Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения репрезентации американского образа жизни в массовом кинематографе 9
1.1. Стереотипы образа страны в контексте теории социального
конструктивизма 9
1.2. Кинематограф как форма репрезентации американского образа жизни . 20
Глава 2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в массовой культуре 28
2.1. Исследование мнения жителей города Тольятти о стереотипах
американского образа жизни 28
2.2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в фильмах
американского производства 38
Заключение 49
Список используемой литературы и источников 52
Приложение
Актуальность темы исследования. Американская культура, как одна из ведущих культур в мире, получила стремительное распространение в 20 веке. Утверждение культурных ценностей или американизация, происходила совместно с процессом глобализации . Глобализация, как основная характеристика современного общества, предполагает расширение контактов между носителями разнообразных языков и культур. Человек независимо от своего местонахождения может приобщиться к социальному опыту и обычаям других народов. По мнению Питера Бергера, восприятие глобализации неоднозначно: с одной стороны это начало нового мира и демократизации, с другой - экономическая и политическая гегемония США. В результате этого культура всего мира приобретет однородность . С идеями глобализации в мироустройство проникла американская модель: «самого могучего государства на земле» , страны свободы, и безопасности.
Дж. Курт, американский исследователь, утверждал: «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру - да и по всему миру» . Но еще большее распространение произошло мощь и после окончания «холодной войны». Все это послужило результатом огромной проделанной работы государства над своим имиджем. Особую роль в формировании и распространении американского имиджа сыграла массовая культура. Ведущими элементами её воздействия послужили кинематограф и телевидение, которые фундаментальным образом определяли повседневные события и порождали особую систему восприятия действительности.
Ключевым посредником при создании имиджа государства выступает кинематограф. Кино воплощает национальные образы наряду с народными сказаниями, песнями, эпосом и выступает продолжателем национальных традиций. Созданные образы служат не только хранителями кодов индивидуального и коллективного бессознательного, но и выступают прародителем особых ментальных образов и представлений об обществе. Г олливудские фильмы, популярные во всем мире, привнесли огромный вклад в распространение американского образа жизни, а также породили противоречия между реальным и создаваемым миром.
Несмотря на то, что со временем образ жизни изменился, как и собственно сама Америка ушла от идеала «Американской мечты», идея американского образа жизни до сих пор актуальна. Поэтому существует необходимость в анализе нынешнего транслируемого образа США в кино.
Степень разработанности проблемы. Образ государства и его имидж стал интересен для исследователей с развитием глобализации и средств массовой коммуникации. Среди исследователей, занимающихся проблемами имиджа и идентичности государства, следует выделить П. Бергера и Т. Лукмана, и А. Вендта , связывающие создание имиджа с реальностью, в которой особую роль играют социальные представления, рассматриваемые С. Московичи . Подобные социальные представления способствуют созданию идеального типа государства, данный феномен описывал М. Вебер .
При создании имиджа и образа страны особую роль играет стереотип. У. Липпман, И. С. Кон рассматривали ценность стереотипов, об их характеристиках писали А. В. Меренков, Г. Олпорт, Е. Б. Перелыгина и А. К. Уледов . Исследованием этнических стереотипов занималась Г. У. Солдатова, стереотипами образа жизни А. А. Возьмитель и рассматривал их мифологизацию Р. Барт . Стереотипы американского образа жизни изучали О. Шпенглер, Ж. Бодрийяр .
Особую роль в распространении американского образа жизни оказало кино. О кинематографе как универсальном синтезе искусства писали К. Метц, А. В. Монастырский . Кино для передачи образов использует особый кино-язык рассматриваемый в трудах таких ученых, как: Ю. Цивьян, Ж. Делез, К. Ю. М. Лотман, П. П. Пазолини и У. Эко. Данный кино-язык содержит скрытые коды, описываемые М. С. Каганом и В. Беньямином . Подробнее функции кино рассматривали М. И. Жабский, Б. Гройс, Дж. Карлсон . Особую роль американского кино описывал Ж. Бодрийяр .
Цель исследования - социологический анализ репрезентации американского образа жизни в зарубежных фильмах.
Объект исследования - массовый кинематограф.
Предмет исследования - особенности репрезентации американского образа жизни в американских фильмах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «имидж», «стереотип», «образ жизни», «кинематограф».
2. Изучить роль кинематографа в формировании образа страны.
3. Исследовать мнение людей относительно основных черт американского образа жизни.
4. Выделить особенности репрезентации американского образа жизни в кино.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы следующие подходы:
1. Социально-конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, А. Вендт, М. Вебер) используется для анализа таких феноменов, как «имидж», «стереотипы образа жизни».
2. Структурно-функциональный (И. С. Кон, У. Липпман, К. Метц, Ю. Цивьян). На его основе мы рассматриваем структуру, функции / дисфункции и основные элементы стереотипов и кино.
3. Социокультурный подход (Ж. Бодрийяр, Ю. М. Лотман, Т. Адорно) позволяет нам рассмотреть кинематограф как часть социальной реальности, способная влиять на общество в целом.
Гипотеза исследования. Несмотря на изменения жизни в американском кинематографе до сих пор используются черты «идеальной Америки», которые редко соответствуют действительности.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и контент-анализ.
Для изучения мнения об американском образе жизни и его стереотипах было проведено анкетирование. В ходе исследования была изучена выборочная совокупность (п = 200, по 100 респондентов в каждой возрастной группе: 18 - 25 лет и 35 - 60 лет).
Для анализа репрезентации стереотипов американского образа жизни был проведен контент-анализ 12 фильмов, произведенных в США.
Проникновение американской культуры, распространение образа жизни стало результатом активной работы США над своим имиджем. Образ «великой», свободной, демократичной Америки стремительно распространился по всему миру благодаря процессу глобализации. Особую роль в трансляции имиджа сыграла массовая культура и появление новых средств коммуникации. Одним из таких механизмов стал кинематограф.
Кино приобрело функцию передачи нового социального знания, основанного на создании реальности, дополненной идеологическими установками. Создаваемые кинообразы превращались в стереотипы, а экранная реальность выступила «лейтмотивом» американской истории. Однако данная реальность не всегда соответствовала изменениям, происходящими в американском обществе. Отсюда и возникает проблема соотношения транслируемого образа жизни и реальности.
Для анализа образа Америки и существующих стереотипов американского образа жизни, нами был проведен опрос, результаты которого показали противоречивый образ. Согласно мнению респондентов двух возрастных групп, американский образ жизни представляется меркантильным и излишне навязанным СМИ. При детальном рассмотрении положительных и отрицательных черт американского образа жизни, были получены следующие результаты. К положительным чертам американского образа жизни респонденты относят: высокий уровень жизни, большие возможности для самореализации. Отрицательные моменты связаны с «жизнью в кредит», высоким уровнем социального расслоения и нездоровым образом жизни. Образ самих американцев, также характеризуется неоднозначно: самоуверенный индивидуалист, патриот своей страны,
являющийся приверженцем семейных ценностей. Исследуя мнение относительно американцев, мы узнали отношение к деятельности США в мире. Отрицательное влияние оценивается в экономической и политической сфере, прежде всего, связано с распространением западной демократии. Положительное влияние Америки отмечают в сферах развития науки и информационных технологий. Деятельность США в культурной сфере, по мнению респондентов, имеет как положительное, так и отрицательное влияние. Помимо оценки, мы узнали основные каналы распространения информации об американском образе жизни. Подавляющее большинство выбрали влияние образов кино, а также старшее поколение отмечает воздействие СМИ. Респонденты отметили проникновение черт американского образа жизни через: политику, моду, индустрию быстрого питания и использование иностранных слов в повседневной речи.
Следующим этапом нашего исследование было проведение анализа транслируемого американского образа жизни в кино. На основе ранее полученных результатов опроса, нами были выделены ряд характеристик необходимых для анализа черт образа жизни и самих американцев.
На основе проведенной процедуры были сделаны следующие выводы. Во всех исследуемых нами фильмах присутствовали сюжет, связанный с уровнем и комфортом жизни. Стоит отметить, что в фильмах герои, либо обладают высоким уровнем жизни, либо только стремятся его достичь. Также довольно часто используется сюжет рассказывающий историю успеха человека «со дна» или self-made man. Однако важно сказать, что ценность американца состоит не в обладании благами, а в поиске счастья, в желании самореализации. В сюжетах фильмах часто встречаются ранее выделенными нами отрицательные черты американского образа жизни: наркомания, социальное расслоение и преступность. При рассмотрении образа американцев, мы выделили следующие черты: индивидуализм и как следствие одиночество, жизнерадостность и стремление к достижению своей мечты, приверженность семейным ценностям, а также самоуверенность и меркантильность. При сравнении фильмов относительно годов производства мы выделили то, что все фильмы отражают негативный характер образа жизни. Различия фильмов, состоит в жанровости: фильмы 1990-х и 2000-х годов чаще всего характеризуются драмой, а фильмы 2010-х годов характеризуется более красочным описанием, посредствам черной комедии.
Подводя итог нашего исследования можно сделать выводы о том, что транслируемый образ жизни США претерпел изменения. Америка представляется нам страной со своими плюсами и минусами, страной с трансформировавшимися идеалами. Образ американцев показывает нам, насколько ранее восхваляемая модель «Американской мечты» не приносит счастья, ради которого так стремятся мигранты.
1. Аксянова, Г. А., Давыдова, С. С. Этнические стереотипы и ценностные ориентации московских школьников (на примере русских и армян) / Г. А. Аксянова, С. С. Давыдова.- М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - 36 с.
2. Баталов, Э. Я. Американские ценности в современном мире // Историография нового времени стран Европы и Америки. - М.: Прогресс, 1990. - 346 с.
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт
социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 944 с.
4. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnicheskoj_ vosproizvodimosti_18738 (Дата обращения: 16.12.2016).
5. Бергер, П. Л. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире: пер. с англ. / Под ред. П. Л. Бергера, С. П. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
7. Бжезинский, З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. - М.: Междунар. отношения, 1998. - 280 с.
8. Бодрийяр, Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугин. - СПб.: Владимир Даль, 2000.- 204 с.
9. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкипа. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
10. Борщ, К. О. Образ супергероя в американской культуре 20-21 века // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 5. - С. 63 - 65.
11. Вебер, М. Избранные произведения / Пер. с нем. М. Левин,
А. Филиппов. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
12. Возьмитель, А. А. Ценностно-нормативное содержание образа жизни в советской и постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 8. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - С. 149-164.
13. Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России: научно-популярная литература / С. С. Гинзбург. - М.: Аграф, 2007. - 488 c.
14. Делез, Ж. Кино / пер. с фр. Б. Скуратов. - М.: Ад маринге , 2004. - 503 с.
15. Дьяков, А. В. Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» / А. В. Дьяков. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. - 354 с.
16. Дэвис, Д. Капитализм и его культура [Текст] / Дэвис Д. ; предисл. С.Д.Сказкина. сокращ.пер.с англ. Ш.А. Богиной. -М.: Госиноиздат, 1949. - 540 с.
17. Жабский, М. И. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт- Бабушкин; М-во культуры Рос. Федерации. Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М. : Белый берег, 2000. - 376 с.
18. Здравомыслов, А. Г. Россия и русские в современном немецком самосознании // Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. - С. 104.
19. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №6. - С. 47- 62.
20. Карлсон, Дж. Телевизионное развлечение и политическая
социализация / пер. М. М. Назарова - М.: Массовая коммуникация и
общество, - 2004. - 428 с.
21. Ладыка, О. В. Американский национальный характер и его интерпретация в работах лингвистов // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 114-123.
22. Липпман, У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; Редакторы перевода К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
23. Логинов, А. Л. Мифологическая составляющая концепта «the American Dream» // Вестник ННГУ. - 2012. - № 1.- С. 139-143.
24. Меренков, А. В. Социология стереотипов / А. В. Меренков ; М-во образования РФ, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 292 с.
25. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной; науч. ред. А. Черноглазов. - СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2010. - 336 с.
26. Монастырский, В. А. Киноискусство в социокультурной работе. /
В. А. Монастырский. - Тамбов, 1999. - 147 с.
27. Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. - 1995. - № 1. - С. 3-18.
28. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. - М.: Авантиплюс, 2004. - С. 365.
29. Назмутдинова, С. С. Гармония как переводческая категория (на материале русского, английского, французского кинодискурса): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008. - С. 18.
30. Неймер, Ю. Л. Иммиграция в США, русская и иная // Мир России. Социология. Этнология. - 2003. - № 1. - С. 121-137.
31. Окладникова, Е. А. Этносоциология (Теория этнических ценностей) : учеб. пособие. Е. А. Окладникова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2006. - C. 97.
32. Оллпорт, Г. В. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
33. Пазолини, П. П. Теорема: Сценарии, роман, повесть, рассказы, статьи, эссе, интервью / Пер. с ит., фр., англ.; сост., комм., библиография, фильмография Н.Ставровской; послесл. О.Аронсона. - М.: Ладомир, 2000. - 671 с.
34. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учеб. пос. /
Е. Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
35. Покровский, Н. Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования. - 2001. - № 6. - С. 5.
36. Почепцов, Г. Г. Информационно-аналитические технологии / Г. Г. Почепцов. - М.: Центр, 2003. - 384 с.
37. Рутман, В. М. Критерии различения американского независимого и голливудского кинематографа // Аналитика культурологии. - 2012. - №22 -
С. 89 - 93.
38. Соколов, Е. Г. Искусство в системе культуры. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Из-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2003. - 167 с.
39. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
40. Сорокина, Н. В. Национальный стереотип как междисциплинарная проблема // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. - № 1. - С. 51 - 59.
41. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.:
Институт психологии РАН, Академ. проект, 1999. - 320 с.
42. Теплиц, Е. Кино и телевидение в США / Е. Теплиц. - М.:
Искусство, 1966. - 303 с.
43. Уледов, А. К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование) / А. К. Уледов. - М.: Мысль, 1968. - 330 с.
44. Уткин, А. И. Подъем и падение Запада / А. И. Уткин. - М.: АСТ, 2008. - 761 с.
45. Цивьян, Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам. Вып. 17. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1984. - С. 109-121.