Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические проблемы исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Специфика взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 15
1.3 Условия формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками 22
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками 27
2.1 Диагностика уровня сформированости взаимоотношений младших школьников 27
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 33
2.3 Анализ и обобщение результатов 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А А.1. - Методика "Социометрический тест" Я.Л. Морено 46
Приложение Б Б.1. - Результаты по методике Я.Л. Морено "Социометрический тест" 58
Психическое и личностное развитие ребенка младшего школьного возраста определяется социальной ситуацией его развития и особенностями межличностных взаимоотношений. В настоящее время попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его реформы вызывают напряженность в сфере взаимоотношений среди учащихся, ведут к проблемам в межличностных отношениях детей со сверстниками. Присущее современной школе активное преодоление ранее сложившихся стереотипов, появление педагогических инноваций, стремление применять новые педагогические технологии приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса (К.А. Абульханова - Славская, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.И. Липкина и др.). Произошедший к началу школьного обучения кризис семилетнего возраста, инициировал начало осознания ребенком своего места в мире общественных отношений и служит точкой отсчета формирования социального "Я" ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). К девятилетнему возрасту у ребенка развивается потребность в получении признания других людей и, прежде всего, сверстников. Младшему школьнику требуется развертывание системы взаимоотношений со сверстниками и новой социально признаваемой деятельности. Происходит переход младшего школьника на новый уровень развития в рамках системы «Я и общество» (Д.И. Фельдштейн).
Актуальность темы исследования состоит в том, что в период младшего школьного возраста особенную актуальность приобретает формирование культуры взаимоотношений со сверстниками, когда в связи с началом обучения в школе происходит трансформация всей системы отношений ребенка с действительностью. Логика психического развития требует активного освоения социально выработанных способов познания и поведения, на что указывают в своих трудах В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обухова, В.В. Рубцов и др.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день предъявляются повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса и детям младшего школьного возраста, в частности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для постижения системы взаимоотношений со сверстниками, дети в данном возрасте склонны к совместным действиям и кооперированию, а взаимоотношения становятся центром жизни ребенка (Л. Кольберг, Э. Эриксон, Л.С. Выготский), Данный возрастной период является наиболее благоприятным для формирования культуры взаимоотношений, что проявляется в социометрическом статусе ребенка младшего школьного возраста как характеристике индивидуальных свойств личности в качестве члена группы. При этом залогом личностного развития младшего школьника является умение перестраивать собственную деятельность при изменении социальных и межличностных отношений. Однако, несмотря на большое количество исследований проблемы взаимоотношений детей младшего школьного возраста, в недостаточной степени представлены исследования по вопросам влияния социометрического статуса младших школьников на способность детей устанавливать межличностные отношения со сверстниками.
Цель исследования: выявить и охарактеризировать условия формирования взаимоотношений младших школьников со сверстниками.
Объектом исследования является процесс взаимоотношения детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Предмет: условия формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования: процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками будет успешен, если:
• все дети вовлечены во внеклассные мероприятия;
• учитель контролирует весь процесс взаимодействия детей;
• педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
• провести теоретические аспекты проблемы взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
• определить уровень сформированности взаимоотношений младших школьников со сверстниками;
• провести сравнительный анализ особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста ;
• обобщить и сравнить теоретические и эмпирические результаты исследования, сделать выводы.
Использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
• эмпирические: тестирование, методы статистического анализа количественных характеристик.
Применялись следующие методики исследования:
• диагностика социометрического статуса младших школьников по методике Я.Л. Морено;
• методика Р. Жиля для изучения сферы межличностных отношений детей.
База исследования: в экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся младших классов.
Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации знаний в области психологии личности и возрастной психологии, в возможности применения материалов исследования в работе психологов общеобразовательной школы по проблемному консультированию.
Структурно работа включает введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложений.
Особенностью взаимоотношений в младшем школьном возрасте является то, что они базируются на общности случайных интересов, обстоятельств - дети сидят за одной партой, живут рядом, интересуются фото или рисованием - то есть сознание детей еще не достигает необходимого уровня, при котором выбор друзей осуществляется по каким -то важным личностным качествам. Для возникновения взаимной симпатии уже к 11 годам значимыми становятся такие личностные качества, как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность. В общении детей младшего школьного возраста со сверстниками формируются значимые навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Проблемы в общении с одноклассниками являются негативными факторами в развитии личности младшего школьника, так как неудовлетворенность в общении со сверстниками касается всех жизненных сфер ребенка, несет за собой массу психолого-педагогических проблем, начиная поведенческими нарушениями, снижением успеваемости, явлением изоляции ученика, и заканчивая противоправными поступками.
В эмперической части нашего исследования было установлено, что в группе детей при диагностике социометрического статуса выявлены в равной пропорции у девочек и у мальчиков звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые. В целом в группе младших школьников преобладает положительный социометрический статус, с большим количеством предпочитаемых и звезд.
В группе младших школьников по шкале ДП - "отношение к другу (подруге)" преобладают средние показатели при этом показатели между девочками и мальчика не отличаются; по шкале СО - "стремление к общению в больших группах детей" также преобладают средние показатели и разница между девочками и мальчиками не обнаружена; по шкале СУ (О) - "стремление к уединению, отгороженности" у большинства мальчиков низкие показатели по данной шкале, высокие значения обнаружено у большинства девочек; по шкале СД - "стремление к доминированию или лидерству в группе детей" высокие результаты обнаружены у мальчиков, при этом низкие значения по данной шкале получены у большинства девочек.
В данной группе после применения совместных творческих дел по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста в группе младших школьников повысилась общительность школьников, как со своими друзьями, так и в больших группах детей. Стремление к доминированию среди сверстников в данной группе выражено средне, лидеры в группе представлены в незначительной степени. В целом, поведение детей данной группы характеризуется социальной адекватностью.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. 384 с.
2. Агафонова В. А. Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации [Текст] / В. А. Агафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. №3. С. 98-99.
3. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. Педагогический поиск [Текст] / Ш. А. Амонашвили. М.: Академия, 1988. 544 с.
4. Возрастная психология/Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2011. - 336 с.
5. Громыко Ю. А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе // Психологическая наука и образование. 2010. №3. С. 2-16.
6. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии. 2007. Т.2. выпуск 2. С. 107-121.
7. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. - 14-е изд. М.: Академия, 2012. 656 с.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений [Текст] / под ред. A. A. Бодалева. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. 356 с.
10. Нагорнова А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников [Текст] // Воспитание школьников. 2015. С. 38-42.
11. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
12. Невская И. А. Значение дидактических игра на уроках математики [Текст] / И. А. Невская // Вестник научных конференций. 2015. С. 108-109.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014. 460 с.
14. Пирожкова Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Научно-методический журнал "Концепт". 2015. Спецвыпуск № 1. С. 2-10.
15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Е.И. Изотовой. М.: Академия, 2013. 272 с.
...