Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компьютерные дидактические игры как средство формирования коммуникативных умений младших школьников

Работа №110649

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников с помощью компьютерных дидактических игр
1.1Понятие «коммуникативные умения», специфика их
формирования в младшем школьном возрасте
1.2Средства формирования коммуникативных умений
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных умений посредством использования компьютерных
дидактических игр
2.1Выявление актуального уровня сформированности
коммуникативных умений у младших школьников
2.2Разработка и реализация комплекса компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников
2.3Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Примеры заданий в разработанных компьютерных дидактических играх

Актуальность. Одним из главных требований к результатам обучения в ФГОС начального общего образования выступает необходимость развития у школьников умений активно пользоваться речевыми средствами и средствами информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, проявлять готовность к вступлению в коммуникацию, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций посредством грамотной коммуникации [60, с. 9].
Этап становления коммуникативных умений приходится на период младшего школьного возраста. В это время между ребенком и его окружением возникают сложные взаимоотношения, которые имеют большое влияние на развитие личности. Общение учащегося начальной школы со сверстниками и взрослыми - социальная потребность ребенка и необходимое условие для его полноценного психического развития и социализации.
Проблемы социализации и успеваемости часто связаны именно с неразвитостью коммуникативных умений [8, с. 65]. Сегодня 20-30% от общей численности младших школьников составляют обучающиеся, которые испытывают большие трудности или даже показывают неспособность за отведенное время и в необходимом объеме усвоить образовательную программу, причем большая часть детей из этой категории умственно сохранны, у них не диагностированы «классические» формы аномалий развития, но они не умеют общаться, взаимодействовать, сотрудничать, испытывают сложности в социальной и школьной адаптации. Эту категорию педагоги и психологи относят к группе риска [52, с. 103].
Изучением проблемы коммуникации занимаются многие науки: философия, социология, психология, социальная психология, педагогика. С каждым годом тема развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста становится всё более актуальна среди отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические основы формирования навыков общения, коммуникативных универсальных учебных действий с психолого - педагогической точки зрения представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней.
В то же время, многие аспекты формирования коммуникативных умений младших школьников разработаны недостаточно. Современный мир стремительно изменяется, меняется жизнь, система ценностей, меняются и сами дети. Они умеют и знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад: отлично разбираются в технологиях, легко осваивают новые гаджеты, могут одновременно смотреть фильм, решать учебное задание на компьютере и переписываться в смартфоне. Обратной стороной этих способностей является неумение общаться [20, с. 223].
Информатизация является не только фактом современной жизни, но и отличительной особенностью современной системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационнокоммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения [60, с. 13]. Вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде освещаются многими учёными и педагогами [6, с. 187]. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучению их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения посвятили свои работы Е.И. Машбиц, Л.Н. Бабанин, О.К. Тихомиров, Б.Ф. Ломов. Исследователи пишут, что современные технологии необходимо рассматривать как средство увеличения эффективности и качества обучения и личностного развития. Однако методических разработок, направленных на решение этой проблемы, все еще недостаточно.
На основании вышесказанного можно выделить противоречия между:
- требованиями современного общества и ФГОС НОО к выпускнику начальной школы, который должен уметь активно пользоваться речевыми средствами для решения коммуникативных и познавательных задач и отсутствием ясного понимания того, какими способами можно формировать коммуникативные умения в новой цифровой среде;
-необходимостью повышения качества учебно-воспитательного
процесса посредством внедрения информационно
коммуникативных технологий и недостаточным количеством методических разработок, способствующих формированию
коммуникативных умений обучающихся с применением компьютерных технологий.
Проблема исследования: каковы возможности компьютерных
дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников?
Цель: разработать комплекс компьютерных дидактических игр,
направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников и выявить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе реализации компьютерных дидактических игр.
Гипотеза: формирование коммуникативных умений будет проходить более эффективно, если:
-включить в образовательный процесс компьютерные дидактические
игры, содержание которых способствует активной
коммуникационной деятельности обучающихся;
-учебно-воспитательная деятельность с применением компьютерных дидактических игр будет проходить в индивидуальной, парной, фронтальной и коллективной формах.
Задачи исследования:
1)провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2)подобрать методики для исследования уровней сформированности коммуникативных умений младших школьников, провести диагностику, оценить результаты на констатирующем этапе работы;
3)разработать и использовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников;
4)провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы о эффективности исследовательской работы.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование,
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этапы);
-количественный и качественный анализ результатов.
База исследований: МБУ Школа № 1 им. Виктора Носова, г. Тольятти, Самарская область.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс компьютерных дидактических игр и материалы экспериментальной работы окажут помощь учителям начальных классов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также студентам педагогических вузов в организации педагогической деятельности с целью формирования коммуникативных умений.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст является значимым периодом в воспитании личности. В это время между ребенком и его окружением устанавливаются сложные социальные и образовательные взаимоотношения, интенсивно развиваются коммуникативные умения. Потребность в общении в младшем школьном возрасте становится для детей основной социальной потребностью, что оказывает существенное влияние на формирование общественных качеств личности и развитие коллективных отношений.
На данный момент осуществляется информатизация системы образования. В ФГОС НОО сказано о том, что необходимо повысить качество образования посредством увеличения внедрения в процесс обучения информационно-коммуникативных технологий для улучшения существующих форм, методов и средств обучения.
В современном мире вопросы использования компьютерных дидактических игр в образовательной среде интересуют многих учёных. Вопросами педагогической целесообразности использования компьютерных игр в процессе обучения, изучением их возможностей, перспективных областей разработки и внедрения компьютерных дидактических игр посвятили свои работы многие современные исследователи. Именно поэтому было выбрано средством формирования коммуникативных умений младших школьников компьютерные дидактические игры.
В первой главе нашего исследования были раскрыты понятия «коммуникативные умения», «компьютерные дидактические игры» и особенности формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, а также выявлен потенциал компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений.
В практической части исследования описана работа по диагностированию уровней формирования коммуникативных умений младших школьников. Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся экспериментального и контрольного классов имеют средний уровень формирования коммуникативных умений, а несколько школьников - низкий уровень сформированности коммуникативных умений. В связи с данными результатами была выявлена необходимость разработки комплекса компьютерных дидактических игр для формирования коммуникативных умений младших школьников.
На формирующем этапе исследования был разработан комплекс компьютерных дидактических игр для 8 уроков по русскому языку (УМК «Перспектива») в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Разработанный комплекс компьютерных дидактических игр был успешно реализован в образовательном процессе. Эффективность разработанного и реализованного в образовательном учреждении комплекса компьютерных дидактических игр оценивалась посредством
диагностических методик, используемых на констатирующем этапе исследования с участием контрольной группы.
В процессе анализа результатов диагностики была выявлена положительная динамика формирования коммуникативных умений младших школьников, учащиеся стали активнее проявлять готовность к вступлению в коммуникацию, научились более грамотно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, а также адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1.Абдиева Н. В. Дидактическая игра как средство развития ребёнка // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна,
2016.С. 171-173.
2.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1980. С. 95-96.
3.Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2006. 384 с.
4.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
5.Афонькина Ю. А. Справочник педагога-психолога школы. В. : Учитель, 2020. 173 с.
6.Балакирева Т. А. Образовательный текст современных компьютерных игр // Культура и технологии. 2020. №4. С.187-194.
7.Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М. : Издательский центр «Владос», 2001. 176 с.
8.Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №7. 75 с.
9.Белоконова, С. С. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя : учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2020. 179 с.
10.Блинкова С. И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А. А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и 46 педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях.
2017.С. 41-43.
11.Богданова Д. А. Об обучении информационной и медиаграмотности в российских начальных школах // Системы и средства информации. 2016. №26. С. 189-199.
12.Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников // Вопросы психологии. 2015. № 2. 149 с.
13.Грезина С. С. Формирование коммуникативной компетенции как
средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности. Нижний Новгород : Нижегород. гос. ун-т им.
Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. С. 75-81.
14.Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск : Удмурт. гос. ун-т. 2010. 39 с.
15.Гуровская В. В. // Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников // Молодой учёный. 2020. №23. С. 594-595...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ