Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

Работа №33649

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
661
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Классификация средств массовой информации в научной
литературе 6
1.2 Характеристика телевизионной зависимости 14
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1 Организация исследования. Описание методик 32
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение


В современном мире одним из наиболее действенных и влиятельных инструментов формирования личности являются средства массовой информации. Это наиболее удобный, доступный и массовый способ информирования и развлечения. На сегодняшний день большинство исследователей сходятся во мнении об определяющем влиянии СМИ на развитие подрастающего поколения, их поведение и самосознание, к сожалению, становясь одним из важнейших институтов воспитания.
Средства массовой информации являются, чуть ли не единственными трансляторами новых смыслов, образов, моделей поведения. И как показывают современные исследования, наиболее предпочитаемым, среди данной индустрии, для детей младшего школьного возраста, является телевидение. Широкие возможности телевидения вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, а так же его положительное и эффективное влияние на подрастающее поколение.
Телевидение в наше время самый обыденный и доступный предмет нашей жизни. И без него не представляют жизни наибольшая часть человечества. Но феномен его возникновения - уникальное явление в XX веке. Телевидение объединило в себе всё самое лучшее, что было сформировано театром, литературой, газетно-журнальным миром, радио и кинематографом тем самым создавая глобальную поп- культуру. Количество времени, проводимого у телеэкрана, ужасает. Зависимость от телевизора - это едва ли не самая распространенная зависимость жителей городов.
Проблема детской теле зависимости стоит сейчас очень серьезно. Она усугубляется еще и тем, что многие родители просто не понимают, что это не хобби и не увлечение. Часто к взрослым только уже на последних
стадиях приходит осознание, что их ребенок не просто таким образом проводит досуг, а действительно имеет психологическую зависимость. Исследования по влиянию телевидения на психологические процессы детей проводят повсеместно. В контексте влияния телевидения на самооценку детей младшего школьного возраста изучено мало. В связи с этим, считаем, проведение данной исследовательской работы актуальной.
Цель исследования - выявить взаимосвязь самооценки с телевизионной зависимостью у детей младшего школьного возраста.
Объектом являются дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является самооценка и телевизионная зависимость детей младшего школьного возраста.
Г ипотеза: Предполагается, что существует взаимосвязь между
телезависимостью и самооценкой у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы средств массовой информации.
2. Дать определение и характеристику телезависимости.
3. Изучить особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
4. Исследовать взаимосвязь между телезависимостью и самооценкой у детей младшего школьного возраста.
5. Провести математическую обработку данных, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.
Для решения этих задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы в аспекте исследуемой проблемы; эмпирические методы: анкетирование детей, тестирование, статистические методы обработки результатов.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по изучению средств массовой информации (в частности телевидения) с современной точки зрения. Это работы таких авторов, как Р.А. Борецкий, А. Бандура, Р.Д. Макилрет, Д. Сингер, Н.И. Гендина, Е.В. Косолопова, В.А. Саруханов, В.Ф. Иванов, О.В. Волошенюк, А.В. Федоров, А.А. Новикова,
О.Г. Филатова, Е.Н. Бондаренко, Л.М. Баженова, Ю.Н. Усов и другие. В книгах этих авторов анализируется влияние средств массовой информации
(в частности телевидения) на подрастающее поколение, а также уделяется внимание медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности и медиакомпетентности. [6, с.24]
Практическая значимость работы: Данные исследования могут быть использованы педагогами-психологами для коррекционно-развивающей, профилактической работы с детьми младшего школьного возраста имеющих телезависимость, а также в консультативной деятельности с родителями и педагогами с целью формирования медиаграмотности и медиакультуры у учащихся младшего школьного возраста.
Исследование проходило на базе "Средняя школа №5" ЕМР РТ. В исследовании участвовало 50 учащихся 2-х классов в возрасте 8 - 9 лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую; заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ изученной литературы в теоретической части показал:
I. Средства массовой информации - важнейший социальный феномен и наиболее действенный инструмент влияния на личность современного человека.
Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования. Всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, телевещание, способно свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни, что ведет к стойкой телезависимости как у взрослого, так и у подрастающего поколения.
Одной из главных опасностей заключается в том, что огромный поток информации и мелькающие на экране картинки пагубно влияют на психику ребенка. Два часа просмотра телевизора можно сравнить с прочтением нескольких толстых книг. Дети переутомляются, рассеивается их внимание. Кроме того ребенок, выросший на мультфильмах, редко любит читать. У него не развиваются воображение, не включается мыслительная деятельность, потому что на экране видны уже готовые картинки, да и осмысливать происходящее некогда, что является особенно острой проблемой детской дезадаптации.
Регулярное проведение детьми большого количества времени перед экранами в определенные часы запускает действие особых механизмов идентификации с персонажами, которые существенным образом влияют на общее смысло-жизненное пространство ребёнка, формируя его самооценку. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
II. Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: в ходе анкетирования дети младшего школьного возраста определили для себя значимую степень телевидения из всех средств массовой информации.
Ребенок 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры, а не только передаточным механизмом. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества, что подтверждают ответы детей на вопрос о совместных телепросмотрах. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей подрастающего поколения, формируя у детей образ «идеального» человека.
Наиболее сильный эффект телевидения — это сам факт его существования, всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести подрастающее поколение до уровня пассивных зрителей, приводя их к телезависимости.
III. По результатам методики на телезависимость (аддикцию)
(Г.В. Лозовая):
мы можем сделать вывод, что в исследуемых классах учащихся с телезависимостью составляют 18% и 58% учащихся, которые чрезмерно увлекаются телевидением, могут так же иметь физические или психические признаки телезависимости, но в меньшем количестве либо в единичных случаях. Необходимо обратить внимание на эту группу, так как она в определенной мере является «группой риска», т.е. являются потенциальной группой телезависимых.
В группу обычных пользователей попали 24% детей. У данной группы детей младшего школьного возраста проблем с телевидением не выявлено.
Воспитание ребенка, прежде всего, осуществляется в семье. Поэтому мы считаем, что именно на родителях лежит большая доля ответственности за то, что смотрят их дети по телевизору, какое время они проводят у телевизора, как воспринимают телеинформацию и насколько она нужна и полезна ему.
IV. Исследование самооценки детей младшего школьного возраста показало, что большая половина (54%) учащихся данных классов обладают адекватной самооценкой (средний уровень). Высокий уровень самооценки у 36% учащихся и это является нормой для их возраста, что говорит о том, что у них хорошие отношения в коллективе и самих себя они оценивают (с точки зрения здоровья и веселости, к примеру) очень высоко. В данных коллективах имеются и дети с низким уровнем самооценки, они составляют 10 % учащихся. Данный факт может быть объяснен, по нашему мнению не сформированностью адекватных представлений о себе, а также детско - родительскими отношениями или межличностными отношениями со сверстниками.
V. Нахождение корреляционных связей между телезависимостью и самооценкой младших школьников получили абсолютные значения, которые попали в зону не значимости, что опровергает нашу гипотезу о существовании отрицательной взаимосвязи между телезависимостью и самооценкой у детей младшего школьного возраста. Телевидение далеко не единственный и не главный фактор, влияющий на становление самооценки у детей младшего школьного возраста.
Особенность самооценки детей заключается в том, что она ещё только формируется и этот процесс подвержен большому влиянию различных факторов. Основными факторами, влияющих на формирование самооценки обучающихся в начальной школе, являются оценочные воздействия педагога, близкого окружения и их отношение к учебной деятельности.
Но при этом не хотелось, сводить к минимуму влияния телеиндустрии на подрастающее поколение. В действительности, хочется призвать взрослых принять ответственность за информационный поток из средств массовой информации на детей и целенаправленно заниматься ее изучением и фильтрованием.


1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 2010. - С. 263.
2. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения.- М.,2012 —
С.85-86.
3. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах. - М.: ООО «Проект - Ф», 2009. - 204 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М., 2012. - 464 с.
5. Выготский Л. С. Детская психология. - М.: Владос,2009.464 с.
6. Гендина Н.И., Косолопова Е.В. Основы информационной культуры школьника.- М.: РШБА, 2012. - 200 с.
7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Сост.С. Ю. Головин. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2011. - 800 с.
8. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие.-М.:Флинта, 2016.- 272 с.
9. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение. Социальнопсихологический анализ феномена //Социологические исследования. -
2011. - № 8. - С. 62-67.
10. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 54-63.
11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск., 2013. - 100 с.
12. Иванов В. Ф., Волошенюк О. В.: Медиаобразование и
медиаграмотность: учебник. - Киев: Центр свободной прессы, 2012. - 352с.
13. Казакина М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2010. - 65 с.
14. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. - М.:
Академический проект, 2012. - 368с.
15. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 291 с.
16. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы.-СПб.: Питер,2009.- 384 с.
17. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. - М.: Поколение, 2012.
18. Липкина А.И. Самооценка младшего школьника. - М., Юрайт, 2016 214 с.
19. Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников// Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 27-30.
20. Матюхина М. В., Михальчик Т. С. Педагогика и методика начального обучения. - М.: Просвещение, 2009.—256с.
21. Немов Р.С. Общие основы психологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М., 2013. -688 с.
22. Овсепян Р.П.. Отечественное телевидение: история для
изучения//Вестник московского университета. Серия 10. Журналистика. -
2012. - №1. — С. 150-151.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 2015. - 705 с.
24. Саруханов В.А. Азбука телевидения.- М.: Аспект Пресс, 2013.
- 223 с.
25. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог:Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та, 2014. - 64 с.
26. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.-М.: Политиздат, 2011.
- 303с.
27. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика.
- Ростов: ЦВВР, 2009. - 708 с.
28. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во "Кучма", 2013. - 270 с.
29. Филатова О.Г. Социализация массовых коммуникаций. - М.: Гардарики, 2012. - 304 с.
30. Чеснокова И.И., Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. - М.: Владос, 2011. - 224 с.
31. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. - М.: КомКнига, 2011.
32. Шиксентмихали М., Кьюби, Р. Телемания - это диагноз // В мире науки. - 2012. -С. 46-51.
33. Эльконин Д.Б.: Психология обучения младшего школьника. - М., 2012. - 215 с.
34. Бандура А. - Теория социального научения.
https://royallib.com/book/bandura albert/teoriya sotsialnogo naucheniya.html
35. Бейтсон Г. - Кибернетика, теория коммуникации и гипотеза двойных связок в шизофрении https://codenlp.ru/stati/g-beitson-kibernetika- teoriya-kommuni.html
36. Брайант Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ bttp://socioline.ru/book/dzhenningz-braiant-suzan-tompson-osnow- vozdeistviya-smi (Дата обращения 11.09.2018)
37. Вацлавик П. Прагматика человеческих коммуникаций http://www.koob.ru/watzlawick/pragmatics of human communication (Дата обращения
10.11.2018)
38. Дембо — Рубинштейн. - Исследование самооценки https://newgoal.ru/issledovanie-samoocenki-po-metodike-dembo-rubinshtein/ (Дата обращения 05.03.2019)
39. Дуглас Рашкофф Медиавирус https://libking.ru/books/prose-
/prose-counter/78289-111-duglas-rashkoff-mediavirus.html#book (Дата
обращения 20.08.2018)
40. Лазарсфельд П.: Новый взгляд на изучение электоральной коммуникации https://cvberleninka.ru/article/n/pol-lazarsfeld-nowv-vzglvad- na-izuchenie-elektoralnoy-kommunikatsii (Дата обращения 20.04.2018)
41. Лассуэлл Г.: Структура и функции коммуникации в обществе
http://ignorik.ru/docs/g-lassuell-struktura-i-funkcii-kommunikacii-v-obshestve.html (Дата
обращения 11.09.2018)
42. Липпман У.: Общественное мнение.
https://www.libfox.ru/543452-uolter-lippman-obshchestvennoe-mnenie.html (Дата обращения 26.03.2019)
43. Макилрет Р.Д. https://www.sunhome.ru/psvchology/11176 (Дата обращения 26.10.2018)
44. Ховланд К.И., Концепция создания убедительной
коммуникации https: //cvberleninka.ru/article/v/kontseptsiva-sozdaniva-
ubeditelnoy-kommunikatsii (Дата обращения 19.01.2019)
45. Электронная научная энциклопедия «Медиаобразование и
медиакультура»

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ