ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 10
1.1 Анализ научных подходов к исследованию проблемы
развития профессиональной мобильности преподавателей 10
1.2 Организационно-педагогические условия развития
профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 22
Глава 2 Экспериментальная деятельность по развитию профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 35
2.1 Выявление уровня профессиональной мобильности
преподавателей иностранного языка в вузе 35
2.2 Содержание работы по реализации организационно -
педагогических условий развития профессиональной
мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 60
2.3 Выявление динамики в развитии профессиональной
мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 73
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложение А Этапы экспериментальной работы 102
Приложение Б Список статей, подготовленных к публикации в соавторстве 104
Приложение В Темы совместных мероприятий на английском языке по внеаудиторной деятельности 106
Приложение Г Индивидуальная траектория профессионального развития преподавателя иностранного языка 107
Глава 1 Теоретический аспект развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 10
1.1 Анализ научных подходов к исследованию проблемы
развития профессиональной мобильности преподавателей 10
1.2 Организационно-педагогические условия развития
профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 22
Глава 2 Экспериментальная деятельность по развитию профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 35
2.1 Выявление уровня профессиональной мобильности
преподавателей иностранного языка в вузе 35
2.2 Содержание работы по реализации организационно -
педагогических условий развития профессиональной
мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 60
2.3 Выявление динамики в развитии профессиональной
мобильности преподавателей иностранного языка в вузе 73
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложение А Этапы экспериментальной работы 102
Приложение Б Список статей, подготовленных к публикации в соавторстве 104
Приложение В Темы совместных мероприятий на английском языке по внеаудиторной деятельности 106
Приложение Г Индивидуальная траектория профессионального развития преподавателя иностранного языка 107
За последние несколько лет система образования в Российской Федерации претерпела значительные изменения.
Кардинальным образом изменились требования не только к выпускникам высших учебных заведений, но и к специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность. Конкурентоспособность педагога на современном этапе развития высшего образования можно рассматривать в соответствии с его замотивированностью на повышение квалификации в рамках эффективной адаптации к постоянно меняющимся условиям образовательной среды. Мобильность преподавателя можно оценивать такими качествами, как гибкость мышления и активное применение различных инноваций в профессиональной деятельности, умение подстраиваться под постоянно меняющиеся требования общества.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована востребованностью общества в конкурентоспособных на рынке труда преподавателей, обладающих профессиональной мобильностью (умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям в своей профессиональной деятельности, способных к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, нацеленных на качественный результат в профессиональной деятельности).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующем многообразии в научной литературе трактовок определения «профессиональная мобильность» (Ю.И. Биктуганов, Э.Ф. Зеер, Л.В. Горюнова, Б.В. Игошев, Л.А. Амирова, В.А. Мищенко, И.А. Ковалева, Т.Б. Котмакова, И.А. Степанова и др.), существует необходимость в конкретизации понятия «профессиональная мобильность преподавателей иностранного языка в вузе»; теоретическом обосновании влияния организационно-педагогических условий на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Актуальность на научно-практическом уровне определяется отсутствием разработанных организационно-педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Анализ научных исследований и существующего состояния развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе позволил выявить следующие противоречия:
- между возросшей востребованностью общества в конкурентоспособных на рынке труда преподавателях иностранного языка и реальным, практическим уровнем подготовки таких преподавателей в вузе;
- между возможностями вуза в развитии профессиональной мобильности педагогов и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий использования в данном процессе.
Необходимость разрешения данных противоречий в теории и практике современного профессионального образования, позволила сформулировать проблему исследования: какими должны быть организационно-педагогические условия, необходимые для развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе?
Таким образом, социальная востребованность и недостаточная разработанность проблемы исследования послужили основанием для определения темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе».
Цель исследования заключается в том, чтобы определить, научно обосновать и апробировать организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Объект исследования: процесс развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Гипотезу исследования базировалась на предположении о том, что развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе будет возможным если:
- профессиональная мобильность рассмотрена во взаимосвязи и единстве содержания мотивационного, когнитивного и личностно-творческого компонентов;
- разработаны взаимосвязанные организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной мобильности в соответствии с современными требованиями к системе высшего образования:
- создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности;
- механизм развития, разработан по результатам диагностики стартовых возможностей и достижений педагогов, представлен в виде взаимосвязанных этапов деятельности (индивидуальной траектории профессионального развития);
- использованы активные методы и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, раскрыть степень её разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить критерии и показатели развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка.
3. Разработать, теоретически обосновать и реализовать организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
4. Экспериментально проверить влияние организационно - педагогических условий на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Теоретической основой исследования явились:
- теории социально-профессиональной мобильности (Ю.И. Калиновский, Л.В. Вершинина) и профессиональной мобильности Л.В. Горюновой, Д.С. Мурашева и других;
- научные работы, посвященные изучению феномена профессиональной мобильности (Ю.И. Биктуганов, Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, Э.Ф. Зеер, Л.А. Амирова и другие);
- научные работы по организации педагогических условий развития профессиональной мобильности (Е.Ю. Никитина, И.С. Мухров, М.П. Малиновская, Н.В. Ипполитова, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и другие).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, обобщение), математические методы статистической обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы с педагогами, сравнение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», кафедра «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». В исследовании приняли участие 20 преподавателей иностранного языка.
Основные этапы исследования.
В процессе работы над диссертационным исследованием можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 - февраль 2019 гг.). Был проведен анализ теоретической литературы по теме исследования, выявлена степень изученности рассматриваемой проблемы. Кроме этого, на данном этапе был проведен констатирующий эксперимент: были
проанализированы и определены диагностические методики, критерии и показатели уровня развития профессиональной мобильности у преподавателей иностранного языка, проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.
Второй этап - опытно-экспериментальный (март 2019 - апрель 2020 гг.). Был разработан и апробирован комплекс организационно - педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка (формирующий эксперимент). Далее была проведена проверка эффективности внедренных в образовательный процесс условий и систематизация полученных результатов (контрольный эксперимент).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2020 - май 2020 гг.). В этот период были проведены анализ и систематизация результатов проделанной экспериментальной работы. Кроме того, были оформлены материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе; в теоретическом обосновании и разработке диагностического инструментария по выявлению уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- конкретизации понятия «профессиональная мобильность
преподавателей иностранного языка в вузе»;
- охарактеризованы организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе и диагностический инструментарий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности управлять (в частности, заведующим кафедрой) работой педагогов по развитию у них профессиональной мобильности на основе реализации научно-обоснованных организационно-педагогических условий, а представленный диагностический инструментарий использовать при проведении на кафедре (в вузе) мониторинга.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации условий развития у педагогов профессиональной мобильности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на VI Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: К 80-летию профессора Людмилы Ивановны Корниловой», на научно-практической конференции «Студенческие «дни науки» в ТГУ» в рамках секции «Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка», на XVII-й Международной научно-методической конференции преподавателей и сотрудников образовательных учреждений «Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе» в рамках секции «Управление современным образовательным процессом», на научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий» в рамках секции «Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы».
Положения, выносимые на защиту.
1. Профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка в вузе рассматривается как личностное качество, позволяющее педагогу быстро адаптироваться к различным изменениям в профессиональной сфере деятельности, мотивирующее его к постоянному профессиональному развитию, самосовершенствованию и состоящее из взаимосвязанных (мотивационного, когнитивного и личностно- творческого) компонентов.
2. Использование организационно-педагогических условий окажет положительное влияние на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, если: создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности; представлен механизм поэтапной деятельности преподавателей (индивидуальная траектория профессионального развития) и организована работа с применением активных методов и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
3. Критерии и показатели развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, позволяют осуществить анализ и оценку процесса.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы состоящего из 56 наименований, в том числе 6 иностранных источников и приложения. Для иллюстрации текста используются 21 таблица, 11 рисунков.
Кардинальным образом изменились требования не только к выпускникам высших учебных заведений, но и к специалистам, осуществляющим педагогическую деятельность. Конкурентоспособность педагога на современном этапе развития высшего образования можно рассматривать в соответствии с его замотивированностью на повышение квалификации в рамках эффективной адаптации к постоянно меняющимся условиям образовательной среды. Мобильность преподавателя можно оценивать такими качествами, как гибкость мышления и активное применение различных инноваций в профессиональной деятельности, умение подстраиваться под постоянно меняющиеся требования общества.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована востребованностью общества в конкурентоспособных на рынке труда преподавателей, обладающих профессиональной мобильностью (умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям в своей профессиональной деятельности, способных к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, нацеленных на качественный результат в профессиональной деятельности).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующем многообразии в научной литературе трактовок определения «профессиональная мобильность» (Ю.И. Биктуганов, Э.Ф. Зеер, Л.В. Горюнова, Б.В. Игошев, Л.А. Амирова, В.А. Мищенко, И.А. Ковалева, Т.Б. Котмакова, И.А. Степанова и др.), существует необходимость в конкретизации понятия «профессиональная мобильность преподавателей иностранного языка в вузе»; теоретическом обосновании влияния организационно-педагогических условий на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Актуальность на научно-практическом уровне определяется отсутствием разработанных организационно-педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Анализ научных исследований и существующего состояния развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе позволил выявить следующие противоречия:
- между возросшей востребованностью общества в конкурентоспособных на рынке труда преподавателях иностранного языка и реальным, практическим уровнем подготовки таких преподавателей в вузе;
- между возможностями вуза в развитии профессиональной мобильности педагогов и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий использования в данном процессе.
Необходимость разрешения данных противоречий в теории и практике современного профессионального образования, позволила сформулировать проблему исследования: какими должны быть организационно-педагогические условия, необходимые для развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе?
Таким образом, социальная востребованность и недостаточная разработанность проблемы исследования послужили основанием для определения темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе».
Цель исследования заключается в том, чтобы определить, научно обосновать и апробировать организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Объект исследования: процесс развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Гипотезу исследования базировалась на предположении о том, что развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе будет возможным если:
- профессиональная мобильность рассмотрена во взаимосвязи и единстве содержания мотивационного, когнитивного и личностно-творческого компонентов;
- разработаны взаимосвязанные организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной мобильности в соответствии с современными требованиями к системе высшего образования:
- создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности;
- механизм развития, разработан по результатам диагностики стартовых возможностей и достижений педагогов, представлен в виде взаимосвязанных этапов деятельности (индивидуальной траектории профессионального развития);
- использованы активные методы и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, раскрыть степень её разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить критерии и показатели развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка.
3. Разработать, теоретически обосновать и реализовать организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
4. Экспериментально проверить влияние организационно - педагогических условий на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе.
Теоретической основой исследования явились:
- теории социально-профессиональной мобильности (Ю.И. Калиновский, Л.В. Вершинина) и профессиональной мобильности Л.В. Горюновой, Д.С. Мурашева и других;
- научные работы, посвященные изучению феномена профессиональной мобильности (Ю.И. Биктуганов, Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, Э.Ф. Зеер, Л.А. Амирова и другие);
- научные работы по организации педагогических условий развития профессиональной мобильности (Е.Ю. Никитина, И.С. Мухров, М.П. Малиновская, Н.В. Ипполитова, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и другие).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования; сравнение, сопоставление, обобщение), математические методы статистической обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных); эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы с педагогами, сравнение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», кафедра «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». В исследовании приняли участие 20 преподавателей иностранного языка.
Основные этапы исследования.
В процессе работы над диссертационным исследованием можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 - февраль 2019 гг.). Был проведен анализ теоретической литературы по теме исследования, выявлена степень изученности рассматриваемой проблемы. Кроме этого, на данном этапе был проведен констатирующий эксперимент: были
проанализированы и определены диагностические методики, критерии и показатели уровня развития профессиональной мобильности у преподавателей иностранного языка, проведен количественный и качественный анализ полученных результатов.
Второй этап - опытно-экспериментальный (март 2019 - апрель 2020 гг.). Был разработан и апробирован комплекс организационно - педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка (формирующий эксперимент). Далее была проведена проверка эффективности внедренных в образовательный процесс условий и систематизация полученных результатов (контрольный эксперимент).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2020 - май 2020 гг.). В этот период были проведены анализ и систематизация результатов проделанной экспериментальной работы. Кроме того, были оформлены материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе; в теоретическом обосновании и разработке диагностического инструментария по выявлению уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- конкретизации понятия «профессиональная мобильность
преподавателей иностранного языка в вузе»;
- охарактеризованы организационно-педагогические условия развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе и диагностический инструментарий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности управлять (в частности, заведующим кафедрой) работой педагогов по развитию у них профессиональной мобильности на основе реализации научно-обоснованных организационно-педагогических условий, а представленный диагностический инструментарий использовать при проведении на кафедре (в вузе) мониторинга.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации условий развития у педагогов профессиональной мобильности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены на VI Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: К 80-летию профессора Людмилы Ивановны Корниловой», на научно-практической конференции «Студенческие «дни науки» в ТГУ» в рамках секции «Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка», на XVII-й Международной научно-методической конференции преподавателей и сотрудников образовательных учреждений «Слагаемые качества обучения студентов в гуманитарном вузе» в рамках секции «Управление современным образовательным процессом», на научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий» в рамках секции «Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы».
Положения, выносимые на защиту.
1. Профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка в вузе рассматривается как личностное качество, позволяющее педагогу быстро адаптироваться к различным изменениям в профессиональной сфере деятельности, мотивирующее его к постоянному профессиональному развитию, самосовершенствованию и состоящее из взаимосвязанных (мотивационного, когнитивного и личностно- творческого) компонентов.
2. Использование организационно-педагогических условий окажет положительное влияние на развитие профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, если: создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности; представлен механизм поэтапной деятельности преподавателей (индивидуальная траектория профессионального развития) и организована работа с применением активных методов и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
3. Критерии и показатели развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, позволяют осуществить анализ и оценку процесса.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы состоящего из 56 наименований, в том числе 6 иностранных источников и приложения. Для иллюстрации текста используются 21 таблица, 11 рисунков.
На основе результатов исследования теоретического аспекта проблемы развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, а также проведения опытно-экспериментальной работы мы подтвердили верность гипотезы исследования и сделали следующие выводы.
1. В результате анализа научной и педагогической литературы было установлено, что профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка в вузе рассматривается как весьма значимое качество личности педагога, способствующее его быстрой и успешной адаптации к любым изменениям в профессиональной сфере. В связи с этим, мы полагаем, что проблема развития профессиональной мобильности является крайне актуальной в системе высшего образования и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Изучив различные научные подходы к толкованию профессиональной мобильности и ее структуре, нами было сделано уточнение понятия «профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка», которое мы адаптировали к условиям системы высшего образования. Под профессиональной мобильностью преподавателя иностранного языка мы понимаем личностное качество, позволяющее педагогу быстро адаптироваться к различным изменениям в профессиональной сфере деятельности, мотивирующее его к постоянному профессиональному развитию, самосовершенствованию и состоящее из взаимосвязанных мотивационного, когнитивного и личностно-творческого компонентов..
Для оценки уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка были выделены следующие компоненты: мотивационный (наличие внутренней мотивации в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному и карьерному росту и развитию, постоянная мотивация к обучению, нацеленность на успех), когнитивный (наличие педагогических знаний, знание методик преподавания иностранного языка, лингвистические знания, знание новых форм и методов педагогической деятельности, умение решать профессиональные педагогические задачи) и личностно-творческий (наличие адекватной самооценки, умение гибко адаптироваться к новым обстоятельствам профессиональной среды, способность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности, умение урегулировать профессиональные конфликты, активность и готовность к инновационной и творческой деятельности).
2. С целью развития каждого компонента профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе были использованы следующие организационно-педагогические условия: создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности; разработан механизм поэтапной деятельности преподавателей (индивидуальная траектория профессионального развития) и организована работа с применением активных методов и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
3. В ходе опытно-экспериментального исследования было выявлено и доказано, что внедрение организационно-педагогических условий способствует повышению уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования свидетельствует о положительной динамике развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, что является подтверждением эффективности созданных организационно-педагогических условий.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза была подтверждена, поставленные задачи решены, цель диссертационного исследования достигнута.
1. В результате анализа научной и педагогической литературы было установлено, что профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка в вузе рассматривается как весьма значимое качество личности педагога, способствующее его быстрой и успешной адаптации к любым изменениям в профессиональной сфере. В связи с этим, мы полагаем, что проблема развития профессиональной мобильности является крайне актуальной в системе высшего образования и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Изучив различные научные подходы к толкованию профессиональной мобильности и ее структуре, нами было сделано уточнение понятия «профессиональная мобильность преподавателя иностранного языка», которое мы адаптировали к условиям системы высшего образования. Под профессиональной мобильностью преподавателя иностранного языка мы понимаем личностное качество, позволяющее педагогу быстро адаптироваться к различным изменениям в профессиональной сфере деятельности, мотивирующее его к постоянному профессиональному развитию, самосовершенствованию и состоящее из взаимосвязанных мотивационного, когнитивного и личностно-творческого компонентов..
Для оценки уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка были выделены следующие компоненты: мотивационный (наличие внутренней мотивации в профессиональной деятельности, стремление к профессиональному и карьерному росту и развитию, постоянная мотивация к обучению, нацеленность на успех), когнитивный (наличие педагогических знаний, знание методик преподавания иностранного языка, лингвистические знания, знание новых форм и методов педагогической деятельности, умение решать профессиональные педагогические задачи) и личностно-творческий (наличие адекватной самооценки, умение гибко адаптироваться к новым обстоятельствам профессиональной среды, способность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности, умение урегулировать профессиональные конфликты, активность и готовность к инновационной и творческой деятельности).
2. С целью развития каждого компонента профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе были использованы следующие организационно-педагогические условия: создана среда, стимулирующая преподавателей иностранного языка в вузе к появлению и дальнейшему развитию профессиональной мобильности; разработан механизм поэтапной деятельности преподавателей (индивидуальная траектория профессионального развития) и организована работа с применением активных методов и формы повышения профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в вузе.
3. В ходе опытно-экспериментального исследования было выявлено и доказано, что внедрение организационно-педагогических условий способствует повышению уровня развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования свидетельствует о положительной динамике развития профессиональной мобильности преподавателей иностранного языка в вузе, что является подтверждением эффективности созданных организационно-педагогических условий.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза была подтверждена, поставленные задачи решены, цель диссертационного исследования достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ CLIL
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков культуры общения у детей младшего школьного возраста в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021



