Введение 3
1. Теоретические вопросы организации и совершенствования бюджетного
процесса на региональном уровне 11
1.1. Особенности организации бюджетного процесса на региональном уровне 11
1.2. Стадии формирования бюджетного процесса регионального уровня 15
1.3. Основные направления совершенствования бюджетного процесса 18
2. Организация бюджетного процесса на региональном уровне на примере
Ямало-Ненецкого автономного округа 25
2.1. Анализ бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного округа и
особенности его организации 25
2.2. Основные проблемы в организации бюджетного процесса 62
3. Совершенствование бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного
округа 68
3.1. Поддержание долгосрочной сбалансированности окружного бюджета с
учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращению (перераспределению) неэффективных расходов 68
3.2. Оптимизация сети государственных учреждений и повышение качества
предоставления государственных и муниципальных услуг 75
3.3. Распространение практики внедрения проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» и повышение открытости бюджетных данных путем внедрения информационной системы «Электронный бюджет» 87
Заключение 94
Список используемой литературы
Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда, регулярность его пополнения, функционирование в рамках бюджетной системы государства зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем. Бюджет является частью бюджетной системы государства, которая определяется: правовым положением субъектов бюджетных правоотношений, основами бюджетного процесса, и межбюджетных отношений. Состояние бюджетной системы характеризуется многими показателями: общим объемом доходов и расходов бюджетов, входящих в ее состав, сбалансированностью бюджетов, размерами их дефицита, долей собственных доходов и их динамикой, размерами дебиторской и кредиторской задолженности субъекта власти. Однако на состояние бюджетной системы в динамике во многом влияет способность органа власти обеспечивать в будущем платежеспособность субъекта в условиях изменений внешней среды.
Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Построение федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам субъектов РФ, и органов местного самоуправления.
Объектом магистерской диссертации выступает бюджетная политика Ямало-Ненецкого автономного округа. Бюджет Ямала на трехлетний период сформирован бездефицитным и социально ориентированным.
В то же время, несмотря на предпринятые усилия, в области управления общественными (государственными) финансами региона сейчас не устранены некоторые ограничения, недостатки и есть нерешённые проблемы, в том числе:
1) низкая связь стратегического и бюджетного планирования, в частности:
- недочёты системы в области стратегического планирования и, следовательно, увязки между бюджетным и стратегическим планированием, в том числе ограниченность практической деятельности по планированию и использованию всего перечня инструментов (налоговых, бюджетных и т.д.) и нормативного регулирования с целью достижения определённых задач в области государственной политики;
- незаконченность формирования и ограничения в практике использования в виде главного инструмента с целью достижения задач в области муниципальной (государственной) политики и основы для бюджетного планирования муниципальных (государственных) программ;
2) отсутствие длительной сбалансированности консолидированного, регионального и местных бюджетов;
3) неустойчивость доходной базы регионального бюджета и местных бюджетов;
4) отсутствие стимулов для увеличения результативности бюджетных затрат, в том числе:
- сохранение стимулов и условий для необоснованного роста бюджетных затрат при низком уровне мотивации органов государственной власти автономного округа и органов муниципального самоуправления в автономном округе к созданию приоритетов и к осуществлению оптимизации бюджетных затрат;
- отсутствие качественной оценки экономических результатов принимаемых решений;
- обособленность планирования инвестиционных и текущих бюджетных затрат, вызывающая размывание ответственности за достижение определённых результатов в области государственной политики;
5) отставание действующей системы финансового контроля от требований современного этапа развития;
6) фрагментарность и разрозненность информационных систем, применяемых для целей муниципального и государственного управления, в том числе в области управления общественными (государственными) финансами;
7) низкая открытость бюджетов, подотчётность и прозрачность деятельности разных участников сектора государственного управления, низкий уровень вовлеченности гражданского общества в обсуждение задач и итогов расходования бюджетных средств.
Главными направлениями решения обозначенных проблем в области управления государственными финансами автономного округа выступают:
1. Малая связь стратегического и бюджетного планирования:
- подготовка региональных государственных программ;
- формирование программного бюджета;
- подготовка методологии создания "потолков" затрат, призванных обеспечить предсказуемость финансовых ресурсов, выделяемых для ответственных исполнителей государственных программ и мотивирующих к улучшению механизмов приоритезации затрат внутри отраслей;
2. Отсутствие длительной сбалансированности консолидированного, окружного и муниципальных бюджетов:
- улучшение правил формирования и расходования средств резервного фонда в регионе;
- реализация консервативной политики управления государственным долгом в регионе;
- формирование механизмов, помогающих оперативно оптимизировать расходные обязательства региона при возникновении соответствующей необходимости;
3. Неустойчивость доходной базы окружного бюджета и муниципальных бюджетов:
- реализация консервативной политики прогнозирования доходов регионального бюджета;
- увеличение точности прогнозирования ожидаемых доходов;
- стимулирование инновационной и инвестиционной активности;
- оптимизация используемых налоговых льгот;
- развитие среднего и малого бизнеса как основы стабильной и долгосрочной налоговой базы;
4. Отсутствие каких-либо стимулов для увеличения эффективности бюджетных затрат:
- введение программно-целевого принципа управления затратами;
- недопустимость принятия каких-либо новых расходных обязательств автономного округа без оценивания финансовых последствий;
- конкурсное распределение бюджета принимаемых обязательств;
- улучшение системы финансового обеспечения предоставления государственных услуг (осуществления работ);
5. Отставание системы финансового контроля от текущих требований:
- развитие механизмов осуществления внутриведомственного финансового контроля;
- применение методик аудита эффективности вместе с финансовым аудитом и аудитом законности;
- разделение полномочий органов муниципального (государственного) внутреннего и внешнего финансового контроля;
6. Фрагментарность и разрозненность информационных систем:
- обеспечение развития единой системы "Электронный бюджет";
7. Малая открытость бюджетов, подотчётность и прозрачность деятельности участников сектора государственного управления, низкий уровень вовлеченности гражданского общества в обсуждение результатов и целей расходования бюджетных средств:
- открытость и прозрачность бюджетного процесса, предусматривающие общедоступность сведений о бюджетных затратах и системе результатов и целей государственной политики, их понятность для населения и полезность для выполнения общественного контроля;
- организация опросов граждан.
Степень разработанности темы. Исследование проблем управления государственными финансами является одним из основных направлений экономической и финансовой теории. Проблемам теоретического и практического обоснования функционирования системы общественных финансов, исследованию причин, закономерностей и механизмов их развития посвящены классические и современные труды таких зарубежных ученых, как Э. Аткинсон, Дж. Кейнс, Р. Коуз, А. Маршалл, Р. Масгрейв, Д. Норт, В. Ойкен, У. Оутс, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, А. Смит, Дж. Стиглиц, Ч. Тибу, Шумпетер и др.
Общие вопросы теории общественных благ, исследование современных процессов в сфере социально-экономической и бюджетной политики России, анализ системы плановых показателей финансово-экономического развития представлены в работах современных российских ученых: Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Е.М. Бухвальда, С.Ю. Глазьева, В.П. Горегляда, А.М. Година, О.В. Гончарук, А.Г. Гранберга, А.Г. Грязновой, А.Н. Илларионова, Г.Б. Клеинера, И.К. Комарова, Ю.И. Любимцева, С.Н. Рябухина, В.К. Сенчагова, Б.И. Соколова, В.М. Ходачека, С.А. Шахрая, Л.И. Якобсона, Ю.В. Яковца, Е.Г. Ясина и др.
Важное значение для изучения системы управления бюджетными ресурсами с учетом региональной составляющей в условиях реформирования бюджетного процесса имеют публикации таких ученых и специалистов, как: А.М. Бабич, А.М. Бирман, О.В. Врублевская, Л.А. Дробозина, Н.Г. Иванова, Л.Л. Игонина, А.Г. Игудин, В.А. Кабашкин, В.В. Климанов, Т.М. Ковалева, Л.Н. Красавина, А.Л. Кудрин, С.Е. Ларина, В.Н. Лексин, И.Н. Мысляева, В.Г. Пансков, А.Ф. Пенкин, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, И.П. Скобелева, А.В. Улюкаев, М.И. Яндиев и др. Отдельные вопросы внедрения программного бюджетного планирования рассматриваются в работах ученых-практиков А.М. Лаврова и А.Г. Силуанова.
Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и внедрению принципа программно-целевого планирования обусловили необходимость исследования совершенно новых для России форм, методов и механизмов бюджетного планирования. В то же время не получил должного развития комплексный подход к исследованию проблем регионального развития системы программного бюджетирования, многие вопросы, обусловленные характером организационно-экономических и финансово-бюджетных отношений в системе среднесрочного планирования до настоящего времени остаются нерешенными или носят дискуссионный характер. Таким образом, недостаточная разработанность теоретических и методологических положений, их высокая практическая значимость обусловили выбор предмета, объекта, цели и задач исследования.
Методологическую основу диссертационной работы составили фундаментальные и прикладные научные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, региональной экономики, бюджетных отношений, связанных с изучением и обоснованием финансово-экономических государственными и муниципальными финансами.
Для обоснования результатов работы в диссертации использованы общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, статистический, системного анализа, экономического анализа, сравнительного анализа, дедукции, индукции, экономико-математического моделирования, экспертных оценок.
Объектом магистерской диссертации выступает бюджетная политика Ямало-Ненецкого автономного округа.
Предметом исследования является бюджетный процесс Ямало-Ненецкого автономного округа.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование форм и методов организации регионального бюджетного планирования и разработка методологических основ формирования и развития организационно-финансового механизма бюджетного планирования на региональном уровне.
В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:
- Рассмотреть особенности организации бюджетного процесса на региональном уровне,
- Представить стадии формирования бюджетного процесса регионального уровня.
- Изучить основные направления совершенствования бюджетного процесса.
- Провести анализ бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного округа и особенности его организации.
- Выявить основные проблемы в организации бюджетного процесса.
- Подготовить мероприятие по сохранению длительной сбалансированности окружного бюджета, учитывая безусловное исполнение взятых обязательств и реализацию мероприятий в области инвентаризации имеющихся обязательств, уменьшению (перераспределению) неэффективных затрат.
- Предложить оптимизацию сети государственных заведений и улучшение качества оказания муниципальных и государственных услуг.
- Дать оценку распространению практики введения проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» и увеличение открытости бюджетных данных с помощью введения информационной системы «Электронный бюджет».
Научная новизна выражается в подготовке мероприятий по сохранению длительной сбалансированности окружного бюджета, учитывая безусловное выполнение взятых обязательств и реализацию мероприятий по осуществлению инвентаризации имеющихся обязательств, уменьшению (перераспределению) неэффективных затрат. Также следует оптимизировать сеть государственных учреждений и улучшить качество оказания муниципальных и государственных услуг, распространение практики введения проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» и увеличение открытости бюджетных данных с помощью ввода информационной системы «Электронный бюджет».
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственного устройства. Форма достаточно сильно влияет на формирование бюджета, потому что, если мы берем унитарные государства, то там бюджетная система будет подразделяться на два уровня:
государственного бюджета и местных бюджетов, а если мы рассматриваем федеративные государства, в частности Российскую Федерацию, то в нашей стране данная система характеризуется тремя уровнями - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Каждый отдельно взятый бюджет страны служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления. Причем все бюджеты являются самостоятельными частями (элементами) бюджетной системы государства.
Несмотря на то, что наша страна очень большая, и разные бюджеты признаются самостоятельными частями, действует принцип единства бюджетной системы. Это проявляется, в первую очередь, во взаимодействии по отношению доходов и расходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения доходных источников между бюджетами, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Благодаря данному принципу, можно сказать, что в нашей стране существуют межбюджетные отношения.
Бюджеты разных уровней самостоятельны, и это очень важно при федеративном устройстве страны. На мой, взгляд, это важно, потому что контроль за исполнением данных бюджетов более полный, более реальный и точный, ведь легче посмотреть отчетность и проследить за определенным бюджетом, чем за огромным массивом, если бы он был единственным по всей стране.
Во второй главе провели анализ бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного округа и особенности его организации. За прошедшее время бюджетная система автономного округа функционировала в довольно сложных экономических условиях. В то же время реализуемая органами государственной власти автономного округа бюджетная политика помогла обеспечить реализацию обозначенных задач, а именно: подготовить и исполнить сбалансированный бюджет, обеспечить финансовое обеспечение всех принятых обязательств перед гражданами, сформировать условия для дальнейшего развития экономики автономного округа.
Главным направлением деятельности финансовых контролеров оказался контроль эффективности, обоснованности и результативности бюджетных затрат. В связи с этим сейчас повышенное значение отводится эффективности государственного финансового контроля, экономности использования средств окружного бюджета, качеству оказания государственных услуг, достижению предусмотренных показателей государственных программ, а также задач осуществления закупок.
Чтобы исключить неэффективность принимаемых управленческих решений во время бюджетного процесса, избежать низкой результативности осуществляемых бюджетных затрат и несоразмерности достигаемого социально-экономического эффекта объёму потраченных бюджетных средств в автономном округе довольно успешно используется такой инструмент, как система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
Основные проблемы организации и развития системы внутреннего финансового контроля и аудита главных распорядителей средств окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа выражаются:
- в разных первоначальных позициях с позиции формирования современных систем внутреннего финансового контроля и аудита;
- в отсутствии квалифицированных кадров в сфере внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- в отсутствии методики оценивания бюджетных рисков.
Улучшение бюджетного процесса Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает реализацию таких мероприятий:
- мероприятий в области поддержания длительной сбалансированности окружного бюджета с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и осуществления мероприятий по инвентаризации имеющихся обязательств, снижению (перераспределению) неэффективных затрат,
- оптимизацию сети государственных учреждений и улучшение качества оказания муниципальных и государственных услуг,
- распространение практики введения проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» и увеличение открытости бюджетных данных с помощью введения информационной системы «Электронный бюджет».
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от
31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон ЯНАО от 03.03.2008 г. № 2-ЗАО// Красный Север. - 2008. - № 44/1.
3. Об окружном бюджете на 2016 год: Закон ЯНАО от 25.11.2015 г. № 100-ЗАО // Красный Север. -2015. Спецвыпуски - № 88, 88/1, 88/2, 88/3.
4. Об окружном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и
2019 гг.: Закон ЯНАО от 25.11.2016 г.90-ЗАО // Красный Север. - 2016. Спецвыпуски - № 94, 94/1, 94/2, 94/3, 94/4, 94/5, 94/6, 94/7, 94/8, 94/9,94/10, 94/11, 94/12.
5. Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов: Закон ЯНАО от16.11.2017 г. № 85-ЗАО // Красный Север. - 2017. Спецвыпуски - № 96, 96/1, 96/2, 96/3, 96/4, 96/5, 96/6,96/7, 96/8, 96/9.
6. О комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 27.06.2011 г. № 423-П // Красный Север. - 2011. - № 39.
7. Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый годи плановый период: Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2016 г. № 591-П // Красный Север.
- 2016. Спецвыпуск - № 48/5.
8. О мероприятиях по реализации Закона Ямало-Ненецкого
автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»: Постановление Правительства ЯНАО от26.12.2017 г. № 1436-П // Официальный интернет-портал правовой
информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru
9. Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период: Приказ Департамента финансов ЯНАО от21.04.2017 г. № 2901-07/75 // Красный Север. - 2017. - Спецвыпуски - № 29/2, 29/3.
10. Облигации для населения [Электронный ресурс] // Официальный
сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа:йИр://’№№№.уата11т.ги/тбех.рйр?ор1юп=сош_соп1еп1&у1е’№=агйс1е&1й =2332:2017-07-11-09-01-57&Itemid=112, свободный (дата обращения:
25.12.2018).
11. Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущие позиции по
уровню кредитного рейтингасреди регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа:
http://invest.yanao.ru/about/?tab=tabpane13, свободный (дата обращения: 25.12.2018).
12. Инициативное бюджетирование поможет гражданам стать
партнерами государства [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3134:2019-04-12-10-17- 13&catid=31:2010-05-27-04-54-39&Itemid=71, свободный
(дата обращения: 12.04.2019).
13. В окружном парламенте рассматривают отчет об исполнении
окружного бюджета за 2018 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com content&view=article&id=3181:2018-&catid=31:2010-05-27-04-54-39&Itemid=71, свободный (дата
обращения: 22.05.2019).
14. Мониторинг практики реализации бюджета для граждан в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим gocTyna:http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =1860:2016-06-23-06-12-49&catid=35:2010-05-27-08-59-32&Itemid=42, свободный (дата обращения: 25.05.2019).
15. В Салехарде обсуждают внедрение и перспективы развития
инициативного бюджетирования. Ямальские школьники примут в нем самое активное участие [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: http://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3189:2 019-05-30- 10-43-06&catid=31:2010-05-27-04-54-39&Itemid=71, свободный
(дата обращения: 30.05.2019).
16. Рожков Ю.В., Тишутина О.И. Современные проблемы развития бюджетного федерализма в РФ // Проблемы современной экономики . - 2007 - № 3 (23);
17. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
18. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р об
утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
19.Основные направления оптимизации бюджетного законодательства, Богов Х.М., «Экономический анализ: теория и практика», 2009, № 13 // Информационно-правовое обеспечение «Консультант ПЛЮС»;
20. «Бюджетный учет», 2013, N 7, классификация видов расходов - местные особенности // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
21. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
22. «Бюджет», 2014, N 3, «Повышение эффективности управления общественными финансами: новая программа действий органов власти» (Климанов В.В.)// Информационно-правовое обеспечение «Консультант ПЛЮС»;
23. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
24. Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
25. Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ»;
26. Материалы II Конференции Союза муниципальных контрольно¬счетных органов в Дальневосточном федеральном округе России «Анализ бюджетного процесса в муниципальных образованиях и предложения по его совершенствованию»
27. Джойс Ф. Информированное бюджетирование в США: эволюционный подход//Бюджет.2014. № 1. С.84-94.
28. Budget Reform and State Modernization in
France.URL: http: //www.performance-publique.
budget.gouv.fr/fileadmin/medials/documents/ressources/comparaisons_internation ales/reforme_budgetaire_anglais.pdf.
29. Budgeting Practices and Procedures in OECD Countries. May 2014. OECD Publishing. URL: http:// www.dx.doi.org/10.1787/9789264059696-en.
30. Cangiano M., Curristine T., Lazare M. Public Financial Management and its Emerging Architecture. International Monetary Fund. 2013.
31. Evolutions in Budgetary Practice: Allen Schick and the OECD Senior Budget Officials. June 2009. OECD Publishing. 458 p.
32. International Public Sector Accounting Standards Board Fact Sheet.
April 2013. P. 2. URL: http://www.ifac.org/sites/default/files/uploads/
IPSASB/IPSASB-Fact-Sheet.pdf.
33. OECD Principles of budgetary governance: OECD Senior Budget Officials. June 2014. OESD Publishing. URL: http://www.pempal.org/data/upload/ files/2014/07/oecdsbo_principles-of-budgetarygovernance-post-sbo-clean_eng.pdf.
34. Pretorius C. and Pretorius N. Review of Public Financial Management
Reform Literature. London. DFID, 2008. 118 p. URL:
http://www.frp2.org/english/ Portals/0/Library/Expenditure%20Managment/Review %20of%20Public%20Financial%20Management%20R eform%20Literature%20- %20full%20text%20.pdf.
35. Restoring Public Finances: 2012 Update November 2012. OECD Publishing. 228 p.
17. Schick Allen. Performance budgeting and accrual budgeting: Decision rules or analytic tools? // OECD Journal on Budgeting. 2007. № 7. P. 109-138.
36. Steger Gerhard. Redirecting public finance towards a sustainable path // OECD Journal on Budgeting. 2012. № 2. P. 61-67.
37. The role of Budget Classifications in budgetary reforms OECD. 5th Senior Budget Officials Meeting St. Petersburg 25-26 June 2009. URL: http: www.oecd. org/governance/budgeting/43056551 .pdf
38. What is Public Expenditure Management (PEM)? The Governance brief.
A Quarterly Publication. The Governance Unit Strategy and Policy Department Asian Development Bank. Issue 1-2001. URL: http://
www1.worldbank.org/publicsector/LearningProgram/ anticorrupt/GovernanceBrief-Issue.pdf.
39. Поснихина Е.А. Цели и задачи бюджетной политики Ямало¬Ненецкого Автономного округа в среднесрочной перспективе // Электронный журнал «International scientific review». - 2019. - № 9 - С. 54-58.
40. Поснихина Е.А. Предполагаемые и реализуемые меры по повышению инвестиционной привлекательности региона на примере Ямало¬Ненецкого автономного округа // Журнал экономических исследований. - 2019. - №2 - С. 75-81.
41. Поснихина Е.А. Основные характеристики планирования регионального бюджета на примере Ямало-Ненецкого автономного округа // Журнал экономических исследований. - 2019. - №5 - С. 33-37.