Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №116547

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к вниманию как
познавательному процессу 7
1.2 Особенности развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 12
1.3 Особенности организации коррекции внимания у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого -
педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 19
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 19
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.3 Динамика развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение


С каждым годом увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Комплексное изучение задержки психического развития, как отличительной аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский, Н.С. Певзнер и др.
Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития отражены в отечественной литературе достаточно широко. От уровня развития внимания личности напрямую зависит интеллектуальное развитие. Дефицит внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития стал объектом исследования ученых в области разных научных дисциплин.
Само понятие дефицит внимания отмечается у ребенка в неустойчивости внимания на каком-либо объекте в течение определенного времени. Главной проблемой является нарушение произвольного внимания. В.И. Лубовский говорит о недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, о дефицитарности основных свойств внимания таких, как распределение, концентрация, объем. Основной на наш взгляд целью является выявление развития внимания у детей с задержкой психического развития и коррекция.
Однако на практике мы сталкиваемся с противоречием между: необходимостью коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и отсутствием обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: коррекция внимания у детей 6-7 дет с задержкой психического развития возможна, если созданы следующие психолого - педагогические условия:
- составление и реализация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений;
- учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выделить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, информационных ресурсов сети Интернет по исследуемой проблеме, обобщение; практические: психолого-педагогический эксперимент; методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в обосновании психолого-педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы воспитателями и дефектологами при планировании и проведении занятий, а также для диагностической работы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе структурного подразделения ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани. В исследовании участвовало 10 детей из группы компенсирующей направленности в возрасте 6-7 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник), 4 приложений. Работу иллюстрируют 16 таблиц, 7 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение проблемы по реализации психолого-педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития происходило в несколько этапов.
В ходе решения первой задачи на основе анализа психолого - педагогической литературы по теме исследования, мы выделили психолого - педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития:
1. Апробация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2. Организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений.
4. Учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В ходе решения второй задачи был выявлен уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. У восьми испытуемых выявлен низкий уровень развития внимания, что составляет 80% от общего количества детей. Для них характерна повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, ограниченный объем внимания, частота переключаемости на разные внешние раздражители. У детей недостаточная способность концентрации и распределения внимания . Отмечается повышенная отвлекаемость, им сложно сосредоточиться во время выполнения задания. Дети не удерживают инструкцию на протяжении всего задания, поэтому им требуется больше времени на выполнение задания после получения указаний. Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития характерно непроизвольное внимание.
Средний уровень развития внимания выявлен у двух из десяти испытуемых, что составляет 20%. Их работоспособность равномерно распределена на протяжении заданий: имеет как спад, так и подъем. Они могут дольше концентрироваться на выполнении заданий. У испытуемых достаточный объем внимания. Дети стараются сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удержать их в уме. Сосредотачиваются на необходимой части материала, для решения поставленной задачи.
Высокий уровень внимания не был выявлен в группе испытуемых.
В ходе решения третьей задачи, мы экспериментально проверили психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Процентное соотношение общего уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития показало, что после проведенной работы по развитию внимания уровень переключаемости, устойчивости, концентрации, распределения, объема, произвольности внимания повысился с низкого до среднего уровня. Эти данные позволяют заключить, что задачи, поставленные в начале работы, успешно решены, цель работы достигнута, гипотеза - подтверждена.
Однако, полученные результаты справедливы лишь для данной группы детей, и не носят всеобщего характера. Для более глубокого и точного решения самой проблемы требуется иного уровня исследование.



1. Ануфриев, А.Ф. Психологические методики изучения личности. Практикум [Текст] / А.Ф. Ануфриев, Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова. - М. : Ось, 2007. - 304 с.
2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей [Текст] / Н.В. Бабкина. - М. : Айрис - пресс, 2006. - 142 с.
3. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития [Текст] / И.Л. Баскакова. - Воронеж : МОДЭК, 1995. - 64 с.
4. Белая, К.Ю. О нетрадиционных формах работы [Текста] / К.Ю. Белая // Дошкольное воспитание. - 1990. - №2. - С. 13-17.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
7. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.сада [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 99 с.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
9. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] : сб. ст. / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Астрель, 2010. - 672 с.
11. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Книжный дом университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, 2001. - 858 с.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2004 - 208 с.
14. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.В. Доценко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 297 с.
15. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
16. Земцова, О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. Для детей 6-7 лет [Текст] / О.Н. Земцова. - М. : Махаон, 2014. - 12 с.
17. Карнилович, О.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Карнилович. - М. : Просвещение 2005. - 67 с.
18. Козырева, Л.М. Как стать внимательным. Для детей 6-7 лет [Текст] / Л.М. Козырева. - М. : Академия развития, 2002. - 35 с.
19. Лубовский, В.И. Специальная психология. - 2-е изд. [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
20. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. - 592 с.
21. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марсковская // Дефектология. - 2006.
- №3. - С. 28-34.
22. Матюгин, И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка [Текст] / Т.Ю. Аскоченская, И.А. Бонк. - М. : Эйдос, 1994. - 114 с.
23. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назаровой. -М. : Академия, 2005. - 400 с.
24. Пенин, Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики [Текст] / Г.Н. Пенин // Вестник Герценовского университета. - 2010. - №9. - С. 41-47.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
26. Сабельникова, C.H. Развитие инклюзивного образования [Текст] / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - №1. - С. 42-54.
27. Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] : сб. ст. / под ред. И.В. Стародубцевой, Т.П. Завьяловой - М. : АРКТИ, 2008. - 72 с.
28. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Соколова. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 320 с.
29. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2008.
- 192 с.
30. Трясорукова, Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционо-развивающие занятия для детей дошкольного возраста [Текст] / Т.П. Трясорукова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 93 с.
31. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2004. - 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ