Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация американского образа жизни в кинематографе

Работа №113510

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения репрезентации американского образа жизни в массовом кинематографе 9
1.1. Стереотипы образа страны в контексте теории социального
конструктивизма 9
1.2. Кинематограф как форма репрезентации американского образа жизни . 20
Глава 2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в массовой культуре 28
2.1. Исследование мнения жителей города Тольятти о стереотипах
американского образа жизни 28
2.2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в фильмах
американского производства 38
Заключение 49
Список используемой литературы и источников 52
Приложение


Актуальность темы исследования. Американская культура, как одна из ведущих культур в мире, получила стремительное распространение в 20 веке. Утверждение культурных ценностей или американизация, происходила совместно с процессом глобализации . Глобализация, как основная характеристика современного общества, предполагает расширение контактов между носителями разнообразных языков и культур. Человек независимо от своего местонахождения может приобщиться к социальному опыту и обычаям других народов. По мнению Питера Бергера, восприятие глобализации неоднозначно: с одной стороны это начало нового мира и демократизации, с другой - экономическая и политическая гегемония США. В результате этого культура всего мира приобретет однородность . С идеями глобализации в мироустройство проникла американская модель: «самого могучего государства на земле» , страны свободы, и безопасности.
Дж. Курт, американский исследователь, утверждал: «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру - да и по всему миру» . Но еще большее распространение произошло мощь и после окончания «холодной войны». Все это послужило результатом огромной проделанной работы государства над своим имиджем. Особую роль в формировании и распространении американского имиджа сыграла массовая культура. Ведущими элементами её воздействия послужили кинематограф и телевидение, которые фундаментальным образом определяли повседневные события и порождали особую систему восприятия действительности.
Ключевым посредником при создании имиджа государства выступает кинематограф. Кино воплощает национальные образы наряду с народными сказаниями, песнями, эпосом и выступает продолжателем национальных традиций. Созданные образы служат не только хранителями кодов индивидуального и коллективного бессознательного, но и выступают прародителем особых ментальных образов и представлений об обществе. Г олливудские фильмы, популярные во всем мире, привнесли огромный вклад в распространение американского образа жизни, а также породили противоречия между реальным и создаваемым миром.
Несмотря на то, что со временем образ жизни изменился, как и собственно сама Америка ушла от идеала «Американской мечты», идея американского образа жизни до сих пор актуальна. Поэтому существует необходимость в анализе нынешнего транслируемого образа США в кино.
Степень разработанности проблемы. Образ государства и его имидж стал интересен для исследователей с развитием глобализации и средств массовой коммуникации. Среди исследователей, занимающихся проблемами имиджа и идентичности государства, следует выделить П. Бергера и Т. Лукмана, и А. Вендта , связывающие создание имиджа с реальностью, в которой особую роль играют социальные представления, рассматриваемые С. Московичи . Подобные социальные представления способствуют созданию идеального типа государства, данный феномен описывал М. Вебер .
При создании имиджа и образа страны особую роль играет стереотип. У. Липпман, И. С. Кон рассматривали ценность стереотипов, об их характеристиках писали А. В. Меренков, Г. Олпорт, Е. Б. Перелыгина и А. К. Уледов . Исследованием этнических стереотипов занималась Г. У. Солдатова, стереотипами образа жизни А. А. Возьмитель и рассматривал их мифологизацию Р. Барт . Стереотипы американского образа жизни изучали О. Шпенглер, Ж. Бодрийяр .
Особую роль в распространении американского образа жизни оказало кино. О кинематографе как универсальном синтезе искусства писали К. Метц, А. В. Монастырский . Кино для передачи образов использует особый кино-язык рассматриваемый в трудах таких ученых, как: Ю. Цивьян, Ж. Делез, К. Ю. М. Лотман, П. П. Пазолини и У. Эко. Данный кино-язык содержит скрытые коды, описываемые М. С. Каганом и В. Беньямином . Подробнее функции кино рассматривали М. И. Жабский, Б. Гройс, Дж. Карлсон . Особую роль американского кино описывал Ж. Бодрийяр .
Цель исследования - социологический анализ репрезентации американского образа жизни в зарубежных фильмах.
Объект исследования - массовый кинематограф.
Предмет исследования - особенности репрезентации американского образа жизни в американских фильмах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «имидж», «стереотип», «образ жизни», «кинематограф».
2. Изучить роль кинематографа в формировании образа страны.
3. Исследовать мнение людей относительно основных черт американского образа жизни.
4. Выделить особенности репрезентации американского образа жизни в кино.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы следующие подходы:
1. Социально-конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, А. Вендт, М. Вебер) используется для анализа таких феноменов, как «имидж», «стереотипы образа жизни».
2. Структурно-функциональный (И. С. Кон, У. Липпман, К. Метц, Ю. Цивьян). На его основе мы рассматриваем структуру, функции / дисфункции и основные элементы стереотипов и кино.
3. Социокультурный подход (Ж. Бодрийяр, Ю. М. Лотман, Т. Адорно) позволяет нам рассмотреть кинематограф как часть социальной реальности, способная влиять на общество в целом.
Гипотеза исследования. Несмотря на изменения жизни в американском кинематографе до сих пор используются черты «идеальной Америки», которые редко соответствуют действительности.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и контент-анализ.
Для изучения мнения об американском образе жизни и его стереотипах было проведено анкетирование. В ходе исследования была изучена выборочная совокупность (п = 200, по 100 респондентов в каждой возрастной группе: 18 - 25 лет и 35 - 60 лет).
Для анализа репрезентации стереотипов американского образа жизни был проведен контент-анализ 12 фильмов, произведенных в США.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проникновение американской культуры, распространение образа жизни стало результатом активной работы США над своим имиджем. Образ «великой», свободной, демократичной Америки стремительно распространился по всему миру благодаря процессу глобализации. Особую роль в трансляции имиджа сыграла массовая культура и появление новых средств коммуникации. Одним из таких механизмов стал кинематограф.
Кино приобрело функцию передачи нового социального знания, основанного на создании реальности, дополненной идеологическими установками. Создаваемые кинообразы превращались в стереотипы, а экранная реальность выступила «лейтмотивом» американской истории. Однако данная реальность не всегда соответствовала изменениям, происходящими в американском обществе. Отсюда и возникает проблема соотношения транслируемого образа жизни и реальности.
Для анализа образа Америки и существующих стереотипов американского образа жизни, нами был проведен опрос, результаты которого показали противоречивый образ. Согласно мнению респондентов двух возрастных групп, американский образ жизни представляется меркантильным и излишне навязанным СМИ. При детальном рассмотрении положительных и отрицательных черт американского образа жизни, были получены следующие результаты. К положительным чертам американского образа жизни респонденты относят: высокий уровень жизни, большие возможности для самореализации. Отрицательные моменты связаны с «жизнью в кредит», высоким уровнем социального расслоения и нездоровым образом жизни. Образ самих американцев, также характеризуется неоднозначно: самоуверенный индивидуалист, патриот своей страны,
являющийся приверженцем семейных ценностей. Исследуя мнение относительно американцев, мы узнали отношение к деятельности США в мире. Отрицательное влияние оценивается в экономической и политической сфере, прежде всего, связано с распространением западной демократии. Положительное влияние Америки отмечают в сферах развития науки и информационных технологий. Деятельность США в культурной сфере, по мнению респондентов, имеет как положительное, так и отрицательное влияние. Помимо оценки, мы узнали основные каналы распространения информации об американском образе жизни. Подавляющее большинство выбрали влияние образов кино, а также старшее поколение отмечает воздействие СМИ. Респонденты отметили проникновение черт американского образа жизни через: политику, моду, индустрию быстрого питания и использование иностранных слов в повседневной речи.
Следующим этапом нашего исследование было проведение анализа транслируемого американского образа жизни в кино. На основе ранее полученных результатов опроса, нами были выделены ряд характеристик необходимых для анализа черт образа жизни и самих американцев.
На основе проведенной процедуры были сделаны следующие выводы. Во всех исследуемых нами фильмах присутствовали сюжет, связанный с уровнем и комфортом жизни. Стоит отметить, что в фильмах герои, либо обладают высоким уровнем жизни, либо только стремятся его достичь. Также довольно часто используется сюжет рассказывающий историю успеха человека «со дна» или self-made man. Однако важно сказать, что ценность американца состоит не в обладании благами, а в поиске счастья, в желании самореализации. В сюжетах фильмах часто встречаются ранее выделенными нами отрицательные черты американского образа жизни: наркомания, социальное расслоение и преступность. При рассмотрении образа американцев, мы выделили следующие черты: индивидуализм и как следствие одиночество, жизнерадостность и стремление к достижению своей мечты, приверженность семейным ценностям, а также самоуверенность и меркантильность. При сравнении фильмов относительно годов производства мы выделили то, что все фильмы отражают негативный характер образа жизни. Различия фильмов, состоит в жанровости: фильмы 1990-х и 2000-х годов чаще всего характеризуются драмой, а фильмы 2010-х годов характеризуется более красочным описанием, посредствам черной комедии.
Подводя итог нашего исследования можно сделать выводы о том, что транслируемый образ жизни США претерпел изменения. Америка представляется нам страной со своими плюсами и минусами, страной с трансформировавшимися идеалами. Образ американцев показывает нам, насколько ранее восхваляемая модель «Американской мечты» не приносит счастья, ради которого так стремятся мигранты.



1. Аксянова, Г. А., Давыдова, С. С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян) / Г. А. Аксянова, С. С. Давыдова.- М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - 36 с.
2. Баталов, Э. Я. Американские ценности в современном мире // Историография нового времени стран Европы и Америки. - М.: Прогресс, 1990. - 346 с.
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт
социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 944 с.
4. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnicheskoj_ vosproizvodimosti_18738 (Дата обращения: 16.12.2016).
5. Бергер, П. Л. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире: пер. с англ. / Под ред. П. Л. Бергера, С. П. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
7. Бжезинский, З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. - М.: Междунар. отношения, 1998. - 280 с.
8. Бодрийяр, Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугин. - СПб.: Владимир Даль, 2000.- 204 с.
9. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкипа. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
10. Борщ, К. О. Образ супергероя в американской культуре 20-21 века // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 5. - С. 63 - 65.
11. Вебер, М. Избранные произведения / Пер. с нем. М. Левин,
А. Филиппов. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
12. Возьмитель, А. А. Ценностно-нормативное содержание образа жизни в советской и постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 8. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - С. 149-164.
13. Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России: научно-популярная литература / С. С. Гинзбург. - М.: Аграф, 2007. - 488 c.
14. Делез, Ж. Кино / пер. с фр. Б. Скуратов. - М.: Ад маринге , 2004. - 503 с.
15. Дьяков, А. В. Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» / А. В. Дьяков. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. - 354 с.
16. Дэвис, Д. Капитализм и его культура [Текст] / Дэвис Д. ; предисл. С.Д.Сказкина. сокращ.пер.с англ. Ш.А. Богиной. -М.: Госиноиздат, 1949. - 540 с.
17. Жабский, М. И. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт- Бабушкин; М-во культуры Рос. Федерации. Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Белый берег, 2000. - 376 с.
18. Здравомыслов, А. Г. Россия и русские в современном немецком самосознании // Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. - С. 104.
19. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №6. - С. 47- 62.
20. Карлсон, Дж. Телевизионное развлечение и политическая
социализация / пер. М. М. Назарова - М.: Массовая коммуникация и
общество, - 2004. - 428 с.
21. Ладыка, О. В. Американский национальный характер и его интерпретация в работах лингвистов // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 114-123.
22. Липпман, У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
23. Логинов, А. Л. Мифологическая составляющая концепта «the American Dream» // Вестник ННГУ. - 2012. - № 1.- С. 139-143.
24. Меренков, А. В. Социология стереотипов / А. В. Меренков ; М-во образования РФ, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 292 с.
25. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной; науч. ред. А. Черноглазов. - СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2010. - 336 с.
26. Монастырский, В. А. Киноискусство в социокультурной работе. /
В. А. Монастырский. - Тамбов, 1999. - 147 с.
27. Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. - 1995. - № 1. - С. 3-18.
28. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. - М.: Авантиплюс, 2004. - С. 365.
29. Назмутдинова, С. С. Гармония как переводческая категория (на материале русского, английского, французского кинодискурса): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008. - С. 18.
30. Неймер, Ю. Л. Иммиграция в США, русская и иная // Мир России. Социология. Этнология. - 2003. - № 1. - С. 121-137.
31. Окладникова, Е. А. Этносоциология (Теория этнических ценностей) : учеб. пособие. Е. А. Окладникова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. - C. 97.
32. Оллпорт, Г. В. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
33. Пазолини, П. П. Теорема: Сценарии, роман, повесть, рассказы, статьи, эссе, интервью / Пер. с ит., фр., англ.; сост., комм., библиография, фильмография Н.Ставровской; послесл. О.Аронсона. - М.: Ладомир, 2000. - 671 с.
34. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учеб. пос. /
Е. Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
35. Покровский, Н. Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования. - 2001. - № 6. - С. 5.
36. Почепцов, Г. Г. Информационно-аналитические технологии / Г. Г. Почепцов. - М.: Центр, 2003. - 384 с.
37. Рутман, В. М. Критерии различения американского независимого и голливудского кинематографа // Аналитика культурологии. - 2012. - №22 -
С. 89 - 93.
38. Соколов, Е. Г. Искусство в системе культуры. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2003. - 167 с.
39. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
40. Сорокина, Н. В. Национальный стереотип как междисциплинарная проблема // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. - № 1. - С. 51 - 59.
41. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.:
Институт психологии РАН, Академ. проект, 1999. - 320 с.
42. Теплиц, Е. Кино и телевидение в США / Е. Теплиц. - М.:
Искусство, 1966. - 303 с.
43. Уледов, А. К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование) / А. К. Уледов. - М.: Мысль, 1968. - 330 с.
44. Уткин, А. И. Подъем и падение Запада / А. И. Уткин. - М.: АСТ, 2008. - 761 с.
45. Цивьян, Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам. Вып. 17. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1984. - С. 109-121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ