Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий

Работа №113930

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы 11
1.1. Формирование коммуникативных умений младших школьников как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Арт-педагогические технологии как средство формирования коммуникативных умений младших школьников 21
Выводы по первой главе 39
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий 42
2.1. Диагностическое исследование начального уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников 42
2.2. Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса занятий по формированию коммуникативных умений на основе арт-педагогических технологий 52
2.3. Экспериментальная проверка эффективности работы по формированию коммуникативных умений учащихся начальной школы 60
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложения 87

Человек - биосоциальное существо. Для выживания ему необходимо быть в обществе и уметь c ним взаимодействовать. Так, процесс социализации человека зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.
С развитием общества появляются новые способы общения, например, сегодня общения происходит через социальные сети и интернет в целом. Во многом можно считать эту инновацию положительной, однако, появились и проблемы. Одной из проблем развития интернета является замена реального общения виртуальным, тем самым люди меньше общаются «вживую», теряя навык общения. В ходе исследования, проведенного профессором Шерри Теркл в Массачусетском технологическом институте, было выявлено, что малая часть участников опроса предпочли бы реальное общение (или через видеосвязь), a большая - общение текстовыми сообщениями [66].
Аналитическое агентство We are Social и крупнейшая SMM-платформа Hootsuite проанализировали цифровое пространство и подготовили отчеты, в которых зафиксировали, что в 2018 году 4 миллиарда человек во всем мире общаются через интернет [65].
В настоящее время пользоваться интернетом начинают с самого раннего возраста. Федеральная служба государственной статистики в 2018 году провела исследование и обнародовала данные, что в стране более 8 млн. детей (до 14 лет), которые пользуются интернетом [60].
Формирование коммуникативных умений - это психолого-педагогическая проблема. Школа перестает быть единственным источником знаний и информации, так как появились и быстро прогрессируют СМИ и сети Интернет. Поэтому сейчас роль школы заключается в формировании умения учиться [1]. Одной из важных проблем является формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на развития личности и на процессы ее социализации и на результативность обучения школьников в целом. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [1] указано, что y каждого учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные) для успешной адаптации ребенка в социуме.
В настоящее время в начальной школе формирование коммуникативных умений происходит в ходе учебной (в основном на уроках русского языка и литературного чтения) и внеучебной деятельности, а также за пределами образовательного учреждения. Используются различные формы (групповая, индивидуальная и коллективная работа), и методы (беседа, ролевая, деловая и дидактическая игра, проектная деятельность), которые обеспечивают включение школьников в коммуникативную деятельность, в основе которой лежит расширение их коммуникативных мотивов, знаний, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности. Более эффективными способами формирования коммуникативных умений считаются прогнозирование и проигрывание реальных ситуаций общения через практические методы, имеющие в своей основе моделирование проблемных ситуаций в контексте речевого общения, однако именно их используют достаточно редко в этом процессе [61]. Эти способы могут использоваться на арт-педагогических занятиях.
К настоящему времени были смоделированы и прошли первичную апробацию такие арт-педагогические технологии, как «Педагогический Театр», «Педагогическая мозаика», «Пересекающиеся параллели» (автор Т.А. Соколова) [54, 55]. Эксперимент подтвердил продуктивность этих технологий, занятия, в основе которых были арт-педагогические технологии, были эффективнее, чем те, которые были проведены в традиционной форме. Однако не произошло внедрение арт-педагогических технологий как эффективных средств в процессе формирования коммуникативных умений.
Исследования коммуникативных умений неразрывно связано c другими понятиями: «коммуникация», «общение». Некоторые ученые понятия «коммуникация» и «общение» объединяют в одно целое и определяют их как процесс передачи и приема информации, неосознанную и осознанную связь. Однако А.А. Бодалёв, М.В. Гамезо, С.Л. Рубинштейн различают определения этих понятий.
Коммуникативные умения как уровень владения знаниями и умениями из области филологических дисциплин рассматривала М.В. Григорьева; как умения правильно выстраивать свое собственное поведение и понимание психологии человека - Л.В. Епишина, Н.Г. Казанский, А.В. Мудрик и Т.С. Назарова; как сочетание знаний и умений из области филологических дисциплин и осознанных коммуникативных действий - Г.М. Андреева.
Ученые выделяли группы коммуникативных умений по разным основаниям: Г.К. Селевко в качестве основания для группировки коммуникативных умений выделяет источники информации; Г.М. Андреева по сторонам общения (коммуникационная, перцептивная, интерактивная); А.Л. Солдатченко - передача (делиться на прием и передачу); обработка, хранение информации.
Структура коммуникативных умений была рассмотрена Ю.М. Жуковым, a также он выделил блоки общих и специальных умений.
Этапы формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста выделила Н.М Полуэктова (мотивационный, ознакомительный, овладение умением, совершенствование умения).
Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов в свои работах рассматривали проблему формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Критерии сформированности коммуникативных умений рассматривали: А.В. Батаршев - критерии, как уровень реализации перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения; Б.Б. Айсмонтас - критерии, как быстрота овладения приемами общения; Н.Н. Макарова - критерий инициативности; критерий реактивности; критерий интеракционности; критерий содержательности; критерий связности; критерий свободы; критерий языковой правильности высказывания; критерий использования.
М.И. Лисина и А.Г. Рузская отмечали, что коммуникативные умения у школьников формируются и развиваются посредством взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.
На наш взгляд, богатым воспитательным потенциалом обладают арт- педагогические технологии, которые недостаточно задействованы в образовательном процессе, а особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется соответствующего внимания.
Вследствие этого нами были выделены противоречия между:
• потребностью в формировании коммуникативных умений школьников и недостаточным использованием педагогического потенциала арт-технологий в воспитательном процессе;
• необходимостью внедрения новых технологий в процесс формирования коммуникативных умений и недостаточной разработанностью методического материала по применению арт-педагогических технологий.
Проблема: каковы возможности арт-педагогических технологий в формировании коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий и экспериментально проверить его эффективность.
Объект исследования - процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - формирование коммуникативных умений посредством внедрения комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий во внеурочную деятельность начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования коммуникативных умений младших школьников будет более эффективным, если:
• раскрыть содержание и специфику формирования коммуникативных умений младших школьников и определить критерии сформированности этих умений;
• создать эмоционально-положительную атмосферу во внеурочной деятельности в начальной школе для формирования коммуникативных умений учащихся;
• содержание образовательного процесса обогатить арт- педагогическими технологиями (изотерапия, сказкотерапия, драматерапия и другие), способствующими формированию коммуникативных умений.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретические труды и практический опыт ученых и педагогов по использованию разнообразных средств, которые способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников, a также теоретические основы арт-педагогических технологий для формирования коммуникативных умений;
• разработать диагностический инструментарий и провести исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся начальной школы;
• спроектировать и апробировать комплекс занятий на основе арт- педагогических технологий в начальной школе во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных умений;
• проанализировать результаты и выявить эффективность комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий по формированию коммуникативных умений учеников начальных классов.
Методы исследования: анализ (психолого-педагогической литературы), сравнение, обобщение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы математической обработки и систематизации данных исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 74». 3 «Г» класс в составе 21 человек (9 мальчиков и 12 девочек) - экспериментальная группа. 3 «Д» класс в составе 21 учащихся (8 мальчиков и 13 девочек) - контрольная группа.
Новизна работы заключается в том, что процесс формирования коммуникативных умений проходил с помощью арт-педагогических технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования и комплекс занятий могут быть применены в образовательном процессе учителями начальных классов c целью повышения уровня сформированности коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством арт-педагогических технологий.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (теоретического и практического характера), заключение, список используемой литературы (источников), приложение. Общий объем работы составляет 87 стр. без приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социализация человека напрямую зависит от сформированности коммуникативных умений, поэтому формирование этих умений всегда будет актуальной проблемой общества. Однако каждое поколение отличается от предыдущего, в связи c этим необходимо в процесс формирования коммуникативных умений включать новые технологии. На наш взгляд, эффективным средством формирования могут быть арт-педагогические технологии, однако они недостаточно задействованы в воспитательном процессе и разработаны методические материалы арт-педагогических технологий.
Самый лучший период жизни человека для формирования коммуникативных умений - младший школьный возраст. B период обучения в начальной школе коммуникативные умения y ребенка формируются и совершенствуются. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется соответствующего внимания.
B нашей работе мы учли выявленные противоречия, так для формирование коммуникативных умений мы использовали арт- педагогические технологии, a также мы разработали комплекс занятий и конспекты занятий на основе этих технологий.
В ходе нашей работы над темой исследования мы решили ряд задач.
Так, в первой главе мы проанализировали теоретические труды и практический опыт ученых и педагогов по использованию разнообразных средств, которые способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников, a также теоретические основы арт-педагогических технологий для формирования коммуникативных умений. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили компоненты, критерии, уровни и показатели сформированности коммуникативных умений.
Во второй главе в ходе констатирующего этапа эксперимента мы разработали диагностический инструментарий и провели исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся 3 «Г» и «Д» класса школы №74. В ходе формирующего этапа эксперимента мы спроектировали и апробировали комплекс занятий на основе арт- педагогических технологий во внеурочной деятельности в начальной школе для формирования коммуникативных умений. В контрольном этапе провели повторную диагностику, проанализировали результаты и выявили эффективность комплекса занятий на основе арт-педагогических технологий по формированию коммуникативных умений учеников начальных классов.
Для доказательства нашей гипотезы мы раскрыли содержание коммуникативных умений младших школьников, a благодаря проведённому анализу психолого-педагогической литературы выделили критерии и уровни сформированности этих умений. C помощью этого мы смогли разработать диагностический инструментарий и провести исследование уровней сформированности коммуникативных умений учащихся. Также мы обогатили содержание образовательного процесса арт-педагогическими технологиями (изотерапия, сказкотерапия, драматерапия и другие), внедрив в него комплекс занятий на основе арт-педагогических технологий. Мы создали эмоционально-положительную атмосферу во внеурочной деятельности в начальной школе в ходе реализации формирующего этапа эксперимента, основываясь на трех принципах (принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению; принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих; принцип воспитания с опорой на ценности семьи), правилах взаимодействия учителя и учащихся на арт-терапевтических занятиях, a также учли условия создания эмоционально-положительной атмосферы.
После проведенной опытно-экспериментальной работы мы проанализировали результаты и выяснили, что разработанный комплекс эффективен в формировании коммуникативных умений и в повышении уровня их сформированности. Так как в контрольной группе у двух учащихся повысился уровень (с низкого до среднего), а в экспериментальной у троих. Переход со среднего уровня на высокий в экспериментальной группе произошел у трех учеников, а в контрольной только у одного. В экспериментальной группе количество учеников с низким уровнем сформированности коммуникативных умений уменьшилось, а с высоким уровнем - увеличилось.
Таким образом, можно утверждать, что мы смогли достичь цели: разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт- педагогических технологий и экспериментально проверить его эффективность. А также наша гипотеза была подтверждена, так как процесс формирования коммуникативных умений младших школьников стал эффективней при применении разработанного комплексе занятий на основе арт-педагогических технологий.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Министерство образования и науки Российской Федерации (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., №373). URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 1810.18).
2. Аверин А. Н. Социальная коммуникации: учеб. пособие. М. : Проспект, 2018. 128 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студен­тов. М.: МГППУ, 2004. 368 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М. : Аспект Пресс, 2018. 363 с.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2018. 10 с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. СПб. : Питер, 2006. 176 с.
7. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство: журнал арт- терапии. 1999. № 1. С. 42-58.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 190 с.
9. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. СПб. : М1ръ, 2015. 44 с.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 469 с.
11. Валента М., Полинек М. Драматерапия: пер. c чешского. М. : Когито-Центр, 2013. 18 с.
12. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. Москва : Мозаика-Синтез. 2014. 130 с.
13. Витязева Е. А. Формирование конфликтологических компетенций младших школьников. Иркутск: ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016. 81 с.
14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ВЛАДОС, 2010. 345 с.
15. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвящение, 1986. 89 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ