Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ТРЕНДА «GRITTY WOMAN» В КИНО- И ФОТОИСКУССТВЕ

Работа №18947

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
936
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Генезис тренда «Gritty woman» 11
1.1 История исследований образа женщины в гуманитарных науках . 11
1.2 Понятия «тренд», «сильная женщина» и «Gritty woman» 28
2. Тренд «Gritty woman» в фото- и киноискусстве 37
2.1 Становление и развитие тренда «Gritty woman» в кинематографе
США XX-XXI вв 37
2.2 Становление и развитие тренда «Gritty woman» в фотографии 53
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение


Актуальность темы исследования
Художественное искусство всегда являлось определенной визуализацией актуально-исторической ситуации, а картины прошлых лет – благодатным
материалом для исследования историков. Изобразительное искусство появилось ещё в ту пору, когда люди начали описывать события, происходящие с
ними, в наскальных рисунках и петроглифах. Далее оно лишь набирало обороты и развивалось: появлялись новые формы, новые материалы. Изобразительное искусство стремилось достигнуть своего совершенства. Для запечатления «мгновений» была изобретена камера обскура, развитие которой в последствии привело к появлению фотоискусства. Когда же людям стало мало и его,
то фотографии заставили «двигаться», что оформилось в новый виток искусства
– кинематограф. Сначала они просто двигались, в них отсутствовали звук и
цвет, но с течением времени кино обрело и то, и другое. Кинематограф продолжал своё стремительное развитие. Режиссёр стал своеобразным художником,
который через свой специфический и авторский взгляд на актуально-исторические события посредством имеющихся у него художественных средств выплескивает на холст-кинопленку грани своего видения, благодаря чему на свет появляются произведения киноискусства.
С момента появления кинематографа, фотография не потеряла своей актуальности, они продолжают развиваться параллельно. Нередко тренды, возникающие в социокультурной среде и фотографии, проецируются в кино.
Образ женщины испокон веков вызывает интерес и трепет в социальной
сфере: когда-то женщину воспринимали как элемент, который создан лишь для
конкретных задач (домашние дела), не создан для социума и образования, должен лишь прислуживать мужчине. Начиная с XIX века статус женщины начал
меняться, а в XX веке эта тенденция только сильнее набрала обороты. Женщина6
приобрела самостоятельность, начала носить брюки, заниматься тем, что до
этого было свойственно (и полагалось) только мужчине.
Кинематограф и фотография всегда были очень чувствительны к меняющимся ситуациям в социуме. При анализе этих визуальных искусств можно
увидеть динамику развития и изменения в женских образах, а также проследить
реакцию «публики» на эти перемены.
Не имея каких-либо значимых прав в обществе и являясь объектом удовлетворения сексуальных потребностей, женщина, пройдя путь эмансипации и
феминизма, становится более свободной в своих правах. Реакция на эти изменения не заставила себя ждать в визуальных искусствах – на экранах и в журналах появляются женские персонажи, свободные от гендерных стереотипов.
Женский образ в социуме, а также, как следствие, кинематографе и фотоискусстве, имеет свою динамику и постоянно меняется, именно поэтому исследование этой темы не прекращает быть актуальным.
Степень изученности. Тема гендера и феминизма исследуется давно и
рассматривается с разных ракурсов международным научным сообществом.
Однако тема образа «сильной женщины» в кино или фотографии не изучена в
достаточной степени.
Женщина в контексте истории исследовалась такими авторами, как: Л. Ю.
Бондаренко, А. Дэвис, Н. И. Андреевой, С. А. Нестеровой, Т.А. Ладыкина, Дж.
У. Скотт, Г. Бок, С. де Бовуар, В. М. Соломатина. На тему образа женщины в социуме и культуре проводили исследования:
И.В. Саморукова, В.А. Мороз и Т.О. Аверкина, А. Альчук, С.К. Исполатова, а
также В.А. Суковатая и Е.Г. Фисун. 2
Вопросами гендера занимались следующие авторы: Ю.Е. Алёшина и А.С.
Волович, А. Таёжная, М.В. Тулузакова, Е.В. Исакова.3
Историю и суть феминизма рассматривают в своих работах такие авторы,
как: К. Мартынов, С.Г. Айвазова, Т.В. Муслумова, Е.Е. Агафонова и Л.Ю. Мещерякова, Ж. Липовецкий.4
Кинематограф исследовали такие авторы, как:
Михаил Жабский в своей книге «Социодинамика кинематографической
жизни общества»5 на материалах статистики, социологических, экономических,
киноведческих и иных исследований воссоздает внутри- и внесистемную динамику кинематографической жизни общества, представляющую собой многоплановое взаимодействие сфер производства, распространения и конечного потребления кинопроизведений. Юрий Лотман, Юрий Цивьян в книге «Диалог с экраном»6 рассказывают
про развитие и появление основных элементов киноязыка.
Кирилл Разлогов в книге «Планета кино. История искусства мирового
экрана»
7
исследует эволюцию выразительных средств кинематографа.
Книга Сергея Юткевича «О киноискусстве»8 содержит избранные статьи
разных лет, поднимает проблемы: кино и современное общество; творческий
процесс в кино и т.д.
Образ женщины в кинематографе исследовали следующие авторы: Е. Р.
Ярская-Смирнова, И.В. Беленький, А.А. Левицкая, Е.Д. Новикова, В.А. Монастырский, И.Г. Герасименко, В.М. Халилов, А.Е. Парфенова.9
Такие авторы, как: А. Першая, Е.Б. Карбасова, С.В. Жданова, С.А.
Арасланова10, занимались изучением женского образа и фотографии, а также
А.Ю. Зоткин, А.В. Марченко, А.Н. Мухин и М.С. Иванова11 в своих исследованиях раскрыли особенности образа женщины в рекламной фотографии. Также необходимо отметить, что тема художественной коммуникации
произведения и зрителя была описана Тарасовой М. В. в монографии «Коммуникативные основы художественной культуры»12.
О методах анализа произведения визуального искусства писал Жуковский В. И. в монографии «Теория изобразительного искусства»13. В его работе,
на примере разбора произведений художественной культуры, перечисляются и
поясняются методы, используя которые, можно правильно и поэтапно анализировать произведение искусства. Также, вопрос исследования визуальной среды
и маскулинного дискурса изучали: М. Баль, Е. Сальникова, А. Чурушкина14.
Объектом исследования выступают репрезентанты кино- и фотоискусства XX и XXI веков.
Предметом исследования является тренд «Gritty woman» в фотографии
и кинематографе.
Цель исследования. Изучить и проанализировать тренд «Gritty woman»
в истории кинематографа и фотографии.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор имеющихся исследований на тему эволюции женского образа в сферах искусства.
2. Определить и исследовать понятия «тренд», «Gritty woman».
3. Провести анализ репрезентантов киноискусства XX-XXI вв. на тему
«образ сильной женщины» и «Gritty woman».
4. Провести анализ репрезентантов фотоискусства XIX-XXI вв. на тему
«образ сильной женщины» и «Gritty woman».
Методология
Для исследования произведений фотографии и кино в качестве основного метода предполагается применять метод философско-искусствоведческого анализа, а также общенаучные методы (метод аналогии, метод анализа
и синтеза, метод формализации, метод интерпретации).
Структура и объем бакалаврской работы Структура и содержание бакалаврской работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы (79 наименований) и приложения. Объем работы –
83 страницы.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты исследования могут быть использованы в научноисследовательской деятельности, написании статей на освещённую тему, а
также могут быть учтены при разработке учебных программ по ряду дисциплин, таких как «Социология кино», «История фотографии», «История мирового киноискусства».
Предполагаемый результат
Анализ и обобщение сложившихся взглядов на явление тренда «Gritty
woman».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы являлось: изучение и анализ тренда «Gritty woman» в истории кинематографа и фотографии.
Задачи, которые были решены в ходе достижения цели исследования:
осуществлен обзор имеющихся исследований на тему эволюции женского образа в сферах искусства; определены и исследованы понятия «тренд», «Gritty
woman»; проведены анализы репрезентантов киноискусства XX-XXI вв., а
также фотоискусства XIX-XXI вв., на тему «образ сильной женщины» и «Gritty
woman».
Основываясь на имеющихся задачах были: 1. Проанализированы литература и источники прямо или косвенно касающиеся темы исследования (женщина в истории и обществе, гендер и феминизм, женщина в кинематографе,
фотографии, рекламе); 2. Изучены история феминистического движения и его
влияние на эволюцию образа «сильной женщины»; 3. Проанализированы понятия «тренд» и «тенденция» (определены основы зарождения «тренда»,
сформировано понимание различия понятий «тренд» и «тенденция»); 4. Сформулированы черты «сильной женщины» и «Gritty woman»; 5. Выделены исторические предпосылки к зарождению тренда в кинематографе и фотографии,
а также зафиксировано время его становления; 6. Поняты способы визуализации тренда; 7. Изучены репрезентанты кинематографа и фотографии, выявлено время появления черт «сильной женщины» в кино и фотографии, а также
их эволюция вплоть до современности.
В итоге, анализируя проделанную работу можно прийти к следующим
выводам.
Образ женщины в обществе и культуре, начиная с середины XIX века,
становится очень подвижным, он эволюционирует от женщины, права и обязанности которой не выходили за пределы стен дома и единственной целью
которой являлось удачно выйти замуж, до женщины, которая является в выс-65
шей степени социальной и способной выдержать конкуренцию с миром мужчин. Эти изменения отмечают многие исследователи, изучавшие и изучающие
образ женщины в разных сферах (история, кино, реклама и т.д.). Отношение к
такой эволюции может быть контрастным и вызывать споры, однако, точно
можно сказать о том факте, что эти перемены являются стимулом к формированию визуальных трендов.
Тренд «Gritty woman» в настоящее время является венцом эволюции
«сильной женщины». Помимо качеств характера, которые присущи «сильной
женщине», такие как владение собой, социальность, самостоятельность (и
т.д.), появляется ещё стремление демонстрации «внутреннего стержня» через
внешние проявления. «Gritty woman» - это женщина, которая не скрывается за
сексуальными нарядами и большим количеством косметики, создавая стереотип о том, что женщина должна выглядеть именно так и не иначе. «Gritty
woman» - это женщина, которая манифестирует силу через поступки, она заявляет о себе как о той, кто не должен подходить под какие-либо стандарты,
может выглядеть так, как считает нужным, она готова бороться и побеждать.
Возникновение этого тренда во многом обязано феминистическому движению и борьбе женщин за свои права. Кинематограф и фотография, относятся к тем видам искусства, которые не только быстро реагируют на какиелибо перемены в социуме, являясь носителем общественной мысли в своих
визуальных формах, но и зачастую предстают катализатором в развитии тенденций и становлении трендов.
В настоящем исследовании были рассмотрены репрезентанты эволюции
образа от «сильной женщины» до «Gritty woman» в кино и фотографии, в связи
с чем можно отметить, что в этих областях женский образ развивался постепенно, а также его становление в кинематографе и фотографии несколько отличалось. Если в кино это было линейное развитие: от «слабой и зависимой
женщины» к «усилению» характера, то в фотографии появление образа проис-66
ходило волнообразно: то проявляя «силу» в изображении женщины, то возвращаясь к женственности и сексуальности. Однако и тот и другой характер развития привел к образу «Gritty woman» в настоящем.
Обобщить вышеизложенное можно следующим образом: эволюция женского образа началась с середины XIX века, вначале это было медленное движение вперёд, но с появлением феминизма образ женщины в искусстве, обществе и культуре стал развиваться стремительнее. Примерно раз в десятилетие
в тенденции развития образа женщины возникал новый тренд, но с приходом
третьего тысячелетия тренды стали сменяться гораздо чаще, рождая всё новые
витки в образе женщины.
Нужно отметить, что образ «сильной женщины» продолжает эволюционировать, как и движение борьбы женщин с гендерным неравенством. В этой
области ещё много не исследованных или слабо изученных тем, а перемены,
развитие общественных взглядов, и, как следствие, изменение образа женщины в визуальных искусствах способны преподнести немало сюрпризов,
предоставляя темы для исследований.


Агафонова, Е.Е. Феминизм и постмодернизм: к вопросу о теоретических основаниях гендерных исследований / Е.Е. Агафонова, Л.Ю. Мещерякова // Гендерные стереотипы в современной России ; под общ. ред. И.Б. Назарова; Высш. шк. экон. – М. : МАКС Пресс, 2009. – С. 2З - З8.
2. Айвазова, С.Г. К истории феминизма / С.Г. Айвазова // Общественные науки и современность. – 1992. – № 6. – С. 153–168.
3. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины /
Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 74–
82.
4. Альчук, А. Женщина и визуальные знаки / А. Альчук. – М: ИдеяПресс, 2000. – 260 c.
5. Андреева, Н.И. Женщины и общество: Социально-философский
аспект: дис. канд. фил. наук: 09.00.01 / Андреева Наталья Ивановна. – Ставрополь, 1995. – 150 с.
6. Арсаланова, С.А. Образ женщины в зеркале метафоры / С.А. Арсаланова // Вестник РГГУ. – 2015. – С. 122-126.
7. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований / М. Баль // Логос. – 2012. – №1. – С. 212–249.
8. Беленький, И.В. Образ женщины в кинематографе США 40-50 гг
[Электронный ресурс] / И.В. Беленький // Образовательный портал. – 2016. –
Режим доступа: https://myknow.ru/344195.
9. Бок, Г. История, история женщин, история полов / Г. Бок //
THESIS. – 1994. – №6. – С. 170–200.
10. Большой Энциклопедический словарь: "тенденция" [Электронный
ресурс]. – 2000. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/290538.
11. Бондаренко, Л.Ю. Роль женщины от прошлого к настоящему /
Л.Ю. Бондаренко // Общественные науки и современность. – 1996. – № 6. – С.
163–170.68
12. Воронцов, Д.В. Гендерная психология общения / Д.В. Воронцов. –
Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 208 с.
13. Гендерные технологии и проблема толерантности в современном
российском обществе / под ред. М.А. Литовской. – Екатеринбург, 2007. – 120
с.
14. Герасименко, И.Г. "Мужской взгляд" и теория феминистского
кино / И.Г. Герасименко // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
– 2017. – № 4. – 42–49 с.
15. Де Бовуар, С. Второй пол / С. де Бовуар. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя – 1997. – 832 с.
16. Дэвис, А. Женщина. Раса. Класс. / А. Дэвис; под общ. ред. Д.А.
Лисоволика. – М.: Прогресс, 1987. – 280 с.
17. Жабский, М.И. Социодинамика кинематографической жизни общества / М.И. Жабский. – М.: Канон-ПЛЮС – 2015. – 496 с.
18. Жданова, С.В. Метод фотографии в изучении индивидуальности
человека как субъекта познания / С.В. Жданова, Л.З. Зарипова // Вектор науки
ТГУ. – 2012. – №2. – С. 76–79.
19. Женщина, брак и семья до начала нового времени: демографические и социокультурные аспекты / под ред. Ю.Л. Бессмертного. — М.: Наука,
1993. – 160 с.
20. Женщина в жизни общества: материалы международной конференции «Женская журналистика и женщины в журналистике» 6 – 7 июня 2000
г. / под ред. С. М. Виноградова. – Санкт-Петербург, 2001. – 250 с.
21. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства / В.И. Жуковский. - СПб.: Алетейя, 2011.– 536 с.
22. Зоткин, А.Ю. Создание рекламных концепций и образов как часть
стратегического управления маркетингом предприятия / А.Ю. Зоткин. – M.,
2002. – 22 с.69
23. Иванова, М.С. Влияние женского образа в рекламе женской парфюмерии на аспекты потребительского поведения / М. С. Иванова //
Fundamental Reseach. – 2015. – №9. – С. 142–146.
24. Исакова, Е.В. Гендерные стереотипы и их влияние на трудовую
деятельность : дис. ... канд. фил. наук : 09.00.11. / Исакова Елена Васильевна.
– Кемерово, 2006. – 161 с.
25. Исполатова, С.К. Самосознание женщин как фактор обновления
общественного строя / С.К. Исполатова. – Изд. 2-ое (доп). – М.: 1917. – 6 с.
26. Карбасова, Е.Б. Фотография: концептуализация реальности: дис.
... канд. фил. наук: 24.00.01 / Карбасова Елена Борисовна. – Санкт-Петербург,
2013. – 190 с.
27. Ладыкина, Т.А. Феминизм в культуре постмодерна / Т.А. Ладыкина. – Омск: Омский юридический институт, 2004. — 91 с.
28. Ладыкина, Т.А. Философия феминизма [Электронный ресурс] / Т.
А. Ладыкина // Федеральный образовательный портал. – 2003. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19292723.
29. Левицкая, А.А. Образ женщины в кинематографе разных лет
[Электронный ресурс] / А.А. Левицкая, И.В. Челышева // Медиаобразование –
2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-vkinematografe-raznyh-let.
30. Липовецкий, Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности / Ж. Липовецкий; Пер. с фр. – СПб.: Алетейя. – 2003. – 495
с.
31. Лотман, Ю. Диалог с экраном / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. – Таллинн:
Александра. – 1994. – 144 с.
32. Мартынов, К. Что такое феминизм? [Электронный ресурс] / К.
Мартынов // Постнаука. – 2015. – Режим доступа:
https://postnauka.ru/faq/44150.70
33. Марченко, А.В. Роль фотографии в рекламе [Электронный ресурс]
/ А.В. Марченко // Вестник АГПУ. – 2010. – №3. – Режим доступа:
https://xreferat.com/53/43-1-rol-fotografii-v-reklame.html.
34. Матвеева, Т.Н. Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя женщины: дис. ... канд. псих. наук:
19.00.05 / Матвеева Татьяна Николаевна. – Москва, 2015. – 180 с.
35. Монастырский, В.А. Эволюция образа женщины в американском
кино (Путь к партнерству и лидерству) / В.А. Монастырский // Женщина в российском обществе. – 1998. – № 2. – С. 32–43.
36. Мороз, В.А. Ролевые позиции женщины в современном обществе
/ В.А. Мороз, Т.О. Аверкина // Международный журнал экспериментального
образования / Издательский Дом "Академия Естествознания" – 2011. – №6. –
С. 765–769.
37. Муслумова, Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные
направления [Электронный ресурс] / Т.В. Муслумова // Вестник Шадринского
Государственного Педагогического Института. – 2015. – № 4 (28). – Режим
доступа: shgpi.edu.ru.
38. Мухин, А. Н. Эстетические аспекты конструирования визуального
образа в рекламной фотографии: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.04 / Мухин
Алексей Николаевич. – Москва, 2010. – 148 с.
39. Нестерова, С.А. Образ английской и американской женщины в
представлении современников: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Нестеврова
Светлана Александровна. – Самара, 2004. – 187 с.
40. Новикова, Е.Д. Страх и желание: образ "роковой женщины" в
фильмах-нуар / Е.Д. Новикова // Артикульт. – 2015. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/strah-i-zhelanie-obraz-rokovoy-zhenschiny-vfilmah-nuar.71
41. Парфенова, А.Е. Социокультурные особенности репрезентации
образа женщины в СМИ [Электронный ресурс] / А.Е. Парфенова // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 4. – Режим доступа:
http://human.snauka.ru/2015/04/10512.
42. Першай, А.Ю. Вдоль ощущения жизни: о женской фотографии,
сексизме и праве на повседневность [Электронный ресурс] / А.Ю. Першай //
Неприкосновенный запас. – 2012. – №6. – Режим доступа:
http://www.intelros.ru/readroom/nz/n6-2012/17356-vdol-oschuscheniya-zhizni-ozhenskoy-fotografii-seksizme-i-prave-na-povsednevnost.html.
43. Петрова, Е.А Психология женщины / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков,
Ю.В. Красиков. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 141 с.
44. Разлогов, К.Э. Планета кино. История искусства мирового экрана
/ К.Э. Разлогов. – М.: Эксмо. – 2015. – 408 с.
45. Роль женщины в истории, обществе, политике и науке: Сборник
статей / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». –
Санкт-Петербург, 2015. – 291 с.
46. Сальникова, Е.В. Визуальная культура в медиасреде / Е.В. Сальникова. – Москва: Прогресс-Традиция, 2017. – 551 с.
47. Саморукова, И.В. Репрезентации: образы мужчин и женщин в
культуре / И.В. Саморукова // Гендер для «чайников». – М.: 2006. – С. 199–
226.
48. Скотт, Дж. Женская история и переписывание истории / Дж. У.
Скотт // Past and Present: A Journal of Historical Studies. – 1983. – № 101. – С.
142–157.
49. Словарь гендерных терминов/ Е.Р. Ярская-Сирнова [и др.] ; под
ред. А. А. Денисовой ; Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". – М.: Информация XXI век, 2002. –
256 с.72
50. Словарь иностранных слов: "тренд" [Электронный ресурс] / под
ред. Н.Г. Комлева. – 2006. – Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/36601/ТРЕНД
51. Соломатина, В.М. История Америки и женское движение / В.М.
Соломатина // Реферативный журнал. Сер. 5. История. - 1998. – №4. – С. 154–
160.
52. Суковатая, В.А. От "Одалиски" к "Эмансипированной женщине":
эволюция женских образов в визуальном сознании XIX века / В.А. Суковатая,
Е.Г Фисун // Человек. – 2014. – № 4. – С. 83–96.
53. Таежная, А. Как менялись роли мужчины и женщины [Электронный ресурс] / А. Таежная //Эволюция гендера. – 2014. – Режим доступа:
http://www.wonderzine.com.
54. Тарасова, М.В. Коммуникативные основы художественной культуры / М.В. Тарасова, В.И. Жуковский. – Красноярск: Сибирский федерал. унт., 2010. – 179 с.
55. Толковый словарь Ефремовой: "тренд" [Электронный ресурс] /
под ред. Т.Ф. Ефремовой. – 2000. – Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/280217

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ