Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое сознание современной молодежи (Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления)

Работа №114700

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы28
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Правосознание как элемент системы права7
1.1 Понятие и сущность правосознания 7
1.2 Структура, виды и функции правосознания 13
2 Правовое сознание молодежи на современном этапе…………………...19
2.1 Исследование правосознания студентов юридического факультета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26


Актуальность темы. Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве. Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, - это одна из наиболее острых и ключевых проблем российской общественности. Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и конструирует правовую реальность. Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения, которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
Значительный вклад в изучение выбранной тематики внесли П. П. Баранов, А. И. Долгова, Е. А. Лукашева, С. А. Комаров, К. Т. Бельский, Н. М. Юрашевич, В. Г. Батуркин . В изданных ими трудах достаточно полно рассмотрен понятийно-категориальный аппарат правового сознания, а также видовые характеристики и функции правосознания. Среди современных авторов относительно данных вопросов следует отметить работы В. В. Сорокина, В. Ю. Мельникова, Р. С. Байниязова, В. В. Трофимова, И. Ю. Лимаренко, М. А. Месилова, Р. Р. Муслумова .
Весомое место среди литературы по вопросам современного правосознания и его теоретической проблематики занимают труды А. Б. Венгерова, С. С. Пискуновой, В. Е. Семенова . В последнее время по данным вопросам изданы труды Ю. К. Погребной, Е. А. Кузнецовой, А. А. Бондарева .
Широкое освещение получили вопросы правового сознания молодежи, его проблем и деформаций, рассматриваемые в работах М. Е. Панкратовой, З. Н. Каландаришвили, В. Е. Пшидаток, М. М. Галимова, В. Е. Семенова, А. А. Щегорцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
Объект исследования – молодёжь как субъект-носитель правосознания.
Предмет исследования – правосознание молодёжи, его структурные особенности и проблемы его формирования.
Цель исследования заключается в изучении правового сознания современной молодежи. Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1) изучить понятие, структуру, виды и функции правового сознания;
2) исследовать правовое сознание молодежи на примере студентов НГУЭУ;
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии молодежи, вопросам нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации. Анализ развития правосознания студенческой молодежи осуществлён на основе диалектики, истории, логики. При написании данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив понятие, природу правосознания, его основные виды, функции и структуру, а также правосознание современной молодёжи, нам представляется возможным сделать следующие выводы.
1. Обобщив мнения различных авторов, о понятии и сущности правосознания, можно сделать вывод, что термин «правовое сознание» тесно взаимосвязан с личностью человека; правосознание отражает личностные качества и интересы человека, а также его отношения в обществе; правосознание регулируется правовыми нормами, как правило, ввиду выполнения ими ряда функций в отношениях между людьми и социальными группами.
Большинство авторов полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии. В основе правовой идеологии лежат теоретические знания о правовых явлениях. Тем не менее, при этом невозможно правовую идеологию отождествлять с наукой о праве. Если наука дает объективные знания о правовой действительности, то правовая идеология кроме знаний, включает в себя отношение к предмету знания. Это означает, что знание будет представлять собой осознание права с точки зрения интересов. Правовая психология рассматривается как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Существуют различные подходы к классификациям правового сознания. Наиболее распространенной является классификация правосознания в зависимости от его субъектов. Ряд авторов, в зависимости от того, насколько глубоко отражены правовые явления в структуре правосознания, называют два уровня такого сознания: обыденный и теоретический, и вытекающих из них 3 вида правового сознания: обыденное, профессиональное и научное.
2. В результате анализа данных из проведённого социологического опроса студентов юридического факультета можно заключить следующее. Несмотря на то, что в процессе проведения анкетирования был выявлен достаточно высокий уровень правового сознания студентов – будущих компетентных специалистов в области юриспруденции, которые в дальнейшем будут обеспечивать соблюдение законности и правового порядка в обществе, установлено также несколько факторов, на которые следует обратить внимание при последующей профессиональной подготовке юристов.
Следует констатировать, что передачи, даже на высоком уровне, теоретических знаний о праве оказывается недостаточно для становления качественного профессионального правового сознания. Прежде всего, стоит воспитывать у студентов позитивные мировоззренческие позиции и правосолидарные установки, которые в скором времени смогли бы сориентировать будущих юристов на решительную борьбу с правонарушениями, а также на высокую личную профессиональную ответственность.



1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011.

Список научной и учебной литературы:

2 Байниязов Р. С. Теоретические вопросы правосознания. Саратов, 2011.
3 Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов-на-Дону, 1999.
4 Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. №5. С. 19–34
5 Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.
6 Бондарев А. А. Роль правосознания и правовой культуры в юридической практике. Орёл, 2013.
7 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004.
8 Власов В. И., Власова Г. Б. Теория государства и права: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2012.
9 Галимов М. М. Основные направления формирования правосознания и социальной активности молодёжи. Казань, 2009.
10 Горбатова М. К., Домнина А. В. Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2010. №1. С. 50–52.
11 Горбатова М. К., Надыгина Е. В., Носакова Е. С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 22–25.
12 Долгова А. И. Правовое воспитание молодёжи. М., 1979.
13 Ильин И. А. О сущности правосознания. Москва, 1993.
14 Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодёжи и юридические способы её преодоления. Санкт-Петербург, 2005.
15 Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1998.
16 Кручинин М. В., Кручинина Т. А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №3-1. С. 17–24
17 Кузнецова Е. А. Понятие «правосознание личности» студента. Содержательные основы его формирования во взаимосвязи с обществом // Омский научный вестник. 2012. №1. С. 199–203.
18 Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. 2009. №4. С. 55–57
19 Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
20 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2002.
21 Мельников В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом правовом государстве // Культура: правление, экономика, право. 2012. №3. С. 26–29.
22 Месилов М. А. Проблемы трансформации правосознания в Российской Федерации. М., 2014.
23 Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности: учебное пособие. Екатеринбург, 2013.
24 Новгородцев П. И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. М., 1996.
25 Панкратова М. Е. Формирование ценностно-правовых ориентаций современной российской молодёжи. Ногинск, 2012.
26 Пискунова С. С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. №8. С. 28–31
27 Погребная Ю. К. Кризис современного правосознания. М., 2013.
28 Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки) / Е. В. Ким, С. Ф. Носова, В. А. Брылева; М., 2014.
29 Пшидаток В. Е. Правосознание и правовые ценности молодёжи в контексте российских реформ. Ростов-на-Дону, 2007.
30 Сатонина Н. Н., Ярушкин Н. Н. Особенности правового сознания студентов-юристов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. №1. С. 50–57
31 Семенов В. Е. Ценностные ориентиры правосознания молодёжи. Ставрополь, 2011.
32 Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70.
33 Теслицкий И. В. Практические занятия и формирование правосознания студента-юриста // Общество и право. 2009. №4. С. 281–285.
34 Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000.
35 Щегорцев А. А. Социализация молодёжи в условиях трансформации российского общества. М., 2002.
36 Юрашевич Н. М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. №2. С. 165–181

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ