Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №114187

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования
у детей 5-6 лет нравственного поведения 9
1.2 Роль игровой деятельности в формировании у детей 5-6 лет
нравственного поведения 25
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности 32
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
нравственного поведения 32
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности 47
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
нравственного поведения 60
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 74
Приложение Б Количественные результаты исследования уровня сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения 75


В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из многочисленных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, решение которой предполагается в ходе образовательного процесса, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Также в области социально-коммуникативного развития, ставится такая задача как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
В Законе ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности.
Вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в последнее время уделяется пристальное внимание. В настоящее время, материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии, патриотизме и гражданственности.
В Концепции содержания непрерывного образования (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.) одна из целей сформулирована как воспитание нравственного человека, выделены следующие приоритетные 4
задачи: формирование у подрастающего поколения различных знаний о мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.
Дошкольный возраст - основной период в жизни человека, так как именно здесь формируется личность. Ребёнок познаёт мир, состоит в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками, а также приобретает навыки нравственной культуры.
Каждый человек по-своему влияет на развитие нравственности ребёнка, однако главная роль по-прежнему остаётся за педагогом. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Во многом это связано не только с изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, но и с достигнутым к пяти годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Актуальность темы исследования определяется исключительной важностью морально-нравственного развития для становления личности ребенка. Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович).
Формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет является осознанной и изучаемой проблемой среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На современном этапе проблема формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения, безусловно, является актуальной и практически значимой. Нравственному воспитанию детей 5-6 лет большое внимание в своих трудах уделяли следующие выдающиеся авторы: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Виноградова, Н.С. Карпинская и другие ученые.
Л.М. Аболиным, А.В. Зосимовским, Ж. Пиаже, Л. Колбергом, Г.А. Урунтаевой были разработаны первые концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте. Р.Н. Ибрагимовой, A. С. Золотниковой изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения. Исследования B. А. Горбачёвой, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и других ученых. обогатили теорию нравственного развития знаниями о формировании нравственных представлений и моральных оценок у детей.
Анализ психолого-педагогических исследований убеждает в том, что нравственная воспитанность, эмоциональная зрелость и отзывчивость во многом определяются не запасом неких качеств, сформированных у ребёнка в дошкольные годы, а уровнем становления представлений о доброте, отзывчивости, наличием у ребёнка собственного опыта глубоких переживаний, приобретенных, в том числе, посредством игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения и недостаточностью методических разработок, посвященных использованию игровой деятельности для формирования нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения.
Предмет исследования: особенности формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности возможно, если:
- подобрать произведения художественной литературы нравственного содержания и обосновать схему формирования у детей нравственного поведения на основе комплексного подхода;
- разработать содержание дидактических игр по произведениям художественной литературы нравственного содержания;
- организовать проведение дидактических игр, в основе которых заложены ориентиры нравственного поведения детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет нравственного поведения.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; наблюдение, беседа;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция морального и духовно-нравственного развития в дошкольном возрасте Р.Н. Ибрагимовой, и А.С. Золотниковой)
- теоретические положения Б.Н. Чумакова, В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, М.Л. Лазарева, Л.Г. Татарниковой о формировании нравственного поведения детей дошкольного возраста;
- теоретические положения М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.М. Бородич, Л. Нечаевой о формировании нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игровой деятельности в формировании у детей 5-6 лет нравственного поведения; определены показатели и дана характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с формированием у детей 5-6 лет нравственного поведения.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия № 9»
СП детский сад г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника), 2 приложений. Текст работы иллюстрируют 2 рисунка и 11 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённой исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Формирование у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности является осознанной и изучаемой проблемой среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На современном этапе формирование у детей 5-6 лет нравственного поведения, безусловно, является актуальной и практически значимой темой. Нравственному воспитанию детей 5-6 лет огромное внимание в своих трудах уделяли внимание следующие выдающиеся авторы: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Виноградова, Н.С. Карпинская и другие.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень сформированности нравственного поведения.
Целью формирующего эксперимента явилось: определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет нравственного поведения посредством игровой деятельности возможно:
- подобрать произведения художественной литературы нравственного содержания и обосновать схему формирования у детей нравственного поведения на основе комплексного подхода;
- разработать содержание дидактических игр по произведениям художественной литературы нравственного содержания;
- организовать проведение дидактических игр, в основе которых заложены ориентиры нравственного поведения детей.
Работа по формированию у детей 5-6 лет нравственного поведения проводилась на основе комплексного подхода. На основе комплексного подхода дети сначала слушали произведение художественной литературы нравственного содержания, затем во время беседы не только получали представления о нормах нравственного поведения, но и сразу закрепляли практические навыки о нормах нравственного поведения, включаясь в проведение дидактических игр.
Всего было разработано 4 дидактические игры по произведениям художественной литературы нравственного содержания. Предложенные дидактические игры способствовали закреплению полученных детьми представлений во время беседы. Дидактические игры проводились с детьми в рамках организации совместной деятельности детей и педагога в режимных моментах.
В ходе организации тематических бесед и дидактических игр, направленных на формирование нравственного поведения, дети освоили и закрепили следующие ориентиры нравственного поведения:
- ценностное отношение к матери, как самому главному человеку в жизни;
- эмоционально-положительное отношение к основным событиям в истории России;
- ценностное отношение к отцу, как защитнику всех членов семьи;
- ценностное отношение к труду взрослых разных профессий;
- доброжелательное, заботливое отношение к младшим братьям, сестрам;
- ценностное отношение к достижениям, увлечениям, интересам сверстников;
- уважительное отношение к интересам, увлечениям, достижениям членов семьи;
- толерантное отношение к людям различных национальностей» («Мир детей;
- эмоционально-положительное отношение к народной культуре и традициям.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения:
- количество детей 5-6 лет, условно отнесенных к низкому уровню сформированности нравственного поведения, уменьшилось на 25%;
- количество детей 5-6 лет, условно отнесенных к среднему уровню сформированности нравственного поведения, увеличилось на 5%;
- количество детей 5-6 лет, условно отнесенных к высокому уровню сформированности нравственного поведения, увеличилось на 35%.
Следовательно, подводя итог проделанной работы, можно отметить, что специально организованная работа по формированию у детей нравственного поведения позволила повысить уровень сформированности у детей 5-6 лет нравственного поведения.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза.
Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.



1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
2. Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании Донецк : Изд-во «Ноулидж», 2008. 92 с.
3. Байматова А. А. Идеи ученых о милосердии. // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 333-335.
4. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Академия, 2005. 412 с.
5. Братусь Б. С. Нравственное сознание (психологическое
исследование). М. : Изд-во «Знание», 2005. 65 с.
6. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2009. 96 с.
7. Бурнашев В. П. Уроки нравственности : учебное пособие. М. : Просвещение, 2014. 115 с.
8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 2010. 288 с.
9. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика-Пресс, 2003. 224 с.
10. Гиздатуллина А. Г. Работа с родителями в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://www.moidetsad.ru/konsultac260.html(дата обращения: 28.02.2020).
11. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 23 с.
12. Ермакова Е. В. Курс нравственного воспитания «Этика» // Народное образование. 2008. № 9. С. 37.
13. Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru(дата обращения: 11.01.2020).
14. Козлов Э. П. Азбука нравственности // Воспитание школьников. 2004-2007. № 1-9. С. 25
15. Козлова С. А Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : изд. центр «Академия», 2010. 416 с.
16. Кульчинская Е. И. Воспитание чувств детей в семье. Киев : Радянська школа, 2003. 120 с.
17. Мезина Е. С. Формирование у детей 4-5 лет доброжелательного
отношения к людям посредством традиций дошкольной образовательной организации. Тольятти : Изд-во Тольяттинский государственный
университет, 2016. 56 с.
18. Меньшиков В. И. Духовно-нравственное воспитание в истории европейского образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27 (170). С. 223-231.
19. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. М. : Академия, 2014. 96 с.
20. Мясников В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии. М. : Просвещение, 2007. 356 с.
21. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 14.04.2020).
22. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/(дата обращения: 14.04.2020).
23. Ощепкова Л. С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com(дата обращения: 14.12.2019).
24. Прихожан A. M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 143-149.
25. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://dohcolonoc.ru (дата обращения: 19.12.2019).
26. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М : Издательство Московского университета, 2011. 184 с.
27. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание : для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М. : Просвещение, 2008. 108 с.
28. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 30.11.2019).
29. Чаплыгина А. Ю. Формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях посредством этических бесед. Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. 73 с.
30. Черемисина В. Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. С. 14-36.
31. Шадрина С. Н. Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях // Преподаватель XXI век Московский педагогический государственный университет. 2012. № 4. С. 170-173.
32. Шутова В. А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 05.01.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ