Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУКТОРА

Работа №113866

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений 8
1.2 Потенциальные возможности Lego-конструктора в формировании у детей 6-7 лет пространственных представлений 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора 30
2.3 Динамика сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 59

Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из главных задач общего развития ребенка старшего дошкольного возраста является формирование у него пространственных представлений.
Эта проблема включает в себя не только представления о размерах, форме предметов, но и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Успешное усвоение ребенком знаний в этой области имеет решающее значение для последующего изучения в школе различных учебных дисциплин, в первую очередь - математики.
Среди различных пространственных отношений, которые ребенок познает уже в период дошкольного детства, особое место занимают отношения между предметами - и их расположение в пространстве по признаку расположения относительно друг друга (Т.А. Мусейибова, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.). Распознавание этих отношений (восприятие и понимание их, изменение или учет в собственной деятельности) - важнейший компонент в комплексе пространственных категорий, знание которых необходимо человеку при ориентировке в пространстве. Более того, знание пространственных отношений между предметами ведет к более глубокому и полному познанию ребенком окружающей действительности. Через внешне воспринимаемые пространственные отношения перед ребенком раскрываются смысловые связи - причинные, целевые, следственные. Тем самым ориентировка в пространственных отношениях способствует развитию познавательной деятельности.
Как отмечает, Т.А. Мусейибова особое значение усвоение детьми пространственных представлений происходит в силу того, что дети не могут освоить специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки, следовательно, от этого страдает развитие речи, умение ребенка объяснить и воспринять объяснение о том, где находится какой-либо объект, либо выполнить поставленную задачу, или самому объяснить, какие действия он хотел бы совершить с предметами, от чего страдает общее развитие ребенка, в том числе и в области общения с другими людьми. Развитие понимания пространственных отношений связано с усвоением многих предлогов и наречий: наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в. на, между, напротив и др. Осознание «пространственных» терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной.
Поскольку познание пространственных отношений между предметами во всем их многообразии трудно для ребенка дошкольного возраста, необходимо использовать специальные средства обучения. Одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений является Lego-конструктор (Л.Г. Комарова, Т.В. Лусс, О.В. Михеева, П.А. Якушкин и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений и недостаточным использованием Lego-конструктора в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности Lego-конструктора в формировании у детей 6-7 лет пространственных представлений?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктор.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений.
Предмет исследования: Lego-конструктор как средство формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора будет эффективно, если:
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду наборами Lego-конструктора разной комплектации.
• разработать и включить в образовательный процесс комплекс занятий по Lego-конструированию для детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о взаимосвязи пространственных представлений с психическими процессами (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков и др.);
• теория формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста (Т.А. Мусейибовой);
• концептуальные подходы к пониманию роли Lego-конструктора в развитии пространственного воображения детей дошкольного возраста (Л.А. Парамоновой).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности Lego-конструктора в формировании у детей 6-7 лет пространственных представлений.
Теоретическая значимость исследования: описан и обоснован процесс формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по формированию пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством Lego-конструктора. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями дошкольной образовательной организации в работе по пространственному представлению детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ «Всеволожский центр образования». В эксперименте участвовали 28 детей 6-7 лет (14 детей - экспериментальная группа и 14 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (36 источников), 6 приложения. Работа содержит 3 рисунка, 14 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (В.В. Зеньковский, В.П. Новикова, Т.А. Мусейибова, Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Ф.Н. Шемякин и др.) показал, что познание ребенком пространства и ориентировка в нем, процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Общая линия развития постепенного усложнения в работе по формированию у старших дошкольников опыта ориентировки в пространстве выражается в следующем: определение одного, а затем и нескольких пространственных направлений; определение направлений и пространственного расположения объектов сначала от себя, от другого человека, затем от других предметов. Одним из эффективных средств формирования у детей 6-7 лет пространственных представлений является Lego-конструктор (Л.Г. Комарова, Т.В. Лусс, О.В. Михеева, П.А. Якушкин и др.)
2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента. Констатирующий этап исследования выявил у детей экспериментальной и контрольной групп три уровня сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений - низкий (36% испытуемых КГ, 50% испытуемых ЭГ); средний (57% испытуемых КГ, 43% испытуемых ЭГ), высокий (7%испытуемых КГ, 7% испытуемых ЭГ).
3. Нами установлено и экспериментально проверено, формирование у детей 6-7 лет пространственных представлений посредством Lego-конструктора будет эффективно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наборами Lego-конструктора разной комплектации.
- разработаны и включены в образовательный процесс комплекс занятий по Lego-конструированию для детей 6-7 лет.
4. В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений по всем выделенным показателям. В экспериментальной группе, после проведенной работы, с низким уровнем - 2 детей (14 %), со средним - 7 детей (50 %), а с высоким - 5 ребенок (36%). Результаты контрольного эксперимента показали, что низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет пространственных представлений в экспериментальной группе снизился на 36%, средний уровень повысился на 7%, а высокий уровень возрос на 29%. Эти результаты доказывают эффективность проведенного формирующего эксперимента.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consuttant.ru/document/cons doc LAW 158523/
3. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 296 с.
4. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество [Текст]/ А.В. Брушильский // Научное творчество - М. : Просвещении., 2009. - №5 - С. 95 - 100.
5. Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 2. - С. 55­57.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский - М. : Просвещение, 1980. - 99 с.
7. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 6-7 лет [Текст] / В.Г. Гоголева. - СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004.- 290 с.
8. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества. [Текст] / А.Н. Давидчук. - М. : Просвещение, - 2016. - 218 c.
9. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст]: книга для воспит. дет. сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М. : Сфера, 2017. - 339 с.
10. Каразану, В.А. Ориентировка в пространстве (старший дошкольный возраст). [Текст] / В.А. Каразану // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 88-91.
11. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGODACTA. - М. : Просвещение, 2016. -75 с.
12. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO [Текст]: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. - М. : Пресса, 2010. - 90 с.
13. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 112 с.
14. Конструируем, играем и учимся [Текст]: / LEGODACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. / - М. : Пресса, - 2010. - 55 с.
15. Кралина, М. В. Логика для обучения детей в семье, детском саду [Текст] / М.В. Кралина. - Екатеринбург, 2015. - 205 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ