеб. пособие / О. А. Нор-Аревян. – Москва : Дашков и К°, 2011. – 309 с.
14. Носкова, Н.В. Психология возрастного развития человека : курс лекций / Н.В. Носкова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 291 с.
15. Останкина, Е. Основы психической саморегуляции : учебное пособие / Е. Останкина ; науч. ред. В.Г. Маралов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», Факультет биологии и здоровья человека. - Череповец : Издательство ЧГУ, 2013. - 126 с.
16. Психология состояний : учебное пособие / ред. А.О. Прохоров. - Москва : Когито-Центр, 2011. - 613 с.
17. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы : учебное пособие / П.Д. Павленок. - 10-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 592 с.
18. Профилактика и разрешение социальных конфликтов : коллективная монография / под ред. Е.В. Змановской. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. - 278 с.
19. Семенова, О.В. Психологическое консультирование : учебное пособие / О.В. Семенова. - Москва : А-Приор, 2010. - 160 с.
20. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - Москва : ПСТГУ, 2014. - 400 с.
21. Соколова, В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста : учебное пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая ; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 198 с.
22. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.
23. Франкл, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкл ; пер. С.С. Панков. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2011. - 112 с.
24. Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
25. Хасанова, Г. Б. Социальная геронтология : учебное пособие : [для вузов по специальности «Социальная работа»] / Г. Б. Хасанова. – Москва : ИНФРА-М, 2012. – 169 с.
26. Хисматуллина З. Н. Социальная геронтология : Учебное пособие / З.Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во КГТУ, 2011, - 137 с.
27. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 339 с.
28. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы : учебник / Е. И. Холостова. – Москва : Инфра-М, 2012. – 240 с.
29. Цветков, В.Л. Психология : учебное пособие / В.Л. Цветков, И.А. Калиниченко, Т.А. Хрусталева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 384 с.
30. Юсупов, И.М. Психология позднего периода жизни : учебное пособие / И.М. Юсупов ; Академия наук Республики Татарстан, Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2012. - 231 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ