Репрезентация американского образа жизни в кинематографе
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения репрезентации американского образа жизни в массовом кинематографе 9
1.1. Стереотипы образа страны в контексте теории социального
конструктивизма 9
1.2. Кинематограф как форма репрезентации американского образа жизни . 20
Глава 2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в массовой культуре 28
2.1. Исследование мнения жителей города Тольятти о стереотипах
американского образа жизни 28
2.2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в фильмах
американского производства 38
Заключение 49
Список используемой литературы и источников 52
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения репрезентации американского образа жизни в массовом кинематографе 9
1.1. Стереотипы образа страны в контексте теории социального
конструктивизма 9
1.2. Кинематограф как форма репрезентации американского образа жизни . 20
Глава 2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в массовой культуре 28
2.1. Исследование мнения жителей города Тольятти о стереотипах
американского образа жизни 28
2.2. Репрезентация стереотипов американского образа жизни в фильмах
американского производства 38
Заключение 49
Список используемой литературы и источников 52
Приложение
Актуальность темы исследования. Американская культура, как одна из ведущих культур в мире, получила стремительное распространение в 20 веке. Утверждение культурных ценностей или американизация, происходила совместно с процессом глобализации . Глобализация, как основная характеристика современного общества, предполагает расширение контактов между носителями разнообразных языков и культур. Человек независимо от своего местонахождения может приобщиться к социальному опыту и обычаям других народов. По мнению Питера Бергера, восприятие глобализации неоднозначно: с одной стороны это начало нового мира и демократизации, с другой - экономическая и политическая гегемония США. В результате этого культура всего мира приобретет однородность . С идеями глобализации в мироустройство проникла американская модель: «самого могучего государства на земле» , страны свободы, и безопасности.
Дж. Курт, американский исследователь, утверждал: «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру - да и по всему миру» . Но еще большее распространение произошло мощь и после окончания «холодной войны». Все это послужило результатом огромной проделанной работы государства над своим имиджем. Особую роль в формировании и распространении американского имиджа сыграла массовая культура. Ведущими элементами её воздействия послужили кинематограф и телевидение, которые фундаментальным образом определяли повседневные события и порождали особую систему восприятия действительности.
Ключевым посредником при создании имиджа государства выступает кинематограф. Кино воплощает национальные образы наряду с народными сказаниями, песнями, эпосом и выступает продолжателем национальных традиций. Созданные образы служат не только хранителями кодов индивидуального и коллективного бессознательного, но и выступают прародителем особых ментальных образов и представлений об обществе. Г олливудские фильмы, популярные во всем мире, привнесли огромный вклад в распространение американского образа жизни, а также породили противоречия между реальным и создаваемым миром.
Несмотря на то, что со временем образ жизни изменился, как и собственно сама Америка ушла от идеала «Американской мечты», идея американского образа жизни до сих пор актуальна. Поэтому существует необходимость в анализе нынешнего транслируемого образа США в кино.
Степень разработанности проблемы. Образ государства и его имидж стал интересен для исследователей с развитием глобализации и средств массовой коммуникации. Среди исследователей, занимающихся проблемами имиджа и идентичности государства, следует выделить П. Бергера и Т. Лукмана, и А. Вендта , связывающие создание имиджа с реальностью, в которой особую роль играют социальные представления, рассматриваемые С. Московичи . Подобные социальные представления способствуют созданию идеального типа государства, данный феномен описывал М. Вебер .
При создании имиджа и образа страны особую роль играет стереотип. У. Липпман, И. С. Кон рассматривали ценность стереотипов, об их характеристиках писали А. В. Меренков, Г. Олпорт, Е. Б. Перелыгина и А. К. Уледов . Исследованием этнических стереотипов занималась Г. У. Солдатова, стереотипами образа жизни А. А. Возьмитель и рассматривал их мифологизацию Р. Барт . Стереотипы американского образа жизни изучали О. Шпенглер, Ж. Бодрийяр .
Особую роль в распространении американского образа жизни оказало кино. О кинематографе как универсальном синтезе искусства писали К. Метц, А. В. Монастырский . Кино для передачи образов использует особый кино-язык рассматриваемый в трудах таких ученых, как: Ю. Цивьян, Ж. Делез, К. Ю. М. Лотман, П. П. Пазолини и У. Эко. Данный кино-язык содержит скрытые коды, описываемые М. С. Каганом и В. Беньямином . Подробнее функции кино рассматривали М. И. Жабский, Б. Гройс, Дж. Карлсон . Особую роль американского кино описывал Ж. Бодрийяр .
Цель исследования - социологический анализ репрезентации американского образа жизни в зарубежных фильмах.
Объект исследования - массовый кинематограф.
Предмет исследования - особенности репрезентации американского образа жизни в американских фильмах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «имидж», «стереотип», «образ жизни», «кинематограф».
2. Изучить роль кинематографа в формировании образа страны.
3. Исследовать мнение людей относительно основных черт американского образа жизни.
4. Выделить особенности репрезентации американского образа жизни в кино.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы следующие подходы:
1. Социально-конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, А. Вендт, М. Вебер) используется для анализа таких феноменов, как «имидж», «стереотипы образа жизни».
2. Структурно-функциональный (И. С. Кон, У. Липпман, К. Метц, Ю. Цивьян). На его основе мы рассматриваем структуру, функции / дисфункции и основные элементы стереотипов и кино.
3. Социокультурный подход (Ж. Бодрийяр, Ю. М. Лотман, Т. Адорно) позволяет нам рассмотреть кинематограф как часть социальной реальности, способная влиять на общество в целом.
Гипотеза исследования. Несмотря на изменения жизни в американском кинематографе до сих пор используются черты «идеальной Америки», которые редко соответствуют действительности.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и контент-анализ.
Для изучения мнения об американском образе жизни и его стереотипах было проведено анкетирование. В ходе исследования была изучена выборочная совокупность (п = 200, по 100 респондентов в каждой возрастной группе: 18 - 25 лет и 35 - 60 лет).
Для анализа репрезентации стереотипов американского образа жизни был проведен контент-анализ 12 фильмов, произведенных в США.
Дж. Курт, американский исследователь, утверждал: «американская мощь и присутствие распространились по всему свободному миру - да и по всему миру» . Но еще большее распространение произошло мощь и после окончания «холодной войны». Все это послужило результатом огромной проделанной работы государства над своим имиджем. Особую роль в формировании и распространении американского имиджа сыграла массовая культура. Ведущими элементами её воздействия послужили кинематограф и телевидение, которые фундаментальным образом определяли повседневные события и порождали особую систему восприятия действительности.
Ключевым посредником при создании имиджа государства выступает кинематограф. Кино воплощает национальные образы наряду с народными сказаниями, песнями, эпосом и выступает продолжателем национальных традиций. Созданные образы служат не только хранителями кодов индивидуального и коллективного бессознательного, но и выступают прародителем особых ментальных образов и представлений об обществе. Г олливудские фильмы, популярные во всем мире, привнесли огромный вклад в распространение американского образа жизни, а также породили противоречия между реальным и создаваемым миром.
Несмотря на то, что со временем образ жизни изменился, как и собственно сама Америка ушла от идеала «Американской мечты», идея американского образа жизни до сих пор актуальна. Поэтому существует необходимость в анализе нынешнего транслируемого образа США в кино.
Степень разработанности проблемы. Образ государства и его имидж стал интересен для исследователей с развитием глобализации и средств массовой коммуникации. Среди исследователей, занимающихся проблемами имиджа и идентичности государства, следует выделить П. Бергера и Т. Лукмана, и А. Вендта , связывающие создание имиджа с реальностью, в которой особую роль играют социальные представления, рассматриваемые С. Московичи . Подобные социальные представления способствуют созданию идеального типа государства, данный феномен описывал М. Вебер .
При создании имиджа и образа страны особую роль играет стереотип. У. Липпман, И. С. Кон рассматривали ценность стереотипов, об их характеристиках писали А. В. Меренков, Г. Олпорт, Е. Б. Перелыгина и А. К. Уледов . Исследованием этнических стереотипов занималась Г. У. Солдатова, стереотипами образа жизни А. А. Возьмитель и рассматривал их мифологизацию Р. Барт . Стереотипы американского образа жизни изучали О. Шпенглер, Ж. Бодрийяр .
Особую роль в распространении американского образа жизни оказало кино. О кинематографе как универсальном синтезе искусства писали К. Метц, А. В. Монастырский . Кино для передачи образов использует особый кино-язык рассматриваемый в трудах таких ученых, как: Ю. Цивьян, Ж. Делез, К. Ю. М. Лотман, П. П. Пазолини и У. Эко. Данный кино-язык содержит скрытые коды, описываемые М. С. Каганом и В. Беньямином . Подробнее функции кино рассматривали М. И. Жабский, Б. Гройс, Дж. Карлсон . Особую роль американского кино описывал Ж. Бодрийяр .
Цель исследования - социологический анализ репрезентации американского образа жизни в зарубежных фильмах.
Объект исследования - массовый кинематограф.
Предмет исследования - особенности репрезентации американского образа жизни в американских фильмах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «имидж», «стереотип», «образ жизни», «кинематограф».
2. Изучить роль кинематографа в формировании образа страны.
3. Исследовать мнение людей относительно основных черт американского образа жизни.
4. Выделить особенности репрезентации американского образа жизни в кино.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе исследования были использованы следующие подходы:
1. Социально-конструктивистский подход (П. Бергер, Т. Лукман, А. Вендт, М. Вебер) используется для анализа таких феноменов, как «имидж», «стереотипы образа жизни».
2. Структурно-функциональный (И. С. Кон, У. Липпман, К. Метц, Ю. Цивьян). На его основе мы рассматриваем структуру, функции / дисфункции и основные элементы стереотипов и кино.
3. Социокультурный подход (Ж. Бодрийяр, Ю. М. Лотман, Т. Адорно) позволяет нам рассмотреть кинематограф как часть социальной реальности, способная влиять на общество в целом.
Гипотеза исследования. Несмотря на изменения жизни в американском кинематографе до сих пор используются черты «идеальной Америки», которые редко соответствуют действительности.
Эмпирическая база исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и контент-анализ.
Для изучения мнения об американском образе жизни и его стереотипах было проведено анкетирование. В ходе исследования была изучена выборочная совокупность (п = 200, по 100 респондентов в каждой возрастной группе: 18 - 25 лет и 35 - 60 лет).
Для анализа репрезентации стереотипов американского образа жизни был проведен контент-анализ 12 фильмов, произведенных в США.
Проникновение американской культуры, распространение образа жизни стало результатом активной работы США над своим имиджем. Образ «великой», свободной, демократичной Америки стремительно распространился по всему миру благодаря процессу глобализации. Особую роль в трансляции имиджа сыграла массовая культура и появление новых средств коммуникации. Одним из таких механизмов стал кинематограф.
Кино приобрело функцию передачи нового социального знания, основанного на создании реальности, дополненной идеологическими установками. Создаваемые кинообразы превращались в стереотипы, а экранная реальность выступила «лейтмотивом» американской истории. Однако данная реальность не всегда соответствовала изменениям, происходящими в американском обществе. Отсюда и возникает проблема соотношения транслируемого образа жизни и реальности.
Для анализа образа Америки и существующих стереотипов американского образа жизни, нами был проведен опрос, результаты которого показали противоречивый образ. Согласно мнению респондентов двух возрастных групп, американский образ жизни представляется меркантильным и излишне навязанным СМИ. При детальном рассмотрении положительных и отрицательных черт американского образа жизни, были получены следующие результаты. К положительным чертам американского образа жизни респонденты относят: высокий уровень жизни, большие возможности для самореализации. Отрицательные моменты связаны с «жизнью в кредит», высоким уровнем социального расслоения и нездоровым образом жизни. Образ самих американцев, также характеризуется неоднозначно: самоуверенный индивидуалист, патриот своей страны,
являющийся приверженцем семейных ценностей. Исследуя мнение относительно американцев, мы узнали отношение к деятельности США в мире. Отрицательное влияние оценивается в экономической и политической сфере, прежде всего, связано с распространением западной демократии. Положительное влияние Америки отмечают в сферах развития науки и информационных технологий. Деятельность США в культурной сфере, по мнению респондентов, имеет как положительное, так и отрицательное влияние. Помимо оценки, мы узнали основные каналы распространения информации об американском образе жизни. Подавляющее большинство выбрали влияние образов кино, а также старшее поколение отмечает воздействие СМИ. Респонденты отметили проникновение черт американского образа жизни через: политику, моду, индустрию быстрого питания и использование иностранных слов в повседневной речи.
Следующим этапом нашего исследование было проведение анализа транслируемого американского образа жизни в кино. На основе ранее полученных результатов опроса, нами были выделены ряд характеристик необходимых для анализа черт образа жизни и самих американцев.
На основе проведенной процедуры были сделаны следующие выводы. Во всех исследуемых нами фильмах присутствовали сюжет, связанный с уровнем и комфортом жизни. Стоит отметить, что в фильмах герои, либо обладают высоким уровнем жизни, либо только стремятся его достичь. Также довольно часто используется сюжет рассказывающий историю успеха человека «со дна» или self-made man. Однако важно сказать, что ценность американца состоит не в обладании благами, а в поиске счастья, в желании самореализации. В сюжетах фильмах часто встречаются ранее выделенными нами отрицательные черты американского образа жизни: наркомания, социальное расслоение и преступность. При рассмотрении образа американцев, мы выделили следующие черты: индивидуализм и как следствие одиночество, жизнерадостность и стремление к достижению своей мечты, приверженность семейным ценностям, а также самоуверенность и меркантильность. При сравнении фильмов относительно годов производства мы выделили то, что все фильмы отражают негативный характер образа жизни. Различия фильмов, состоит в жанровости: фильмы 1990-х и 2000-х годов чаще всего характеризуются драмой, а фильмы 2010-х годов характеризуется более красочным описанием, посредствам черной комедии.
Подводя итог нашего исследования можно сделать выводы о том, что транслируемый образ жизни США претерпел изменения. Америка представляется нам страной со своими плюсами и минусами, страной с трансформировавшимися идеалами. Образ американцев показывает нам, насколько ранее восхваляемая модель «Американской мечты» не приносит счастья, ради которого так стремятся мигранты.
Кино приобрело функцию передачи нового социального знания, основанного на создании реальности, дополненной идеологическими установками. Создаваемые кинообразы превращались в стереотипы, а экранная реальность выступила «лейтмотивом» американской истории. Однако данная реальность не всегда соответствовала изменениям, происходящими в американском обществе. Отсюда и возникает проблема соотношения транслируемого образа жизни и реальности.
Для анализа образа Америки и существующих стереотипов американского образа жизни, нами был проведен опрос, результаты которого показали противоречивый образ. Согласно мнению респондентов двух возрастных групп, американский образ жизни представляется меркантильным и излишне навязанным СМИ. При детальном рассмотрении положительных и отрицательных черт американского образа жизни, были получены следующие результаты. К положительным чертам американского образа жизни респонденты относят: высокий уровень жизни, большие возможности для самореализации. Отрицательные моменты связаны с «жизнью в кредит», высоким уровнем социального расслоения и нездоровым образом жизни. Образ самих американцев, также характеризуется неоднозначно: самоуверенный индивидуалист, патриот своей страны,
являющийся приверженцем семейных ценностей. Исследуя мнение относительно американцев, мы узнали отношение к деятельности США в мире. Отрицательное влияние оценивается в экономической и политической сфере, прежде всего, связано с распространением западной демократии. Положительное влияние Америки отмечают в сферах развития науки и информационных технологий. Деятельность США в культурной сфере, по мнению респондентов, имеет как положительное, так и отрицательное влияние. Помимо оценки, мы узнали основные каналы распространения информации об американском образе жизни. Подавляющее большинство выбрали влияние образов кино, а также старшее поколение отмечает воздействие СМИ. Респонденты отметили проникновение черт американского образа жизни через: политику, моду, индустрию быстрого питания и использование иностранных слов в повседневной речи.
Следующим этапом нашего исследование было проведение анализа транслируемого американского образа жизни в кино. На основе ранее полученных результатов опроса, нами были выделены ряд характеристик необходимых для анализа черт образа жизни и самих американцев.
На основе проведенной процедуры были сделаны следующие выводы. Во всех исследуемых нами фильмах присутствовали сюжет, связанный с уровнем и комфортом жизни. Стоит отметить, что в фильмах герои, либо обладают высоким уровнем жизни, либо только стремятся его достичь. Также довольно часто используется сюжет рассказывающий историю успеха человека «со дна» или self-made man. Однако важно сказать, что ценность американца состоит не в обладании благами, а в поиске счастья, в желании самореализации. В сюжетах фильмах часто встречаются ранее выделенными нами отрицательные черты американского образа жизни: наркомания, социальное расслоение и преступность. При рассмотрении образа американцев, мы выделили следующие черты: индивидуализм и как следствие одиночество, жизнерадостность и стремление к достижению своей мечты, приверженность семейным ценностям, а также самоуверенность и меркантильность. При сравнении фильмов относительно годов производства мы выделили то, что все фильмы отражают негативный характер образа жизни. Различия фильмов, состоит в жанровости: фильмы 1990-х и 2000-х годов чаще всего характеризуются драмой, а фильмы 2010-х годов характеризуется более красочным описанием, посредствам черной комедии.
Подводя итог нашего исследования можно сделать выводы о том, что транслируемый образ жизни США претерпел изменения. Америка представляется нам страной со своими плюсами и минусами, страной с трансформировавшимися идеалами. Образ американцев показывает нам, насколько ранее восхваляемая модель «Американской мечты» не приносит счастья, ради которого так стремятся мигранты.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА БОГА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В
ТВОРЧЕСТВЕ КСАВЬЕ ДОЛАНА
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Символическая политика в американском кинематографе 1970-2020 гг. на примере репрезентации Юга США
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ЕЛИЗАВЕТА I АНГЛИЙСКАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Репрезентация проблемы разводов в современных американских сериалах
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗЫ ПЕРВОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ
КИНЕМАТОГРАФЕ 1990-Х - 2010-Х ГОДОВ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТРЕНДА «GRITTY WOMAN» В КИНО- И ФОТОИСКУССТВЕ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



