Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии

Работа №113343

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии 8
1.1. Проблема исследования вопросов развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Условия развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии 14
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование условий развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии 22
2.1. Выявление уровня развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников 22
2.2. Реализация экспериментальной программы и условий развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии 37
2.3. Динамика развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 53
Список используемой литературы 54

В современном мире успех человека зависит от того насколько сформированы его личностные особенности, а именно способность самому приобретать решения, достигать результата, регулировать собственное эмоциональное состояние, узнавать эмоциональные проявления других людей. Эта способность в общем смысле в психологии названа эмоциональной саморегуляцией.
Эмоциональная саморегуляция обусловливается возрастными особенностями. Наиболее важным периодом развития эмоциональной саморегуляции считается младший школьный возраст. Именно в младшем школьном возрасте развитие эмоциональной саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста, с социальной ситуацией развития ребенка.
Способность к эмоциональной саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится обучение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2012) отмечено следующее: стандарт полагает обеспечение формирования общей культуры, интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и личностное развитие школьников, образование базы для самостоятельного осуществления учебной деятельности, что обеспечивает успешность развития личности ребенка.
Одной из основных задач обучения и воспитания нынешней системы образования в данный момент обнаруживается формирование эмоционально-волевой сферы, одним из компонентов которой является эмоциональная саморегуляция. Поэтому так важно развивать у ребенка умение регулировать свое эмоциональное состояние разными средствами и способами.
В то же время, по мнению многих исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская и других), развитие эмоциональной саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с активным развитием способности к рефлексии и внутреннего плана действий, а также общей произвольности психических процессов. На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности.
В работах, посвященных изучению данной проблеме саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, О.С. Орлова и других), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и других). Вместе с тем, проблема развития и формирования эмоциональной саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Вследствие чего можно выделить ряд противоречий:
• между необходимостью общества в проявлении способности к эмоциональной саморегуляции и недостаточной проработанностью проблемы ее развития;
• между присутствием возможностей создания условий развития эмоциональной саморегуляции в образовании и недостаточной разработанностью их организации в области развития эмоциональной саморегуляции;
• между необходимостью целенаправленной работы по развитию у младших школьников эмоциональной саморегуляции и недостаточной разработанностью программ, направленных на решение данной задачи.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста средствами куклотерапии.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если в работе будут учтены условия куклотерапии, такие как:
• каждое занятие будет проходить в групповой форме;
• структурировано с учетом актуального уровня эмоциональной саморегуляции и возрастных особенностей;
• для развития ключевых показателей эмоциональной саморегуляции используются на каждом занятии применяются методы и приемы куклотерапии (этюды, игровые ситуации с куклой, релаксация, театрализация, сочинение историй, сказки и другое).
Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы условий развития эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста средствами куклотерапии в психолого - педагогической литературе.
2. Выявить уровень эмоциональной саморегуляции у младших школьников.
3. Разработать и реализовать программу развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии.
4. Доказать эффективность экспериментальной программы развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии.
С целью решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого- педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизной исследования является разработанная программа развития эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста средствами куклотерапии.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов службы образования для составления программ психологической помощи, а разработанную программу применять для развития эмоциональной регуляции детей школьного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе ГОУ «Малетинская Специальная (Коррекционная) Школа-Интернат». В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста, из которых: экспериментальная группа в составе 13 человек и контрольная группа в составе 12 человек. Участники экспериментальной группы посещали занятия по развитию эмоциональной саморегуляции. Контрольная группа не посещала данные занятия.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В работе были использованы 45 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В жизнедеятельности каждого человека огромное значение имеет проблема эмоциональной саморегуляции в изменяющихся условиях окружающей действительности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, в настоящий момент к пониманию сущности понятия «эмоциональная саморегуляция» выделяются различные подходы (К. Роджерс, А. Бандура, В. Вундт, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Калин, М.В Чумаков и другие).
Наиболее целостно понятие эмоциональная саморегуляция раскрывает А.В. Уварова. Она понимает под эмоциональной саморегуляцией «процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний».
Способность к эмоциональной саморегуляции можно развивать на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста, и особенно важно ее развивать в младшем школьном возрасте, данный возраст является наиболее сенситивным периодом. В этом возрасте активно формируется внутренний план действий и способность к рефлексии, а также общая произвольность психических процессов и познавательная сфера.
В ходе проведения психолого-педагогического анализа по данной проблеме наряду с определением сущности понятия «эмоциональная саморегуляция» были раскрыты ключевые показатели эмоциональной саморегуляции младших школьников.
На развитие эмоциональной саморегуляции могут оказывать влияние разные средства. Одним из таких средств является куклотерапия. Для развития эмоциональной саморегуляции средствами куклотерапии необходимо создать определенные условия, позволяющие сформулировать основные организационные и содержательные аспекты работы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на разработку и экспериментальное доказательство эффективности программы развития эмоциональной саморегуляции у младших школьников средствами куклотерапии. Участие приняли 25 детей младшего школьного возраста, из которых: экспериментальная группа в составе 13 человек и контрольная группа в составе 12 человек. Участники экспериментальной группы посещали занятия по развитию эмоциональной саморегуляции. Контрольная группа не посещала данные занятия.
Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов.
На первом этапе была проведена диагностика уровня эмоциональной саморегуляции у младших школьников. Результаты диагностики показали наиболее высокий уровень эмоциональной саморегуляции наблюдается у респондентов контрольной группы, наиболее низкий уровень эмоциональной саморегуляции наблюдается в экспериментальной группе.
На втором этапе с детьми были проведены занятия с применением куклотерапии. В ходе занятий у детей происходили положительные изменения.
На заключительном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы. Обобщая результаты после реализации программы у детей младшего школьного возраста исследуемой выборки повысился высокий уровень и снизился низкий уровень эмоциональной саморегуляции. Все поставленные задачи выполнены гипотеза доказана.


1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. / И.Н. Андреева. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288с.
2. Божович, Е.Д. Генезис позиции субъекта учения. // Позиция субъекта учения как психологическая система / под ред. Е.Д. Божович М.: Памятники исторической мысли, 2013. С. 13
3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский // избранные психологические труды. Москва - Воронеж, 1996. 510с.
4. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. /Д. Гоулман. - 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 544с.
5. Габеева Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности/ Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. № 1. С. 18-22
6. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2011. 521с.
7. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. С­Пб.: Речь, 2007. 230с.
8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. Изд. 4-е. Москва: ЛЕНАНД, 2015. 235 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986. 196с.
10. Данилова Е. Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладениями ими у детей 9-11 лет: автореферат диссертация кандидата психологических наук. М., 1990. 199с.
11. Дашкевич О.В. Психическая регуляция деятельности и характер ее субъекта // Тезисы конференции «Образ в регуляции деятельности» к 90- летию со дня рождения Д.А. Ошанина. М.: Российская академия образования. Психологический институт, 1997. 324с.
12. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. 123с
13. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 78с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2017. 320с.
15. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956. 76с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ