Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития «образа Я» детей дошкольного возраста посредством арт-терапии 8
1.1 Понятие, структура и функции «образа Я» 8
1.2 Особенности формирования «образа Я» у детей среднего
дошкольного возраста 13
1.3 Возможности арт-терапии в формировании «образа Я» у детей
дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования «образа Я»
у детей 4-5 лет посредством арт-терапии 21
2.1. Выявление уровня сформированности «образа Я» у детей 4-5 лет 21
2.2. Организация и осуществление работы по формированию у детей 4-5
лет «образа Я» посредством арт-терапии 35
2.3 Анализ эффективности работы по формированию «образа Я» у детей
4-5 лет 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения
«Образ Я» - устойчивое, но в то же время динамическое, а не статическое образование. Целый ряд факторов влияет на формирование «образа Я». Особо значимым при этом является взаимодействие с социумом, а особенно с важными для индивида людьми. Все эти факторы определяют сущность представлений о себе. Представление личности о себе формируются как на основе объективных знаний, так и субъективных мнений. И в том, и в другом случае эти представления кажутся личности убедительными. Формирование знаний о себе может строиться на восприятии индивидом собственного тела, познании своих способностей, анализе социальных отношений личности с другими.
Динамика изменений «образа Я» личности происходит, когда личность меняет отношение к себе и окружающему ее миру. Изменение отношения к самому себе является определенным толчком, при котором начинается сдвиг всех взаимосвязанных компонентов в этой сложной системе. С появлением противоречий и последующим их нарастанием происходит нарушение в структуре «образа Я», пропадает внутренняя согласованность элементов, личность теряет свое «Я» и все это сопровождается психической напряженностью. Процесс преобразования содержания «образа Я» может привести либо к упрощению, либо к усложнению всей структуры этой системы.
Проблема «образа Я» личности не теряет своей актуальности. Потребность в определении себя как части социума, осознание своей важности, определение собственных предпочтений и ценностей - все это является элементами становления «образа Я». По мере взросления ребенок постепенно начинает осознавать себя как отдельную личность. При взаимодействии с социумом у ребенка формируются представления о себе, и постепенно происходит становление его «образа Я». Каждый ребенок, начиная с первых лет жизни, проходит все этапы становления «образа Я», именно поэтому проблема изучения «образа Я» и его формирования остается актуальной.
В период дошкольного детства представления ребенка о самом себе претерпевают существенные изменения. С каждым годом ребенок лучше представляет собственные возможности. Он начинает понимать отношение к нему окружающих его людей и понимает причины этого отношения. К концу дошкольного возраста у детей с нормальным уровнем развития происходит становление первичных форм самосознания, а именно: ребенок знает и может оценивать свои качества и возможности, понимает собственные переживания, - и это является главным новообразованием данного возраста.
Использование методов арт-терапии в формировании «образа Я» дошкольника основано на том, что арт-терапия осуществляется в процессе привлекательной для ребенка деятельности. Он с большим удовольствием рисует, лепит, танцует и т.д. При этом у ребенка формируются и корректируются внутренние процессы, которые ребенок не осознает или осознает в малой степени и не может объяснить.
При изучении арт-терапевтических методов работы с детьми, направленных на формирование у детей компонентов «образа Я», был сделан вывод, что данный метод широко не используется, так как отсутствует должное методическое обеспечение, на основе которого можно выстраивать работу с детьми.
Исходя из выше сказанного, было определено противоречие между необходимостью формирования «образа Я» у детей 4-5 лет и недостаточным использованием педагогами-психологами арт-терапевтических средств в формировании «образа Я» у детей 4-5 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречии была сформулирована проблема исследования: какие средства арт-терапии могут быть использованы для формирования «образа Я» у детей 4-5 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования «образа Я» у детей 4-5 лет посредством арт-терапии.
Объект исследования: процесс формирования «образа Я» у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: арт-терапия как средство формирования «образа Я» у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: формирование «образа Я» у детей 4-5 лет посредством арт-терапии является возможным:
- при организации педагогом-психологом развивающей деятельности, направленной на формирование у ребенка представлений о себе;
- при включении в развивающую работу с детьми средств арт-терапии, поэтапной их реализации в соответствии с компонентами «образа Я»;
- при ознакомлении родителей с арт-терапевтическими средствами формирования «образа Я».
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет «образа Я» посредством арт- терапии.
2) выявить уровень сформированности «образа Я» у детей 4-5 лет;
3) экспериментально апробировать содержание работы по формированию «образа Я» у детей 4-5 лет посредством арт-терапии и оценить ее эффективность.
Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
- теоретические (анализ подходов разных авторов к определению понятия «образа Я», анализ психологической, педагогической и методической литературы);
- эмпирические (эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
- подход к определению понятия «образ Я» (В.В. Столин, Т.П. Харькова);
- положения теории основных компонентов «образа Я» (Н.Н. Климентьева, И.В. Латыпов, А.В. Петровский, Г.Е. Залесский);
- подход к определению понятия «арт-терапия» (А. Хилл);
- подход к определению видов арт-терапии (О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Т.В. Бросова).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе детского сада № 173 «Василек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
Новизна исследования: описано содержание работы по формированию «образа Я» у детей 4-5 лет посредством арт-терапии.
Теоретическая значимость: выделены критерии и показатели сформированности «образа Я» у детей 4-5 лет.
Практическая значимость: разработанные занятия и результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, для организации и осуществления процесса формирования «образа Я» у детей среднего дошкольного возраста посредством арт-терапии. Данную деятельность можно реализовать и в условиях семьи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника, включая Интернет-ресурсы) и приложения. Текст работы иллюстрируют 10 рисунков и 9 таблиц.
«Образ Я» включает в себя совокупность личностных характеристик, с помощью которых человек способен описать себя, подчеркнуть свою индивидуальность. «Образ Я» - это относительно устойчивое, но динамическое образование, которое начинает развиваться в сознании человека по мере его взросления и претерпевает различные изменения в течение жизни человека, в связи с переосмыслением личностью своих жизненных установок.
Формирование «образа Я» является важным звеном становления личности. Только с осознанием своей индивидуальности, с приобретенным умением понимать свои чувства и эмоции, ребенок сможет понять окружающих людей и уважительно отнестись к ним. Формирование позитивного «образа Я» ребенка должно быть одной из важнейших задач современного дошкольного образования.
Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, был сделан вывод о том, что у детей 4-5 лет компоненты «образа Я» сформированы в недостаточной мере, дети имеют не полные представления о себе и своих особенностях. Исходя из этих результатов, была проведена работа по формированию «образа Я» у детей 4-5 лет.
Нами было разработано содержание развивающей работы педагога- психолога с детьми 4-5 лет с использованием средств арт-терапии.
Работа была проведена в два этапа. На первом этапе был составлен перспективный план развивающей работы. Второй этап предполагал реализацию этого плана и проведение развивающей работы педагога- психолога с детьми 4-5 лет.
Работа по формированию «образа Я» у детей посредством арт-терапии проводилась по 5 компонентам, каждый компонент предусматривал решение определенных задач.
По компоненту «Я - физическое»: формирование у детей представлений о себе, своей внешности, полоролевых представлений.
По компоненту «Я - эмоциональное»: знакомство детей с разнообразием чувств и эмоций; формирование у детей умений осознавать свое настроение, связывать появление различных эмоций с причинами, вызывающими их; формирование у детей высокой самооценки и положительного отношения к себе.
По компоненту «Я - реальное»: побуждение детей к осознанию собственных предпочтений в отношении окружающей действительности.
По компоненту «Я - идеальное»: формирование у детей представлений об идеальной модели себя.
По компоненту «Мои достижения»: формирование чувства гордости за свои умения.
После проведения повторной диагностики (контрольного эксперимента) была выявлена положительная динамика в уровне сформированности «образа Я» у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об адекватности выдвинутой гипотезы исследования и эффективности формирующего эксперимента.
1. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] : учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2013. - 89 с.
2. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / под ред. А.И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2016. - 336 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 302 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2007. - 422 с.
5. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р. Бернс. - Самара : Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 380 с.
6. Блохина, Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и ««образ Я»» [Текст] / Т.С. Блохина // Акмеология. - 2017. - Вып. № 3. - С. 23-28.
7. Бросова, Т.В. Песочная терапия - один из методов арт-терапии [Электронный ресурс] / Т.В. Бросова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №3(33). - С. 89-92 // режим доступа:http://elibrary.ru
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 320 с.
9. Георгиевская, Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 320-322 // режим доступа:http://www.moluch.ru
10. Гуськова, Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет [Текст] / Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина // Вопросы психологии - 2007 - № 5. - С. 26-35.
11. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрений и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский. - М. : МГУ, 1994. - 540 с.
12. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / О.А. Карабанова. - М. : Просвещение, 1997. - 33 с.
13. Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] / Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 11. - С. 218-225 // режим доступа: http://elibrary.ru
14. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия в работе с детьми
[Текст] / Т.Ю. Киселева // Управление начальной школой. - М. :
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования». - 2009. - №11. - С. 11-21.
15. Климентьева, Н.Н. Развитие Я-образа у младших школьников в процессе учебной деятельности [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук / Н.Н. Климентьева. - Иркутск. - 2005. - С. 3-19.
16. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1997. - 426 с.
17. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 506 с.
18. Концепция личности А.В. Петровского. [Электронный ресурс] // режим доступа:http://studopedia.ru
19. Копытин, А.И. Основы Арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб. : Лань, 1999. - 252 с.
20. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
21. Латыпов, И.В. Соотношение феномена самоотчуждения с «образом Я» личности [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук / И.В. Латыпов. - Хабаровск, 2011. - С. 13.
22. Прихожан, А.М. Диагностика эмоционально-ценностного
отношения к себе у детей 4-9 лет [Текст] / А.М. Прихожан // Детский практический психолог. - М. : Просвещение. - 1995. - С. 32-35.
23. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский дом «Бахрах-М», 2003. - 303 с.
24. Романова И.О. Особенности формирования «образа Я» у детей дошкольного возраста [Текст] / И.О. Романова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 162-164.
25. Салтыкова-Волкович, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] : пособие / М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно : ГрГУ, 2016. - 32 с.
26. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст] : Учебное пособие.
- 2-е изд., испр. и доп. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.
27. Слободчиков, И.М. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет
[Текст] / В.А. Аверин, М.В. Осорина, И.М. Слободчиков [и др.]. - М. :
Генезис, 2014. - 528 с.
28. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М. : Просвещение, 1983. - 288 с.
29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Издательский центр Академия, 2005.
- 304 с.
30. Харькова, Т.П. «образ Я» и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук. - Краснодар, 2011. - 24 с.
31. Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии [Электронный ресурс] / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 21. - С. 73-76 // режим доступа:http://elibrary.ru/
32. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М. : «Генезис», 2004. - 207 с.