Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школа №36 (г. Комсомольск-на-Амуре).
Выборка: 28 человека, 18 юношей и 10 девушек учащиеся старших классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по физическому воспитанию 6
1.1 Секционные занятия как форма физического воспитания в общеобразовательных школах 6
1.2 Особенности секционной работы со школьниками 9
1.3 Организация внеклассной работы 12
Глава 2 Методы и организация исследования 16
2.1 Методы исследования 16
2.2.1 Теоретический анализ специальной научной литературы 16
2.2.2 Анкетирование детей старшего школьного возраста (15-17 лет) 17
2.2.3 Количественно-качественная обработка 17
2.2 Организация исследования 24
Глава 3 Организационная работа секции по баскетболу для старшеклассников 26
3.1 Отношение детей старшего школьного возраста к баскетболу 26
3.2 Организация, планирование и учет работы секции по баскетболу 29
3.3 Организация учебно-тренировочной работы 35
3.4 Планирование и учет учебно-тренировочной работы 40
3.5 Организационно-методические указания 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 57
База исследования: школа №36 (г. Комсомольск-на-Амуре).
Выборка: 28 человека, 18 юношей и 10 девушек учащиеся старших классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по физическому воспитанию 6
1.1 Секционные занятия как форма физического воспитания в общеобразовательных школах 6
1.2 Особенности секционной работы со школьниками 9
1.3 Организация внеклассной работы 12
Глава 2 Методы и организация исследования 16
2.1 Методы исследования 16
2.2.1 Теоретический анализ специальной научной литературы 16
2.2.2 Анкетирование детей старшего школьного возраста (15-17 лет) 17
2.2.3 Количественно-качественная обработка 17
2.2 Организация исследования 24
Глава 3 Организационная работа секции по баскетболу для старшеклассников 26
3.1 Отношение детей старшего школьного возраста к баскетболу 26
3.2 Организация, планирование и учет работы секции по баскетболу 29
3.3 Организация учебно-тренировочной работы 35
3.4 Планирование и учет учебно-тренировочной работы 40
3.5 Организационно-методические указания 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 57
Нынешняя система физического воспитания учащихся требует освоение большим объемом двигательных навыков и умений. Современные результаты свидетельствуют о снижении двигательной активности школьников в среднем и старшем школьном возрасте. Основными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивации в учебных заведениях, несформированность ценностного отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни. Можно сделать вывод, что изучение мотивации детей среднего и старшего школьного возраста к физическому воспитанию является актуальным и современным.
Баскетбол – одна из самых популярных и зрелищных игр не только во всем мире, но и в нашей стране. Характеризуется разнообразием движений. Баскетбол имеет не только лечебно-гигиеническое, но и воспитательное значение. Занятия баскетболом помогают сформировать упорство, решимость, самостоятельность, честность, твёрдость, уверенность в себе.
Проблема обучению баскетбола на уроках физической культуры, как средство повышения интереса к предмету, в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований методистов различных стран. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес А. Я. Гомельский, заслуженный тренер СССР, под его руководством советская сборная становилась олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира и семикратным чемпионом Европы. Александром Яковлевичем был разработан ряд методик обучения баскетболу на тренировках, а также на уроках физической культуры.
Выбор данной темы объясняется тем, что современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение развивалось физически здоровым и развитым. Занятия физической культуры открывают возможности для повышения общей физической и спортивной подготовленности учащихся, формирования у них устойчивого интереса к баскетболу на уроках по физической культуре. Эта проблема хорошо изучена в специальной литературе. Представлено следующими авторами: Н. Ф. Добрынин, Л. А. Гордон, М. Ф. Беляев, И. М. Цветков, В. Г. Иванов, Г. И. Щукина и др. Их работы посвящены интересу как очень сложному и значимому для человека процессу обучения.
В попытке понять, что такое интерес, многие ученые выделяли его характерные признаки и отделения интереса от близких и родственных понятий, таких как потребность, установка, мотив, влечение и др. В большом многообразии имеющихся определений интереса наиболее адекватной с точки зрения нашего исследования представляется точка зрения Г. И. Щукиной, которая рассматривает интерес как «избирательную направленность личности, направленную в область знаний, на его предметная сторона и сам процесс приобретения знаний».
Исходя из сказанного, возникает надобность создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
В такой ситуации представляется актуальным выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста».
Проблемой исследования является оптимизация и совершенствование организационной работы секции по баскетболу для старшеклассников (15-17 лет).
Цель исследования состоит в том, чтобы создать организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Исходя из цели, были определены задачи настоящей работы:
1. Изучить современное состояние проблемы организации внеурочно работы по физическому воспитанию;
2. Провести эксперимент;
3. Разработать организационную работу секции по баскетболу для старшеклассников.
Объект исследования: образовательный процесс общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Гипотеза: Можно предположить, что средства и методы, о которых пойдет речь в данной статье, являются наиболее подходящими для развития быстроты старшеклассников. Кроме того, развитие скорости с помощью баскетбола в этом возрасте лучше всего развито в силу физиологических и психологических особенностей подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новой научной информации относительно запросов детей старшего школьного возраста в отношении требований к секции по баскетболу и собственные разработки по деятельности такой секции.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения разработанных практических рекомендаций в процессе работы секции по баскетболу, что будет способствовать более организованной работе секции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы организационно-педагогической и медико-биологической направленности; изучение и обобщение педагогического опыта и результатов деятельности преподавателей школ и их воспитанников, наблюдение, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Баскетбол – одна из самых популярных и зрелищных игр не только во всем мире, но и в нашей стране. Характеризуется разнообразием движений. Баскетбол имеет не только лечебно-гигиеническое, но и воспитательное значение. Занятия баскетболом помогают сформировать упорство, решимость, самостоятельность, честность, твёрдость, уверенность в себе.
Проблема обучению баскетбола на уроках физической культуры, как средство повышения интереса к предмету, в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований методистов различных стран. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес А. Я. Гомельский, заслуженный тренер СССР, под его руководством советская сборная становилась олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира и семикратным чемпионом Европы. Александром Яковлевичем был разработан ряд методик обучения баскетболу на тренировках, а также на уроках физической культуры.
Выбор данной темы объясняется тем, что современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение развивалось физически здоровым и развитым. Занятия физической культуры открывают возможности для повышения общей физической и спортивной подготовленности учащихся, формирования у них устойчивого интереса к баскетболу на уроках по физической культуре. Эта проблема хорошо изучена в специальной литературе. Представлено следующими авторами: Н. Ф. Добрынин, Л. А. Гордон, М. Ф. Беляев, И. М. Цветков, В. Г. Иванов, Г. И. Щукина и др. Их работы посвящены интересу как очень сложному и значимому для человека процессу обучения.
В попытке понять, что такое интерес, многие ученые выделяли его характерные признаки и отделения интереса от близких и родственных понятий, таких как потребность, установка, мотив, влечение и др. В большом многообразии имеющихся определений интереса наиболее адекватной с точки зрения нашего исследования представляется точка зрения Г. И. Щукиной, которая рассматривает интерес как «избирательную направленность личности, направленную в область знаний, на его предметная сторона и сам процесс приобретения знаний».
Исходя из сказанного, возникает надобность создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
В такой ситуации представляется актуальным выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста».
Проблемой исследования является оптимизация и совершенствование организационной работы секции по баскетболу для старшеклассников (15-17 лет).
Цель исследования состоит в том, чтобы создать организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Исходя из цели, были определены задачи настоящей работы:
1. Изучить современное состояние проблемы организации внеурочно работы по физическому воспитанию;
2. Провести эксперимент;
3. Разработать организационную работу секции по баскетболу для старшеклассников.
Объект исследования: образовательный процесс общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Гипотеза: Можно предположить, что средства и методы, о которых пойдет речь в данной статье, являются наиболее подходящими для развития быстроты старшеклассников. Кроме того, развитие скорости с помощью баскетбола в этом возрасте лучше всего развито в силу физиологических и психологических особенностей подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новой научной информации относительно запросов детей старшего школьного возраста в отношении требований к секции по баскетболу и собственные разработки по деятельности такой секции.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения разработанных практических рекомендаций в процессе работы секции по баскетболу, что будет способствовать более организованной работе секции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы организационно-педагогической и медико-биологической направленности; изучение и обобщение педагогического опыта и результатов деятельности преподавателей школ и их воспитанников, наблюдение, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
Итак, проведенное исследование позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся организации работы секции по баскетболу, позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания секционной работы в СШОР, не характеризуя её комплексно.
2. В ходе исследования были получены данные о том, что дети хотят заниматься спортом, но преимущественно это традиционные виды спорта. На основании ответов мы делаем выводы о том, что, дети хотели бы заниматься в секции по баскетболу (44%). Следовательно, необходимо организовывать такие секции на базе МОУ СОШ. Секционные занятия будут способствовать гармоничному развитию ребенка, развитию специальных физических качеств и социально важных полезных качеств, будут способствовать оздоровлению всего организма в целом. На протяжении всего периода занятий необходимо проводить беседы с детьми об истории баскетбола, разбирать различные тактические связки, объяснять и записывать технику основных приемов. С учащимися необходимо проводить беседы в форме лекций о вредных привычках и их отрицательном влиянии на организм подростка. При оценке указанных в анкете требований к организации секции по баскетболу, респонденты выделили ряд наиболее важных. К ним у старшеклассников были отнесены бесплатные занятия (64%), близость к дому (24%), разнообразие инвентаря (4%). Таким образом, при организации секции должны в обязательном порядке войти перечисленные школьниками требования к секции.
3. В ходе исследования были исследованы элементы планирования секции по баскетболу. К ним относятся типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план, план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе. Основные положения планирования должны быть учтены при поурочном изложении учебного материала. Необходимо учитывать также закономерности формирования двигательных навыков, специфику баскетбола, содержание и методику физической подготовки, обучение технике и тактике, соотношение средств физической, технической и тактической подготовки, периодизацию учебно-тренировочного процесса и т.д. Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции. Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части – 15-25 мин., основной – 90-100 мин., заключительной – 5 мин.
4. Учебно-тренировочная работа секции содержит непрерывность и круглогодичность процесса тренировки, четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года, определение для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства, определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся, организации воспитательной работы, организации врачебного и педагогического контроля, определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд, определение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся организации работы секции по баскетболу, позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания секционной работы в СШОР, не характеризуя её комплексно.
2. В ходе исследования были получены данные о том, что дети хотят заниматься спортом, но преимущественно это традиционные виды спорта. На основании ответов мы делаем выводы о том, что, дети хотели бы заниматься в секции по баскетболу (44%). Следовательно, необходимо организовывать такие секции на базе МОУ СОШ. Секционные занятия будут способствовать гармоничному развитию ребенка, развитию специальных физических качеств и социально важных полезных качеств, будут способствовать оздоровлению всего организма в целом. На протяжении всего периода занятий необходимо проводить беседы с детьми об истории баскетбола, разбирать различные тактические связки, объяснять и записывать технику основных приемов. С учащимися необходимо проводить беседы в форме лекций о вредных привычках и их отрицательном влиянии на организм подростка. При оценке указанных в анкете требований к организации секции по баскетболу, респонденты выделили ряд наиболее важных. К ним у старшеклассников были отнесены бесплатные занятия (64%), близость к дому (24%), разнообразие инвентаря (4%). Таким образом, при организации секции должны в обязательном порядке войти перечисленные школьниками требования к секции.
3. В ходе исследования были исследованы элементы планирования секции по баскетболу. К ним относятся типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план, план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе. Основные положения планирования должны быть учтены при поурочном изложении учебного материала. Необходимо учитывать также закономерности формирования двигательных навыков, специфику баскетбола, содержание и методику физической подготовки, обучение технике и тактике, соотношение средств физической, технической и тактической подготовки, периодизацию учебно-тренировочного процесса и т.д. Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции. Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части – 15-25 мин., основной – 90-100 мин., заключительной – 5 мин.
4. Учебно-тренировочная работа секции содержит непрерывность и круглогодичность процесса тренировки, четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года, определение для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства, определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся, организации воспитательной работы, организации врачебного и педагогического контроля, определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд, определение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.



