ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе 9 взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках в современных исследованиях 9
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 24
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 24
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 42
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение 65
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе 9 взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках в современных исследованиях 9
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 24
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 24
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 42
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение 65
Важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является приобщение к культурным традициям своей страны. Согласно задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в области познавательного развития, у дошкольников должны быть сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
В процессе познавательного развития формируются представления, они упорядочиваются, осмысливаются существующие закономерности, связи и зависимости что приводит к благополучному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие» важно учесть: познавательные возможности ребёнка, определяющиеся уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи); необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми, которые обеспечат улучшение познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности; интеграция образовательных областей это неотъемлемая часть, для формирования полной картины мира.
Область «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает социализацию детей дошкольного возраста, знакомство их с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства. Важным направлением в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Особенности формирования представлений и понятий у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В исследованиях Г.Н. Аквилевой, Л.М. Веккера, А.Г. Маклакова и др. рассматриваются характеристики представлений. А.В. Усова отмечает, что понятия о предметах, не сопоставляются с конкретными представлениями детей, они малы по объему и содержанию, а в сознании отделены от образа. Практически, понятия формируются только на основе конкретных представлений. А.В. Запорожец, отмечает, что отбор знаний для детей дошкольного возраста должен быть ориентирован на обогащение содержания их деятельности, перспективы ее развития. В своих работах Н.Ф. Виноградова и В.И. Ядэшко выделяют принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста. В исследовании В.И. Ядэшко представлена классификация праздников, определено их значение для развития ребенка для расширения кругозора, знакомства со своим Отечеством.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об отечественных праздниках и недостаточным взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающем эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: Как сформировать у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений об отечественных праздниках у детей 5 -6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи возможно, если:
1) определена программа знаний детей об отечественных праздниках с учетом возрастных возможностей детей;
2) реализуется комплекс заданий, обеспечивающий активность детей в освоение разработанной программы знаний, и вовлечение родителей в образовательную деятельность с учетом особенностей семей воспитанников;
3) определена логика работы с детьми с учетом календарных сроков праздников.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятия по теме исследования ;
2) изучить уровень сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках;
4) выявить динамику в уровне сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет после реализации разработанного содержания работы с участием родителей.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений об окружающем мире (Г.Н. Аквилева, О.В. Дыбина, В.В. Ильин, А.Г. Маклаков, Е.С. Рапацевич и др.);
- концепции программы знаний (Н.Ф. Виноградова, А.А. Запорожец и др.);
- подход к классификации праздника и его особенностям
(Н.А. Крыловская, А.И. Мазаев, В.И. Ядэшко и др);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, выделены критерии и показатели сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности представлений об отечественных праздниках; комплекс заданий по формированию представлений об отечественных праздниках с учетом взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с № 28 «Ромашка». г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 20 родителей, 4 воспитателя.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 14 таблицами.
В процессе познавательного развития формируются представления, они упорядочиваются, осмысливаются существующие закономерности, связи и зависимости что приводит к благополучному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие» важно учесть: познавательные возможности ребёнка, определяющиеся уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи); необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми, которые обеспечат улучшение познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности; интеграция образовательных областей это неотъемлемая часть, для формирования полной картины мира.
Область «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает социализацию детей дошкольного возраста, знакомство их с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства. Важным направлением в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Особенности формирования представлений и понятий у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В исследованиях Г.Н. Аквилевой, Л.М. Веккера, А.Г. Маклакова и др. рассматриваются характеристики представлений. А.В. Усова отмечает, что понятия о предметах, не сопоставляются с конкретными представлениями детей, они малы по объему и содержанию, а в сознании отделены от образа. Практически, понятия формируются только на основе конкретных представлений. А.В. Запорожец, отмечает, что отбор знаний для детей дошкольного возраста должен быть ориентирован на обогащение содержания их деятельности, перспективы ее развития. В своих работах Н.Ф. Виноградова и В.И. Ядэшко выделяют принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста. В исследовании В.И. Ядэшко представлена классификация праздников, определено их значение для развития ребенка для расширения кругозора, знакомства со своим Отечеством.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об отечественных праздниках и недостаточным взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающем эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: Как сформировать у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений об отечественных праздниках у детей 5 -6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи возможно, если:
1) определена программа знаний детей об отечественных праздниках с учетом возрастных возможностей детей;
2) реализуется комплекс заданий, обеспечивающий активность детей в освоение разработанной программы знаний, и вовлечение родителей в образовательную деятельность с учетом особенностей семей воспитанников;
3) определена логика работы с детьми с учетом календарных сроков праздников.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятия по теме исследования ;
2) изучить уровень сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках;
4) выявить динамику в уровне сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет после реализации разработанного содержания работы с участием родителей.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений об окружающем мире (Г.Н. Аквилева, О.В. Дыбина, В.В. Ильин, А.Г. Маклаков, Е.С. Рапацевич и др.);
- концепции программы знаний (Н.Ф. Виноградова, А.А. Запорожец и др.);
- подход к классификации праздника и его особенностям
(Н.А. Крыловская, А.И. Мазаев, В.И. Ядэшко и др);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, выделены критерии и показатели сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности представлений об отечественных праздниках; комплекс заданий по формированию представлений об отечественных праздниках с учетом взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с № 28 «Ромашка». г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 20 родителей, 4 воспитателя.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 14 таблицами.
Согласно требованиям, которые прописаны в документах регулируемых деятельность дошкольных образовательных учреждений, необходимо формировать у ребёнка представления об отечественных праздниках, так же, соответствующие документы указывают, что необходимо вовлекать родителей в образовательную деятельность детей. Поэтому мы считаем, что важно формировать представления об отечественных праздниках у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Анализ источников показал недостаточность изученности проблемы данного исследования. Программа знаний потребовала обращения к нормативным документам и к образовательным программам.
Проанализировав результаты диагностики, мы выяснили, что у детей 5¬6 лет недостаточно сформированы представления об отечественных праздниках.
Нами были разобраны, различные формы взаимодействия с родителями традиционные и нетрадиционные, проанализирована важность вовлечения родителей в образовательный процесс.
Определилась преемственность праздников в дошкольной образовательной организации и в школе.
Были определены следующие критерии и показатели: 1) представления о событиях праздника как социального и культурного явления, реализуемого в рамках традиций своего отечества (представление о многообразии праздников; представления о событийной основе праздника; представления о традициях празднования; представления об истории праздника); 2) представления о социально-культурной и личностной ценности праздника (представление о значении праздника в жизни ребенка, семьи, города, страны; представление о нравственной ценности праздника, о соответствующих социальных нормах отношений людей; представление о возможностях своего участия в праздничных событиях); 3) эмоциональное отношение к празднику и своему участию в нем (желание участвовать в праздничных событиях; позитивное отношение к празднику и своему участию в нем).
Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения более эффективной работы, предполагающей вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Формирующий эксперимент, проводился в два этапа: подготовительный, целью которого было составить перспективный план работы с детьми и родителями и основной, его цель была формирование представлений у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Проведя повторную диагностику детей, нами была выявлена положительная динамика, в экспериментальной группе уровень представлений об отечественных праздниках явно возрос. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20% и стало 70%, а с низким, уменьшилось на 20% и стало 25%.
Подводя итоги, отметим, что все поставленные нами задачи были решены в процессе проведения работы, цель достигнута и гипотеза нашла своё подтверждение.
Анализ источников показал недостаточность изученности проблемы данного исследования. Программа знаний потребовала обращения к нормативным документам и к образовательным программам.
Проанализировав результаты диагностики, мы выяснили, что у детей 5¬6 лет недостаточно сформированы представления об отечественных праздниках.
Нами были разобраны, различные формы взаимодействия с родителями традиционные и нетрадиционные, проанализирована важность вовлечения родителей в образовательный процесс.
Определилась преемственность праздников в дошкольной образовательной организации и в школе.
Были определены следующие критерии и показатели: 1) представления о событиях праздника как социального и культурного явления, реализуемого в рамках традиций своего отечества (представление о многообразии праздников; представления о событийной основе праздника; представления о традициях празднования; представления об истории праздника); 2) представления о социально-культурной и личностной ценности праздника (представление о значении праздника в жизни ребенка, семьи, города, страны; представление о нравственной ценности праздника, о соответствующих социальных нормах отношений людей; представление о возможностях своего участия в праздничных событиях); 3) эмоциональное отношение к празднику и своему участию в нем (желание участвовать в праздничных событиях; позитивное отношение к празднику и своему участию в нем).
Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения более эффективной работы, предполагающей вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Формирующий эксперимент, проводился в два этапа: подготовительный, целью которого было составить перспективный план работы с детьми и родителями и основной, его цель была формирование представлений у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Проведя повторную диагностику детей, нами была выявлена положительная динамика, в экспериментальной группе уровень представлений об отечественных праздниках явно возрос. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20% и стало 70%, а с низким, уменьшилось на 20% и стало 25%.
Подводя итоги, отметим, что все поставленные нами задачи были решены в процессе проведения работы, цель достигнута и гипотеза нашла своё подтверждение.



