Аннотация 2
Введение 5
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы 11
1.1. Формирование коммуникативных умений младших школьников как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Арт-педагогические технологии как средство формирования коммуникативных умений младших школьников 21
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий 42
2.1. Диагностическое исследование начального уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников 42
2.2. Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса занятий по формированию коммуникативных умений на основе арт-педагогических технологий 52
2.3. Экспериментальная проверка эффективности работы по формированию коммуникативных умений учащихся начальной школы 60
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложения 87
Человек - биосоциальное существо. Для выживания ему необходимо быть в обществе и уметь c ним взаимодействовать. Так, процесс социализации человека зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.
С развитием общества появляются новые способы общения, например, сегодня общения происходит через социальные сети и интернет в целом. Во многом можно считать эту инновацию положительной, однако, появились и проблемы. Одной из проблем развития интернета является замена реального общения виртуальным, тем самым люди меньше общаются «вживую», теряя навык общения. В ходе исследования, проведенного профессором Шерри Теркл в Массачусетском технологическом институте, было выявлено, что малая часть участников опроса предпочли бы реальное общение (или через видеосвязь), a большая - общение текстовыми сообщениями [66].
Аналитическое агентство We are Social и крупнейшая SMM-платформа Hootsuite проанализировали цифровое пространство и подготовили отчеты, в которых зафиксировали, что в 2018 году 4 миллиарда человек во всем мире общаются через интернет [65].
В настоящее время пользоваться интернетом начинают с самого раннего возраста. Федеральная служба государственной статистики в 2018 году провела исследование и обнародовала данные, что в стране более 8 млн. детей (до 14 лет), которые пользуются интернетом [60].
Формирование коммуникативных умений - это психолого-педагогическая проблема. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации, так как появились и быстро прогрессируют СМИ и сети Интернет. Поэтому сейчас роль школы заключается в формировании умения учиться [1]. Одной из важных проблем является формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на развития личности и на процессы ее социализации и на результативность обучения школьников в целом. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [1] указано, что y каждого учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные) для успешной адаптации ребенка в социуме.
В настоящее время в начальной школе формирование коммуникативных умений происходит в ходе учебной (в основном на уроках русского языка и литературного чтения) и внеучебной деятельности, а также за пределами образовательного учреждения. Используются различные формы (групповая, индивидуальная и коллективная работа), и методы (беседа, ролевая, деловая и дидактическая игра, проектная деятельность), которые обеспечивают включение школьников в коммуникативную деятельность, в основе которой лежит расширение их коммуникативных мотивов, знаний, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности. Более эффективными способами формирования коммуникативных умений считаются прогнозирование и проигрывание реальных ситуаций общения через практические методы, имеющие в своей основе моделирование проблемных ситуаций в контексте речевого общения, однако именно их используют достаточно редко в этом процессе [61]. Эти способы могут использоваться на арт-педагогических занятиях.
К настоящему времени были смоделированы и прошли первичную апробацию такие арт-педагогические технологии, как «Педагогический Театр», «Педагогическая мозаика», «Пересекающиеся параллели» (автор Т.А. Соколова) [54, 55]. Эксперимент подтвердил продуктивность этих технологий, занятия, в основе которых были арт-педагогические технологии, были эффективнее, чем те, которые были проведены в традиционной форме. Однако не произошло внедрение арт-педагогических технологий как эффективных средств в процессе формирования коммуникативных умений.
Исследования коммуникативных умений неразрывно связано c другими понятиями: «коммуникация», «общение». Некоторые ученые понятия «коммуникация» и «общение» объединяют в одно целое и определяют их как процесс передачи и приема информации, неосознанную и осознанную связь. Однако А.А. Бодалёв, М.В. Гамезо, С.Л. Рубинштейн различают определения этих понятий.
Коммуникативные умения как уровень владения знаниями и умениями из области филологических дисциплин рассматривала М.В. Григорьева; как умения правильно выстраивать свое собственное поведение и понимание психологии человека - Л.В. Епишина, Н.Г. Казанский, А.В. Мудрик и Т.С. Назарова; как сочетание знаний и умений из области филологических дисциплин и осознанных коммуникативных действий - Г.М. Андреева.
Ученые выделяли группы коммуникативных умений по разным основаниям: Г.К. Селевко в качестве основания для группировки коммуникативных умений выделяет источники информации; Г.М. Андреева по сторонам общения (коммуникационная, перцептивная, интерактивная); А.Л. Солдатченко - передача (делиться на прием и передачу); обработка, хранение информации.
Структура коммуникативных умений была рассмотрена Ю.М. Жуковым, a также он выделил блоки общих и специальных умений.
Этапы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста выделила Н.М Полуэктова (мотивационный, ознакомительный, овладение умением, совершенствование умения).
Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов в свои работах рассматривали проблему формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Критерии сформированности коммуникативных умений рассматривали: А.В. Батаршев - критерии, как уровень реализации перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения; Б.Б. Айсмонтас - критерии, как быстрота овладения приемами общения; Н.Н. Макарова - критерий инициативности; критерий реактивности; критерий интеракционности; критерий содержательности; критерий связности; критерий свободы; критерий языковой правильности высказывания; критерий использования.
М.И. Лисина и А.Г. Рузская отмечали, что коммуникативные умения у школьников формируются и развиваются посредством взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.
На наш взгляд, богатым воспитательным потенциалом обладают арт- педагогические технологии, которые недостаточно задействованы в образовательном процессе, а особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется соответствующего внимания.
Вследствие этого нами были выделены противоречия между:
• потребностью в формировании коммуникативных умений школьников и недостаточным использованием педагогического потенциала арт-технологий в воспитательном процессе;
• необходимостью внедрения новых технологий в процесс формирования коммуникативных умений и недостаточной разработанностью методического материала по применению арт-педагогических технологий.
Проблема: каковы возможности арт-педагогических технологий в формировании коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования - процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - формирование коммуникативных умений посредством внедрения комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий во внеурочную деятельность начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования коммуникативных умений младших школьников будет более эффективным, если:
• раскрыть содержание и специфику формирования коммуникативных умений младших школьников и определить критерии сформированности этих умений;
• создать эмоционально-положительную атмосферу во внеурочной деятельности в начальной школе для формирования коммуникативных умений учащихся;
• содержание образовательного процесса обогатить арт- педагогическими технологиями (изотерапия, сказкотерапия, драматерапия и другие), способствующими формированию коммуникативных умений.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретические труды и практический опыт ученых и педагогов по использованию разнообразных средств, которые способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников, a также теоретические основы арт-педагогических технологий для формирования коммуникативных умений;
• разработать диагностический инструментарий и провести исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся начальной школы;
• спроектировать и апробировать комплекс занятий на основе арт- педагогических технологий в начальной школе во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных умений;
• проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий по формированию коммуникативных умений учеников начальных классов.
Методы исследования: анализ (психолого-педагогической литературы), сравнение, обобщение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы математической обработки и систематизации данных исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 74». 3 «Г» класс в составе 21 человек (9 мальчиков и 12 девочек) - экспериментальная группа. 3 «Д» класс в составе 21 учащихся (8 мальчиков и 13 девочек) - контрольная группа.
Новизна работы заключается в том, что процесс формирования коммуникативных умений проходил с помощью арт-педагогических технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и комплекс занятий могут быть применены в образовательном процессе учителями начальных классов c целью повышения уровня сформированности коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством арт-педагогических технологий.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (теоретического и практического характера), заключение, список используемой литературы (источников), приложение. Общий объем работы составляет 87 стр. без приложений.
Социализация человека напрямую зависит от сформированности коммуникативных умений, поэтому формирование этих умений всегда будет актуальной проблемой общества. Однако каждое поколение отличается от предыдущего, в связи c этим необходимо в процесс формирования коммуникативных умений включать новые технологии. На наш взгляд, эффективным средством формирования могут быть арт-педагогические технологии, однако они недостаточно задействованы в воспитательном процессе и разработаны методические материалы арт-педагогических технологий.
Самый лучший период жизни человека для формирования коммуникативных умений - младший школьный возраст. B период обучения в начальной школе коммуникативные умения y ребенка формируются и совершенствуются. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется соответствующего внимания.
B нашей работе мы учли выявленные противоречия, так для формирование коммуникативных умений мы использовали арт- педагогические технологии, a также мы разработали комплекс занятий и конспекты занятий на основе этих технологий.
В ходе нашей работы над темой исследования мы решили ряд задач.
Так, в первой главе мы проанализировали теоретические труды и практический опыт ученых и педагогов по использованию разнообразных средств, которые способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников, a также теоретические основы арт-педагогических технологий для формирования коммуникативных умений. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили компоненты, критерии, уровни и показатели сформированности коммуникативных умений.
Во второй главе в ходе констатирующего этапа эксперимента мы разработали диагностический инструментарий и провели исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся 3 «Г» и «Д» класса школы №74. В ходе формирующего этапа эксперимента мы спроектировали и апробировали комплекс занятий на основе арт- педагогических технологий во внеурочной деятельности в начальной школе для формирования коммуникативных умений. В контрольном этапе провели повторную диагностику, проанализировали результаты и выявили эффективность комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий по формированию коммуникативных умений учеников начальных классов.
Для доказательства нашей гипотезы мы раскрыли содержание коммуникативных умений младших школьников, a благодаря проведённому анализу психолого-педагогической литературы выделили критерии и уровни сформированности этих умений. C помощью этого мы смогли разработать диагностический инструментарий и провести исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся. Также мы обогатили содержание образовательного процесса арт-педагогическими технологиями (изотерапия, сказкотерапия, драматерапия и другие), внедрив в него комплекс занятий на основе арт-педагогических технологий. Мы создали эмоционально-положительную атмосферу во внеурочной деятельности в начальной школе в ходе реализации формирующего этапа эксперимента, основываясь на трех принципах (принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению; принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих; принцип воспитания с опорой на ценности семьи), правилах взаимодействия учителя и учащихся на арт-терапевтических занятиях, a также учли условия создания эмоционально-положительной атмосферы.
После проведенной опытно-экспериментальной работы мы проанализировали результаты и выяснили, что разработанный комплекс эффективен в формировании коммуникативных умений и в повышении уровня их сформированности. Так как в контрольной группе у двух учащихся повысился уровень (с низкого до среднего), а в экспериментальной у троих. Переход со среднего уровня на высокий в экспериментальной группе произошел у трех учеников, а в контрольной только у одного. В экспериментальной группе количество учеников с низким уровнем сформированности коммуникативных умений уменьшилось, а с высоким уровнем - увеличилось.
Таким образом, можно утверждать, что мы смогли достичь цели: разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт- педагогических технологий и экспериментально проверить его эффективность. А также наша гипотеза была подтверждена, так как процесс формирования коммуникативных умений младших школьников стал эффективней при применении разработанного комплексе занятий на основе арт-педагогических технологий.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Министерство образования и науки Российской Федерации (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., №373). URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 1810.18).
2. Аверин А. Н. Социальная коммуникации: учеб. пособие. М. : Проспект, 2018. 128 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. М.: МГППУ, 2004. 368 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М. : Аспект Пресс, 2018. 363 с.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 10 с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. СПб. : Питер, 2006. 176 с.
7. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство: журнал арт- терапии. 1999. № 1. С. 42-58.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 190 с.
9. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. СПб. : М1ръ, 2015. 44 с.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 469 с.
11. Валента М., Полинек М. Драматерапия: пер. c чешского. М. : Когито-Центр, 2013. 18 с.
12. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. Москва : Мозаика-Синтез. 2014. 130 с.
13. Витязева Е. А. Формирование конфликтологических компетенций младших школьников. Иркутск: ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016. 81 с.
14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ВЛАДОС, 2010. 345 с.
15. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвящение, 1986. 89 с.
...