Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования
|
Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого - педагогической литературе 8
1.2. Проектирование как средство формирования
исследовательских умений во внеурочной деятельности 14
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 29
2.1. Диагностика первичного уровня сформированности
исследовательских умений у младших школьников 29
2.2. Разработка и внедрение комплекса проектов во внеурочной
деятельности, направленных на формирование
исследовательских умений у младших школьников 41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 46
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение
Глава 1.Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого - педагогической литературе 8
1.2. Проектирование как средство формирования
исследовательских умений во внеурочной деятельности 14
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 29
2.1. Диагностика первичного уровня сформированности
исследовательских умений у младших школьников 29
2.2. Разработка и внедрение комплекса проектов во внеурочной
деятельности, направленных на формирование
исследовательских умений у младших школьников 41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 46
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение
Актуальность. Поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса обусловлен, прежде всего, требованиями современного общества по реализации личностно-направленной, развивающейся модели обучения. Первостепенными задачами образования являются саморазвитие, самореализация, самостоятельность учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание личности готовой к жизни в реальном мире.
Современное образование нацелено не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира.
Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование исследовательских умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей.
Исследовательская деятельность - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Целенаправленное формирование исследовательских умений у младших школьников посредством построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования исследовательских умений растет. Ведутся специализированные основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). В особенности усиленно проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование исследовательских умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
Все эти компоненты входят в содержание проектной деятельности и радикально отличают ее от традиционных методов. В процессе работы над проектом ученики должны сами ставить цель и задачи, определять пути их достижения, находить, систематизировать и анализировать нужную информацию, делать выводы, представлять конечный результат своей деятельности.
Вовлечение детей в проектную деятельность дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности, формировать исследовательские умения.
На наш взгляд, вопрос активизации исследовательской деятельности младших школьников является недостаточно проработанным. Таким образом, становится очевидными противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений у младших школьников и недостаточной методической разработкой по проектированию во внеурочной деятельности.
Проблема исследования состоит в том, какова роль проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования».
Цель нашего исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений у младших школьников и опытно- педагогическим путем доказать его эффективность в формировании умений у учащихся начальной школы.
В начале исследования был определён объект: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
В качестве уточнения объекта был сформулирован предмет: формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности .
Для определения направления и хода данного исследования нами была сформулирована гипотеза: уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если :
- уделять повышенное внимание проектированию во внеурочной деятельности учащихся;
- учитывать возрастные особенности младших школьников;
- создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс проектов во внеурочной деятельности по формирования исследовательских умений у учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 25».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования исследовательских умений у младших школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Современное образование нацелено не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира.
Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование исследовательских умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей.
Исследовательская деятельность - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Целенаправленное формирование исследовательских умений у младших школьников посредством построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования исследовательских умений растет. Ведутся специализированные основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). В особенности усиленно проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование исследовательских умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
Все эти компоненты входят в содержание проектной деятельности и радикально отличают ее от традиционных методов. В процессе работы над проектом ученики должны сами ставить цель и задачи, определять пути их достижения, находить, систематизировать и анализировать нужную информацию, делать выводы, представлять конечный результат своей деятельности.
Вовлечение детей в проектную деятельность дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности, формировать исследовательские умения.
На наш взгляд, вопрос активизации исследовательской деятельности младших школьников является недостаточно проработанным. Таким образом, становится очевидными противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений у младших школьников и недостаточной методической разработкой по проектированию во внеурочной деятельности.
Проблема исследования состоит в том, какова роль проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования».
Цель нашего исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений у младших школьников и опытно- педагогическим путем доказать его эффективность в формировании умений у учащихся начальной школы.
В начале исследования был определён объект: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
В качестве уточнения объекта был сформулирован предмет: формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности .
Для определения направления и хода данного исследования нами была сформулирована гипотеза: уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если :
- уделять повышенное внимание проектированию во внеурочной деятельности учащихся;
- учитывать возрастные особенности младших школьников;
- создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс проектов во внеурочной деятельности по формирования исследовательских умений у учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 25».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования исследовательских умений у младших школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами были сформулированы понятия исследовательские умения и проектная деятельность. Опираясь на работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой, под общими исследовательскими умениями мы понимаем умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, классифицировать, сравнивать, наблюдать, оформлять и представлять результат исследования. А также способность видеть проблемы, умение задавать вопросы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи анализировать и оценивать свою исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, деятельность, имеющая творческий характер и общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапах проекта, его реализацию, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Опытно-экспериментальным путем мы определили зависимость уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников от использования проектирования во внеурочной деятельности учащихся.
В процессе исследовательской деятельность ученики увидели реальное применение собственных знаний. Ребята с большим энтузиазмом принимали участие на всех стадиях работы, гордились полученными результатами. Участие в такой работе позволило осознать им важность коллективной работы, у них появилось чувство ответственности за результат. Кроме того, обучающиеся научились принимать различные точки зрения по одному вопросу, научились выбирать наиболее оптимальные пути решения возникших проблем.
Таким образом, тема работы раскрыта, поставленные задачи решены, гипотеза экспериментально подтверждена. Но, мы рекомендуем продолжать работу по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, деятельность, имеющая творческий характер и общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапах проекта, его реализацию, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Опытно-экспериментальным путем мы определили зависимость уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников от использования проектирования во внеурочной деятельности учащихся.
В процессе исследовательской деятельность ученики увидели реальное применение собственных знаний. Ребята с большим энтузиазмом принимали участие на всех стадиях работы, гордились полученными результатами. Участие в такой работе позволило осознать им важность коллективной работы, у них появилось чувство ответственности за результат. Кроме того, обучающиеся научились принимать различные точки зрения по одному вопросу, научились выбирать наиболее оптимальные пути решения возникших проблем.
Таким образом, тема работы раскрыта, поставленные задачи решены, гипотеза экспериментально подтверждена. Но, мы рекомендуем продолжать работу по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования.
Подобные работы
- Формирование исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование исследовательских умений у младших школьников средствами игровых технологий во внеурочной деятельности (нет заключения, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческой активности у младших школьников посредством проектной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



