Период изготовления: январь 2023 года.
Учебное заведение: .
Место прохождения практики: ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Введение 3
Глава 1 Специфика работы налоговой инспекции 5
Глава 2 Анализ показателей деятельности отдела камеральных проверок НДС 11
Глава 3 Арбитражная практика по профилю камеральных проверок НДС 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Актуальность практики в современных условиях не вызывает сомнений, ввиду того, налоговые органы выполняют важную роль в экономике государства в целом и регионов – в частности. Данное суждение является обоснованным, ввиду того, что современные экономические условия характеризуются достаточно непростой ситуацией, отличающейся своей масштабностью и негативным характером проявления, причем негативные тенденции проявляются не в масштабе отдельно взятой страны, а в мировом масштабе. Необходимо отметить, что экономика не имеет возможности восстановиться на протяжении уже 3 лет, испытывая новые потрясения.
Если в 2020 году основной причиной негативных тенденций в экономике являлось распространение новой коронавирусной инфекции, которое началось в конце 2020 года (в 2021 году экономика только начала выходить из рецессии), то начало 2022 года ознаменовалось СВО, беспрецедентными санкциями со стороны западных стран в отношении РФ, а в третьем квартале 2022 года была объявлена частичная мобилизация. Все эти явления негативно отразились, как на экономике РФ (выделение средств из бюджета, так и на экономике Западного сообщества).
Как отмечают ведущие исследователи разных стран – кризис по своему характеру является не финансовым, как было в предыдущих периодах, а экономическим, затронувшим все сферы и субъекты экономических отношений. Особенно остро эти тенденции коснулись субъектов хозяйствования: многие предприятия не смогли восстановить докризисные показатели деятельности в части финансовых результатов. Негативное влияние экономической и геополитической обстановки может являться причиной снижения платежной дисциплины субъектов хозяйствования в части обязательных налоговых платежей, что в свою очередь снижает объемы налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, а также бюджеты регионов. Соответственно, деятельность налоговых органов в настоящее время направлена преимущественно на повышение собираемости налогов, как от субъектов хозяйствования, так и от физических лиц.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что формирование эффективной финансовой системы в государственном масштабе не представляется возможным без эффективного налогового контроля, который и призван обеспечит финансовые интересы государства при обязательном соблюдении прав налогоплательщиков. Учитывая тот факт, что местом прохождения практики выступил отдел камеральных проверок по НДС, то можно отметить важность данного налога в качестве регулятора перераспределения общественных благ, соответственно спектр вопросов, связанных с повышением эффективности налогового контроля в данной сфере, является актуальным в настоящее время.
Целью производственной практики является детальное изучение специфики деятельности ИФНС, в том числе – отдела камеральных проверок НДС. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
изучить специфику работы налоговой инспекции;
проанализировать показатели деятельности отдела камеральных проверок НДС;
осуществить ознакомление с арбитражной практикой в части взимания НДС.
Предметом производственной практики выступили особенности деятельности налоговой инспекции. Объектом практики и местом ее прохождения является отдел камеральных проверок по НДС Центральной налоговой инспекции № 1 г. Омска.
Местом прохождения практики выступил отдел камеральных проверок по НДС, была отмечена важность данного налога в качестве регулятора перераспределения общественных благ, соответственно спектр вопросов, связанных с повышением эффективности налогового контроля в данной сфере, является актуальным в настоящее время.
Особенностью деятельности налоговых органов в РФ является строгое соответствие деятельности налоговому и иному законодательству (реализация полномочий в соответствии с положениями НК РФ), а также соблюдение прав налогоплательщиков.
ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска осуществляет взаимодействие, как с органами исполнительной власти на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровнях, а также с внебюджетными фондами. Деятельность ИФНС предполагает наличие определенной цели, а также задач. Так, ключевая цель деятельности ИФНС заключается в выявлении нарушений налогового законодательства посредством проведения налогового контроля в рамках камеральных проверок.
Камеральные проверки проводятся с учетом основной информации, получаемой из отчетности субъектов хозяйствования, а также деклараций физических лиц, так и с учетом косвенной информации, которую представляется возможным получить из внешних источников.
Таким образом, на основании информации, представленной в данной главе практики, можно сделать вывод о том, что в 2020 году количество проверок снизилось на 674 ед., а в 2021 году – на 5152 ед. Основной причиной снижения количества камеральных проверок является увеличение эффективности качества аналитической работы налогового органа, а также предоставление налогоплательщиками уточненных деклараций.
Суммы доначислений увеличились в 2020 году на 4301 тыс. руб. Это объясняется выявлением в результате проверок несоответствующей налоговому законодательству ставок по НДС. В 2021 году сумма доначислений снизилась с 50312 тыс. руб. до 37622 тыс. руб. Причиной снижения, как было отмечено ранее, является повышение эффективности аналитической работы, а также предоставление субъектами хозяйствования уточненных деклараций.
Наибольшая сумма расхождений была выявлена за 2019 год. Это объясняется тем, что с 01.01.2019 года была изменена ставка налога с 18% до 20%. В 2020-2021 гг. сумма расхождений снизилась практически в 2 раза, что положительно характеризует деятельность ИФНС и уровень аналитической работы специалистов. Но при этом, качество налогового администрирования было признано средним.
Таким образом, арбитражная практика свидетельствует о том, что многие субъекты хозяйствования допускают ошибки в порядке начисления и уплаты НДС. При этом, ошибки могут быть, как преднамеренные, что является нарушением законодательства для получения выгоды, так и непреднамеренными, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности консультативных и разъяснительных мероприятий со стороны налоговых органов.
1. Мусаева, З.С. Особенности региональных экономик России // Вестник ГУУ. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-regionalnyh-ekonomik-rossii (дата обращения: 27.12.2022).
2. Панько, Н.А. Характеристика факторов коррупции // Вестник Института экономических исследований. 2020. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-faktorov-korruptsii (дата обращения: 27.12.2022).
3. Рощупкина, А.А. Система региональных показателей экономической безопасности // Вестник евразийской науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-regionalnyh-pokazateley-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 27.12.2022).
4. Смелик, Р.Г. Экономическая безопасность на уровне региона (на примере Омской области) // Вестник СИБИТа. 2019. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-na-urovne-regiona-na-primere-omskoy-oblasti (дата обращения: 27.12.2022).
5. Титенко, Н.Ю. Подход к обеспечению экономической безопасности региона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-obespecheniyu-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 27.12.2022).
6. Фатхуллина, Р.А. Противодействие коррупции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-1 (дата обращения: 27.12.2022).
7. Федорова, Л.П. Региональный аспект определения уровня экономической безопасности на основе мониторинга // Вестник РУК. 2020. №2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-aspekt-opredeleniya-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-na-osnove-monitoringa (дата обращения: 27.12.2022).
8. Генеральная прокуратура РФ: портал правовой статистики [Электронный ресурс]: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 27.12.2022).
9. Генеральная прокуратура РФ: ежемесячные сборники о состоянии преступности в России (2018-2021 гг.) [Электронный ресурс]: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 27.12.2022).
10. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках: РБК [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51 (дата обращения: 27.12.2022).
11. Коррупционные схемы среднего уровня на предприятиях [Электронный ресурс]: https://smart-lab.ru/blog/616583.php (дата обращения: 27.12.2022).
12. Коррупционные схемы, выявляемые при помощи аудита [Электронный ресурс]: https://бизнеспротекция.рф/korrupcionnye-sxemy-vyyavlennye-s-pomoshhyu-audita-bezopasnosti-predpriyatiya.html (дата обращения: 27.12.2022).
13. Жалобы на антикоррупционную горячую линию Газпрома в 2020г сократились на 1/3 — фактов не выявлено, но приняты меры [Электронный ресурс]: https://xco.news/article/2021/06/09/zhaloby-na-antikorruptsionnuu-goryachuu-liniu-gazproma-v-2020g-sokratilis-na-13-faktov-ne-vyyavleno-no-prinyaty-mery (дата обращения: 27.12.2022).
14. Антикоррупционный сайт Сибур [Электронный ресурс]: https://nocorruption.old.rt.ru/?action=materials.article.page&id=481 (дата обращения: 27.12.2022).
15. Комплаенс Газпром [Электронный ресурс]: https://sustainability.gazpromreport.ru/2020/3-about-gazprom/3-4-compliance-management/ (дата обращения: 27.12.2022).
16. Комплаенс Сибур [Электронный ресурс]: https://www.sibur.ru/compliance/ (дата обращения: 27.12.2022).
17. Меры по предупреждению коррупции в организациях [Электронный ресурс]: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
18. Обзор судебной практики по налогам и сборам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pgplaw.ru/upload/iblock/a5a/2021_06_Nalogi_sudebnaya-praktika.pdf (дата обращения: 27.12.2022).
19. Инспекция ФНС по Центральному Административному округу г. Омска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn55/ifns/cao/ (дата обращения: 27.12.2022).