Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе 9 взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках в современных исследованиях 9
1.2 Характеристика взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках 24
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 24
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 42
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
представлений об отечественных праздниках 51
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение 65
Важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является приобщение к культурным традициям своей страны. Согласно задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в области познавательного развития, у дошкольников должны быть сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
В процессе познавательного развития формируются представления, они упорядочиваются, осмысливаются существующие закономерности, связи и зависимости что приводит к благополучному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие» важно учесть: познавательные возможности ребёнка, определяющиеся уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи); необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми, которые обеспечат улучшение познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности; интеграция образовательных областей это неотъемлемая часть, для формирования полной картины мира.
Область «Социально-коммуникативное развитие» подразумевает социализацию детей дошкольного возраста, знакомство их с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и государства. Важным направлением в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Особенности формирования представлений и понятий у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В исследованиях Г.Н. Аквилевой, Л.М. Веккера, А.Г. Маклакова и др. рассматриваются характеристики представлений. А.В. Усова отмечает, что понятия о предметах, не сопоставляются с конкретными представлениями детей, они малы по объему и содержанию, а в сознании отделены от образа. Практически, понятия формируются только на основе конкретных представлений. А.В. Запорожец, отмечает, что отбор знаний для детей дошкольного возраста должен быть ориентирован на обогащение содержания их деятельности, перспективы ее развития. В своих работах Н.Ф. Виноградова и В.И. Ядэшко выделяют принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста. В исследовании В.И. Ядэшко представлена классификация праздников, определено их значение для развития ребенка для расширения кругозора, знакомства со своим Отечеством.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об отечественных праздниках и недостаточным взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающем эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: Как сформировать у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в формировании у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование представлений об отечественных праздниках у детей 5 -6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи возможно, если:
1) определена программа знаний детей об отечественных праздниках с учетом возрастных возможностей детей;
2) реализуется комплекс заданий, обеспечивающий активность детей в освоение разработанной программы знаний, и вовлечение родителей в образовательную деятельность с учетом особенностей семей воспитанников;
3) определена логика работы с детьми с учетом календарных сроков праздников.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятия по теме исследования ;
2) изучить уровень сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования у детей 5-6 лет представлений об отечественных праздниках;
4) выявить динамику в уровне сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет после реализации разработанного содержания работы с участием родителей.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей представлений об окружающем мире (Г.Н. Аквилева, О.В. Дыбина, В.В. Ильин, А.Г. Маклаков, Е.С. Рапацевич и др.);
- концепции программы знаний (Н.Ф. Виноградова, А.А. Запорожец и др.);
- подход к классификации праздника и его особенностям
(Н.А. Крыловская, А.И. Мазаев, В.И. Ядэшко и др);
- положения о взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми); констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, выделены критерии и показатели сформированности представлений об отечественных праздниках у детей 5-6 лет, охарактеризованы уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 5-6 лет уровня сформированности представлений об отечественных праздниках; комплекс заданий по формированию представлений об отечественных праздниках с учетом взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с № 28 «Ромашка». г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 20 родителей, 4 воспитателя.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 6 рисунками, 14 таблицами.
Согласно требованиям, которые прописаны в документах регулируемых деятельность дошкольных образовательных учреждений, необходимо формировать у ребёнка представления об отечественных праздниках, так же, соответствующие документы указывают, что необходимо вовлекать родителей в образовательную деятельность детей. Поэтому мы считаем, что важно формировать представления об отечественных праздниках у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Анализ источников показал недостаточность изученности проблемы данного исследования. Программа знаний потребовала обращения к нормативным документам и к образовательным программам.
Проанализировав результаты диагностики, мы выяснили, что у детей 5¬6 лет недостаточно сформированы представления об отечественных праздниках.
Нами были разобраны, различные формы взаимодействия с родителями традиционные и нетрадиционные, проанализирована важность вовлечения родителей в образовательный процесс.
Определилась преемственность праздников в дошкольной образовательной организации и в школе.
Были определены следующие критерии и показатели: 1) представления о событиях праздника как социального и культурного явления, реализуемого в рамках традиций своего отечества (представление о многообразии праздников; представления о событийной основе праздника; представления о традициях празднования; представления об истории праздника); 2) представления о социально-культурной и личностной ценности праздника (представление о значении праздника в жизни ребенка, семьи, города, страны; представление о нравственной ценности праздника, о соответствующих социальных нормах отношений людей; представление о возможностях своего участия в праздничных событиях); 3) эмоциональное отношение к празднику и своему участию в нем (желание участвовать в праздничных событиях; позитивное отношение к празднику и своему участию в нем).
Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения более эффективной работы, предполагающей вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Формирующий эксперимент, проводился в два этапа: подготовительный, целью которого было составить перспективный план работы с детьми и родителями и основной, его цель была формирование представлений у детей 5-6 лет представления об отечественных праздниках в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Проведя повторную диагностику детей, нами была выявлена положительная динамика, в экспериментальной группе уровень представлений об отечественных праздниках явно возрос. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20% и стало 70%, а с низким, уменьшилось на 20% и стало 25%.
Подводя итоги, отметим, что все поставленные нами задачи были решены в процессе проведения работы, цель достигнута и гипотеза нашла своё подтверждение.
1. О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников: указ Президента Российской Федерации от 31.07.2013 № 659 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации - 2013. - № 6(дек), - 371 с.
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - № 30384
3. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(Дата обращения 15.01.17).
4. Аквилева, Г.Н.. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина - М.: Владос, 2001. - 240 с.
5. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2002, № 4. - 66 с.
6. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 280 с.
7. Большая советская энциклопедия. Под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1975.- 353 с.
8. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] /Л.М. Веккер. - Л. : ЛГУ, 1974. - 200 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир Класс:1[Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 96 с.
10. Власова, Б.В. Традиция как социально-философская категория [Текст] / Б. В. Власова// Философские науки. - 1980. - № 4. - С. 32-41.
11. Громова, Л.А. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста [Текст] / Л.А. Громова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016, №1. - С. 109-111.
12. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья [Текст]/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М. : Линка - пресс, 2001. - 224 с.
13. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
14. Дыбина, О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром [Текст] : автореф. дис. на соискание уч. степени доктора пед. наук / О.В. Дыбина. - М. 2002. - 46 с.
15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986, - 320 с.
16. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст] / В.В. Зеньковский. -.М. : Академический проспект, 2001. - 880 с.
17. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст] /
B. В. Ильин, А.В. Машенцев - СПб. : Питер, 2006. - 65 с.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. [Текст] /
C. А. Козлова, Т.А. Куликова - М. : Академия, 2000. - 416 с.
19. Кравцов, Г.Г. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская, Г.Б. Ховрина, Ж.П. Сугак. - М. : Левъ, 2015. - 217 с.
20. Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Н.М. Крылова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
21. Крыловская, Н.А. Праздник в детском саду [Текст] /
Н. А. Крыловская // Искусство в школе. - 2007, № 3. - С. 36-37.
22. Куницына, М.Ф. Классификация праздников [электронный ресурс]/ М.Ф. Куницына. - Режим доступа: http://prazdnik-land.ru/korporativnaya- vecherinka/poleznaya-informatsiya/klassifikatsiya-prazdnikov/(Дата обращения 2.12.16).
23. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст] /. - М. :Наука, 1978. - 393 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.
25. Маркова, Т.А. Детский сад и семья [Текст] / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
26. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 253 с.
27. Микляева, Н.В. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Н.В. Микляева. - М. : Карапуз, 2014. - 202 с.
28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Мир и образование, 2016. - 1376 с.
29. Павлов, И.П. Полн. собр. соч.т. 3 [Текст] / И.П. Павлов. - М. : Академия наук, 1951. - 195 с.
30. Парамонова, Л.А. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
31. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Под ред. Е.С. Рапацевич.- Мн. : Соврем. слово, 2005.- 459 с.
32. Пигалев, А.И. Культурология. XX век. Энциклопедия. [Текст] / А.И. Пигалев. - Волгоград :Издатель, 1999. - 430 с.
33. Савченко, В.И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников [Текст] /В.И. Савченко. - М : Детство- Пресс, 2013. - 125 с.
34. Свирская, Л.В. Шпаргалки для родителей [Текст] /.Л.В. Свирская. - 2002. - 147 с.
35. Теплов, Б.М. Психология: Учебник для средней школы [Текст] / Б.М. Теплов - М., 2001. - 223 с.
36. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.В Дмитриева. - М. : АСТ, 2003. - 1578 с.
37. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
38. Трубицына, С.А. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «березка». [Текст] /В.К. Загводкин, С.А. Трубицына. - М. : Сфера, 2015. - 122 с.
39. Усова, А.В. Психолого - дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие Ч. 2. [Текст] / А. В. Усова. - Челябинск: ГПИ, 2000. - 86 с.
40. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 2000. - 416 с.
41. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] / Р.Ш. Хабибуллина Дошкольная педагогика - 2007, №7. - 70с.
42. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно - исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. - 2012. - Выпуск 10. - С. 133-143.
43. Ядэшко, В.И Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. -. М. : Просвещение, 1986. - 415 с.