Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школа №36 (г. Комсомольск-на-Амуре).
Выборка: 28 человека, 18 юношей и 10 девушек учащиеся старших классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по физическому воспитанию 6
1.1 Секционные занятия как форма физического воспитания в общеобразовательных школах 6
1.2 Особенности секционной работы со школьниками 9
1.3 Организация внеклассной работы 12
Глава 2 Методы и организация исследования 16
2.1 Методы исследования 16
2.2.1 Теоретический анализ специальной научной литературы 16
2.2.2 Анкетирование детей старшего школьного возраста (15-17 лет) 17
2.2.3 Количественно-качественная обработка 17
2.2 Организация исследования 24
Глава 3 Организационная работа секции по баскетболу для старшеклассников 26
3.1 Отношение детей старшего школьного возраста к баскетболу 26
3.2 Организация, планирование и учет работы секции по баскетболу 29
3.3 Организация учебно-тренировочной работы 35
3.4 Планирование и учет учебно-тренировочной работы 40
3.5 Организационно-методические указания 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 57
Нынешняя система физического воспитания учащихся требует освоение большим объемом двигательных навыков и умений. Современные результаты свидетельствуют о снижении двигательной активности школьников в среднем и старшем школьном возрасте. Основными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивации в учебных заведениях, несформированность ценностного отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни. Можно сделать вывод, что изучение мотивации детей среднего и старшего школьного возраста к физическому воспитанию является актуальным и современным.
Баскетбол – одна из самых популярных и зрелищных игр не только во всем мире, но и в нашей стране. Характеризуется разнообразием движений. Баскетбол имеет не только лечебно-гигиеническое, но и воспитательное значение. Занятия баскетболом помогают сформировать упорство, решимость, самостоятельность, честность, твёрдость, уверенность в себе.
Проблема обучению баскетбола на уроках физической культуры, как средство повышения интереса к предмету, в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований методистов различных стран. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес А. Я. Гомельский, заслуженный тренер СССР, под его руководством советская сборная становилась олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира и семикратным чемпионом Европы. Александром Яковлевичем был разработан ряд методик обучения баскетболу на тренировках, а также на уроках физической культуры.
Выбор данной темы объясняется тем, что современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение развивалось физически здоровым и развитым. Занятия физической культуры открывают возможности для повышения общей физической и спортивной подготовленности учащихся, формирования у них устойчивого интереса к баскетболу на уроках по физической культуре. Эта проблема хорошо изучена в специальной литературе. Представлено следующими авторами: Н. Ф. Добрынин, Л. А. Гордон, М. Ф. Беляев, И. М. Цветков, В. Г. Иванов, Г. И. Щукина и др. Их работы посвящены интересу как очень сложному и значимому для человека процессу обучения.
В попытке понять, что такое интерес, многие ученые выделяли его характерные признаки и отделения интереса от близких и родственных понятий, таких как потребность, установка, мотив, влечение и др. В большом многообразии имеющихся определений интереса наиболее адекватной с точки зрения нашего исследования представляется точка зрения Г. И. Щукиной, которая рассматривает интерес как «избирательную направленность личности, направленную в область знаний, на его предметная сторона и сам процесс приобретения знаний».
Исходя из сказанного, возникает надобность создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
В такой ситуации представляется актуальным выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста».
Проблемой исследования является оптимизация и совершенствование организационной работы секции по баскетболу для старшеклассников (15-17 лет).
Цель исследования состоит в том, чтобы создать организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Исходя из цели, были определены задачи настоящей работы:
1. Изучить современное состояние проблемы организации внеурочно работы по физическому воспитанию;
2. Провести эксперимент;
3. Разработать организационную работу секции по баскетболу для старшеклассников.
Объект исследования: образовательный процесс общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Гипотеза: Можно предположить, что средства и методы, о которых пойдет речь в данной статье, являются наиболее подходящими для развития быстроты старшеклассников. Кроме того, развитие скорости с помощью баскетбола в этом возрасте лучше всего развито в силу физиологических и психологических особенностей подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новой научной информации относительно запросов детей старшего школьного возраста в отношении требований к секции по баскетболу и собственные разработки по деятельности такой секции.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения разработанных практических рекомендаций в процессе работы секции по баскетболу, что будет способствовать более организованной работе секции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы организационно-педагогической и медико-биологической направленности; изучение и обобщение педагогического опыта и результатов деятельности преподавателей школ и их воспитанников, наблюдение, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Итак, проведенное исследование позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся организации работы секции по баскетболу, позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания секционной работы в СШОР, не характеризуя её комплексно.
2. В ходе исследования были получены данные о том, что дети хотят заниматься спортом, но преимущественно это традиционные виды спорта. На основании ответов мы делаем выводы о том, что, дети хотели бы заниматься в секции по баскетболу (44%). Следовательно, необходимо организовывать такие секции на базе МОУ СОШ. Секционные занятия будут способствовать гармоничному развитию ребенка, развитию специальных физических качеств и социально важных полезных качеств, будут способствовать оздоровлению всего организма в целом. На протяжении всего периода занятий необходимо проводить беседы с детьми об истории баскетбола, разбирать различные тактические связки, объяснять и записывать технику основных приемов. С учащимися необходимо проводить беседы в форме лекций о вредных привычках и их отрицательном влиянии на организм подростка. При оценке указанных в анкете требований к организации секции по баскетболу, респонденты выделили ряд наиболее важных. К ним у старшеклассников были отнесены бесплатные занятия (64%), близость к дому (24%), разнообразие инвентаря (4%). Таким образом, при организации секции должны в обязательном порядке войти перечисленные школьниками требования к секции.
3. В ходе исследования были исследованы элементы планирования секции по баскетболу. К ним относятся типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план, план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе. Основные положения планирования должны быть учтены при поурочном изложении учебного материала. Необходимо учитывать также закономерности формирования двигательных навыков, специфику баскетбола, содержание и методику физической подготовки, обучение технике и тактике, соотношение средств физической, технической и тактической подготовки, периодизацию учебно-тренировочного процесса и т.д. Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции. Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части – 15-25 мин., основной – 90-100 мин., заключительной – 5 мин.
4. Учебно-тренировочная работа секции содержит непрерывность и круглогодичность процесса тренировки, четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года, определение для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства, определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся, организации воспитательной работы, организации врачебного и педагогического контроля, определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд, определение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура. – М.: Academia, 2021. – 416 с.
2. Баскетбол: учебно-методическое пособие / Под ред. С. Ю. Махова. – Орел: МАБИВ, 2018. – 37 с.
3. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
4. Боричев, Б.И. Программное обеспечение секции по баскетболу в условиях школы // XIII Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых. Материалы межрегиональной научной конференции / Гл. ред. В.Н. Маковеев. – 2019. – С. 363-366.
5. Веселая, З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 287 с.
7. Веланская, Е.А. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола): дис. ... канд. пед. наук. – Москва: Моск. пед. гос. ун-т., 2009. – 227 с.
8. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 224 с.
9. Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
10. Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: ФиС, 2016 – 190 с.
11. Даймацу, Х. Следуйте за мной. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 88 с.
12. Дерябина, Г.И., Шинкин А.А., Лернер В.Л., Мартынов М.А. Организация и содержание секционных занятий по баскетболу в общеобразовательной школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы ХIV Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. – 2018. – С. 310-317.
13. Доронцев, А.В., Ермолина Н.В., Зинчук Н.А. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1 (167). – С. 98-102.
14. Дудник, О.Е., Сираковская Я.В. Современные подходы к организации секционных занятий по спортивным играм в условиях общеобразовательного учреждения // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / Под ред. А.В. Сысоева, О.Н. Савинковой, И.В. Смольяновой. – 2019. – С. 125-132.
15. Жакеев, К.Т. Формирование и развитие физических качеств школьников средствами спортивных игр // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. – Т. 8. – № 1 (12). – С. 109-113.
16. Захаров, П.С., Луганская М.В. Результативность секционных занятий баскетболом в общеобразовательной школе на основе регулирования вариантов и направленности интегральной нагрузки // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 50-55.
17. Кайвалиев, А.А. Технико-тактическая подготовка школьников, занимающихся в секции по баскетболу // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте. материалы региональной научно-практической конференции. – Астрахань, 2022. – С. 90-92.
18. Кардашенко, В.Н. Гигиена детей и подростков: учебник /В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1989.
19. Конеева, Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника: учебное пособие для среднего профессионального образования / Под общ. ред. Е.В. Конеевой. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 322 с.
20. Коларевой, З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 2018 – 130 с.
21. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования /Е.А. Короткова // Физическая культура. – 2001.
22. Красножон, И.С. Баскетбол и его роль в воспитании и становлении личности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 343-345.
23. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2008. – 244 с.
24. Леонтьева, Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система. Опорно-двигательный аппарат) / Под.ред. Н.Н. Леонтьевой. М., 1976.
25. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. Т. 1-2. М., 2017.
26. Лескова, Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: «ФиС». 1983 – 120 с.
27. Лисицин, Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 2017. – 271 с.
28. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2019 – 175 с.
29. Лубышева, Л.И. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном / Л.И. Лубышева, В.П. Косихин // Теор. и паркт. физ. культ. – 1997.
30. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992.
31. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. – 1997.
32. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. – 2001.
33. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. –2000. - № 3.
34. Лысов, П.К., Костриков И. Методологические подходы к дистанционному обучению студентов физкультурного вуза. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК.- М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 187 – 191.
35. Лях, В.И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах России и Западной Европы // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / Междунар. ассоц. по спорт. моторике [и др.]; под ред. Анатолия Д. Скрипко, Влодзимежа Старосты. - Варшава; Минск, 2002.
36. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. - 1991.
37. Лях, В.И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2021. – 80 с.
38. Магун, Т.Я., Чаплыгина Е.В., Баженкова Н.В. Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях спортивной секции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 6. – С. 33-38.
39. Макрушина, Е.А., Сираковская Я.В., Капустин З.Н. Содержание и методика проведения секционных занятий по футболу со школьниками старших классов в условиях общеобразовательной школы // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 56-60.
40. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Спорт, 2021. – 520 с.
41. Мачканова, Е.В., Илясов А.А. Методика повышения эффективности подготовки юных баскетболистов в рамках секционных занятий в общеобразовательной школе // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСМиТ. Материалы научных конференций студентов и молодых ученых. – 2016. – С. 44-47.
42. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 73- 75.
43. Моисеев, А.В., Аннаев Р.И. Исследование развития физических качеств у школьников в процессе тренировочных занятий в школьной секции по баскетболу // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ш.О. Исмаилова. – 2020. – С. 154-157.
44. Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
45. Мовчан, В.П. Проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьников по физическому воспитанию // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 1. – С. 97-104.
46. Найдиффер, Р.Л. Психология соревнующегося спортсмена. Пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. – 342 с.
47. Начинская, С. В., Степанова О.Н., Портнов А.В. Методика выявления первопричин, формирующих мнение респондентов: Учебное пособие. – М.: Малаховка, 1999. – 37 с.
48. Начинская, С.В. Основы спортивной статистики. – Киев: Высшая школа, 1987. – 189 с.
49. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 232 с.
50. Никулин, И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-оздоровительной деятельности с учащимися общеобразовательной школы.: Автореф. дис… - канд. пед. наук. – Белгород: БГУ, 2000. – 19 с.
51. Нифонтов, Л.Н. Физическая культура как средство здравостроения, профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся. – М.: ВНИИФК, 1994. – 201 с.
52. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Астрель, 2003.
53. Осокина, Т.И. Физическая культура в школе. – М.: Просвещение. 1978. – 170 с.
54. Стеблецов, Е.А. Гигиена физической культуры и спорта: учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А.И. Григорьев, О.А. Григорьев. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 308 с.
55. Тарасова, О.А. Специфика внеурочной деятельности в рамках секционной работы в общеобразовательной школе // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2017. – № 1. – С. 84-88.
56. Салтыков, А.В. Педагогические особенности преподавания секции по баскетболу в школе // Технологии 2022: основные проблемы и направления развития. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 180-183.
57. Переверзин, И.И. Школьный спорт в России: Миниэнциклопедия. – М.: РГАФК, Школа спортивного бизнеса, 1994. – 255 с.
58. Пронина, Т.С. Определение уровня оценки физической и специальной подготовки при отборе в секцию по баскетболу // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2017. – С. 432-433.
59. Решетников, Н.В. Физическая культура: учебник. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
60. Роуз, Л. Баскетбол чемпионов: основы: пособие. – М.: Человек, 2014. – 272 с.
61. Сологуб, Е.Б. Физиология спорта. – М.: Терра–спорт, 1999. – 250 с.
62. Теория и методика обучения базовым видам спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина; под ред. Ю.М. Макарова. – 3-е изд.. стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2016. – 234 с.
63. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие для вузов / Т.А. Завьялова и др.; под ред. С.Е. Шивринской. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 189 с.
64. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 176 с.
65. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 254 с.
66. Фомин, Ю.А. Главное противоречие современного общества и варианты его разрешения // Материалы совместной научно- практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 187 -191.
67. Шпорин, Э.Г., Абрамович Д.В. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 36-37.
68. Холодов, Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.
69. Яворская, Е.Е., Боева Л.С. Организация работы секции по баскетболу в общеобразовательном учреждении // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: пути развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию факультета физической культуры и спорта БГПУ / Под общ. ред. О.В. Юречко. – 2018. – С. 183-194.
70. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов / Под науч. ред. И.В. Еркомайшвили. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 244 с.