Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР

Работа №106919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр
1.1Особенности развития мотивационной готовности к школе
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
1.2Интерактивные игры как средство развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического
развития
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мотивационной
готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр
2.1Выявление уровня развития мотивационной готовности
к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2.2Содержание и организация работы по развитию
мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр
2.3Оценка динамики уровня развития мотивационной готовности
к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе
Приложение В Примеры слайдов, применяемых в интерактивных играх
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования уделяется большое внимание формированию готовности к школьному обучению. В данном документе подчеркивается, что мотивационная сфера ребенка дошкольного возраста является краеугольным камнем его успешности учебы в школе, социализации и интеграции в обществе.
На основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработаны стандарты для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в которых определены требования к реализации адаптированных программ дошкольного образования.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто встречаются дети с задержкой психического развития. В ряде исследований показано, что у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий, по сравнению со сверстниками с нормой развития, уровень познавательной активности, который влечет за собой недостаточный уровень знаний об окружающем мире и замедленный темп формирования практических навыков, а также преобладание игрового мотива обучения над учебным. Все эти аспекты определяют особенности развития мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Г отовность к школьному обучению - объект множественных изучений российских и иностранных ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Гетпер,
Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, Я. Йирасек.
Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, А. Целик, С. Штребел, Д.Б. Эльконин).
Анализ исследований (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, Д Б. Эльконин) позволяет обнаружить низкий уровень развития мотивационной готовности современных детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в связи с этим отмечается их недостаточная готовность к школе (Л.А. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Д.Б. Эльконин).
Содержание дошкольного образования должно обеспечить развитие мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Отметим, что огромное влияние на развитие мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития оказывают интерактивные игры. Интерактивная игра - это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской. Однако практики использования интерактивных игр в развитии мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие: между необходимостью развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием интерактивных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности интерактивных игр в развитии мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр.
Гипотеза исследования: процесс развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет возможным, если:
-разработаны интерактивные игры в соответствии с показателями мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведена поэтапная работа с применением интерактивных игр, включающая информационный и поисковый этапы.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы проблемы развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр.
2.Выявить уровень развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3.Разработать и апробировать содержание работы по развитию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
-концепция о закономерностях психического развития ребенка в норме и патологии Л.С. Выготского;
-исследования в области мотивационной готовности к школьному
обучению у детей 6-7 лет (Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Казак, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина,
Е.О. Смирнова);
-исследования об особенностях мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов);
-исследования возможностей интерактивных игр в развитии мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Л.А. Венгер, О.В. Гударева, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин).
Методы исследования:
-теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования),
-эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы),
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение детский сад «Сказка» с. Хрящевка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области лицея (технологического) муниципального района Ставропольский Самарской области. В исследовании приняли участие 10 воспитанников подготовительной группы в возрасте 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в подборе интерактивных игр в соответствии с показателями мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование содержания работы с использованием интерактивных игр составит основу для более широких научных представлений о средствах развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенного в работе комплекса диагностических методов, содержания работы с применением интерактивных игр в деятельности педагогов-психологов, учителей-дефектологов в процессе развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 наименования), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 рисунков и 2 таблицы. Основной текст работы изложен на 52 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ проблемы развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр нами установлено, что под готовностью детей к школьному обучению подразумевается целый комплекс качеств и свойств, определяющих достижение ребенком новой, наиболее значительной стадии общего физического, интеллектуального, высоконравственного и эстетического развития. Выделяют 4 блока важных учебных качеств, которые образуют структуру психологической готовности к обучению: мотивационная готовность; эмоционально-волевая готовность; интеллектуальная готовность; личностно-социальная готовность. Мотивационная готовность - это отношение к учебе как к общественно значимому делу, а также стремление к получению знаний. У детей 6-7 лет в норме доминирует социальная мотивация учения, они беспрекословно выполняют требования педагога и не стремятся понять, зачем им это нужно делать. Мотивами учения старших дошкольников являются: отметки, чувство долга, интерес, престиж. Задержка психического развития - это отставание общего темпа психического развития от принятых норм у детей определенного возраста. У детей 6-7 лет данной группы наблюдается низкий, по сравнению со сверстниками с нормой развития, уровень познавательной активности, который влечет за собой недостаточный уровень знаний об окружающем мире и замедленный темп формирования практических навыков, а также преобладание игрового мотива обучения над учебным.
Мы выявили, что одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В дошкольной образовательной организации с целью развития мотивационной готовности к 46
школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития используется много различных приемов и методов, подкрепленных яркими стимулирующими пособиями. При этом, какой бы метод развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ни применялся, необходимо соблюдать один из основополагающих принципов дидактики: от простого к сложному. Отметим, что выбор интерактивных игр, их сложность и качественное наполнение должны быть строго согласованы с возрастными и индивидуальными возможностями детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что обладают низким уровнем развития мотивационной готовности к школе 40% детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Такой ребенок 6-7 лет с задержкой психического развития демонстрирует внешние мотивы учебной деятельности: задание выполняется с целью получения похвалы или оценки, познавательный интерес развит на низком уровне. Ребенок не показывает интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована. Дошкольник демонстрирует преобладание игровых и внешних мотивов учения, выявлен низкий уровень учебной мотивации.
Средним уровнем развития мотивационной готовности к школе обладают 60% детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Такой ребенок 6-7 лет с задержкой психического развития демонстрирует коммуникативные мотивы учебной деятельности: задание выполняется с целью завоевания авторитета среди сверстников или взрослых. У дошкольника наблюдается нейтральное отношение к школе, познавательный интерес развит на среднем уровне. Ребенок демонстрирует интерес ко внешней атрибутике жизни школьника, внутренняя позиция школьника сформирована не в полном объеме. Дошкольник демонстрирует преобладание позиционных мотивов учения, выявлен средний уровень учебной мотивации.
Высокого уровня не выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр.
Нами было экспериментально доказано, что процесс развития мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет возможным, если:
-разработаны интерактивные игры в соответствии с показателями мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
-проведена поэтапная работа с применением интерактивных игр, включающая информационный и поисковый этапы.
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что уровень мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития повысился. Так, количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития с низким уровнем мотивационной готовности к школе снизилось на 20%. Количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития со средним уровнем мотивационной готовности к школе увеличилось на 20%.
Можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством интерактивных игр является результативным. Таким образом, результаты контрольного среза доказывают верность выдвинутой гипотезы.


1.Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2018. 208 с.
2.Бальсевич В. К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С. 21-25.
3.Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на
развитие дошкольников // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 31-38.
4.Виноградова Н. Ф. Еще раз о проеме реализации
преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования // Начальное образование. 2020. № 6. С. 21-25.
5.Волков Б. С. Психология развития человека. М. :
Академический проект, 201 9. 224 с.
6.Волошина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. М. : Белгород, 2018. 152 с.
7.Воспитание и обучение детей шестого годажизни / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М. : Гардарики, 2019. 340 с.
8.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Моск. филос. фонд, 2016. 420 с.
9.Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособиедля студентов всех специальностей педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2014. 219 с.
10.Григорович Л. А. Педагогика и психология: сборник статей. М. : Гардарики, 201 6. 480 с.
11.Гудкович И. М. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. Ульяновск, 2017. 380 с.
12.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. М. : Академический Проект, 2020. 184 с.
13.Дорохина Н. А. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей при подготовкеребенка к школе // Управлениедошкольным образовательным учреждением. 2018. № 1. С. 76-79.
14.Егорова У. Г. Изучение семейных отношений в период поступления ребенка в школу // Семья XXI века: ценности, ориентиры: материалы II международной научно-практической конференции (ноябрь 2012) / под ред. В. Я. Мачнева, Л. В. Куриленко. Самара : «Универс групп», 2018. С. 246-251.
15.Журова Л. А. Готовность к школьному обучению // Начальная школа. 2017. № 13. С. 12-19...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ