Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Биография королевы Елизаветы I Английской и её образ в живописи и литературе середины XVI – начала XVII вв.
§1. Биография королевы Елизаветы I Английской……………………19
§2. Образ королевы Елизаветы в литературе……………………………28
§3. Образ королевы Елизаветы I Английской в живописи…………….36
Глава 2. Образ королевы Елизаветы I Английской в костюмных фильмах первой половины XX в.
§1. Сара Бернар. «Королева Елизавета» (1912)………………………45
§2. Флора Робсон. «Пламя над островом» (1936). «Морской ястреб» (1940)
§3. Бетт Дэвис. «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939). «Королева-девственница» (1955)
Глава 3. Образ королевы Елизаветы IАнглийской в художественном кинематографе на рубеже XX–XXIвв.
§1. Кейт Бланшетт. «Елизавета» (1998)……………………………….87
§2. Кейт Бланшетт. «Елизавета: Золотой век» (2007)…………………96
§3. Королева Елизавета в качестве персонажа второго плана. «Орландо» (1992); «Влюблённый Шекспир» (1998); «Алиса в стране чудес» (2010); «Аноним» (2011)
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Список иллюстраций
Интерес к репрезентации истории возник в кинематографе еще на ранних этапах его развития. Особую роль в данном случае играет два фактора: информированность зрителя о событиях прошлого и ориентация на документ. Одна из тенденций воспроизведения истории на экране – театрализация, наиболее характерно представленная кинокартинами компании Filmd’Art, классическим примером которой являлся фильм «Убийство герцога Гиза» (1908). Этот фильм был переломным с точки зрения историков кино и положил начало формированию господства кинозвезд в киноиндустрии. «Filmd’Art открыла новую эру в истории кино – ту самую, которая впоследствии получит название «эры немого кино»».
В началеXX в. популярными становятся также итальянские исторические кинокартины – пеплумы. Такие кинокартины как «Кабирия» (1914) и «Спартак» (1913) включали в себя многоплановость действия и сложные декорации (монументальная скульптура, множество архитектурных сооружений, особое внимание к деталям и отделке декораций). «Все технические нововведения «Кабирии» и других итальянских фильмов можно свести к одному важнейшему художественному открытию, а именно к созданию в кинокадре пространства, глубинной перспективы, позволяющей показывать действие в нескольких планах». Всё это повлияло на дальнейшее развитие исторического кинематографа, в частности на фильмы американского режиссёра Дэвида У. Гриффита («Нетерпимость» (1916)).
Биографические фильмы имеют долгую и выдающуюся историю в мировом кинематографе. Это один из самых популярных поджанров в историческом кинематографе, который зачастую становится отображением национальной идеи. В 1930-е гг. особой популярностью пользовались исторические фильмы Александра Корды. 1920-е гг. - кризис британской киноиндустрии, которому способствовало финансовое и творческое засилье Голливуда. В 1927 г. был принят CinematographFilmsAct, который устанавливал квоту для фильмов британского производства, которая к 1930-м гг. достигла 20 процентов. Это дало толчок развитию «квотных ширпотребов», которые снимались ради количества, а не качества, что усугубляло печальное положение кинематографа Англии. Для того чтобы улучшить ситуацию, Александр Корда создаёт свою киностудию LondonFilmProdaction, на которой снял и спродюсировал свои исторические кинокартины «Частная жизнь Генриха VIII» (1933); «Пламя над островом» (1936) и др.
1930-е гг. отмечены как часть периода Золотого века Голливуда. В это время выходят большое количество историко-биографических фильмов, посвященных именно королевам: «Королева Кристина» (1933); «Клеопатра» (1934); «Кровавая императрица» (1934); «Мария Антуанетта» (1938); «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939) и др. Именно исторические образы, созданные в 1930-х гг. впоследствии будут воспроизведены на экране в конце XX – начале XXI вв., период, характеризующийся такой же высокой концентрацией исторических кинокартин. Приглашая европейских звёзд (Марлен Дитрих, Грета Гарбо) на съёмки, продюсеры и режиссеры искали для них выгодные проекты. Давая им роли европейских королев, американская киноиндустрия превращала их в кинодив. Эти фильмы отходят от реальной истории европейских стран и представляют собой «изображение повседневных проблем, близких американскому сообществу, обрамленное историческим контекстом». К 1930-м гг. в Голливуде почти в каждой кинокомпании существовал отдел, который занимался созданием и продвижением «кинозвёзд» (синонимом «кинозвезда» становится «QueenofStudio»). Стирая грань между королевами (историческими и студийными), Голливуд создаёт систему поклонения, которая является аллегорией поклонения монарху. Всё больше начинает стираться грань между вымыслом и реальностью: зрители хотят видеть частные подробности жизни кинозвёзд и их жизнь, также как и жизнь королев, становилась общественным достоянием.
В годы Второй Мировой войны появляются фильмы с пропагандистским уклоном. Обращаясь к прошлому, кинематографисты искали точки соприкосновения с проблемами современности. Такие фильмы как «Леди Гамильтон» (1941); «Молодой мистер Питт» (1942); «Морской ястреб»(1940)и т.п. изобилуют параллелями между историей и положением дел в период Второй Мировой Войны.
В послевоенные годы исторические фильмы представляют собой высокобюджетные зрелищные многочасовые кинокартины. Особенно это характерно для Голливуда, т.к. после войны киноиндустрия США столкнулась с двумя тенденциями: с одной стороны – ослабление финансового давления на кинематограф, с другой – рост популярности телевидения, что способствовало его конкурентоспособности. В 1950-е гг. кинематографисты пошли по пути усиления зрелищности, в том числе разрабатывались системы широкоформатного кино.
Бум развития исторических фильмов наступил в 1990-е гг., которые характеризовались как эпоха постмодерна. «Исторический роман или фильм, или другая культурная форма больше не стремится к репрезентации исторического прошлого, он может только репрезентировать наши идеи и стереотипы относительно этого прошлого».
Как пишет aмеpикaнский aнтpoпoлoг Г. Грей: живoпись, теaтp и кинo являются выpaжением глубoкo укopененнoгo в челoвеке интересaк визуaльным стимулaм. Стpемительнoе paспрoстpaнение кинемaтoгpафа в немалoй степени связaнoс егoвозможностью апеллировать к визуaльным обрaзaм, кoтoрые в oтличие oт слoвесных фoрм понятны всем, и пoтoму кинo былo интеpнaциoнальным.
Худoжественные фильмы по мнению автора, дaют нaм представления о реакциях на разнообразные события или проблемы прошлого. Аналогичной точки зрения придерживается Ю.Лотман. Сoглaснoегo мнению, духoвнaя культуpa как символическая и коммуникативная система, пoгружaет челoвекa в мир худoжественных oбразoв и мифoв. Следовательно, бoльшoе знaчение имеет фенoмен рoли нaстoящегo в вoссoздaнии oбрaзoв прoшлoгo, которые меняются пoд влиянием времени, пoявления нoвых oбщественных пoтребнoстей, рaвнo кaк и «вмешaтельствa» прoшлoгo в нaстoящее.
Фрaнцузский истopик М. Феррo сoздал метoдику исследoвaния фильмa как истopическoгo истoчника. По мнению автора, прoцесс егo изучения дoлжен прoхoдить на трёх урoвнях: дoкинематoграфический (зaмысел и сoздaние фильмa); кинемaтoграфический (сoдержaние фильмa и обрaзы экрaнa); пoсткинемaтoгрaфический (рецепция зрителей на фильм). Этo тaкже требует внимaния к неявнoму сoдержaнию фильмa, изучения его мифологии и связи с современностью.
Жизнь королевы Елизаветы I Английской экранизировалась чаще других британских монархов. Её сыграли такие прославленные актрисы как Сара Бернар, Бетт Дэвис, Флора Робсон, Кейт Бланшетт и другие.
Один из девизов королевы Елизаветы был: «Всегда та же» (SemperIdem). Её образ ассоциировался со стабильностью и безопасностью. Тем не менее, в кинематографе можно проследить трансформацию образа королевы Елизаветы. «Каждая эпоха получает того монарха, которого она заслуживает». Историк Р. Розенстоун, используя фильмы о королеве Елизавете в качестве учебного материала для своих студентов, заметил, что изображение исторической личности зависит от того контекста, в котором создаются фильмы. Он говорил о том, что история, рассказанная с помощью кинематографа, оказывает гораздо большее влияние на познание общества, чем научные труды. Ещё в 1935 г. Британская историческая ассоциация приняла резолюцию, в которой говорилось о серьезной обеспокоенности воздействием на аудиторию исторического кинематографа. Розенстоун считал, что данные кинокартины необходимо рассматривать не только в качестве произведения искусства, но и как материалы, позволяющие стимулировать критическое мышление. Самое важное – помнить, что исторический кинематограф отражает не историческую реальность, а ту, в которой создавался фильм.
На сегодняшний момент отсутствуют монографии, посвящённые систематизированному анализу образа королевы в кинематографе, поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию образа королевы Елизаветы IАнглийской через призму художественного кинематографа (преимущественно XX века).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
I. Комплексно рассмотреть биографию королевы Елизаветы. Проанализировать репрезентацию образа в живописи и литературе.
1. Дать характеристику фактам биографии королевы, событиям её детства, юности и времени правления. Анализировать концепцию «О двух телах короля» применительно к политическому образу королевы.
2. Рассмотреть характеристику королевы Елизаветы в художественной литературе и выделить наиболее значимые черты её образа.
3. Проанализировать образ Елизаветы в живописи и выявить основные характеристики визуального образа.
II. Рассмотреть киноинтерпретации биографии королевы Елизаветы в первой половине XXв.
1. Проанализировать фильм «Королева Елизавета» (1912) и выделить основные черты образа, созданного Сарой Бернар.
2. Дать характеристику репрезентации Елизаветы в исполнении Флоры Робсон в фильмах «Пламя над островом» (1936) и «Морской ястреб» (1940). Выделить основные черты, привнесенные актрисой в образ.
3. Рассмотреть фильмы «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939) и «Королева-девственница» (1955) с участием Бетт Дэвис. Выделить характерные черты, привнесённые актрисой в образ и сделать сравнение с предыдущими кинокартинами.
III. Проанализировать киноинтерпретации королевы Елизаветы в кинематографе конца XX - начала XXIвв.
1. Рассмотреть фильм «Елизавета» (1998) и образ Елизаветы, созданный Кейт Бланшетт.
2. Дать анализ репрезентации королевы в фильме «Елизавета: Золотой Век» (2007). Сравнить с кинокартиной «Елизавета» (1998), выделить различия и общие черты.
3. Рассмотреть кинокартины, в которых королева выступает в качестве героини второго плана. Проанализировать сюжетный контекст и определить функциональность и значимость образа Елизаветы в данном качестве.
Для достижения наиболее полного результата нами были использованы следующие подходы к анализу фильма: технологический, хроникальный, психоаналитический, феминистский, семиотический.
Объектом нашего исследования стали 10 фильмов, в сюжетах которых отражаются этапы жизни и правления королевы Елизаветы. Условие для отбора фильмов – воплощение образа правящей королевы, т.к. кинокартины рассматриваются через призму репрезентации образа королевы в официальной пропаганде.
Предмет нашего исследования – кинематографический образ королевы Елизаветы.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в современной киноведческой литературе отсутствуют исследования, посвящённые комплексному анализу кинематографического образа королевы Елизаветы: имеются отдельные статьи, посвящённые отдельно взятым фильмам. Проанализировать эволюцию образа также никто не пытался, и мы полагаем, что данное исследование должно частично восполнить этот пробел.
На протяжении всей истории кинематографа режиссёры постоянно возвращались к репрезентации образа королевы Елизаветы. Её сыграли такие прославленные актрисы как Сара Бернар, Бетт Дэвис, Флора Робсон, Джуди Денч и др. Историк Р. Бергойн написал: «Каждая эпоха получает того монарха, которого она заслуживает». Это высказывание характерно и для характеристики киноинтерпретаций образа королевы Елизаветы I Английской.
Целью нашей работы было проследить эволюцию образа королевы Елизаветы IАнглийской через призму художественного кинематографа. Проанализировав ряд фильмов, мы пришли к следующим выводам.
1. Образ королевы Елизаветы менялся в зависимости от контекста создания кинокартины. В эпоху господства кинокомпании Filmd’Artисторические фильмы отличаются театральностью и формальным подходом к истории. Главная сюжетная линия – романтические взаимоотношения, вокруг которых строится структура повествования. Образ Елизаветы в этот период можно охарактеризовать как «героиня любовного романа», т.к. все остальное уходит на второй план. В 1930-е – 1940-е гг. эта тенденция продолжается в Голливуде. Актриса Бетт Дэвис в фильме «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939) взяла за основу образ, созданный Сарой Бернар в фильме «Королева Елизавета» (1912), основными чертами которого являлись вспыльчивость, нервозность, излишняя эмоциональность, неприятие собственного старения, тщеславие. В это же время намечается другая тенденция – репрезентация образа королевы Елизаветы как Глорианы и матери своего отечества. Это было связано с наступлением эпохи Второй Мировой войны, которая беспокоила не только британских подданных (патриотические фильма Александра Корды), но и американцев (антифашистские фильмы Майкла Кёртица). Оба кинематографиста работали с британской актрисой Флорой Робсон, которая воссоздала образ королевы как олицетворения силы своего народа в фильмах «Пламя над островом» (1936) и «Морской ястреб» (1940). Тенденция изображения королевы в рамках романтических отношений вновь возвращается в 1950-е, это было связано с ростом конкуренции между кинематографом и телевидением. Для того чтобы телевизионные каналы не «забрали» всех зрителей, кинематографисты путём увеличения зрелищности своих фильмов старались привлечь большее количество людей в кинотеатры. В эпоху постмодерна история начинает подвергаться альтернативным переосмыслениям. Это явление не обходит стороной и интерпретацию образа королевы Елизаветы. В конце XX – начале XXIвв. развенчиваются мифы, созданные вокруг её личности. Так, Шекхар Капур и Роналд Эммерих переосмысляют миф о девственности королевы; Салли Поттер показывает её как андрогина, а Тим Бёртон разрушает миф о «старой доброй Бесс».
2. Существует некоторая взаимосвязь между актрисами, сыгравшими Елизавету, и самой королевой. Во-первых, это заложено в самом определении «королева». В большинстве случаев, её образ на экране воплощали только самые именитые актрисы. Сара Бернар была главной звездой театра конца XIX – начала XXвв. Возможно, именно её появление на экране обеспечило успех кинокартине «Королева Елизавета» (1912). Бетт Дэвис именовали в Голливуде «королевой студии» («TheQueenofStudio»). Она могла себе позволить вмешиваться в процесс производства картины и ставить свои условия для того, чтобы её сняли в фильме. Многие считали, что Эррол Флинн и Бетт Дэвис – сочетание, которое может принести популярность кинокартине и миллионы создателям фильма. Эта формула и была воплощена в картине «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939). Флора Робсон, несмотря на свой непростой творческий путь, была ведущей актрисой одного из главных лондонских театров. Что касается актрис конца XX – начала XXIвв., то ситуация остаётся такой же. Кейт Бланшетт, сыгравшую в фильмах Шекхара Капура «Елизавета» (1998) и «Елизавета: Золотой Век» (2007), называют «иконой» не только кинематографа Австралии, но и Голливуда, отмечая, что на сегодняшний день существует мало актрис такого уровня. Квентина Криспа («Орландо») называли «Королём Эпатажа», а Хелену Бонем Картер - «королевой эклектики». Во-вторых, прослеживается сходство разных сторон характера королевы Елизаветы и актрис, создававших её образ в кинематографе. Флора Робсон и Бетт Дэвис принесли в жертву работе свою личную жизнь, Сара Бернар ожидала почитания, Квентин Крисп удивлял своим внешним видом, внося в моду новые коррективы, а Джуди Денч и Кейт Бланшетт отличаются упорством и независимостью.
3. Можно сказать, что на данный момент, образ королевы Елизаветы IАнглийской в кинематографе является единой целостной системой. Несмотря на то, что актрисы и режиссёры привносят в него что-то новое, зачастую происходит цитирование предыдущих кинокартин. Например, сцена с разбитым зеркалом; воспроизведение мифа о кольце, подаренном Елизаветой графу Эссексу; цвета костюмов, сравнивание придворных с домашними животными и т.п. Тем не менее, каждый образ в отдельности также является сложной системой, которая требует отдельного анализа.
4. Репрезентация образа королевы Елизаветы связана с основным концептами, заложенными в живописи и литературе. В фильмах с Флорой Робсон наблюдается воссоздание мифа о Глориане и о королеве - матери Отечества; Сара Бернар и Бетт Дэвис репрезентировали в кинематографе такую характеристику королевы как стремление к вечной молодости и красоте; Ш. Капур обратился к мифу о целомудрии и обожествлении королевы. Также кинематографисты часто цитируют произведения искусства и литературы. Например, коронационный портрет королевы и «Портрет Дитчли». Из художественной литературы зачастую цитируется поэма Спенсера «Королева фей» и стихи Уолтера Рэли.
5. В большинстве случаев, режиссёры стараются создать образ королевы, используя концепцию Эрнста Канторовича «О двух телах короля». Эта концепция позволяет разделить маскулинные и феминные черты, разграничив их по сферам деятельности: феминные – личная жизнь, маскулинные – публичная, в том числе сфера власти. В интервью с актрисами, почти везде можно встретить высказывание, что они хотели бы показать королеву как обычную женщину, которой не чужды человеческие желания. Возможно, это связано с попыткой развенчать миф об обожествлении королевы. Только режиссёр Шекхар Капур, показав женственность королевы, в конце фильма создаёт иконический образ.
Таким образом, можно сделать вывод, что веще вначалеXXв. предпринимаются попытки интерпретации образа королевы Елизаветы в кинематографе. Прослеживаются две тенденции репрезентации. Первая, связана с образом, созданным Сарой Бернар и Бетт Дэвис. Бернар заложила основы изображения королевы в рамках любовных отношений. Ревность, вспыльчивость, тщеславие, жажда вечной молодости и красоты являются основными характеристиками образа королевы, к которым впоследствии обращается и Бетт Дэвис. В обоих случаях репрезентация отличается театральностью и формальностью.
Вторая тенденция связана с образом, созданным Флорой Робсон. Здесь на первый план выходит репрезентация политической значимости королевы. Она изображена как любящая мать своего отечества и как Глориана – победительница и владычица морей. Образ отличается особой патриотичностью, т.к. королева является олицетворением народа, борющегося против экспансии агрессора.
В конце XX– начале XXI вв. образ королевы Елизаветы в кинематографе претерпел существенные изменения. Во-первых, это связано с эпохой постмодерна, которая характеризуется стиранием границ, разрушением существующих идеалов, фрагментарностью, обилием цитирования и т.п. Исторические факты начинают ставиться под сомнение, события трактуются по- новому. Так, в фильмах Шекхара Капура «Елизавета» (1998) и «Золотой век» (2007) впервые разрушается устойчивый миф о целомудрии королевы. Её девственность возводится на новый уровень – уровень обожествления, как части королевской политики. В этих фильмах воссозданы основные темы репрезентации образа Елизаветы: любящая мать своего отечества, мотив обожествления, желание вечной молодости и красоты, победительница и владычица морей. Так, образ, созданный Кейт Бланшетт, стал собирательным и воспроизводит основные мифы, связанные с королевой.
Большое количество фильмов, в которых королева Елизавета изображена как персонаж второго плана, свидетельствует о популярности её образа в эпоху постмодерна. Несмотря на обилие цитирований, каждый из актёров привнёс новые черты в репрезентацию её образа. Квентин Крисп показал королеву как андрогинного персонажа, Джуди Денч как сильного всевидящего монарха, а Ирацибетта в исполнении Хелены Бонем Картер – карикатурный образ королевы.
1. Кокто Ж. Портреты-воспоминания. Эссе. М.: Известия, 1985.
Опубликованные источники на английском языке
1. Alleva R. Screen: The Godmother // The Commonweal, 1998.
2. Beckerman J. Shine Actor True to Form in Elizabeth // The Record, 1998.
3. Calhoun J. Tudor City // Interiors, 1999.
4. Collins J. Bette, I Owe It All to You // The Times, 2008.
5. Combs R. Shakespeare // Film Comment, 1999.
6. Craven P. On the Good Queen Bland // The Australian, 2007.
7. Davis B. This’n That. New York: Hachette, 1987.
8. Dench J. And Furthemore. New York: Macmillian, 2011.
9. Ehrerstian D. Out of the Wilderness: An Interview with Sally Potter // Film Quarterly, 1993.
10. Flynn E. My Wicked, Wicked Ways. London: Heynemann, 1969.
11. Hirst M. Elizabeth I: A Film by Shekhar Kapur. London: Polygram, 2003.
12. Johnson B. D. Orlando: Gender Blender // Maclean’s, 1993.
13. Schwartsbaum L. Rex Appeal. // Enterteinment Weekly, 1999.
14. Shargel R. Shakespeare in Love // The New Leader, 1999.
Литература на русском языке
Справочные издания
1. Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира. М.: Молодая Гвардия, 2005.
2. Бояджиев Г. История западноевропейского театра. Т.3. М.: Искусство, 1974.
3. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения // под ред. Брагиной Л.М. М.: Высшая школа, 1999.
4. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино. Т2. 1929 – 1945 гг. М.: Искусство, 1970.
5. Комаров С.В. История зарубежного кино. Немое кино. М.: Искусство, 1965.
6. Разлогов К. Планета кино. М.: Эксмо, 2015.
7. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.2. М.: Искусство, 1958.
8. Теплиц Е. История киноискусства. 1895 – 1928. М.: Прогресс, 1967.
9. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
Исследования
1. Авенариус Г. А. Английская кинематография и её мастер Александр Корда // Искусство кино. №7, 1956. – С. 92 – 101.
2. Бернштейн Н. Д., Высоцкий М. З., Коноплёв Б. Н., Тараканов В. А. Технологические схемы получения кинофильмов различных форматов (рус.) // «Техника кино и телевидения»: журнал. — 1967. — № 1.
3. Волков Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки», 2012. Вып.18. № 10. – С.22 – 25.
4. Гордон Г. Кино: визуальная антропология. М.: , 2014.
5. Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор. М.: Молодая Гвардия, 2012.
6. Дмитриева О.В. Тюдоры и Стюарты. Искусство власти. М., 2012
7. Иоффе. И. Избранное: культура и стиль. М.: Говорящая книга, 2010.
8. Князева Е. Гендерные игры культуры: Орландо. Би-текстуальность и кинематограф. // Под ред. УсмановойА. Мн.: Пропилеи, 2003.
9. Комарова В.П. Современники Шекспира: Филипп Сидней, Эдмунд Спенсер, Уолтер Рэли. Очерки о поэзии и прозе. СПб.: Библиотека Российской Академии Наук, 2010.
10. Кружков Г. Очерки по истории английской поэзии. Т1. М.: Прогресс-трагедия, 2015.
11. Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чём её функция в системе культуры // Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. (1968 – 1992). СПб.: , 2000.
12. Мазур Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета, 2013, №3.
13. Нестеров А.В. Колесо Фортуны. Репрезентация человека и мира в английской культуре начала Нового века. М.: Прогресс-Традиция, 2015.
14. Пикон С.-О. Сара Бернар. М.: Молодая Гвардия, 2012.
15. Рапелли П. Символы власти и великие династии. М.: Омега, 2008.
16. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-Классика, 2009.
17. Ферро М. Кино и история // Вопросы истории, 1993. №2. – С. 47 – 57.
18. Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.
19. Черчилль У.С. Британия в Новое время (XVI – XVII вв.). Смоленск: Русич, 2006.
20. Шапинская Е.Н. Образы истории в культуре постмодернизма. // Культура культуры, 2016.
Литература на английском языке
Исследования
1. Barrow K. Flora: An Appreciation of the Life and Work of Dame Flora Robson. London: Heinemann, 1981.
2. Betteridge T. A Queen for All Seasons // The Myth of Elizabeth / edit by Doran I. S., Freeman T.S. New York: Palgrave, 2003.
3. Betteridge T. A Queen for All Seasons // The Mith of Elizabeth. New York: Palgrave MacMillan, 2003.
4. Brown R. Make up in Wonderland // WWD, 2010.
5. Burgoyne R. The Holliwood Historical Film. Oxford: Blackwell Publishing, 2008
6. Burt R. Doing the Queen: Gender, Sexuality, and the Censorship of Elizabeth I’s Royal Image in Twentieth-Century Mass Media // The Mysteries of Elizabeth I: Selection from English Literary Renaissance. Amherst: University of Massachusetts Press, 2003.
7. Callahan D. Vanessa: The Life of Vanessa Redgrave. New York: Pegasus Book, 2014.
8. Corliss R. Tim Burton, Wonder Boy // Time, 2010.
9. Delamoir J. Elizabeth costumes: The Power of Spectacles, or Spectacles of Power? // Metro Magazine, 1999.
10. Dunbar J. Flora Robson. London: Harrap, 1960.
11. Eldridge D. Hollywood’ History Films. N. Y.: Tauris, 2006.
12. Fitzsimmons A. Designing Costumes for Tim Burton’s “Alice in Wonderland” // WWD, 2010.
13. Ford E., Mitchell D.C. Royal Portraits in Hollywood: Filming the Lives of Queens. Lexington: University Press of Kentucky, 2009.
14. Fowler K. Sally Potter. University of Illinoys Press, 2010.
15. Frye S. ElizabethI: The Competition of representation. Cary: Oxford University Press, 1996.
16. Glancy M. When Hollywood Loved Britain: The Hollywood 'British' Film 1939-1945. L.: Manchester University Press, 1999.
17. HesseyR. Like a Virgin // Sydney Morning Herald, 1998.
18. Higson A. Britain’s finest contribution to the screen: Flora Robson and character acting. // British Stars and Stardom: From Alma Taylor to Sean Connery. London: Manchester University Press, 2001.
19. Higson A. English Heritage, English Cinema: Costume Drama Since 1980. Oxford: Oxford University Press, 2003.
20. Landy M. Cinematic Uses of the Past. Minneapolis: University of Minessota Press, 1996.
21. Loades D. Elizabeth I. London: Hambeldon and London, 2003.
22. Manefee D. Sarah Bernhardt: Her Films, Her Recordings. Dallas: McFarland Publishing, 2003.
23. Merk M. The British Monarchy on Screen. Manchester University Press, 2016.
24. O’Connel M. Mirror and Veil: The Historical Dimension of Spenser’s Faerie Queen. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1977.
25. Representation of Elizabeth I in Early Modern Culture / Ed. by A.Petrina and L.Tosi, 2011
26. Rosenstone R. History on Film/Film on History. Edinburgh: Pearson Education Limited, 2012.
27. Rostron.A. No War. No Hate. No Propaganda: Promoting Films About European War and Fascism During the Period of American Isolationism // Journal of Popular Film and Television. 2002. № 30.
28. Sharpe K. Public Duty and Private Conscience in Seventeenth-Century England. Oxford: Clarendon Press, 1993.
29. Sikov Ed. Dark Victory. The life of Bette Davis. L.: Macmillian, 2007.
30. Slide A. A Special Relationship: Britain Comes to Hollywood and Hollywood Comes to Britain. Univ. Press of Mississippi, 2015.
31. Stubbs J. Historical Film: A Critical Introduction. N. Y.: Bloomsbery, 2013.
32. The British Cinema Book. Ed. By Myrphy R. L., 2009.
33. Thomson D. Bette Davis. New York: Faber Ink, 2009.
34. Tibbets J. C. The American Theatratical Film: Stages in Development. New York: Popular Press, 1985.
35. Tyrkus M.J. Gay and Lesbian Biography. Detroit: St. James Press, 1997.
36. Yates F.A. Queen Elizabeth as Astrea // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – Vol.10, 1947. – P.27 – 82.
Интернет-ресурсы
1. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // под ред. Самарина Р. М.: Художественная литература, 1974. [Интернет-ресурсы] URL: http://litresp.ru/chitat/ru/А/antologiya/evropejskie-poeti-vozrozhdeniya/1 (Дата обращения 06.03.2017)
2. Кейт Бланшетт: «В доспехах Елизаветы мне пришлось тяжко» // Люди. [Интернет-ресурсы] URL: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/blanchett/interview1.html (Дата обращения: 12.03.2018).
3. Кружков Г. Благословен отрадный блеск Дианы. [Интернет-ресурсы] URL: http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/walter-raleigh/#blagosloven-otradny-blesk-diany (Дата обращения 06.03.2017)
4. Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т.2. [Интернет-ресурсы] URL: https://profilib.net/chtenie/49167/zhak-lursell-avtorskaya-entsiklopediya-filmov-tom-ii-204.php (Дата обращения 17.12.2017).
5. Спенсер Э. Королева фей. [Интернет-ресурсы] URL: https://poesiarinascimento.wordpress.com/2017/04/17/spenser/ (Дата обращения: 11.11.2017)
6. Фокс Дж. Книга мучеников (История гонений на христиан). [Интернет-ресурсы] URL: http://www.kingdomjc.com/Books/John_Fox/15.htm Дата обращения: 21.01.2018.
7. Dargis M. Now, Warrior // New York Times, 2007. [Интернет-ресурсы] URL: https://www.nytimes.com/2007/10/12/movies/12gold.html?rref=collection%2Fbyline%2Fmanohla-dargis&action=click&contentCollection=undefined®ion=stream&module=stream_unit&version=search&contentPlacement=1&pgtype=collection (Дата обращения: 10.02.2018).
8. Dekker T. The Pleasant Comedy of Old Fortunatus [Интернет-ресурсы] URL: http://www.luminarium.org/editions/fortunatus.htm (Дата обращения 08.12.2017)
9. Denby D. All That Glitters. // New Yorker, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: https://www.newyorker.com/magazine/2011/10/31/all-that-glitters-david-denby (Дата обращения: 28.03.2018).
10. Kapur S. The Elizabeth: Divinity, History, Desire. 2007. [Интернет-ресурсы] URL: http://shekharkapur.com/blog/2007/05/golden-age-the-second-in-a-trilogy/ (Дата обращения: 6.02.2018).
11. Lacey L. Anonymous: A case of ingenuity wasted on an unintelligent enterprise. // Globe and Mail, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: https://www.theglobeandmail.com/arts/film/anonymous-a-shakespearean-whodunit/article629931/ (Дата обращения: 30.03.2018).
12. Leblanc B. Emmerich film sparks debate. // The Michigan Times, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: https://web.archive.org/web/20111025092418/http://www.themichigantimes.com/index.php/article/2011/10/emmerich_film_sparks_debate (Дата обращения: 28.03.2018).
13. Lumenick L. Nobody Bet as the Liz // New York Post, 2007. [Интернет-ресурсы] URL: https://nypost.com/2007/10/12/nobody-beats-the-liz/ (Дата обращения 8.02.2018)
14. Phillips M. Elizabethan lit intrigue proves not that intriguing in “Anonymous”. // Chicago Tribune, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: http://articles.chicagotribune.com/2011-10-27/entertainment/sc-mov-1025-anonymous-20111027_1_stratfordians-intrigue-william-shakespeare (Дата обращения: 30.03.2018).
15. Ross D. Poor Cat // Spectator. 2007. [Интернет-ресуры] URL: https://www.spectator.co.uk/2007/10/poor-cate/ (Дата обращения: 05.02.2018).
16. Salisbury M. On the Set of Roland Emmerich’s Anonymous. //TimeOut, 2010. [Интернет-ресурсы] URL: https://www.timeout.com/london/film/on-the-set-of-roland-emmerichs-anonymous-1 (Дата обращения: 28.03.2018).
17. Scott A.O. How Could a Commoner Write Such Great Plays? // New York Times, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: https://www.nytimes.com/2011/10/28/movies/anonymous-by-roland-emmerich-review.html?nl=movies&emc=mua1 (Дата обращения: 30.03.2018)
18. Weber B. Anonimous.//View London, 2011. [Интернет-ресурсы] URL: http://www.viewlondon.co.uk/films/anonymous-film-review-41774.html (Дата обращения: 30.03.2018