Введение 3
1 Теоретико-правовые основы управления образовательными учреждениями на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации 9
1.1 Понятие и система образовательных учреждений. Управление образованием 9
1.2 Правовые основы управления образовательными учреждениями 15
1.3 Механизмы управления развитием образовательного учреждения 17
2 Механизм управления образовательными учреждениями на территории муниципального образования городской округ Химки Московской области 23
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования городской округ Химки Московской области 23
2.2 Анализ управления сферой образования муниципального образования городской округ Химки Московской области 27
2.3 Выявление проблем в сфере управления образованием в городском округе Химки Московской области 41
3 Направления по совершенствованию управления образовательными учреждениями в городском округе Химки Московской области 48
3.1 Основные направления развития муниципальных школ в городском округе Химки Московской области в рамках стратегии социально-экономического развития РФ 48
3.2. Повышение уровня информационной открытости образовательных учреждений муниципального образования городской округ Химки Московской области 51
3.3. Работа с педагогическим составом образовательных учреждений 56
Заключение 59
Список используемых источников 70
Приложение А Структура Администрации г.о. Химки Московской области 79
Приложение Б Основные задачи Управления образования Администрации города Химки Московской области 80
Актуальность темы исследования. Российское образование в последние переживает годы стадию глубоких перемен, которые коснулись и общего среднего образования - фундамента всей образовательной системы.
Вопросы образования занимают особое место в числе приоритетных, стратегических направлениях развития российского государства. С образованием связана напрямую реализация курса России на инновационное развитие. И здесь перспективы зависят от того, насколько результативно органы государственной власти, образовательные организации и педагогическая общественность смогут объединить свои усилия. Представляется, что лишь при данном подходе будет обеспечена преемственность в целенаправленном создании человеческого капитала государства, создать систему гарантий для каждого гражданина, который включен в соответствующие его возрасту, интересам и особенностям отношения в области образования, добиться надлежащего оказания образовательных услуг. Основа этому закладывается во время дошкольного и основного общего образования, обеспечение которого как обязанность также возложено действующим законодательством на органы местной власти.
Выступая в качестве одного из социальных институтов, образование удовлетворяет общественные потребности в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в формировании необходимых условий для социализации личности: ее воспитания, обучения и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится главнейшим инструментом формирования нового качества социальных, экономических и духовных общественных отношений. В связи с чем развитию образования в последнее время уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти - государственной (федеральной, региональной) и местной (муниципальной).
Образовательный уровень населения выступает в качестве одной из главнейших характеристик муниципального образования, которые определяют его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Однако в работе современных образовательных организаций возникает много проблем. Существенная их доля связана с недостатком финансированием, в результате чего школы не имеют возможности приобретать современные образовательные технологии и методические материалы, оборудование и средства обучения, привлекать к преподавательской деятельности опытных и высококвалифицированных педагогов, создавать для школьников требуемые условия для их гармоничного физического, интеллектуального и нравственного развития.
Одновременно с этим, работа муниципальных органов власти в области управления образовательными учреждениями довольно часто усложняется в силу нехватки действующей законодательной базы, которая определяет полномочия органов местной власти по организации деятельности образовательных учреждений.
Правовая регламентация деятельности органов власти в сфере управления образовательными учреждениями меняется довольно часто и существенно. Поэтому качественная и результативная работа этих органов местного самоуправления в области образования должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и потребностями общества. Реализация органами местной власти своих полномочий по управлению образовательными учреждениями, а также выявление особенностей их деятельности, анализ положений нормативно-правовых актов органов местной власти на федеральном и региональном уровнях позволит выявить существующие проблемы и пути их решения.
Степень разработанности проблемы. Теоретические основы изучения качества образования и развития образовательных учреждений на государственном и муниципальном уровнях содержатся в трудах представителей разных научных направлений. Вопросы развития современного образования раскрыты в трудах таких социологов традиционного и современного зарубежного направления, как Д. Бригса, П. Бурдье, К. Вестербека, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Штомпка и др.
Из работ, в которых исследуется такой феномен как российское образование в его трансформационном развитии в целом, можно выделить публикации таких авторов как: Б.С. Гершунского, Ф.Г. Зиятдиновой, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Л.Б. Куракова, В.Я. Нечаева, Е.И. Рыбнова, А.М. Осипова, М.В. Ушаковой, Ф.Р. Филиппова, Ф.Э. Шереги, и мн. др.
Анализ проблем образования в целом и на муниципальном уровне, в частности, отражены в работах таких известных авторов как: В.И. Добрень- кова, А.И. Кравченко, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролова, А.Г. Эфендиева и др.
Одновременно с тем, что тема исследования является одной из популярнейших в современной науке публичного менеджмента, до сих пор остается малоисследованным уровень муниципального развития управления образовательными учреждениями.
Особую актуальность данной проблеме придает проводящаяся в последнее время радикальная реформа местного самоуправления в соответствии с новым законодательством РФ. Актуальность проблемы, недостаточный уровень ее научной разработанности обусловили постановку цели и задач исследования.
Целью исследования является совершенствование управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании - городской округ Химки Московской области.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
• изучить теоретические и правовые аспекты управления учреждениями образования на муниципальном уровне;
• рассмотреть механизм управления учреждениями образования в городском округе Химки Московской области;
• разработать основные направления по совершенствованию управления учреждений образования в городском округе Химки Московской области.
Объектом исследования выступают органы муниципальной власти городской округ Химки Московской области как субъекты сферы управления образовательными учреждениями муниципального образования.
Предметом исследования служит механизм управления сферой образования в муниципальном образовании - городской округ Химки Московской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составили основополагающие положения теорий стратегического развития социально-экономических систем и управления муниципальной сферой образования и образовательными организациями.
Методология исследования основана на институциональном, системном, проблемно-ориентированном, процессном и иных подходах. Для решения поставленных задач в работе были использованы методы структурно-логического, ситуационного, функционального и сравнительного анализа, синтеза, метод наблюдения и моделирования организационно-управленческих механизмов, графический и табличный методы.
Информационной базой исследования, которая обеспечила репрезентативность исходных данных, надежность, точность и достоверность концептуальных положений, выводов и рекомендаций данной работы послужили законодательные и нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, в частности городского округа Химки Московской области и Московской области, касающихся вопросов оценки результативности деятельности органов местной власти в сфере образовательных услуг. Эмпирической базой выступают материалы государственной статистики (Росстата) и региональной статистики, данные периодической печати, официальных сайтов органов власти РФ, Московской области и муниципального образования городского округа - Химки Московской области, а также личные исследования автора данной работы.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке механизма повышения качества управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании городской округ Химки Московской области и организационных схем его применения: уточнено понятие качества управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании, разработан алгоритм повышения качества управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании, предложена методика оценки качества управления образовательными учреждениями в муниципальном образовании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными в ней целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, логически разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, содержит 11 таблиц, 1 рисунок, 2 приложения.
В результате проведенного исследования можно подвести следующие итоги.
Управление сферой образования на современном этапе развития российского государства - сложный процесс, элементами которого являются: обоснованный с научных позиций выбор целей и задач; исследование и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной деятельности в подведомственных учреждениях; компетентное планирование; эффективная деятельность и деятельностный контроль.
Механизм стабилизации и развития сферы образования характеризуется переходом на качественно новый этап в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития сферы образования, в существенной степени связан с образованием центров развития образования непосредственно на местах, которые позволяют учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов Российской Федерации, муниципалитетов.
Муниципальная система образования представляет собой общность учебно-воспитательных организаций данного географического региона, которая создана с учетом его социально-экономической структуры, особенностей, традиций и направлена на удовлетворение потребностей населения в разных видах образования и культурной самобытности каждого человека.
Совершенствование управления системой муниципального образования требует разработки эффективного механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми представителями процесса образования. Данные критерии должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития государства, но и показателями для оценки ее практической результативности. Функционирование систем образования, качественное управление ими осуществляется в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.
Необходимость разработки проблемы оптимизации управления сферой образования на муниципальном уровне обусловлена Федеральными законами РФ «Об образовании», «Об основных принципах организации местного самоуправления», децентрализацией управления сферой образования, т.к. органы муниципальной власти являются фундаментом российской государственности. В работе был проведен анализ основных проблем системы образования муниципального образования - городской округ Химки.
Управление сферой образования муниципального образования городского округа - Химки Московской области осуществляет Управление по образованию Администрации города Химки Московской области, который является отраслевым органом управления Администрации города Химки Московской области, и входит в ее структуру [35].
Управление образованием подчинено заместителю главы администрации по социальным вопросам - г.о. Химки.
Основными стратегическими целями развития системы образования г. Химки являются:
1. Повышение доступности качественного образования, которое бы соответствовало требованиям инновационного развития экономики страны, региона, города современным требованиям общества.
2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современной личности.
3. Сохранение и развитие образовательного пространства городского округа, отвечающего современным требованиям государства и общества.
В системе образования городского округа Химки 96 учреждений, в т.ч.:
• 55 детских садов, в которых 12 788 воспитанников, 33 школы, в которых 25 226 обучающихся,
• 2 дома детского творчества, которые посещают 3 844 детей разного возраста;
• 6 негосударственных общеобразовательных организаций, в которых 180 обучающихся Центр «Успех», в котором каждый год порядка 700 детей и родителей получают квалифицированную психолого-медико-социальную поддержку.
Муниципальная система образования г.о. Химки является неотъемлемой частью единого федерального и регионального образовательного пространства России, ее цели и задачи соответствуют стратегическим целям и задачам развития образования в стране. Ежегодно муниципальной системой образования решаются задачи в области дошкольного, общего и дополнительного образования, которые направлены на реализацию мер по модернизации системы общего образования.
Программным документом, который определяет стратегию развития городской образовательной системы, является муниципальная программа города Химки «Образование городского округа Химки на 2016-2018 годы», целью которой является обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи.
100% общеобразовательных организаций (ОО) имеют государственную аккредитацию, имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельства на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками и на оперативное управление недвижимым имуществом.
На сегодня 100% ОО города Химки имеют компьютерные классы, доступ к широкополосному Интернет. Все ОО используют электронные образовательные ресурсы.
Сеть образовательных учреждений города дает детям и их родителям реальную возможность выбора ОО, обеспечивает государственные гарантии доступности образования, равные стартовые возможности реализации данного Конституцией РФ права на обучение всем категориям граждан.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ деятельности муниципальной системы образования города Химки.
Качественное изменение инфраструктуры общеобразовательных учреждений велось по следующим направлениям:
• все учреждения пользуются безбумажной технологией учета и контроля выполнения образовательных программ общего образования;
• реализована интеграция со Школьным порталом Московской области, в результате в новом учебном году мы продолжаем работать в своем электронном дневнике и в журнале;
• введен в действие электронный рейтинг «Эффективность управления образовательным учреждением» для директоров школ;
• обеспечена бесперебойная работа защищенных каналов и видеонаблюдения при проведении ЕГЭ;
• обеспечена своевременная и качественная работа в мониторингах федерального, регионального и муниципального уровня;
• в условиях социального партнерства со Сбербанком России во всех образовательных учреждениях внедряется проект «Ладошки». Проект был реализован в СОШ № 25 г. Химки в сентябре 2017 года и продолжен в других ОУ. Биометрической технологией оплаты питания по ладони пользуются и учащиеся и сотрудники школ. Удобство данной системы, прежде всего, в простоте использования учащимися и информационной открытости для родителей, получающих СМС-сообщения с информацией о том, что съел ребенок - полезный обед или сладости. Проект «Ладошки» стал социально-значимой инновацией для городского округа Химки;
• Комбинатом школьного питания обеспечено внедрение нового сбалансированного меню;
• обеспечена антитеррористическая защищенность и пожарная безопасность образовательных учреждений.
О качестве предоставления общего образования можно судить по результатам выпускных итоговых экзаменов.
В 2018/2019 учебном году 1 924 выпускника 9 классов проходили государственную итоговую аттестацию (ГИА) в двух формах:
• 1 896 учеников - в форме основного государственного экзамена;
• 28 - в форме государственного выпускного экзамена.
100% выпускников получили соответствующие документы об образовании. Доля выпускников, которые получили аттестаты особого образца, в сравнении с 2017/2018 учебным годом выросла на 1,2 %.
Наиболее точную характеристику качества знаний выпускников показывает средний отметочный балл по обязательным предметам (русский язык и математика). Как и в 2017/2018 учебном году средний балл по математике был выше среднего балла по Московской области (по Химкам - 3,97; по Московской обл. - 3,90). Среднее значение показателя по русскому языку, наоборот, понизилось, но не опустилось ниже областного среднего балла (по Химкам и Московской области - 4,34)
Анализ системы образования г.о. Химки позволил выявить, что в образовательных учреждениях городского округа созданы все необходимые условия для осуществления учебно-воспитательного процесса: наличие лицензии на образовательную деятельность, наличие компьютерных классов, доступа к широкополосному Интернет, электронных образовательных ресурсов, большую базу учебно-методического материала (учебники, методические пособия, художественная литература и т.п.), организация питания и досуга детей и подростков, наличие собственного школьного сайта с размещением на нем информации об ОУ.
Муниципальное образование г.о. Химки находится на лидирующих позициях по всем показателям мониторингов Министерства образования Московской области: еженедельные отчеты «Активность школ и органов управления в Единой информационной системе учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Московской области» (ведение ОУ электронного журнала в АИС «Химки. Образование», модуль ЭЖ/ЭД).
Управление сферой образования в г.о. Химки Московской области можно охарактеризовать высоким уровнем качества образования. Удельный вес выпускников, получивших высокий бал по результатам выпускных испытаний находится составляет 99,8%. Ежегодно средний тестовый балл по предметам ГИА в форме единого государственного экзамена школьников- выпускников выше среднего показателя по Московской области. С каждым годом увеличивается численность обучаемых, вводятся новые методы обучения, инновационные методы обучения и т.п.
Одним из условий успешности социально-экономического развития муниципального образования - городской округ Химки и повышения благосостояния его населения является модернизация и реализация современной модели муниципальной системы образования, является повышение доступности качества образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями человека и общества.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения (учебные кабинеты, спортивные залы, библиотеки, школьные столовые оснащенные современным оборудованием, проведены капитальные ремонты зданий ОУ и т.д.) в общем количестве муниципальных образовательных учреждений, в 2018 году составила 70%. Развитию муниципальной системы образования способствует реализация муниципальной программы «Развитие системы образования Химки на 2016 - 2019 годы».
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2018 году составляет 61,9 %. В сравнении с 2017 годом данный показатель увеличился на 33,33%, в связи с тем, что увеличивается процент износа, и здания образовательных организаций нуждаются в капитальном ремонте. На проведение капитального ремонта образовательных организаций было выделено в 2018 году из федерального, областного и местного бюджета 11662,0 тыс. руб. Была проведена большая работа по подготовке образовательных организаций к новому учебному году, устранению предписаний надзорных органов, было отремонтировано 18 школ. Тем не менее, здания образовательных организаций имеют большой износ и требуют значительных средств на капитальный ремонт, поэтому в последующий период данный показатель существенно не снизится и составит 57,1%. Зданий, находящихся в аварийном состоянии в городском округе Химки нет.
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2018 году составила 85,4%. По сравнению с 2017 годом идет увеличение количества детей, имеющих первую и вторую группу здоровья. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие системы образования в Химки до 2020 года» запланированы мероприятия по сохранению здоровья школьников. Выполнение данных мероприятий может способствовать увеличению доли детей, которым будет определена первая и вторая группа здоровья.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2018 году составила 2,04%. Эти мероприятия позволят ликвидировать вторую смену обучения.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2018 год составили 111,8 тыс. руб. В сравнении с 2017 годом расходы уменьшились на 2,1 тыс. руб. на 1 ребенка в связи с выделением целевых средств в 2017 году на капитальный ремонт в размере 7 800 тыс.руб., капитальный ремонт и оборудование по программе «Доступная среда» в размере 1 697 тыс.руб., выделение областных средств на кап. ремонт зданий ОУ в размере 693,6 тыс.руб., в 2018 году данных расходов не производилось, а также в 2018 году увеличилось количество обучающихся. В целом по показателю прослеживается увеличение расходов за счет средств местного и областного бюджета на расходы по увеличению минимальной заработной платы работников, на индексацию расходов на текущее содержание зданий.
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы в 2017 - 2018 учебном году составило 85%, как и в предыдущем периоде. Состав обучающихся учреждений дополнительного образования детей представлен всеми возрастными группами детей и молодежи. В большей степени услугами дополнительного образования пользуются дети от 7 до 14 лет. Дополнительное образование продолжает оставаться бесплатным для обучающихся. В последующий трехлетний период данный показатель планируется сохранять не ниже 85%.
Итак, в районе сформированы условия для устойчивого функционирования учреждений образования, созданы предпосылки для повышения качества образования и развития отрасли.
На организацию отдыха и оздоровления детей школьного возраста г.о. Химки было израсходовано 53 504 330,0 руб., в т.ч.:
• из федерального бюджета - 1 271 160,0 руб.;
• из бюджета Московской области - 15 806 730,0 руб., в т.ч. 10 831 500,0 руб., на отдых и оздоровление детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
• из бюджета г.о. Химки - 29 002 910,0 руб., в т.ч. 9 520 970,0 руб. на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• средств родителей - 7 423 530,0 руб.
В лагерях были организованы: питание детей, воспитательная работа, спортивная работа с детьми; программы творческой направленности.
В г.о. Химки ведется работа, связанная с заботой о детях, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В общеобразовательных учреждениях г.о. Химки работает 33 социальных педагога, деятельность которых нацелена на своевременное выявление и оказание помощи детям из социально неблагополучных семей. На сайте Управления по образованию (http./Zhimki-edu.ru) создана «Страница Доверия», на которой размещена информация по вопросам семейного воспитания, проблемам табако-, нарко-, алкоголезависимости, указан номер телефона специалиста Управления по данному направлению деятельности.
В системе образования г.о. Химки в МБУ Центр «Успех» работает Служба сопровождения замещающих семей. За это время специалисты Службы разработали анкету для первичного приема родителей и анамнез для приемных семей. Организована работа Клуба приемных родителей, регулярно проводятся тематические встречи. Организован информационный стенд службы и страница на сайте Центра. Организовано взаимодействие с Управлением опеки и попечительства г.о. Химки. На базе МБОУ Лицей №6 при поддержке специалистов МБОУ Центр ПМСС «Успех» работает служба ранней помощи для родителей и детей.
Во всех школах проводятся такие мероприятия как: Единый день профилактики; Беседа инспектора ОДН по правовым вопросам с учащимися; Тестирование по основам правовых знаний среди учащихся 6-8 классов; Олимпиада правовых знаний для учащихся 9-11 классов; Классные часы по изучению Конвенции о правах ребенка. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям в области экстремизма и терроризма: проводятся классные часы с учениками, классные и общешкольные родительские собрания; уроки толерантности (с целью повышения толерантности, снижения степени религиозного и межнационального противостояния в молодежной среде); психологические семинары с целью предупреждения негативных последствий при работе с мобильными устройствами в подростковой среде (например, семинар «Аддикции современных детей и подростков в области мобильных устройств и компьютеров»); систематически проводятся лекции и семинары по изучению основ правовых знаний; проводятся тематические родительские собрания в форме круглых столов, лекториев и т.п.
Во всех учреждениях развиты разные формы школьного самоуправления. Проводится правовое просвещение несовершеннолетних в области прав человека и прав ребенка, а также практического применения полученных знаний. Тема участия детей в общественной жизни освещается постоянно во всех средствах массовой информации: телевидение, радио, газета «Химкинские новости», «Вперед», в сети Интернет, социальные сети.
Необходимость в целенаправленной деятельности по модернизации образования, дальнейшее повышение качества образовательных услуг должна проводиться по тем направлениям, которые были заложены в приоритетном национальном проекте «Образование». Такая работа должна базироваться на соответствующих концепциях и программах. Особое значение в этом плане отводится стратегии социально-экономического развития России до 2020 года.
Реализация поставленных Программой развития целей и задач будет эффективна и поспособствует:
• достижению целей Программы и ее подпрограмм, основных и дополнительных образовательных программ школы, Программы воспитания и социализации обучающихся, реализуемых в период до 2020 года;
• положительной динамике результатов ежегодного мониторинга «Степень удовлетворенности образовательной деятельностью» среди обучающихся и их родителей (законных представителей);
• выполнению планов развития кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий в соответствии с современных законодательством и потребностями социума;
• увеличению количества социальных партнеров школы и эффективности взаимодействия;
• обеспечению доступности образовательной среды: создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ;
• укреплению здоровья обучающихся;
• наличию работающего механизма комплексного мониторинга образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, позволяющего фиксировать динамику личностных, предметных и метапредметных результатов образования у обучающихся;
• наличию системы разработанных внутренних критериев результативности работы школы и практики использования полученных данных в управлении;
• активного использования информационных технологий, компьютерной техники и учебного и лабораторного оборудования, в том числе во внеучебной деятельности обучающихся;
• наличию современного материально-технического оснащения инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающие и безопасные условия образовательной деятельности для всех категорий обучающихся, в т. ч. с ОВЗ;
• увеличению количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности;
• достижению соответствия профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников современным требованиям, профессиональным стандарта.
Итак, с учетом современных тенденций в управлении процессами отраслевого и территориального развития, особой роли муниципального уровня в достижении целей модернизации образования, представляется целесообразным использование новой - территориально-межотраслевой - модели управления развитием муниципальной системы образования.
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
2. CogPrints. Архив материалов по философии, психологии, искусственному интеллекту, компьютерным наукам, математике. Поиск по тематическим разделам. Язык английский.
3. EBSLG. Проект библиотек европейских университетов и бизнес- школ. Рабочие документы по экономике и бизнесу. Часть в свободном доступе.
4. IDEAS. Университет Коннектикута (США). Библиографическая база данных по экономическим наукам. Содержит ссылки на полнотекстовые материалы: статьи, рабочие документы, главы из книг. Часть из них в свободном доступе. Язык английский.
5. Internet Public Library. Интернет-библиотека университета Мичигана (США). Публикации по различным отраслям, в том числе по экономике. Язык английский.
6. Александрова К.Э. Разработка предложений по развитию образовательных учреждений (на примере г.о. Химки Московской области) // Colloquium-journal. 2019. №33, С. 40-45.
7. Антипов, А.А. Электронное правительство и информационное общество в России / А. А. Антипов, Е. М. Гришанова // T-Comm . - 2015. - №12. - С.4-5.
8. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. - М.: КноРус, 2015. - 28 с.
9. Белова Е.Н., Гуртовенко Г.А., Бутенко С.В., Яковлева Н.Ф. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография / Е.Н. Белова, Г.А. Гуртовенко С.В. Бутенко, Н.Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 164 с.
10. Гомола, А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. - М.: Академия, 2018. - 336 с.
11. Горбунова Л.И., Субботина Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 544-547. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6685/ (дата обращения: 15.11.2019).
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
13. Грязнова, Е.В. Информационное неравенство в информатизации муниципального управления / Е.В. Грязнова, Е.А. Вересова, В.В. Михеева // Социодинамика. - 2017. - № 9. - С.93-105.
14. Давыдова, Н.Н. Деятельность системы образования на уровне муниципалитета: правовое регулирование и механизмы реализации / Н. Н. Давыдова, Т. А. Непомнящая. СПб. : Компас, 2016. - 204 с.
15. Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образования - социально-экономический аспект // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 6-2. - С. 340-343.
...