Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Работа №116255

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Особенности развития произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Малые формы фольклора как средство развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 22
Глава 2. Экспериментальное изучение развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством малых фольклорных форм 31
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 31
2.2 Содержание логопедической работы по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм 45
2.3 Выявление динамики развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 58
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение 78

Самая распространённая форма речевой недостаточности у дошкольников это - общее недоразвитие речи.
Логопедическое понятие «общее недоразвитие речи» относятся к детям у которых нормальный слух и привычно сохранный интеллект, однако наблюдается нарушение формирования всех элементов языковой системы.
Учеными Б.М. Гриншпун, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Г.В. Чиркиной и др. отмечена обусловленность характера речевой недостаточности целым рядом факторов, среди которых тяжесть первичного дефекта и его форма, уровень развития когнитивных процессов, индивидуальные особенности развития ребенка.
Дети с общим недоразвитием речи относятся к полиморфной и неоднородной по своему составу категории. В связи с неполноценным речевым развитием негативное влияние оказывается на сенсорную , интеллектуальную и аффективно-волевую сферы.
В исследованиях Т.Н. Волковской, Г.В. Гуровец, Н.С. Жуковой, А.С. Завгородней, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, Е.А. Никулиной, Т.Н. Синяковой, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, М.Е. Хватцева установлено, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в целом характеризуются сохранностью интеллекта, но отличаются недостатками отдельных когнитивных операций, особо выделяя среди них память.
П.П. Блонским, Л.М. Векнер, Л.С. Выготским, Л.Н. Житниковой, П.И. Зинченко, З.М. Истоминой, Ф.В. Ипполитовым, Е.С. Махлах А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном написаны труды, посвященные изучению механизмов и особенностей памяти, включая разные её виды, определению индивидуальных различий в её развитии, исследованию влияния разнообразных факторов на процесс её совершенствования.
В работах большинства исследователей: Л.И. Беляковой, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуши, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Е.Ф. Соботович, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичевой, О.Н. Усановой, Г.В. Чиркиной и др., изучающих проблемы образования детей с общим недоразвитием речи, выделена тесная взаимосвязь речи и мнемических процессов. Памяти дошкольников с общим недоразвитием речи в науке уделялось наименьшее внимание с точки зрения системного подхода при осмыслении проблемы общего недоразвития речи. Из-за нарушений памяти осуществляется неполноценное развитие познавательно−исследовательской и коммуникативной деятельности, происходит усугубление речевого дефекта и затруднения процесса его восстановления или коррекции. Чтобы облегчить дошкольнику с общим недоразвитием речи полноценное развитие познавательной и речевой деятельности, в том числе и памяти, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, а незаменимым средством развития памяти являются произведения малых фольклорных жанров.
Однако, несмотря на всю ценность имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема развития произвольной памяти у детей с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм остаётся недостаточно разработанной, что приводит к возникновению противоречия между признанием значимости проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и ее не разработанностью на методическом уровне.
Это обусловливает проблему исследования - каковы возможности малых фольклорных форм для развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи использования в ходе логопедической работы?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе по развитию произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: малые фольклорные формы как средство развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм в ходе организации логопедической работы будет эффективным, если:
• разработать содержание логопедической работы в рамках лексических тем с использованием пословиц, потешек, загадок;
• использовать малые фольклорные формы в ходе организации образовательной деятельности детей в режимных моментах.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических источниках.
2. Выявить уровень развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и реализовать содержание логопедической работы по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
4. Проанализировать динамику уровня развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи после проведения формирующего эксперимента.
Методы исследования. На теоретическом уровне применялся анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение педагогического опыта. На эмпирическом уровне использовался психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы). Также применялись методы количественного и качественного анализа.
Новизна исследования - дана характеристика уровней развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ходе логопедической работы.
Теоретическая значимость исследования - показаны возможности малых фольклорных форм в ходе логопедической работы по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения логопедической работы учителями-логопедами по развитию произвольной памяти у детей с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГБДОУ «Детский сад «Волжский утес», в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (61 источник) и приложения. Работа иллюстрируется 19 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память является психическим познавательным процессом, направленным на то, чтобы запечатлеть, сохранить, воспроизвести и забыть ту или иную информацию. В основе формирования произвольной памяти лежит умственное развитие ребенка. Развитие произвольной памяти начинается в среднем дошкольном возрасте с существенным совершенствованием в старшем дошкольном возрасте. Развитие памяти зависит от речевой недостаточности. Несмотря на относительную сохранность смысловой и логической памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, следует говорить о снижении вербальной, слуховой памяти и продуктивности запоминания, если сравнивать их с нормально говорящими детьми.
Проведение экспериментального изучения произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи показало, что у детей преобладает низкий и средний уровень развития произвольной памяти (ЭГ: ВУ-0%, СУ-58%, НУ-42%; КГ: ВУ-0%, СУ-66%, НУ-34%).
В ходе организации логопедической работы по развитию произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР была создана система использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР как в игровой и досуговой деятельности детей, так и разработан цикл занятий по обучению составлению загадок. В индивидуальных занятиях, в досуговой деятельности детей, в режимных моментах использовались упражнения с пословицами и поговорками, игры-забавы с потешками, дидактические игры с загадками, что повлияло на развитие произвольной памяти, мелодико- интоннационной стороны речи, автоматизацию звуков, развитие лексического запаса. Загадки широко использовались в процессе логопедической работы. Чаще всего загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной для запоминания. Мы учили детей кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Работа по придумыванию загадок способствовала расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия, развитию произвольной памяти, логического и ассоциативного мышления и образной речи.
Повторная диагностика произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР показал, что у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента наблюдается положительная динамика в уровне развития произвольной памяти: показатель высокого уровня повысился с 0% до 34%, показатель низкого уровня снизился с 42% до 8%. По сравнению с контрольной группой в экспериментальной группе высокий уровень развития произвольной памяти на 34% выше, чем в контрольной группе. Низкий уровень развития произвольной памяти дошкольников с общим недоразвитием речи в экспериментальной группе на 26% меньше, чем в контрольной группе.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность использования малых фольклорных форм в работе по развитию произвольной памяти у детей 5 -6 лет с ОНР, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.


1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М., 2015. - 446 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М., Педагогика, 2013. - 288 с.
3. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 2015. - 168 с.
4. Архипенко, Я.Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст] / Я.Р. Архипенко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. -С. 1-4.
5. Белякова, Л.И. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / Л.И. Белякова, под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., АСТ, 2014. - 215 с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - М., ЛКИ, 2014. - 280 с.
7. Большева, Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. Большева. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 127 с.
8. Востокова, Н. Н. Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Н. Н. Востокова // Логопед в детском саду. - 2013. - № 2. - С. 20-27.
9. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Умственное развитие в процессе обучения. - М., 2014. - 174 с.
10. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5. - С. 32-37.
11. Гриншпун, Б.М. О классификации речевых расстройств. //Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С. Ляпидевский. - М. : Просвещение, 2014. - 186 с.
12. Дубровина, Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.И. Дубровина, И.Ю. Левченко // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 45-52
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников : (дети с общ. недоразвитием речи) : пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2014. - 112 с.
14. Житникова, Л. Учите детей запоминать [Текст] / Л. Житникова. - М. : Просвещение, 2015. - 188 с.
15. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени [Текст] / П. Жане // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2015. - С. 85-92.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ