Введение 7
Глава 1. Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КоАП РФ 10
1.1. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям
общей юрисдикции и арбитражным суд 10
1.2. Полномочия судей при производстве по делам об административных
правонарушениях в судах первой и второй инстанции 17
1.3. Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об
административных правонарушениях 23
Глава. 2. Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КАС РФ 30
2.1. Особенности подведомственности и подсудности административных дел
судам 30
2.2. Процессуальные действия судьи по подготовке административного дела к
судебному разбирательству. Предварительное судебное разбирательство 37
2.3. Полномочия суда в стадии судебного разбирательства. Судебные акты суда
первой инстанции 43
Заключение 51
Список используемых источников 53
Актуальность темы настоящей бакалаврской работы «Компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях», заключается в следующем.
Суды общей юрисдикции (федеральные районные судьи, судьи гарнизонных (военных) судов и мировые судьи) ежегодно разрешают по первой инстанции свыше 6 млн. дел об административных правонарушениях.
В 2016 году судьями и консультантами Судебных коллегий рассмотрено 683 надзорные жалобы на решения судов общей юрисдикции по административным делам, 19 административных жалоб на решения Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.
Судебной коллегией Верховного Суда РФ по административным делам в 2016 г. было рассмотрено в первой инстанции: 1152 административных исковых заявления, 228 административных дел; в апелляционной инстанции: 1007 административных дел; в кассационной инстанции по административным делам: 4787 жалоб и представлений; 122 административных дела; по делам об административных правонарушениях: 12326 жалоб, 1308 дел. Кроме того, 2 239 жалоб по административным делам и 5057 жалоб по делам об административных правонарушениях .
Нагрузка судей в производстве по делам об административных правонарушениях в настоящее время неоправданно велика из-за нарушения принципов системности законодательного регулирования, отсутствия четких критериев разграничения подведомственности дел об административных правонарушениях между органами исполнительной власти, должностными лицами и судьями.
Важным этапом в развитии административного процессуального права стало принятие в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ, который закрепил ряд новелл. Обособленность характера административного процессуального законодательства можно объяснить спецификой административных процессуальных отношений, это в первую очередь властеотношения. Однако принятый Кодекс административного судопроизводства РФ не оправдывает всех возложенных на него ожиданий.
Так, в Кодексе административного судопроизводства РФ большее значение уделяется порядку рассмотрения гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений. Между тем вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, не разрешены.
Не менее актуальными являются вопросы как полномочий суда апелляционной инстанции, так и пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Что касается полномочий суда, то ни Гражданско-процессуальный кодекс РФ, ни Арбитражно-процессуальный кодекс РФ не содержат полномочия суда вернуть дело на новое рассмотрение. Примечательно, что Кодекс административного судопроизводства РФ такое положение содержит, но в определенных в ч. 3 ст. 309 случаях. При этом законодатель не отвечает на вопрос: с чем связано такое расширение полномочий суда?
Еще одним моментом, требующим уточнения, является проблема пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Кодекс административного судопроизводства РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, и рассматривает дело административное дело в полном объеме, что способствует эффективности рассмотрения. Однако, важно отметить, что даже при относительной несвязанности суда доводами, изложенными в апелляционной жалобе, сущность апелляционного рассмотрения заключается в проверке именно дела, а не полного установления обстоятельств, иначе суд апелляционной инстанции дублирует функции суда первой инстанции.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие порядок производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Цель бакалаврской работы - провести теоретико-правовой анализ компетенции судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить подведомственность дел об административных правонарушениях судьям общей юрисдикции и арбитражным судам;
2) охарактеризовать полномочия судей при производстве по делам об административных правонарушениях в судах первой и второй инстанций;
3) выявить проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях;
4) проанализировать особенности подведомственности и подсудности административных дел судам;
5) исследовать процессуальные полномочия судьи при подготовке и рассмотрении административного дела;
6) проанализировать компетенцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы, послужили труды следующих ученых: Ю.Е. Аврутина, В.А. Гуреева, Д.Н. Бахрах, К.В. Великанова, Э.Г. Гамидовой, Б.В. Россинского, А.П. Рыжакова, Н.Г. Салищевой, В.В. Яркова и др.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение и список использованных источников.
В заключительной части выпускной квалификационной работы, необходимо подвести итоги проведенному исследованию компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Прежде всего, было установлено, что с принятием КАС РФ появилось основание для выделения двух форм административного судопроизводства, которыми, являются административно-деликтная юрисдикция и административная юстиция. В первом случае, административно-деликтная юрисдикция по-прежнему остается в ведении КоАП РФ, в структуре которого имеются процессуальные нормы. Во втором случае - это административно-правовой спор, являющийся предметом регулирования КАС РФ, в ч. 5 ст. 1 которого определено, что положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Проведенное исследование подведомственности дел об административных правонарушениях судьям общей юрисдикции и арбитражным судам позволило сделать вывод о необходимости формирования единой правоприменительной практики, для чего в п. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ целесообразно было бы закрепить положение, согласно которому судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования в случае их обоснованной передачи на рассмотрение судье для обсуждения применения наказания, назначение которого отнесено к исключительной компетенции судей.
КАС РФ предусмотрены две процедуры, применение которых призвано способствовать эффективной подготовке административного дела к судебному разбирательству, - встреча (беседа, собеседование) судьи со сторонами и предварительное судебное заседание. Хотя прямо закон не говорит о возможности проведения раздельных встреч со сторонами, их представителями, с учетом п. 13 ч. 3 СТ. 135 КАС РФ проведение таких встреч также представляется правомерным.
В стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству судье предоставлены весьма широкие полномочия, при этом перечень действий, которые может совершить суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым, допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
Требует уточнения проблема пределов рассмотрения апелляционной жалобы. КАС РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, и рассматривает дело административное дело в полном объеме, что способствует эффективности рассмотрения.
Существовавшая раньше оговорка, о том, что суд апелляционной инстанции не выходит за рамки заявленных требований, «в интересах законности исчезла», так как не отвечает требованиям ясности и четкости содержания правовой нормы, а потому она непонятна ни суду, ни участникам судебного процесса. Тем не менее, важно понимать, что даже при относительной несвязанности суда доводами, изложенными в апелляционной жалобе, сущность апелляционного рассмотрения заключается в проверке дела, а не полного установления обстоятельств. Связанность доводами апелляционной жалобы также различна в контексте КАС РФ, ГПК РФ и АПК РФ. Получается, что при отправлении административного правосудия, участники имеют больше прав и надежд на эффективное судебное разбирательство, чем участники гражданского и арбитражного процесса. Неясно, чем вызваны подобные различия, которые тоже требуется привести к единому знаменателю.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ.
2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // СЗ РФ.
2015. № 10. Ст. 1391.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
5. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
7. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
8. Закон Самарской области от 31.12.2008 г. № 173-ГД (ред. от 06.07.2015) «О судебных участках и должностях мировых судей в Самарской области» // Волжская коммуна. 2009. 12 января. № 2(26461).
Специальная литература
1. Абземилова З.Р. Альтернативная или исключительно судебная подведомственность районному суду дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 54-59.
2. Аврутин Ю.Е. О соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного судопроизводства: материалы Всерос. научно-практ. конф. / Отв. ред. Ю.П. Соловей. Омск: Омская юридическая академия, 2015. С. 20-24.
3. Административное судопроизводство. Часть I. Подготовка, подача и рассмотрение иска / Под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 11. 160 с.
4. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 626 с.
5. Великанов К.В. Подведомственность дел об административных правонарушениях: вопросы системы // Территория науки. 2013. № 5. С. 90-94.
6. Веретенников Н.Н. Апелляционное и кассационное судопроизводство по делам об административных правонарушениях: вопросы теории и практики // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 101-106.
7. Гамидова Э.Г. Рассмотрение административных дел в порядке апелляции по кодексу административного судопроизводства Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4 (46). С. 190-194.
8. Диордиева О.Н. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству (в судах общей юрисдикции первой инстанции): Монография. М., 2013. 216 с.
9. Казина Т.В. Актуальные вопросы в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2016.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32. Постатейный научно-практический комментарий / Под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. I - II. 266 с.
11. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 780 с.
12. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 г. № 124(1)) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
13. Лебедева Е.А. Особенности производства и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 20-24.
14. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 340 с.
15. Магомедова З.И. Потерпевший как сторона административно -
процессуальных правоотношений: проблемы правоприменения //
Мировой судья. 2016. № 4. С. 30-34.
16. Масаладжиу Р.М. Апелляционное производство по административным делам: новые подходы и старые проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. № 5. 2016. С. 18-22.
17. Новиков А.В. Административно-процессуальная форма: научные и правовые реалии // Административное право и процесс. 2015. № 11. С. 21-23.
18. Носова Ю.Б. Подведомственность и подсудность административных дел судам // Административное право и процесс. 2015. № 11. С. 63-66.
19. Проект № 917598-6 Кодекс Российской Федерации об административной ответственности (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.10.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
20. Рыжаков А.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный). М., 2016. 422 с.
21. Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. Структура производства по делам об административных правонарушениях (стадии пересмотра дела и исполнения решения по делу) // Административное право и процесс.
2016. № 6. С. 47-50.
22. Трухачев С.Б. О развитии контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях: практика, теория, перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 2 (21). С. 130-135.
23. Щепалов С.В. О дискреционных формах процессуальных действий судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2017. № 1. С. 23-27.
24. Ширеева Е.В. К вопросу о сущности подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 188.
Материалы юридической практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2011 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева» // ВКС РФ. 2011. № 5.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2010 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы» // ВКС РФ. 2010. № 4.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // ВКС РФ. 2009. № 4.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 г. № 1651 -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Пальшина Андрея Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 12.26 и положениями статьи 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // БВС РФ. 2016. № 11.
6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.07.2014 г. № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. № 9.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // БВС РФ. 2005. № 6.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» // БВС РФ. 2004. № 2.
9. Постановление Верховного Суда РФ от 15.06.2016 г. № 12-АД16-5
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
10. Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2015 г. № 81-ААД15-2 «О снятии с рассмотрения и возвращении заявителю жалобы на определение судьи о возвращении жалобы на решение об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
11. Апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 27.03.2017 г. по делу № 33-2549/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
12. Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 27.10.2015 г. по делу № 33а-2719/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
13. Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 22.02.2017 г. по делу № 12-53/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
14. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от
18.01.2017 г. № 04АП-7254/2016 по делу № А78-14950/2016
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
15. Постановление Самарского областного суда от 01.02.2017 г. № 4а- 109/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
16. Постановление Челябинского областного суда от 24.03.2017 г. № 4А- 377/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
17. Постановление Саратовского областного суда от 13.10.2015 г. по делу № 4А-696/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
18. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 28.10.2016 г. № 33а-8324/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
19. Апелляционное определение Астраханского областного суда от
18.11.2015 г. № 33-4129/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
20. Решение Свердловского областного суда от 31.01.2017 г. по делу № 72 - 71/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
21. Решение Ивановского областного суда от 20.11.2014 г. по делу № 12-159/2014 [Электронный ресурс] // С ПС КонсультантПлюс, 2017.
22. Постановление Московского городского суда от 27.04.2016 г. № 4а- 957/2016 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
23. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от
21.09.2015 г. № 33-17543/2015 [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс, 2017.
24. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2015 г. № 33-38642/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
25. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года (утв.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008) (Извлечение) // БВС РФ. 2008. № 5.
26.Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел в 2016 году [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
27. Справка по результатам обобщения рассмотренных Самарским областным судом дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном ст. 30.13 КОАП РФ, за II полугодие 2015 года и I квартал 2016 года (подготовлена Самарским областным судом 05.05.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.