Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПЛОСКОСТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №115285

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений 8
1.1 Формирование у детей 6-7 лет геометрических представлений как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Плоскостное моделирование как средство формирования у детей
6-7 лет геометрических представлений 14
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений посредством плоскостного моделирования 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
геометрических представлений 21
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 6-7
лет геометрических представлений посредством плоскостного моделирования
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет
геометрических представлений посредством плоскостного моделирования 38
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Приложения 53


Окружающий мир, который окружает человека от рождения, является трехмерным, идеальными образами которого являются пространственные формы и отношения, воплощенные в различные геометрические фигуры. Такое строение мира обусловливает важность геометрического мышления для интеллектуального развития человека.
Формирование геометрических представлений является важным разделом дошкольного образования, они также имеют большое значение во всей познавательной деятельности человека. Главной задачей развития у дошкольников геометрических представлений, способности к обобщению заключается в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.
Знания о формах геометрических фигур у детей 6-7 лет играют важную роль в формировании элементарных математических представлений и познания окружающего мира. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование доступных для ребенка дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира. Показателем сформированности этих представлений является способность ребенка применять полученные знания в практической деятельности (игровая, трудовая, сенсорно-познавательная, математическая и т.д.), овладение способами познания действительности, развитие у него наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
В контексте инновационной стратегии целостного образовательного процесса существенно возрастает роль и воспитателей, как непосредственных носителей инновационных технологий. Поэтому в последние несколько лет для развития геометрических представлений у детей 6-7 лет используют инновационные методы — игры на плоскостное моделирование. Таким образом, проблема формирования геометрических представлений у детей 6-7 лет является актуальной на данный момент в обществе.
Проблема исследования: каковы возможности плоскостного моделирования как средства формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений?
Посредством этого становится очевидным факт противоречия между необходимостью формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений и недостаточным использованием плоскостного моделирования в данном процессе.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет геометрических представлений посредством плоскостного моделирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность плоскостного моделирования, как средства формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений.
Задачи исследования:
1) изучить проблему формирования у детей 6-7 лет геометрических представлений в психолого-педагогической литературе;
2) выявить уровень сформированное™ у детей 6-7 лет геометрических представлений;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет геометрических представлений средствами плоскостного моделирования;
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет геометрических представлений посредством плоскостного моделирования будет эффективным, если:
- отобраны игры на плоскостное моделирование в соответствии с показателями сформированности геометрических представлений у детей 6-7 лет;
- включены техники плоскостного моделирования в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность детей в режимные моменты;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы играми, содержащими задания на плоскостное моделирование.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме);
- эмпирические методы (педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- исследования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, В.В. Данилова, Я.А. Каменская, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Р.Л. Непомнящая, И.Г. Песталоцци, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Г.В. Тарунтаева, Е.И. Тихеева, М. Фидлер, Л.К. Шлегер и др.);
- исследования формирования у дошкольников геометрических представлений средствами плоскостного и пространственного моделирования (Д. Альтхауз, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, В.П. Новикова, А.М. Пышкало и др.).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования плоскостного моделирования в формировании у детей 6-7 лет геометрических представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни сформированности у детей 6-7 лет геометрических представлений в процессе использования плоскостного моделирования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования в ходе экспериментальной работы, а также содержание работы по формированию и закреплению геометрических представлений у детей 6-7 лет может быть включена в практику работы дошкольных общеобразовательных учреждений, как в непрерывную образовательную деятельность, так и в режимные моменты.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение детский сад №26 «Сказка» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет, обучающихся по программе «Детство».
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50), приложений (7).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие выводы. Проблема развития геометрических представлений у детей 6-7 лет широко освещена в психолого-педагогической литературе, и продолжает изучаться сейчас. Дети к этому возрасту уже обладают определенными представлениями о геометрических фигурах и возможностях их преобразования. В этом возрасте у детей развивается наглядно-образное мышление, именно поэтому очень важно дальнейшее развитие геометрических представлений детей в пространстве и на плоскости. Дети 6¬7 лет могут обобщать признаки геометрических фигур, делить их на части, проецировать в пространстве. Однако, в этом возрасте у детей все еще продолжают развиваться такие психологически процессы, как: внимание, слуховая и зрительная память. Эти процессы будут сформированы только к 8-9 годам. Поэтому, очень учитывать возрастные особенности при подборе методик, в процессе формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Этот вопрос находится в плоскости реализации современных методик обучения. Они обеспечивают помощь ребенку в достижении успеха, а не настраивают на механическое заучивания, которое требует существенных волевых усилий.
Итак, плоскостное моделирование - это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелограммов, овалов и т.д. Плоскостное моделирование способствует развитию геометрических представлений у детей 6-7 лет, оно направлено на развитие образного мышления с помощью пространственных образов и объемных фигур. Ребенок учится комбинировать их. С помощью фигур можно составлять много различных моделей или придумывать различные варианты сборки одной модели. Ребенок учится рассуждать и стремится самостоятельно находить пути решения задач. Эффективность плоскостного моделирования в работе с детьми 6-7 лет изучали Г.А. Репина и Л.В. Венгер. Эффективность использования плоскостного моделирования в формировании геометрических представлений детей 6-7 лет нами будет проверена в ходе опытно - экспериментальной работы.
Вторая глава бакалаврской работы носит опытно-экспериментальный характер. Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 6-7 лет, 20 человек. На констатирующем этапе детям было предложено выполнить 7 заданий, с целью определения уровня сформированности их геометрических представлений.
Исследование показало низкий уровень сформированности геометрических представлений у детей данной группы. У 30% детей (6 человек) уровень сформированности геометрических представлений находится на низком уровне. Это достаточно большой показатель для подготовительной группы. У 30% детей (6 человек) зафиксирован средний уровень развития геометрических представлений. 25% детей (5 человек) продемонстрировали уровень выше среднего. И только 15% детей (3 человека) показали высокий уровень.
На основании полученных результатов, нами были подобраны задания и проведены занятия с включением игр плоскостное моделирование. Также в свободное время в группе дети сами играли с игрой «Танграм», кубики «Пифагора». Коррекционная работа длилась два месяца. После чего было проведено повторное исследование. Исследование показало, что у 25% детей (5 человек) уровень сформированности геометрических представлений находится на высоком уровне. У 30% детей (6 человек) зафиксирован уровень развития геометрических представлений выше среднего. 40% детей (7 человек) продемонстрировали средний уровень. И только 5% детей (1 человека) показал низкий уровень.
Дети, которые показывали низкий уровень развития геометрических представлений на констатирующем этапе исследования София Д., Дмитрий Ж., Данил К., Виктория Ш., продемонстрировали средний или выше среднего уровень. Исключением стал Александр Р., у ребенка сохранился низкий уровень развития геометрических представлений даже после проведенной опытно-педагогической работы.
Анализ результатов показал, что количество детей, у которых уровень геометрических представлений развит на низком уровне уменьшилось на 25% (на 5 человек относительно констатирующего эксперимента). Количество детей со средним, выше среднего и высоким уровнем выросло на 10% (2 человека). Эти результаты подтверждают эффективность
использования плоскостного моделирования с детьми 6-7 лет с целью развития геометрических представлений. Т.е. цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1 Концепция развития математического образования в Российской Федерации - утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rg.ru(дата обращения: 03.05.2019) .
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.rg.ru(дата обращения: 03.05.2019).
3 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N
273-ФЗ от 29.12.2012: изменения внесены от 02.05.2015 № 122
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www. consultant. com (дата обращения: 03.05.2019).
4 Андреев, И.В. Психология и педагогика [Текст] / И.В. Андреев. - М. : Эксмо, 2018. - 345 с.
5 Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Новая мысль, 2016. - 354 с.
6 Баглаева, Н.И. Диагностика логико-математических умений ребенка [Текст] / Н.И. Баглаева // Палитра педагога. - 2018. - № 3 - 4. - С.9-11.
7 Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб. : КАРО, 2017. - 288 с.
8 Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст] : курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 400 с.
9 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
10 Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2016. - 624 c. 
Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей обучения дошкольников: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1981. - 180 с.
Воронина, Л.В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 282 с.
Воронина, Л.В. Теоретические основы обучения математике в период детства [Текст] : учеб. пособие / Л.В. Воронина, Г.В. Воробьева, Е.А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2016. - 348 с.
Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2013. - 356 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - В 6-ти томах. - М.: Педагогика, 2014. - 432 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2013. - 512 с.
Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст]: учебное пособие / М. А. Габова. - М. : Директ - Медиа, 2016. - 534 с.
Геометрические фигуры для дошкольников [Электронный ресурс] // Режим доступа: raguda.ru/vs/geometricheskie-figury-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения: 03.05.2019).
Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2015. - 479 c.
Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М. : Академия, 2016. - 160 с.
Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с. 
Диагностика по математическому развитию детей. [Электронный ресурс].
- URL: https://weburok.com(дата обращения: 03.05.2019).
Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко,
Е.Л. Агаева. - М.: Просвещение, 2016. - 140 с.
Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? [Текст] /
Л.Д. Комарова. - М. : ГНОМ, 2012. - 345 с.
Леушина, А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. -
М.: АСТ, 2016. - 368 с.
Леушина, А.М. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Лепушина. -
М.: Инфра-М, 2017. - 200 с.
Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2015. - 76 с.
Математика от трех до семи [Текст] : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб. : Детство - Пресс, 2017. - 176 с.
Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] /
Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2016. - 348 с.
Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина - М. : АСТ-пресс. 2017. - 655с.
Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов // Книга 2. Психология образования.
- М. : Владос, 2016. - 466 с.
Никитин, Б.П. Развивающие игры [Электронный ресурс] / Б.П. Никитин. //Режим доступа: lib.ru/KIDS/NIKITINY/nikittndev.txt (дата обращения: 06.05.2019).
Никитин, Б.П. Ступени творчества или развивающие игры [Текст] / 
Б.П. Никитин. - М. : Юнити, 2016. - 142 с.
Новикова, В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера [Текст] / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 115 с.
Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В.Ф. Петрова. - Казань, 2016. - 203 с.
Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкастый. - М.:
Просвещение, 2016. - 342 с.
Попова, Д.А. Лучшие игры для развития ребенка. От 3 до 6 лет [Текст] / Д. А. Попова. - СПб. : Питер, 2016. - 240 с.
Развивающие игры Никитина Б.П. Кубики для всех [Электронный ресурс] // Советы родителям Д. Колдина. - Режим доступа: igrushka.kz/vip69/nikkub.php (дата обращения: 06.05.2019).
Развивающие математические игры - занятия в ДОУ [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Под ред. И.П. Стасова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2018. - 145 с.
Столяр, А.А. Давайте поиграем [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Принт, 2016. - 123 с.
Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2018. - 305 с.
Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 336 с. 
46 Фантазируй и рисуй: фигуры и формы [Текст] / Под ред. А. Байковой. - М.: Феникс - Премьер, 2015. - 31с.
47 Чеплашкина, И.Н. Математика - это интересно. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет [Текст] / И.Н. Чеплашкина. - СПб.: ООО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. - 17 с.
48 Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Academia, 2017. - 272 с.
49 Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2015. - 392 с.
50 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2015. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ