Правовое сознание современной молодежи (Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Правосознание как элемент системы права7
1.1 Понятие и сущность правосознания 7
1.2 Структура, виды и функции правосознания 13
2 Правовое сознание молодежи на современном этапе…………………...19
2.1 Исследование правосознания студентов юридического факультета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
1 Правосознание как элемент системы права7
1.1 Понятие и сущность правосознания 7
1.2 Структура, виды и функции правосознания 13
2 Правовое сознание молодежи на современном этапе…………………...19
2.1 Исследование правосознания студентов юридического факультета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Актуальность темы. Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве. Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, - это одна из наиболее острых и ключевых проблем российской общественности. Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и конструирует правовую реальность. Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения, которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
Значительный вклад в изучение выбранной тематики внесли П. П. Баранов, А. И. Долгова, Е. А. Лукашева, С. А. Комаров, К. Т. Бельский, Н. М. Юрашевич, В. Г. Батуркин . В изданных ими трудах достаточно полно рассмотрен понятийно-категориальный аппарат правового сознания, а также видовые характеристики и функции правосознания. Среди современных авторов относительно данных вопросов следует отметить работы В. В. Сорокина, В. Ю. Мельникова, Р. С. Байниязова, В. В. Трофимова, И. Ю. Лимаренко, М. А. Месилова, Р. Р. Муслумова .
Весомое место среди литературы по вопросам современного правосознания и его теоретической проблематики занимают труды А. Б. Венгерова, С. С. Пискуновой, В. Е. Семенова . В последнее время по данным вопросам изданы труды Ю. К. Погребной, Е. А. Кузнецовой, А. А. Бондарева .
Широкое освещение получили вопросы правового сознания молодежи, его проблем и деформаций, рассматриваемые в работах М. Е. Панкратовой, З. Н. Каландаришвили, В. Е. Пшидаток, М. М. Галимова, В. Е. Семенова, А. А. Щегорцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
Объект исследования – молодёжь как субъект-носитель правосознания.
Предмет исследования – правосознание молодёжи, его структурные особенности и проблемы его формирования.
Цель исследования заключается в изучении правового сознания современной молодежи. Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1) изучить понятие, структуру, виды и функции правового сознания;
2) исследовать правовое сознание молодежи на примере студентов НГУЭУ;
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии молодежи, вопросам нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации. Анализ развития правосознания студенческой молодежи осуществлён на основе диалектики, истории, логики. При написании данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве. Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, - это одна из наиболее острых и ключевых проблем российской общественности. Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и конструирует правовую реальность. Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения, которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
Значительный вклад в изучение выбранной тематики внесли П. П. Баранов, А. И. Долгова, Е. А. Лукашева, С. А. Комаров, К. Т. Бельский, Н. М. Юрашевич, В. Г. Батуркин . В изданных ими трудах достаточно полно рассмотрен понятийно-категориальный аппарат правового сознания, а также видовые характеристики и функции правосознания. Среди современных авторов относительно данных вопросов следует отметить работы В. В. Сорокина, В. Ю. Мельникова, Р. С. Байниязова, В. В. Трофимова, И. Ю. Лимаренко, М. А. Месилова, Р. Р. Муслумова .
Весомое место среди литературы по вопросам современного правосознания и его теоретической проблематики занимают труды А. Б. Венгерова, С. С. Пискуновой, В. Е. Семенова . В последнее время по данным вопросам изданы труды Ю. К. Погребной, Е. А. Кузнецовой, А. А. Бондарева .
Широкое освещение получили вопросы правового сознания молодежи, его проблем и деформаций, рассматриваемые в работах М. Е. Панкратовой, З. Н. Каландаришвили, В. Е. Пшидаток, М. М. Галимова, В. Е. Семенова, А. А. Щегорцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
Объект исследования – молодёжь как субъект-носитель правосознания.
Предмет исследования – правосознание молодёжи, его структурные особенности и проблемы его формирования.
Цель исследования заключается в изучении правового сознания современной молодежи. Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1) изучить понятие, структуру, виды и функции правового сознания;
2) исследовать правовое сознание молодежи на примере студентов НГУЭУ;
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии молодежи, вопросам нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации. Анализ развития правосознания студенческой молодежи осуществлён на основе диалектики, истории, логики. При написании данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.
Изучив понятие, природу правосознания, его основные виды, функции и структуру, а также правосознание современной молодёжи, нам представляется возможным сделать следующие выводы.
1. Обобщив мнения различных авторов, о понятии и сущности правосознания, можно сделать вывод, что термин «правовое сознание» тесно взаимосвязан с личностью человека; правосознание отражает личностные качества и интересы человека, а также его отношения в обществе; правосознание регулируется правовыми нормами, как правило, ввиду выполнения ими ряда функций в отношениях между людьми и социальными группами.
Большинство авторов полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии. В основе правовой идеологии лежат теоретические знания о правовых явлениях. Тем не менее, при этом невозможно правовую идеологию отождествлять с наукой о праве. Если наука дает объективные знания о правовой действительности, то правовая идеология кроме знаний, включает в себя отношение к предмету знания. Это означает, что знание будет представлять собой осознание права с точки зрения интересов. Правовая психология рассматривается как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Существуют различные подходы к классификациям правового сознания. Наиболее распространенной является классификация правосознания в зависимости от его субъектов. Ряд авторов, в зависимости от того, насколько глубоко отражены правовые явления в структуре правосознания, называют два уровня такого сознания: обыденный и теоретический, и вытекающих из них 3 вида правового сознания: обыденное, профессиональное и научное.
2. В результате анализа данных из проведённого социологического опроса студентов юридического факультета можно заключить следующее. Несмотря на то, что в процессе проведения анкетирования был выявлен достаточно высокий уровень правового сознания студентов – будущих компетентных специалистов в области юриспруденции, которые в дальнейшем будут обеспечивать соблюдение законности и правового порядка в обществе, установлено также несколько факторов, на которые следует обратить внимание при последующей профессиональной подготовке юристов.
Следует констатировать, что передачи, даже на высоком уровне, теоретических знаний о праве оказывается недостаточно для становления качественного профессионального правового сознания. Прежде всего, стоит воспитывать у студентов позитивные мировоззренческие позиции и правосолидарные установки, которые в скором времени смогли бы сориентировать будущих юристов на решительную борьбу с правонарушениями, а также на высокую личную профессиональную ответственность.
1. Обобщив мнения различных авторов, о понятии и сущности правосознания, можно сделать вывод, что термин «правовое сознание» тесно взаимосвязан с личностью человека; правосознание отражает личностные качества и интересы человека, а также его отношения в обществе; правосознание регулируется правовыми нормами, как правило, ввиду выполнения ими ряда функций в отношениях между людьми и социальными группами.
Большинство авторов полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии. В основе правовой идеологии лежат теоретические знания о правовых явлениях. Тем не менее, при этом невозможно правовую идеологию отождествлять с наукой о праве. Если наука дает объективные знания о правовой действительности, то правовая идеология кроме знаний, включает в себя отношение к предмету знания. Это означает, что знание будет представлять собой осознание права с точки зрения интересов. Правовая психология рассматривается как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Существуют различные подходы к классификациям правового сознания. Наиболее распространенной является классификация правосознания в зависимости от его субъектов. Ряд авторов, в зависимости от того, насколько глубоко отражены правовые явления в структуре правосознания, называют два уровня такого сознания: обыденный и теоретический, и вытекающих из них 3 вида правового сознания: обыденное, профессиональное и научное.
2. В результате анализа данных из проведённого социологического опроса студентов юридического факультета можно заключить следующее. Несмотря на то, что в процессе проведения анкетирования был выявлен достаточно высокий уровень правового сознания студентов – будущих компетентных специалистов в области юриспруденции, которые в дальнейшем будут обеспечивать соблюдение законности и правового порядка в обществе, установлено также несколько факторов, на которые следует обратить внимание при последующей профессиональной подготовке юристов.
Следует констатировать, что передачи, даже на высоком уровне, теоретических знаний о праве оказывается недостаточно для становления качественного профессионального правового сознания. Прежде всего, стоит воспитывать у студентов позитивные мировоззренческие позиции и правосолидарные установки, которые в скором времени смогли бы сориентировать будущих юристов на решительную борьбу с правонарушениями, а также на высокую личную профессиональную ответственность.
Подобные работы
- Правосознание и правовая культура: современные проблемы (Новосибирский государственный университет экономики и управления)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы современной молодежи (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Популяризация семейных ценностей среди молодежи (на примере деятельности ММАУ «Центр моделирования здорового образа жизни «Веста»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности бытования ислама в Западной Сибири на примере Тюменской области: история и современность
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



