Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБРАЗ ПОЖИЛОГО СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ В БЫТОВОМ ЖАНРЕ ЖИВОПИСИ 7
1.1. Развитие бытового жанра в русской и зарубежной живописи 7
1.2. Образ сельского жителя и его быт в картинах известных русских художников XIX и XX веков 13
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ЖИВОПИСНОЙ КАРТИНЫ 31
2.1. Поиск идей, сюжета и образов для дипломной картины 31
2.2. Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок 32
Выводы по II главе 36
ГЛАВА III. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ «На даче это было...» 37
3.1. Практическая реализация живописной картины 37
Выводы по III главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Как известно, бытовой жанр в изобразительном искусстве, несет задачу запечатлеть с трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоев. Показать психологическую насыщенность образов простых людей и их повседневность. Многие художники придали бытовому жанру впечатляющую силу достоверности, обобщения непосредственно наблюдённых в действительности повседневных сцен, создали убеждающие своей жизненной конкретностью образы крестьян и рабочих, подавленных тяжестью труда, но духовно не сломленных и полных достоинства, а это как правило старики и пожилые люди.
Тема пожилых людей и почтенного возраста в целом очень часто становится объектом внимания многих творческих людей. Почему так? Кто- то мог бы подумать, что в старости нет ничего привлекательного и возвышенного, и что художникам не стоит тратить слишком много времени на работу над картинами, описывающими внутренний мир стариков и их быт.
На самом деле, пожилые люди в живописи - это целая отдельная и глубокая тематика, требующая определенного мастерства и понимания человеческой натуры. Ведь изображение человека - это не просто передача его внешних характеристик, это также и передача его внутренних состояний, переживаний, чувств, опыта и забот. А у стариков, как ни у кого, много этих граней души и, как ни у кого, они глубоки и сложны для понимания. Как передать на холсте всю боль пожилого человека, потерявшего своих детей? Как передать смирение, с которым старый забытый всеми человек ждет своего конца? А разочарование своей жизнью? А сожаление об упущенных возможностях?
Картины с пожилыми людьми могут быть очень трогательными и впечатляющими. Но так же, как они передают тяжелые чувства и эмоции, они передают легкость, радость и веселье. Ведь кто еще умеет так радоваться жизни, как пожилой человек, переживший все невзгоды, и все равно сохранивший способность искренне смеяться? Кто еще так хорошо покажет всю свою любовь к детям и внукам? А близость с природой? А вековую мудрость?
Пожилые люди могут быть весьма и весьма многогранны, особенно в контексте живописи. На протяжении столетий это замечали многие художники и старались запечатлеть их различные образы на своих работах. Показать их повседневные заботы, дела и обязанности. Лучше всего это можно было наблюдать в деревнях, селах и местах отдаленных от города.
К сожалению, многие, кто вплотную занимается живописью часто говорят, что сложнее всего нарисовать лица именно детей и стариков, объясняя это тем, что и старики и дети слишком естественны, не наиграны. Еще не осознавшие себя и от себя отступающие становятся слишком неуловимыми. В этом сложность. Но в то же время и вызов. Пожилые люди на картинах являют собой представление об эпохе (так же как и другие), и их нельзя игнорировать и пренебрегать ими. Это наша история.
Можно только представить, как обогатится мировая живопись, если в нее вольются картины с изображением пожилых людей и их быт.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы запечатлеть простых сельских жителей, их быт, и показать зрителю положительные эмоции глубокой старости.
Цель дипломной работы: написать картину на тему «На даче это было...».
Задачи:
• изучить историю становления и развития бытового жанра в изобразительном искусстве;
• раскрыть процесс выбора темы для дипломной работы;
• определить особенности композиции, подходящей картине данного жанра;
• подготовить ряд натурных этюдов и зарисовок;
• выполнить тональный рисунок на картоне мягким материалом;
• написать картину на холсте в технике масляной живописи;
• оформить теоретическую часть дипломной работы на печатной основе.
Объектом исследования является бытовой жанр живописи, включающий простой и повседневный сюжет.
Предметом исследования является создание композиции в картине.
Пояснительная записка к дипломной работе раскрывает творческий замысел картины. Структура дипломной работы состоит из аннотации, введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Графическая часть дипломного проекта состоит из поисковых и подготовительных эскизов и этюдов.
Художественно-практическая часть дипломной работы представлена в виде картины, выполненной в технике масляной живописи.
В результате проделанной работы, были достигнуты следующие результаты. Автор узнал историю развития бытового жанра в изобразительном искусстве. Проанализированы картины известных русских художников живописцев, написавшие произведения в бытовом жанре. По завершении автор освоил и закрепил техники масляной живописи. Практиковал поэтапное ведение работы над картиной. Узнал какую важную роль играют в работе над картиной наброски, эскизы и этюды, которые помогают грамотно приступить к преддипломной работе. Приобрела знания о композиционном строе и его основополагающих элементах, таких как цветовое и тоновое решение картины. На практике освоил правильное применение и владение живописных материалов таких как: растворители, лаки, масленные краски и графические материалы: сепия, уголь, графит. Автор научился правильно подбирать материалы и инструменты в соответствии с поставленной задачей. Узнал о разных живописных техниках, о тонкостях и нюансах в подготовке холста, а также научился правильно и со вкусом подбирать багет под картину, так как выяснил влияние рамы на фон и колорит картины. Ведь именно грамотно подобранная рама - это часть успеха. Она может подчеркнуть достоинства картины.
Таким образом практическая часть дипломной работы и решение поставленных задач автор считает поставленную цель достигнутой.
1. Астахов А. Галерея русской живописи «Великие мастера. Владимир Маковский» / 2014.-195 с.
2. Баженова Т.Ю. История и теория художественного образования / Т.Ю. Баженова. - Конспект лекций. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007. - 41 с.
3. Борисова, Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - 261 с.
4. Бояринова С. Главные правила сочетания цветов / С. Бояринова. - М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2010. — 96 с.
5. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 408 с.
6. Виннер А.В. Как работают мастера живописи / А.В. Виннер. - М.: Советская Россия, 1965. — 112 с.
7. Владимирова Е. (сост.). Импрессионизм / Е. Владимирова. - М.: Эксмо, 2012. — 385 с.
8. Голицына, И.М. История русской живописи. Рубеж 19 - 20 веков / И.М. Голицына. - М.: Белый город, 2007. - 255 с.
9. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. - М.: Искусство, 2004. — 120 с
10. Гулд Н. Главное в истории живописи... и коты! Стили и их яркие представители / Н. Гулд. — М.: Эксмо, 2019. — 98 с.
11. Давидова М.Г. Формальный метод в искусствознании / М.Г. Давидова. — Учебное пособие для направления подготовки 50.03.04. — СПб.: СПбГЛТУ, 2016. — 80 с.
12. Евстратова Е.Н. 500 сокровищ русской живописи / Е.Н. Евстратова. - М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 536 с.
13. Журавлева Е.В. Владимир Маковский / Е.В. Журавлева. — Москва: "Искусство", 2017. - 162 с.
14. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер.: Монахова Людмила — М.: Д. Аронов. 2004. — 95 с.
15. Иттен Иоханнес. Искусство формы. / Издатель: Д. Аронов. 2001. — 138 с.
...