Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 7
1.1 Понятие «взаимоотношение» со сверстниками в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 26
2.1 Диагностика уровня сформированности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 26
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по окружающему миру, направленного на формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 38
2.3 Анализ и обобщение результатов 48
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 66
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 73
Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст является начальным звеном формирования взаимоотношений. В этот период дети учатся взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми.
При поступлении в школу у детей происходит смена ведущей деятельности. Если в дошкольном образовании ведущей деятельностью являлась игровая, то в начальном образовании - учебная. В учебную деятельность включаются работы коллективного типа, дети начинают чаще взаимодействовать со своими сверстниками, приобретая навыки социального взаимодействия.
Дети в младшей школе учатся взаимодействовать со сверстниками, то есть у них происходит процесс развития общения. Большая роль принадлежит образовательной организации. Ей необходимо уделить достаточное внимание на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Такие современные исследователи в сфере психологии и педагогики, как Е.С. Лукьяненко, Я.А. Мокина, Т.Х. Кудусова, И.Г. Емельянов, Т.В. Безродных, А.А. Амельков, В.А. Агафонова, А.М. Бережная, В.А. Казанцева, Я.В. Макарчук и другие, изучают проблему формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что школьник должен обладать навыками сотрудничества со сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях; уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; устанавливать сотруднические взаимоотношения с учителем и со сверстниками; уметь контролировать, корректировать поведение собеседника; владеть монологической и диалогической речью, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами [51].
Несмотря на это, возникают некоторые противоречия между:
• требованиями ФГОС НОО и недостаточным вниманием со стороны педагогов к проблеме формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
• накопленным теоретическим материалом и недостаточным методическим оснащением для работы учителя начальных классов.
Работа учителя с младшими школьниками по формированию взаимоотношений уходит на задний план, потому что главная задача учителя в школе - это формирование дисциплины в классе. Ребёнок младшего школьного возраста нуждается во взаимоотношениях и взаимопониманиях с людьми, которые его окружают. Ведь именно от этих взаимоотношений зависит их успеваемость и желание учиться.
Из вышесказанного вытекает проблема: как эффективно сформировать взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками?
Цель: разработка и экспериментальная проверка комплекса уроков по окружающему миру, направленного на формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: формирование взаимоотношений младших школьников будет осуществляться эффективно, если:
• разработать комплекс уроков по окружающему миру, направленный на формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
• использовать групповые формы обучения;
• создать благоприятный психологический климат на уроках окружающего мира для формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками;
2) выявить уровень сформированности взаимоотношений у младших школьников со сверстниками;
3) разработать и внедрить комплекс уроков по окружающему миру, направленный на формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
4) проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
• эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Новизна исследования: разработан и внедрён комплекс уроков по окружающему миру, направленный на формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Практическая значимость: результатами исследования могут воспользоваться учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
База исследования: диагностическое исследование проводилось на базе учреждения ГБОУ СОШ № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области. В диагностике принимали участие учащиеся 3 «Б» и 3 «А» класса. 3 «Б» класс являлся экспериментальной группой, а 3 «А» класс - контрольной группой.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной. Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались в прошлом и занимаются в современности проблемой формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками. Существуют разные точки зрения на определение «взаимоотношения», но все эти взгляды строятся на основе того, что взаимоотношения - постоянное эмоциональное состояние внутреннего мира и взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми.
На базе учреждения ГБОУ СОШ № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области нами было проведено диагностическое исследование с целью выявления уровня сформированности взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
В диагностическом исследовании, используя следующие методики, мы выявили уровень сформированности взаимоотношений младших школьников со сверстниками:
• «Рукавички» (Цукерман Г.А.),
• «Узор под диктовку» (Цукерман Г.А.),
• «Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина),
• «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (авторы Г.У. Урунтаева и Ю.А. Афонькина),
• «Неоконченные истории» (авторы А.М. Щетинина и Л.В. Кирс).
В ходе контрольного этапа исследования по методике «Рукавички» (Цукерман Г.А.) в экспериментальной группе выявлено увеличение в 30% (6 детей), в то время как в контрольной группе произошло увеличение только на 5% (1 ученик).
По методике «Узор под диктовку» (Цукерман Г.А.) также наблюдается увеличение из экспериментальной группы учеников на 30% (6 детей), у которых выявлен высокий уровень, в то время как в контрольной группе увеличение произошло только на 5% (1 ученик).
По методике «Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина) также наблюдается увеличение из экспериментальной группы учеников на 35% (7 детей), у которых выявлен высокий уровень, в то время как в контрольной группе увеличения произошло только на 5% (1 ученик).
По методике «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (авторы Г.У. Урунтаева и Ю.А. Афонькина) также наблюдается увеличение из экспериментальной группы учеников на 25% (5 детей), у которых выявлен высокий уровень, в то время как в контрольной группе увеличения произошло только на 5% (1 ученик).
По методике «Неоконченные истории» (авторы А.М. Щетинина и Л.В. Кирс) также наблюдается увеличение из экспериментальной группы учеников на 40% (8 детей), у которых выявлен высокий уровень, в то время как в контрольной группе увеличения произошло только на 5% (1 ученик).
Таким образом, использованные нами методики - «Рукавички» (Цукерман Г.А.), «Узор под диктовку» (Цукерман Г.А.), «Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина), «Изучение навыков культуры общения во взаимодействии со сверстниками» (авторы Г.У. Урунтаева и Ю.А. Афонькина), «Неоконченные истории» (авторы А.М. Щетинина и Л.В. Кирс), дают нам возможность сделать вывод, что эффективность формирование взаимоотношений младших школьников со сверстниками повысился, применяя комплекса уроков, в котором ведущей формой работы является групповая. Данный комплекс уроков учитывает индивидуальные особенности и познавательные интересы учеников, формирует коммуникативные навыки и умения.
Проанализировав результаты на констатирующем этапе исследования, мы выявили, что у младших школьников из экспериментальной группы преобладает низкий уровень сформированности взаимоотношений со сверстниками и нуждается в дальнейшем развитии.
С целью развития взаимоотношений и коммуникативных УУД у младших школьников, мы разработали комплекс уроков по окружающему миру, опираясь на индивидуальные потребности и способности младших школьников, а также учитывая их познавательный интерес и т.п. В комплекс уроков нами были включены групповые занятия, способствующие развитию коммуникативных навыков и умений. В процессе групповой работы была замечена активность и желание учеников для взаимодействия, взаимопомощи. Каждый из учеников старался получить похвалу от учителя, не только за успешное участие в занятии, но и за помощь однокласснику.
Контрольная диагностика была проведена для экспериментальной и контрольной группы учеников. Проанализировав результаты контрольной диагностики, мы выявили эффективность комплекса уроков для формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Ученики стали чаще взаимодействовать друг с другом, при создании партнёром конфликта, они пытались избежать конфликта, между учениками наблюдалась взаимопомощь в разных сферах деятельности.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства // Учебное пособие. М.: Пер Сэ. 2008. С. 431.
2. Агеев В.С., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии. М.: ВМУ, 1984. №2. С. 11-20.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. С. 230.
4. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения // Психология влияния: хрестоматия. СПБ: Питер, 2001. С. 30-40.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2000. С. 265.
6. Бесаева А.Г., Дзудцова Е.М. К проблеме нравственной самооценки младших школьников // Мир науки, культуры, образования, 2016. №4. С. 53-55.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1986. С. 296.
8. Ван Ш.А. Исследование вежливости по принципу Лич Дж.Н. // Преподаватель XXI века. 2018. № 3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-vezhlivosti-po-printsipu-dzh- licha (дата обращения: 12.01.2021).
9. Васильева К.И. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 2016. С. 5-9.
10. Галкина В.В., Лазарева Е.Г. Развитие межличностных взаимоотношений младших школьников со сверстниками // Будущее науки - сборник научных статей 7-ой Международной молодёжной научной конференции, 2019. С. 73-76.
11. Грайс Г.П. Логика и речевое общение. М.: Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 16-23.
12. Гозман Л.Я. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим. М.: Вестник МГУ. 2016. № 6. С. 15-18.
13. Головин С.Ю. Минск: Харвест, 1998. С. 152.
14. Денисова-Попова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 8. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/razvitie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.11.2020).
15. Джиоева А.Р., Фардзинова А.Р. О формировании нравственно-этической ориентации личности в образовательном процессе школы // Синергия наук. 2018. № 6. С. 116-119.
...