Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Работа №37049

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
657
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ 7
1.1. Структурно-содержательная характеристика профессионально -
ориентированного образования. Понятие, подходы, методы 7
1.2. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку:
принципы, этапы, содержание 16
1.3. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
в неязыковом вузе 29
Вывод по главе 1 38
Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФГАОУ ВО ’’КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” 40
2.1. Особенности обучения иностранному языку в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" на современном этапе 40
2.2. Организация проведения опроса студентов неязыковых специальностей КФУ в целях выявления эффективности реализации профессионально -
ориентированного обучения иностранному языку 54
2.3. Анализ результатов проведения опроса студентов неязыковых специальностей КФУ в целях выявления эффективности реализации профессионально - ориентированного обучения иностранному языку 62
Вывод по главе II 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. На сегодняшний день во времена глобализации и социально - политических изменений в мире, вопрос подготовки высококвалифицированных сотрудников возрастает ежедневно. Проводятся научные исследования (Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман), исходя из которых мы можем отметить тот фактор, что современный работодатель хочет видеть своего будущего специалиста квалифицированным, мобильным, инициативным, способным постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, а также творчески применять полученные умения.
Однако традиционное образование устарело, требуются новейшие дидактические формы организации обучения в современной системе образования. На сегодняшний день, необходимо пересмотреть взгляды в обучении иностранного языка, что бы в исходном результате специалист той или иной сферы смог применить свои знания и навыки в профессиональной сфере. В современном мире иностранный язык (ИЯ) становится средством повышения уровня знаний в сфере своей профессии.
В ряде научно-педагогических исследований иностранный язык как учебный предмет рассматривается авторами с различных позиций: роль иностранного языка в формировании личности (Б.П. Кузовлев, B.C. Коростелева, A.A. Леонтьев, Р.К. Миньяр-Белоручева, A.A. Миролюбов, О.Б. Тарнаполь-ский и др.); обучение иностранному языку как средству общения (М.А. Бахарева, И.Л. Бим, Н.И. Гез, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, И.В. Карпов, Б.А. Лапидус); формирование коммуникативной культуры в процессе обучения (A.JI. Бердичевский, Н.Е. Буланкина, О.А Демина, Ю.А. Зусман, З.Н. Никитенко и др.).
Однако, проанализировав мнения студентов неязыковых вузов, можно сделать вывод, что Иностранный язык воспринимается как общеобразовательный предмет, лишенный связи с будущей профессией. Отсюда следует, что необходимо пересмотреть процесс обучения по данной дисциплине, для того что бы увеличить интерес среди студентов неязыковых вузов.
Проанализировав педагогическую литературу, учебные процессы в вузах, практический опыт в области подготовки специалистов неязыковых вузов формулируется несколько противоречий:
• На социально - педагогическом уровне - высокие профессиональные требования руководителя в сфере иностранного языка, с которым зачастую не может справиться студент неязыковых специальностей.
• на научно-теоретическом уровне - недостаточное количество теоретических знаний у студентов относительно дидактической реализации процесса обучения.
• на научно-методическом уровне - отсутствие специализированной методической литературы, учитывающей коммуникативную направленность, а также профессиональную ориентацию студентов.
Изученные противоречия поспособствовали выявить проблему исследования, которая заключается в актуализации методических потребностей для улучшения эффективности процесса профессионально - ориентированного обучения иностранному языку с учетом ФГОС ВО и профессиональной программы студента.
Цель исследования: изучить рабочие программы профессионально - ориентированного обучения английскому языку для студентов неязыковых вузов.
Объект исследования - процесс профессионально - ориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.
Предмет исследования - анализ рабочих программ профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.
Рассмотрев проблему, цель, объект и предмет исследования можно определить гипотезу исследования: профессионально-ориентированное обучение
английскому языку студентов неязыковых вузов будет продуктивно, если:
-обучение английскому языку будет опираться на профессионально - ориентированные, коммуникативные и социокультурные подходы;
- будут выделены этапы и структуры содержания обучения АЯ.
- оценка результативности обучения студентов английскому языку и их готовность применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
1. Классификация подходов в профессионально - ориентированном обучении английскому языку, изучение отличительных черт профессионально - ориентированного обучению иностранному языку.
2. Создание модели профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыкового вуза.
3. Исследование эффективности профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений.
Методологическую основу исследования составили подходы: компетентностный в рамках профессионального образования (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, А. А. Вербицкий и др.), коммуникативный (Е. И. Пассов, Т. С. Серова, Г. А. Китайгородская, Е. В. Коротаева, В. Л. Скалкин, Я. В. Эльконин и др.), социокультурный подход (Н. Д. Гальскова, В. В. Сафонова, В. В. Новикова и др.).
Теоретические основы исследования составляют: современная концепция развития высшего профессионального образования (В. А. Бордовский, К. М. Левитан, Б. С. Гершунский, Ю. Г. Татур и др.), лингводидактические концепции обучения (Н. В. Елухина, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. А. Миролюбов, И. Ю. Павловская, А. Н. Щукин); теории коммуникативной и языковой компетенций (И. А. Зимняя, Е. Д. Божович, Е. Н. Пассов, И. Л. Бим,
В. Д. Ширшов, З. П. Пенская, Н. Хомский и др.);положения теоретических и практико-ориентированных исследований по организации опытно-поисковой работы в образовательной сфере (В. С. Безрукова, Т. С. Серова, В. И. Загвязинский); международные исследования в сфере преподавания иностранного языка (Common European Framework of reference).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Систематизированы основные дидактические принципы: непрерывность и преемственность профессионально - ориентированного обучения в школе, в университете, а затем в профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
Проанализированы различия между понятиями: «профессионально ориентированное языковое образование» (действие, направленное на изучение языка, речи и культурой изучаемого языка) и «профессионально-ориентированное обучение иностранному языку» (изучение иностранного языка в связи с потребностями, диктуемые будущей профессии).
Практическая значимость результатов проведенного исследования:
Применена профессиограмма специалиста в процессе профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.
Материалом для исследования послужили исследования ученых по проблеме, интернет сайты, публикации, книги. В исследовании приняли участие 220 студентов неязыковых направлений КФУ.
Данная работа прошла апробацию. Некоторые проблемы, поднимаемые в нашей работе, были представлены в докладах ежегодной студенческой конференции КФУ и в статьях журнала К(П)ФУ «Казанский вестник молодых ученых», №2 2017, № 1 2018.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном исследовании был проеден опрос и изучен анализ формирования языковой готовности к осуществлению профессиональной деятельности студентов неязыковых вузов на основе интегративного подхода. Достижение поставленной цели, решение связанных с ней задач, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. На основе анализа основных подходов, принятых в современной педагогике высшей школы и методике обучения иностранным языкам, выявлены подходы, наиболее релевантные для настоящего исследования. Профессионально - ориентированное языковое образование опирается на социокультурный подход, который предполагает предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, развитие самосознания обучаемого как культурно-исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик; профессионально-ориентированный подход, основанный на реализации межпредметных связей иностранного языка со специальными предметами, имеющий целью подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Обучение строится на основе коммуникативного подхода, организующего процесс обучения с учетом особенностей реальной коммуникации, потребностей обучающихся и характеризующегося ситуативностью и функциональностью в отборе и организации материала.
2. Применительно к проблематике исследования принцип профессиональной направленности в обучении иностранному языку трактуется как совокупность частных принципов, направленных на обучение иностранному языку в контексте будущей специальности, с опорой на профессиограмму специалиста. Предложены следующие частные принципы: межпредметной координации; профессиональной коммуникативной направленности; сознательности; профессиональной компетентности преподавателя; межкультурного взаимодействия; модульного планирования результатов курса; преемственности профессионально-ориентированного обучения; уникальности. Отбор содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку совершается на основании следующих принципов: необходимости и достаточности содержания;
доступности содержания для его усвоения; коммуникативной направленности при отборе содержания обучения; культурной и педагогической целесообразности; интегративности; нелинейности; полноты; автономии студентов; непрерывности; аутентичности предметного содержания. Отобранное содержание структурируется на основе следующих принципов: базирования на общем компоненте с элементами профессионального компонента на начальном этапе; расширения общих тем в социальнокультурной, бытовой, общественно-политической сферах общения специфическими профессионально - ориентированными темами на среднем этапе обучения; доминирования профессионального компонента с поддержкой общего компонента на завершающем этапе обучения (здесь - на профессионально-моделирующем и квазипрофессиональном этапах).
3. Модель обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе на основе профессионально ориентированного, коммуникативного, социокультурного подходов состоит из пяти блоков: целевой блок (сформулированы цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с учетом особенностей профессионально-ориентированного подхода); методологический блок (определены подходы, методы и принципы профессионально - ориентированного обучения иностранному языку); процессно-технологический блок (представлены этапы обучения); содержательно-организационный блок (требования к содержанию учебного процесса, отбор содержания обучения); контрольно-оценочный блок (осуществление периодического мониторинга и итогового контроля результатов обучения учащихся в соответствии с выделенными уровнями владения иностранным языком, способности работать с информацией, идентифицировать проблемы и принимать решения).
4. Составлен анализ потребности русскоязычных студентов КФУ в плане изучения ими иностранного языка. Результаты исследования показали, что студенты имеют собственное представление, как должно строиться обучение языку.
5. Доказана эффективность теоретических и практических положений исследования, заключающаяся в положительной динамике развития готовности к осуществлению профессиональной деятельности студентов которые приняли участие в опросе.
Дальнейшие перспективы исследования могут быть связаны для разработки учебно-методического комплекса при подготовке специалистов других профилей.



1. Алексеева, Л. Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению студентов факультета международных отношений: Дис... канд. пед. Наук: 13.00.02 / Алексеева Людмила Евгеньевна. - СПб., 2002. - 313 с.
2. Алексеева, Л. Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Курс лекций: Методическое пособие. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. -136с.
3. Безрукова, В.С. Краткий русско-английский и англо-русский толковый словарь по педагогике и образованию / Урал. гос. пед. ин-т ; авт. В. С. Безрукова [и др.] ; под ред М. А. Галагузовой, И. А. Гиниатуллина, Д. М. Комского. — Свердловск : [б. и.], 1993. — 91 с.
4. Белкин, A. C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., Института ПО Министерства образования России, 1995. - 336 с.
6. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
7. Бим, И.Л. Принципы конструирования личностно-ориентированного учебника по иностранному языку // Современный учебник : проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч.тр. / Под ред А.В. Хуторского - М. : ИСМО РАО, 2004. - 263с.
8. Гавриленко, Н.Н. Программа-концепция подготовки переводчиков
профессионально-ориентированных текстов. Книга 3. - М.: Научно
техническое общество имени академика С.И. Вавилова, 2011. - 122 с.
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.
10. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. - 2004.- №1. - С.3-8.
11. Голуб, Г. Б., Коган, Е. Я., Фишман, И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры. // Вопросы образования. - 2008. - №2. - С. 161185.
12. Долгих, М.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вузов: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук 13.00.08 / Долгих Марина Васильевна. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
13. Евтюгина, А. А. Формирование профессионально-речевой образованности студентов педагогических вузов: Дис. доктора пед. Наук:
13.0. 08 / Евтюгина Алла Александровна. - Екатеринбург, 2007. - 371 с.
14. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ, 1996. - № 5. - С. 20-22.
15. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. - 126 с.
16. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
17. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
18. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: Примерная программа / Кузьмина, Л.Г., Соловова, Е.Н., Стернина, М.А., Вербицкая, М.В. / Под общ.ред.проф. С.Г. Тер-Минасовой. - Москва, 2009. - 23с.
19. Казакова, О.П. К вопросу о содержании профессиональноориентированного обучения иностранным языкам в вузе // Языковое образование сегодня - векторы развития. Материалы II международной научнопрактической конференции-форума. - Екатеринбург, 2011. - С. 35-41.
20. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: МГУ, 1986. - 70 с.
21. Колесниква, И. Л. Долгина, О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподав иностранных языков. - СПб. : Изд-во «Русско- балтийский информационный центр —БЛИЦ11», «Cambridge University Press», 2001. - 224с.
22. Корякина, А.Н. Педагогические условия формирования
стилистической компетенции у старшеклассников якутской школы: автореферат диссертации...кандидата пед. Наук: 13.00.01 / Корякина
Александра Николаевна. - Якутск, 2008. - 22 с.
23. Костюкова, Т.А, Морозова, А.Л. Развитие иноязычной
коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов: монография [Текст] / Т.А. Костюкова, А.Л. Морозова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 119 с.
24. Кудашкина, О.В. Коструирование содержания элективных курсов с направленностью на развитие коммуникативной компетентности студентов: автореферат диссертации....кандидата пед. Наук: 13.00.08 / Кудашкина Оксана Викторовна. - Екатеринбург, 2009. - 28 с.
25. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии : Учеб. пособие для высш. шк. / К. М. Левитан. - Москва : Наука, 1994 . - 190с.
26. Лялев, С.В., Скрипунова, И. А. Reader on Sociology: Английский язык для социологов: учеб. Пособие / С.В. Лялев, И.А. Скрипунова. - М.:Флинта: Наука, 2011. - 128с.
27. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков / М.
В. Ляховицкий. -М.: Высшая школа, 1981. -159 с.
28. Максименко, О. А. Подходы к структурированию содержания профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в высшей
школе стран европейского союза // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск. - 2013. - №3. - С.124-128.
29. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. - Томск. - №2. - 2011. - С. 121 - 129.
30. Министерство образования и науки Российской Федерации, Научно методический совет по иностранным языкам Минобрнауки Р.Ф. Примерная программа "Иностранный язык" для неязыковых вузов и факультетов. - М., 2009.
31. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. - М., 2002. - 256 с
32. Образцов, П.И., Ахулкова, А.И., Черниченко, О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения. - Орел, 2005. - 61 с.
33. Образцов, П. И., Иванова, О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
34. Патарая, Е. С. Модернизация содержания профессиональноориентированного обучения студентов неязыковых вузов // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2007. - с. 131 - 144.
35. Рахманов, И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе / И.В. Рахманов // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Акад. пед. наук СССР. Ин-т общего и политехн. образования ; Под ред. А. А. Миролюбова. - Москва : Просвещение, 1967. - 504 с.
36. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высшая школа, Амскорт интернэшнл, 1991. - 305 с.
37. Сергеева, Н.Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика // Педагогическое образование в России. - 2014. - №6. - С. 152-155.
38. Сергеева, Н. Н., Бушманова, Ю. А. Иноязычная информационнокоммуникационная среда студента специальности «программное обеспечение вычислительной техники» в системе неязыкового образования. Педагогическое образование в России. - 2012. - №6. - С.81-85.
39. Смирнов, А. В. Технологии и методы оценки профессиональной подготовки и компетентности выпускников Вуза / Метод. пособие - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. Пед. Ун-та, 2009. - 128 с.
40. Федоров, Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 711 с. 95. Федорова, Л.Л. К построению модели коммуникативной компетенции / Л.Л. Федорова // Проблемы организации общения. - Москва, 1980. - 211 с.
41. Халеева, И. И. Формирование лингвистического пространства как фактор устойчивого развития // Экономика языка и бизнес: Сб. науч. тр. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ. - 2013. - С. 7-17.
42. Цытович, М. В. Повышение качества вторичного языкового образования студентов технических специальностей на основе межпредметных связей // Вестник Южно - Уральского государственного университета. - 2010. - №3. - С 101-105.
43. Яковлева, Л. П. Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам // материалы III Международной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2009 г. / под ред.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Тесей, 2009. — 302 с.
44. Haynes, J. Getting Started With English Language Learners: How Educators Can Meet the Challenge. - Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2007.
45. Wilkins, D. A. Second-language Learning and Teaching. - Hodder Arnold, 1974. -p. 96.
46. Битюк, В. Л. Метод проектов как способ реализации задач
компетентностно-ориентированного образования // Вестник АГТУ [Электронный ресурс]. В. Л. Битюк. 2011. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n7metod- proektov-kak-sposob-realizatsii-zadach-
kompetentnostno-orientirovannogo- obrazovaniya.
47. Кашина, Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студ. ВУЗов [Электронный ресурс]. Е.Г Кашина. URL: http://www. edia.samsu.m/Шes/3/253_Заказ%20422.pdf
48. Михелькевич, В. Н., Кравцов, П. Г. Измерение и оценка сформированности компетенций в системе функционально-ориентированной подготовки специалистов. // Всероссийская научно-практическая конференция: электронный научный журнал. — 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/optimizacija_obrazovatelnogo_processa/izmerenie_i_o cenka_sformirovannosti_kompetencij_v_sisteme_funkcionalno_orientirovannoj_pod gotov ki_specialistov/14-1-0-128.
49. Санникова, С. В. Аксиологический подход в системе непрерывного языкового образования: социокультурное измерение // Теория и практика общественного развития. - № 10. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria- ractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/10/pedagogika/sannikova.pdf
50. ФГОС СПО по специальности 06.04.01. «Биология» [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://www.kantiana.ru/uop/managers/list/vo/06.04.01 .pdf.
51. ФГОС СПО по специальности 09.04.01. «Информатика и
вычислительная техника» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
минобрнауки.рф/документы/7713.
52. ФГОС СПО по специальности 36.03.02. «Зоотехния» [Электронный ресурс].- Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/8351.
53. ФГОС СПО по специальности 38.03.06. «Торговое дело» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380306.pdf.
54. ФГОС СПО по специальности 51.03.06. «Библиотечно - информационная деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant .ru/products/ipo/prime/doc/71376524/.
55. ФГОС СПО по специальности 54.04.01. «Дизайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/8356.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ