Введение 3
1 Теоретические аспекты организационно-правовой системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ 9
1.1 Сущность и содержание организационно-правовой системы управления 9
1.2 Подходы к изучению организационно-правового регулирования в
сфере здравоохранения, культуры и образования 15
2 Анализ организационно-правовой системы управления в сфере
здравоохранения, культуры и образования в РФ 28
2.1. Аналитический обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ 28
2.2 Организационная структура органов государственной власти,
осуществляющих управление в сфере здравоохранения, культуры и образования и характеристика их деятельности 35
2.3 Оценка эффективности реализации государственных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры и образования в РФ 59
3 Рекомендации по совершенствованию организационно -правовой системы
управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ 86
3.1 Проблемы организационно-правовой системы управления в сфере
здравоохранения, культуры и образования в РФ 86
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационно-правовой
системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ 109
Заключение 117
Список используемых источников 124
На сегодняшний день во всем мире наблюдается трансформация экономических интересов - от общественного (государственного), определяющего вектор развития социальной сферы, к рыночным. В этих условиях набирает популярность исследование вопросов, связанных с проблемами качества проводимых реформ в действующей управленческой модели и ориентации их на население.
Здоровье населения, его образованность и культурный уровень можно назвать одними из главных факторов благополучия населения. Совершенствование системы управления этими сферами, несомненно, будет способствовать повышению готовности людей к созданию и развитию института гражданского общества, к активному участию в местном самоуправлении и росту гражданской ответственности.
Разработка законодательной базы для построения системы управления здравоохранением, культурой и образованием в РФ ведется сравнительно недавно. Следовательно, эта деятельность Правительства активно привлекает ученых различных правовых отраслей. Большинство исследований в данной области датируются 2016 и последующими годами, так как именно с этого периода в систему управления вносилось множество изменений и корректировок, призванных обеспечить их соответствие современным реалиям.
Административная система управления - одна из важнейших характеристик региона, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение эффективности управления требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм управления не происходит одномоментно после принятия нормативного акта, это многолетний процесс, требующий постоянного мониторинга текущих результатов и последующей корректировки выбранного пути.
Актуальность и научная значимость исследования обусловлена тем, что за последние несколько лет назрела явная необходимость совершенствования организационно-правовой системы управления в отраслях социальной сферы, в том числе в здравоохранении, образовании и культуре. Так как любая реформа должна иметь законодательную основу, требуется разработка нормативно-правовой базы, соответствующей современным потребностям общества и способствующей решению существующих проблем. Таким образом, актуальность темы исследования связана с необходимостью разработки новой модели системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования, внедрения зарубежного опыта построения данной системы, изменения действующей нормативно-правовой базы.
Объект исследования - организационно-правовая система управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ.
Предмет исследования - законодательные нормы, принципы, функции, методы и механизмы управления, направленные на повышение эффективности организационно-правовой системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ.
Цель исследования - совершенствование организационно-правовой системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в Российской Федерации.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование организационно-правовой системы управления приведет к повышению качества оказываемых населению услуг в сфере здравоохранения, культуры и образования.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить содержание организационно-правовой системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования;
- изучить подходы к изучению организационно-правового регулирования в сфере здравоохранения, культуры и образования;
- изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ;
- рассмотреть структуру органов государственной власти, которые осуществляют управление в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ;
- провести анализ государственных программ, направленных на развитие систем здравоохранения, культуры и образования в РФ;
- выявить существующие проблемы в области законодательства в области системы управления здравоохранением, культурой и образованием в РФ;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативно - правовой базы в области системы управления здравоохранением, культурой и образованием в РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых в сфере менеджмента, экономики, социальной психологии, эконометрики. Вопросы, касающиеся системы управления сферой образования, нашли отражение в научных исследованиях Лобанова Н. А., Потаповой Л. А., Хачатрян Э. В., Дика М. А., Кудилинского М. Н., Балашова А. Е., Гребенникова О. В. В теоретическую разработку процессов государственного управления культурой в России внесли вклад научные работы Липчанской М. А., Рубановой М. Е., Карповой Г. Г., Михиной Н. В., Головиной Г. В., Савиной И. А., Синицыной О. Н., Конина Н. М., Мангушевой Т. С., Маториной Е. И. Большим вкладом в вопросе исследования системы управления здравоохранением являются работы Чеха О. И., Жердева Р. А., Колоколова Г. Р., Нурбаевой А. П., Кырыкбаевой С. С., Байсаловой Г. Т., Богатыревой Л. Б., Тайториной Б. А.
Базовыми для настоящего исследования явились также нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция, федеральные законы и подзаконные акты, указы Президента, постановления Правительства.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составили статистико-экономический, сравнительно-правовой методы, метод систематизации числовых показателей и контент-анализ. В ходе исследования были использованы следующие источники информации: нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные порталы государственных органов РФ в сети Интернет, тексты Государственных программ и финансово-статистическая отчетность по их реализации, научные работы отечественных и зарубежных авторов, статьи в периодических изданиях, учебно-методическая литература.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Министерство культуры Республики Татарстан в г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана комплексная методика оценки государственных программ с элементами интеграции различных критериев;
- разработан метод мониторинга отраслей социальной сферы в разрезе сразу нескольких разноплановых факторов;
- предложен авторский подход к изучению социально значимых проблем с учетом качественных и количественных показателей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная комплексная методика изучения социальных государственных программ может быть аналогично применена в дальнейшем при изучении других сфер общественной жизни: экономической, политической и духовной.
Практическая значимость работы состоит в возможном использовании предложенных механизмов решения проблем в сфере здравоохранения, культуры и образования, выявленных в ходе исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:
- использованием актуальной редакции нормативно-правовых актов;
- применением системы методов, адекватных предмету исследования;
- комплексным анализом изучаемых процессов и явлений;
- непротиворечивостью выводов и оценок полученных результатов;
- репрезентативностью полученных данных.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении цели работы, постановке и решении задач, выборе объекта и предмета исследования, а также в поиске, сборе, обработке необходимой информации, требующейся для проведения анализа.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. На основании данного исследования, в рамках X Международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам (25-26 ноября 2021 г., г. Казань), была опубликована научная статья «Развитие культуры в России: анализ государственных программ и национальных проектов в сфере культуры». Статья «Система здравоохранения в России: анализ государственной программы «Развитие здравоохранения» была опубликована в журнале об экономических науках «Бенефициар» (Издательство «Плутон»), а также принята к участию в LXXII Международной научной конференции «Современная экономика», которая состоялась 7 марта 2022 г.
На защиту выносятся следующие положения:
- Структура организационно-правовой системы управления социальной сферой в РФ нуждается в реформировании с целью повышения эффективности деятельности органов власти;
- Разбиение на сокращенные этапы повышает эффективность реализации государственной программы, сокращает расходы федерального бюджета, а также облегчает процесс контроля;
- При проведении оценки состояния определенной отрасли социальной сферы необходимо учитывать не только официальные финансовые показатели, но и непосредственно мнение самих граждан посредством мониторинга независимых средств массовой информации.
Структура магистерской диссертации. Структура исследования включает в себя введение, 3 раздела (теоретические аспекты, практический анализ, выводы и рекомендации), заключение, список используемых источников. Часть данных структурирована в виде таблиц, графиков, схем. Общий объем работы составляет 130 страниц.
В завершение работы кратко подведем итоги исследования. Целью исследования было установлено совершенствование организационно-правовой системы управления в социальной сфере (здравоохранения, культуры и образования), выявление существующих проблем законодательства в данных сферах и поиск путей их решения.
Для достижения вышеуказанной цели был выполнен ряд задач:
- определено содержание организационно-правовой системы управления в сфере здравоохранения, культуры и образования;
- изучены подходы к изучению организационно-правового регулирования в сфере здравоохранения, культуры и образования;
- изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере здравоохранения, культуры и образования;
- рассмотрена структура органов государственной власти, которые осуществляют управление в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ;
- проведен анализ федеральных целевых программ, направленных на развитие систем здравоохранения, культуры и образования;
- выявлены существующие проблемы в области законодательства в области системы управления здравоохранением, культурой и образованием;
- сформулированы рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в области системы управления здравоохранением, культурой и образованием.
В ходе исследования были изучены научные работы ученых Лобанова Н. А., Потаповой Л. А., Хачатрян Э. В., Дика М. А., Кудилинского М. Н., Балашова А. Е., Гребенникова О. В., Липчанской М. А., Рубановой М. Е., Карповой Г. Г., Михиной Н. В., Головиной Г. В., Савиной И. А., Синицыной О. Н., Конина Н. М., Мангушевой Т. С., Маториной Е. И., Чеха О. И., Жердева Р. А., Колоколова Г. Р., Нурбаевой А. П., Кырыкбаевой С. С., Байсаловой Г. Т., Богатыревой Л. Б., Тайториной Б. А.
Анализ организационно-правовой системы в социальной сфере был проведен с применением методов изучения архивной документации, сравнения данных, систематизации числовых показателей, метода статистического анализа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана комплексная методика оценки государственных программ с элементами интеграции различных критериев;
- разработан метод мониторинга отраслей социальной сферы в разрезе сразу нескольких разноплановых факторов;
- предложен авторский подход к изучению социально значимых проблем с учетом качественных и количественных показателей.
По теме исследования в рамках международных научных конференций автором были опубликованы две статьи: «Развитие культуры в России: анализ государственных программ и национальных проектов в сфере культуры» и «Система здравоохранения в России: анализ государственной программы «Развитие здравоохранения».
Итоги теоретического анализа представим в виде тезисов следующим образом. Большинство ученых-теоретиков считает западную систему здравоохранения наиболее оптимальной как с точки зрения финансовой составляющей, так и в разрезе координации органов управления. Наиболее поддерживаемой стала система здравоохранения Германии, которая основана на равновесном балансе государственного участия и частной инициативы.
В качестве основных тенденций развития системы образования выделяется индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.
Культура определяется как диалог различных наций, направленный на формирование демократического, правового, социального государства. Налаживание культурных связей - залог плодотворного международного сотрудничества с целью борьбы с глобальными проблемами современности.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) как драйвер развития социальной сферы подразумевает совместное использование средств государственного бюджета и частных инвестиций, обосновывая необходимость внедрения ГЧП в народное хозяйство. От взаимного развития частного и государственного секторов зависит весь процесс развития конкурентоспособности страны.
В практической части исследования была кратко рассмотрена нормативно-правовая база в сфере здравоохранения, образования и культуры, выделены пробелы законодательства в данных сферах. В процессе изучения нормативно-правовых актов было выявлено, что в различных документах существуют противоречащие друг другу пункты, а также некоторым вопросам не уделено достаточно внимания законодателей.
Далее была рассмотрена организационная структура органов государственной власти, осуществляющих регулирование в интересующих нас областях. Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ и Министерство науки и высшего образования РФ имеют линейно - функциональный принцип построения. Для масштабных государственных органов подобная структура считается наиболее оптимальной, ввиду большого количества направлений деятельности и штата служащих. В роли недостатков данной структуры были выделены бюрократические проволочки, затянутый процесс принятия управленческих решений из -за сложной процедуры согласования между начальниками, дублирование функций между смежными отделами, а также, в некоторых случаях, необоснованное раздувание штата.
Анализ государственных программ показал, что они могут выступать в качестве эффективного инструмента развития любой сферы при условии
постоянного мониторинга и своевременной корректировки выбранного курса. Особую важность на современном этапе приобретает грамотность формулировки поставленных целей и задач. Важно, чтобы они соответствовали системе SMART: были конкретными, измеримыми,
достижимыми, актуальными и ограниченными во времени.
В качестве недостатков государственных программ, рассмотренных во втором разделе работы, были выделены следующие.
Не все программы имеют деление на этапы, что затрудняет своевременную отчетность и мониторинг реализации. Требуется ввести больше отчетных точек, с целью своевременной корректировки выбранного курса.
Критерии эффективности реализации программ зачастую сознательно занижены законодателями, вследствие чего даже стопроцентное достижение целевых показателей не дает значительного социального выхлопа. Необходимо пересмотреть заданные показатели и приблизить их к более реальным цифрам.
В целом, практика показала, что внедрение государственных программ в различные сферы жизни общества действительно положительно сказывается на гражданах. Пропаганда здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, получения дополнительного образования и повышения квалификации, повышение доступности посещения культурных мероприятий стали важной частью работы с населением.
В сфере образования в РФ на современном этапе был выявлен ряд несовершенств:
- Дефицит педагогических кадров сразу по нескольким причинам: низкая заработная плата, отсутствие карьерного роста, падение престижа профессии, психологическое давление со стороны администрации и родителей;
- Необходимость обновления материально -технической базы и инфраструктуры;
- Чрезмерно теоретическая направленность образования, отсутствие практической составляющей; нацеленность на правильное решение тестов, а не приближенных к реальности задач; устаревшие методики преподавания и несовременные учебные пособия;
- Необходимость создания современной экспериментально-лабораторной базы в ВУЗах; дефицит учебных помещений, реактивов, техники, оборудования;
- Отсутствие преемственности программ основного и высшего образования;
- Цифровизация образования, связанная с эпидемией коронавируса, отрицательно влияет на успеваемость учеников и студентов.
В качестве возможных способов решения вышеперечисленных проблем были предложены обновление методик преподавания и разработка инновационных программ, индексация заработной платы работников образования, повышение престижа профессии педагога путем социальной работы и профориентации, привлечение финансирования спонсорских организаций для обновления оборудования и инфраструктуры, ужесточение меры наказания за коррупционные преступления в сфере образования и др.
В ходе работы были выделены следующие проблемы в сфере здравоохранения в РФ:
- Дефицит специалистов и младшего медицинского персонала по причине низкой заработной платы и неблагоприятных условий труда;
- Дефицит медицинского оборудования и доступных лекарственных препаратов;
- Необходимость создания усовершенствованной электронной базы данных медицинских учреждений;
- Необходимость обращения в платные медицинские организации;
- Низкий уровень развития фармакологической отрасли в России, зависимость от импортных вакцин и других лекарственных препаратов;
- Недоступность качественной медицинской помощи в небольших городах.
Решением данных проблем может стать разработка современной функциональной электронной базы данных пациентов, принятие стимулирующих мер для повышения качества оказываемых услуг учреждений здравоохранения, внедрение механизма государственно - частного партнерства для приобретения необходимого медицинского оборудования, индексация заработной платы работников здравоохранения с учетом регионального коэффициента.
В сфере культуры был выявлен острый дефицит финансирования, а также ряд других проблем:
- Необходимость приобретения интерактивного оборудования для учреждений культуры с целью привлечения новых посетителей;
- Низкая заработная плата сотрудников учреждений культуры;
- Коммерциализация культуры - замещение классической культурной школы доступным развлекательным контентом;
- Подражание западной культуре, зарубежному образу жизни, модели семьи, манере поведения, внешнему облику;
- Проблема чистоты русского языка - употребление американизмов, замещение русских терминов иностранными версиями.
В сфере культуры необходимо сократить ряд ограничений, снижающих уровень внедрения ГЧП, проработать процесс разграничения прав собственности на объекты культурного наследия, а также разработать единую государственную политику в области сохранения архитектурного облика исторических городов и зон, разграничить полномочия органов власти в отношении принадлежности учреждений культуры.
Таким образом, организационно-правовая система управления социальной сферой является на сегодняшний день одной из самых гибких и динамичных областей законодательного регулирования. Она требует особого внимания правительства, в силу своей масштабности и значимости в жизни общества. Здравоохранение, образование и культура, находясь на первом уровне пирамиды потребностей, нуждается в непрерывном мониторинге с целью своевременного выявления появляющихся проблем и оперативного их решения путем совершенствования нормативно -правового регулирования.
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (действ. ред.).
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020).
4. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 11 июня 2021).
5. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01 июля 2021 г.).
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020).
7. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(ред. от 08.12.2020).
8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13.07.2020).
9. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ
«Об обращении лекарственных средств» (ред. от 08.12.2020).
10. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (ред. от 08.12.2020).
11. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 08.12.2020).
12. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018).
13. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»
(ред. от 08.12.2020).
14. Федеральный закон от 08 января 1998 г. N 3-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах»
(ред. от 08.12.2020).
15. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ
«О библиотечном деле» (ред. от 01.05.2019).
16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ
«Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»
(ред. от 19.07.2011).
17. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ
«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018).
18. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (ред. от 08.12.2020).
19. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»
(ред. от 23.12.2003).
20. Федеральный закон от 06 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (ред. от 29.07.2017).
21. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008).
22. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016).
23. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020).
24. Федеральный закон от 01 июня 2005 г. N 53-ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации» (ред. от 05.05.2014).
25. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.07.2017).
26. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности» (действ. ред.).
27. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020).
28. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.12.2003).
29. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
30. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ред. от 08.12.2020).
31. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ред. от 08.12.2020).
32. Закон РФ от 02 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ред. от 08.12.2020).
33. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
34. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
35. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
36. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2020).
37. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» (ред. от 31.03.2020).
38. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» (ред. от 11.08.2020).
39. Постановление Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
40. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации»;
41. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
42. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»;
45. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09 октября 1992 г. N 3612-1, утв. ВС РФ (ред. от 01.04.2020).
46. Приказы Министерства науки и высшего образования РФ:
- ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);
- ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373);
- ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897);
- ФГОС среднего общего образования (10 - 11 кл.) (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413);
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598).
47. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 15 марта 2016 г. № 159 «Об утверждении структуры Министерства
здравоохранения Российской Федерации»;
48. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 180 «О реализации Министерством здравоохранения Российской Федерации функции государственного заказчика-координатора, государственного заказчика федеральных целевых программ»;
49. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 558-р;
50. Байсалова Г.Т., Богатырева Л.Б., Тайторина Б.А. Современные модели организации здравоохранения: проблемы правового регулирования // Вестник Института законодательства и правовой информации. - 2020. - №2 (60) - C.157-166.
51. Балашов А.Е., Гребенников О.В. Правовое регулирование инновационной деятельности в сфере высшего образования // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2015. - № 1. - С. 48-52.
52. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. М.: Юрайт, 2014. - С.13-19.
53. Головина Г.В., Савина И.А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования // Рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». - 2014. - Выпуск 4(148). - C.162-169.
54. Дик М.А. Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 2, № 7 (45). - С. 99-111.
55. Жердев, Р.А. Государственно-частное партнерство как драйвер отечественного здравоохранения // Российское предпринимательство. - 2015. - 16 (18). -C.15-17.
56. Карпова Г.Г., Михина Н.В. Культурная политика современной России: законодательное регулирование и механизмы реализации // Власть. - 2015.- №04. - С.73-78.
57. Колоколов Г.Р. Проблемы правового регулирования здравоохранения и метод их разрешения / Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 5 (106) - С.184-188.
58. Конин Н.М., Мангушева Т.С., Маторина Е.И. Вопросы законодательства о культуре как государственный приоритет // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2018 - № 6 (125). - C.90-97.
59. Кудилинский М.Н. Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования // Журнал российского права. - 2017. - № 12. - C.101-109.
60. Липчанская М.А., Рубанова М.Е. Конституционно-правовые основы региональной политики в сфере культуры Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 3 (110). -C.172-178.
61. Лобанов Н. А. К проблеме совершенствования федерального законодательства о непрерывном образовании в Российской Федерации // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - Т. 1, № 1 (46). - С. 108-116.
62. Нурбаева А.П., Кырыкбаева С.С. Лучший опыт гармонизации
отношений между государственным здравоохранением, предпринимателями и населением в мировой практике // Наука и Здравоохранение. - 2018. - 2
(Т.20). - C.98-106.
63. Потапова Л.А., Хачатрян Э.В. Международное сотрудничество в сфере образования: проблемы правового регулирования // Мир науки и образования. -2017. - № 4(12). - C.55-62.
64. Ружанская Л. С., Яшин А.А., Солдатова Ю. В. Теория организации: учебное пособие / под общ. ред. Л. С. Ружанской.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 200 С.
65. Синицына О.Н. Нормативно-правовое регулирование
меценатства как одного из инструментов менеджмента в сфере культуры //Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 4 (112) - C.129-134.
66. Чех О.И. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения // М.: Юрлитинформ. - 2017. - C. 160-163.
67. Юдина А. И. Социальный менеджмент: учебное пособие / А. И. Юдина. - Кемерово: КГУКиИ, 2013. - 231 с.
68. Democratization in Russia: the Development of Legislative Institutions / Ed. by J. Hahn. - 1996. - 303 p.
69. Nichols T.M. The Russian Presidency. Society and politics in the Second Russian Republic. - London: Macmillan, 2000. - 240 p.
70. Nogee J.L., Mitchell R.J. Russian Politics. The Struggle for a New Order. - Boston, London: Allyn and Bacon, 1996. - 200 p.
71. Parliaments in Transition: the New Legislative Politics in the Former USSR and Eastern Europe / Ed. by T.F. Remington. - Boulder: Westview press, 1994. - 246 p.
72. Remington T.F. Politics in Russia. - 2nd ed. - New York: Longman, 2002. - 288 p.
73. Онлайн-газета «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]: https://www.kazan.kp.ru/
74. Информационное агентство «РИА новости» [Электронный ресурс]:https://ria.ru/
75. Информационное агентство «РБК - РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]:https://rt.rbc.ru/
76. Портал Минпросвещения России. Раздел Статистика [Электронный ресурс]:https://edu.gov.ru/activity/statistics/