Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности

Работа №95218

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Особенности взаимоотношений со сверстниками у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 21
2.1. Характеристика процедуры экспериментального изучения
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 21
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения взаимоотношений
со сверстниками детей младшего школьного возраста у детей с задержкой психического развития 26
2.3. Психологические особенности взаимоотношений со сверстниками у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 38
3.1. Описание коррекционно-развивающей программы развития
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 38
3.2. Анализ результатов реализованной коррекционной работы по составленной программе развития взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по профилактике и преодолению проблемы нарушения взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Опыт межличностных взаимоотношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является основой для развития личности ребёнка. Особая важность проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Исследование проблемы межличностных взаимоотношений во многом связано с более глубоким изучением личности ребёнка, проникновением в область контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Вопрос межличностных взаимоотношений относится к одной из основополагающих в жизни личности. Если рассматривать данный вопрос в контексте культурно-исторической теории Л. C. Выготского, то развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребёнок усваивает общественно­исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особо важен в этом вопросе подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение. В случае замедления темпа развития ребенка в психическом или физическом плане это происходит качественно иначе в силу влияния специфики дефекта, а также особенностей условий развития, в которых оказываются дети с задержкой психического развития на разных возрастных этапах.
Межличностные взаимоотношения детей со сверстниками достаточно подробно изучалась многочисленными отечественными учеными- психологами, такими как В. В. Абраменкова, И. В. Дубровина, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B. C. Мухина, A. M. Прихожан, Е. О. Смирнова, Д. И. Утробина, В. Г. Фельдштейн, и др. В процессе многочисленных исследований в этой области накоплен огромный объем данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Однако младший школьный возраст является наименее изученным с данной точки зрения, поскольку ведущей деятельностью в этом периоде традиционно считают учебную. Кроме общения в процессе обучения, обучающиеся младшего школьного возраста вступают в разнообразные межличностные взаимоотношения между собой, и психологические особенности этих взаимоотношений зачастую остаются не рассмотренными. Данная проблема наиболее актуальна так как личностно-ориентированная направленность обучения в современной школе, подразумевает уделение большего внимания психологическому комфорту детей. Кроме того, без данных по этой проблеме невозможно составить полную педагогическую характеристику школьника.
Объект исследования - взаимоотношения со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.
2. Теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками.
4. Составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальные взаимоотношения в младшем школьном возрасте все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают особенности взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей и по содержанию, и по широте, и по устойчивости. Лишь к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются стремление к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.).
На взаимоотношения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказывают значительное влияние слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой деятельности многих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом.
Профилактика и коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, в том числе и у детей с задержкой психического развития, требует вмешательства как педагогов, так и родителей. Наиболее эффективным при решении данной проблемы является включение обучающихся в совместную творческую деятельность, такую как сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка, аппликации и так далее. Не менее важным является создание благоприятной эмоциональной атмосферы в семье и коллективе сверстников ребенка, а так же обучение детей правилам поведения при общении и способам разрешения конфликтов.
В процессе написания курсовой работы была достигнута цель исследования (развитие взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности) и реализованы задачи исследования (теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста, теоритически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, экспериментально изучить особенности межличностных взаимоотношений у детей с задержкой психического развития со сверстниками, составить и частично апробировать коррекционную программу по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе совместной творческой деятельности).


1. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : ЭКО, 2009. - 224 с.
2. Адриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Адриенко ; под ред. В. А. Сластенина. - М., 2000. - 234 с.
3. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. - Мозырь : Содействие, 2006. - 44 с.
4. Андреева, Г. М. Специальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 2001. - 94 с.
5. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. № 6. - С. 86-89.
6. Бирина, Н. М. Приемы руководства самостоятельной коллективной изобразительной деятельностью детей в старшей и подготовительной группах детского сада [Текст] / Н. М. Бирина // Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара. - М., 2007. - С. 13-14.
7. Блащук, Л. А. Развивать интерес к изобразительной деятельности (старший дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Блащук // Дошкольное воспитание. - М. - 1999. - № 1. - С. 45-47.
8. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2003. - 234 с.
9. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] / П. П. Блонский. - М. : МОДЭК, 2006. - 632 с.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 352 с.
11. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер Ком, 2005. - 528 с.
12. Васильева, Е. И. Воспитание коллективизма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / Е. И. Васильева // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Ученые записки МГПИ под ред. А. В. Суровцевой. - М., 2003. С. 56-85.
13. Васильева, К. К. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста [Текст] / К. К. Васильева // Вопросы психологии. - М., 2006. - С. 57-62.
14. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е. А. Винникова // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 18-24.
15. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский - СПб. ; Питер, 2003. - 104 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ