Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы и правовое регулирование муниципального управления

Работа №113262

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы128
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Историко-теоретические аспекты и конституционные основы развития муниципального управления в России 11
1.1 Концептуальные основы муниципального управления 11
1.2 Конституционные основы местного самоуправления в
Российской Федерации 18
Глава 2 Правовое регулирование организации и оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации 34
2.1 Формирование и развитие территориального устройства
местного самоуправления 34
2.2 Особенности изменения организационной структуры
местного самоуправления 44
2.3 Динамика экономической организации местного
самоуправления 55
2.4 Методики оценки эффективности муниципального управления 62
Глава 3 Совершенствование правового регулирования муниципального управления в Российской Федерации 82
3.1 Направления совершенствования правового регулирования
муниципального управления в Российской Федерации 82
3.2 Предложения по оптимизации оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления (на примере Самарской области 95
Заключение 110
Список используемой литературы и используемых источников 118


Актуальность темы исследования. Муниципальное управление является неотъемлемой частью любого правового государства. Данный правовой институт получил свое развитие как в теоретической плоскости, став объектом исследований многих ученных XIX в., так и на сегодняшний день является актуальным ввиду постоянной динамики развития общественных отношений на местном уровне.
При этом в научном сообществе до сих пор отсутствует единая позиция относительно тождественности понятий «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Одни авторы полагают, что муниципальное управление гораздо объемнее местного самоуправления, поскольку в управлении муниципальным образованиям участвуют федеральные и региональные органы власти, коммерческие структуры [2, с. 34]. Другие сужают понятие муниципального управления, считая, что это определенный вид исполнительной деятельности [26, с. 138]. Но любое из подобного понимания муниципального управления препятствует уяснению его конституционных основ, поскольку такие положения отсутствуют в Конституции Российской Федерации (далее - РФ).
Не вдаваясь в пространные теоретические споры, отметим, что в теории управления под управлением понимается сознательное воздействие на определенный объект для достижения поставленных целей [80, с. 543]. Следовательно, муниципальное управление представляет собой сознательное воздействие на муниципальное образование с целью его развития. Но население непосредственно и (или) через органы местного самоуправления как раз осуществляет сознательное воздействие, решая вопросы местного значения, в результате чего происходит упорядочение общественных отношений. Поэтому, по сути, обе категории являются однополярными, поскольку представляют собой вид управленческой деятельности представителей местных сообществ по решению вопросов местного значения. К тому же в законодательстве слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении. Поэтому в целях проведения настоящего исследования и отхода от ограничительного или расширительного толкования муниципального управления в дальнейшем термины «муниципальное управление», «местное самоуправление», «муниципальная власть», «местная власть» и иные подобные дефиниции будут использоваться как равнозначные.
В Российской Федерации возможность осуществления муниципального управления гарантирована гл. 8 Конституции РФ [20], а также действующим на сегодняшний день Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [51]. Кроме того, Российской Федерацией была ратифицирована в 1998 г. Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. [12], оказавшая огромное влияние на процесс формирования действующей модели муниципального управления.
Однако в научной среде до сих пор нет четкого понимания, к какой из разработанных теорий местного самоуправления она относится, исходя из закрепленных конституционных основ муниципального управления. Не добавляют ясности и законодательные изменения в процессе реформирования местного самоуправления, осуществленные за последние 7 лет. От того, в рамках какой модели развивается муниципальное управление, зависят и особенности его правового регулирования: насколько органам государственной власти дозволяется вторгаться в организацию и осуществление деятельности на местном уровне; какой объем самостоятельности дает органам муниципального управления их организационная обособленность.
Немаловажным представляется и необходимость исследования вопросов правового регулирования оценки эффективности местного самоуправления. В условиях очередного экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, наблюдается снижение доходов значительной части населения, сокращение сотрудников, увеличение доли малоимущих граждан - следовательно, увеличивается потребность в различных социальных благах, предоставляемых, в частности, органами местного самоуправления. От того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность органы муниципального управления, зависит качество жизни наших граждан, возможность пользования объектами социальной инфраструктуры, их наличие и доступность, организация бесперебойной и качественной поставки коммунальных ресурсов, транспортного обслуживания и иные нормальные условия жизнедеятельности населения, потребность в обеспечении которых является каждодневным насущным вопросом для каждого жителя страны.
Необходимость более полного уяснения конституционных основ муниципального управления, их исторических предпосылок, особенностей правового регулирования местного самоуправления, его динамики и дальнейшего развития, в том числе связанного с оценкой эффективности деятельности органов местной власти, определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Состояние разработанности проблемы. Фактически начало исследования отечественного местного самоуправления было положено в процессе осуществления земской и городской реформы XIX в. и получило теоретическое обоснование в трудах таких ученых как В.П. Безобразов, А.Н. Васильчаков, Л.А. Велихов, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, В.Н. Лешков, Б.Э. Нольде, К.А. Пажитнов, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и др. В советский период исследователи практически не уделяли внимания категории местного самоуправления, олицетворяя ее с моделью буржуазного управления, так как решение всех вопросов на низовом уровне осуществлялось местными государственными органами. Лишь с 1960 гг. исследование местного самоуправления, его общественных начал было продолжено С.А. Авакьяном, Г.В. Барабашевым, Т.М. Пальгуновой и другими авторами.
Повышенный интерес к муниципальному управлению пришелся на период 1980-х - 1990 гг., когда большой научный вклад в изучение проблем местного самоуправления был внесен Г.В. Атаманчуком, Д.Ф. Аяцковым, Н.С. Бондарем, В.И. Васильевым, Л.В. Гильченко, Ю.А. Дмитриевым, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафиным, Н.И. Матузовым, Н.В. Постовым, В.В. Пылиным, О.Л. Савранской, Ю.А. Тихомировым, А.А. Уваровым, Н.И. Химичевой, К.Ф. Шереметом, Е.С. Шугриной и многими другими специалистами.
Отдельным аспектам конституционно-правового регулирования местного самоуправления посвятили свои диссертационные исследования М.А. Кулушева (2001 г.) и Д.С. Михеев (2009 г.), нормативное правовое регулирование местного самоуправления было рассмотрено А.А. Сергеевым (2000 г.) и А.Н. Дементьевым (2011 г.), конституционно-правовые основы муниципального управления были исследованы в диссертациях Л.Д. Морозовой (2002 г.), А.А. Винникова (2005 г.), С.А. Хлебуновой (2005 г.), М.П. Беспаловой (2010 г.), основы и пределы местного самоуправления стали предметом научного интереса Н.С. Тимофеева (2008 г.), вопросы оценки эффективности управления на муниципальном уровне рассматривались Ф.А. Синявским (2010 г.) и Е.В. Фугалевич (2011 г.).
Однако с момента защиты последнего из диссертационных исследований по данной тематике прошло уже 10 лет, и часть их теоретических положений уже устарела в связи с перманентными изменениями в отечественной модели муниципального управления, а часть так и нашла своего практического применения.
В связи с этим необходимо проведение научного исследования, позволяющего обновить представление о конституционных основах и правовом регулировании муниципального управления с учетом правоприменительной практики и современных законодательных изменений, что позволит подготовить ряд рекомендаций по его улучшению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования организации и оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в России.
Предмет исследования - научные представления, правовые нормы, правоприменительная практика, связанные с определением конституционных основ и правовым регулированием организации и оценки эффективности муниципального управления.
Целью исследования является определение особенностей развития механизма правового регулирования муниципального управления, разработка и обоснование предложений и рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику концептуальным основам моделей местного самоуправления;
- установить конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- раскрыть динамику процесса правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- дать характеристику методологии оценки эффективности муниципального управления;
- определить направления совершенствования правового регулирования муниципального управления в Российской Федерации;
- выявить особенности оценки эффективности муниципального управления (на примере Самарской области);
- разработать предложения по совершенствованию правового регулирования организации и оценки эффективности муниципального управления.
Методология исследования. В диссертационном исследовании применялся комплекс общенаучных методов, таких как диалектический метод, методы анализа и синтеза, системный метод, логический метод, а также совокупность частнонаучных методов: формально-юридического, сравнительно-исторического, сравнительно-правового, статистического и других методов познания.
Теоретическая база исследования представлена идеями, концептуальными положениями, научными обобщениями, в той или иной степени касающимися становления и развития муниципального управления. При написании работы использовались труды А.А. Акмаловой, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, Л.А. Велихова, Л.П. Жуковской, Н.М. Коркунова, О.Е. Кутафина, Н.И. Лазаревского, И.И. Овчинникова, О.Г. Румянцева, Н.С. Тимофеева, Н.Б. Чичерина, Е.С. Шугриной и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, законы СССР, законы РСФСР, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
Эмпирической базой исследования являются постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, официальные статистические данные, а также иные фактические материалы, фиксирующие наиболее значимые события в развитии местного самоуправления.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлена тенденция к изменению конституционных основ муниципального управления с модели, основанной на дуалистической теории, на модель, основанную на юридическом направлении государственной теории (с. 20-22; 28-33);
- определены направления совершенствования правового регулирования территориальной, организационной и экономической основы муниципального управления (с. 84-91);
- предложены изменения в методику мониторинга, комплексной оценки и правила оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления (с. 91-94);
- разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в Самарской области (с. 95-101).
На защиту выносятся:
- теоретическое обоснование тенденции к изменению конституционных основ муниципального управления с модели, основанной на дуалистической теории, на модель, основанную на юридическом направлении государственной теории;
- предложения по совершенствованию правового регулирования территориальной, организационной и экономической основы муниципального управления;
- предложения по совершенствованию методики мониторинга, комплексной оценки и правилах оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправлению и правового регулирования мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в Самарской области.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в авторских предложениях, развивающих положения, направленные на правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации. Отдельные теоретические выводы и представления могут стать основанием для дальнейших научных исследований по данной проблематике.
Практическая значимость работы заключается том, что предложенные выводы и рекомендации могут быть применены для дальнейшего проведения реформирования в сфере правового регулирования муниципального управления в Российской Федерации, а также для их использования в процессе правоприменения. Предложения и обобщения, подготовленные автором, могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплине «Теория государственного управления и местного самоуправления», а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих.
Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены на научных семинарах, проводимых департаментом магистратуры, где дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в научной литературе.
Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и оформил научную публикацию по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в одной статье общим объемом 0,2 п.л.
Структура диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов и заключения; содержит 2 таблицы, 19 формул и список используемой литературы и источников. Общий объем ВКР - 128 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование конституционных основ и правового регулирования муниципального управления позволило сделать следующие выводы.
1. Подготовленные научным сообществом концептуальные основы муниципального управления стали базисом для формирования законодательных моделей местного самоуправления. В историческом плане при регламентации деятельности местных органов власти в России были применены положения обеих наиболее ранних теорий местного самоуправления: общественной и государственной. И, если либеральные реформы Александра II, давшие относительную самостоятельность органам земского и городского самоуправления, опирались в большей степени на их общественную природу, то контрреформы, осуществленные Александром III, основывались на понимании местного самоуправления как нижестоящего уровня государственной власти. Органы советской власти в научной и пропагандистской литературе до начала 1960-х гг. противопоставлялись зарубежным буржуазным органам самоуправления, и наличие их самоуправленческих качеств отрицалось как наукой, так и на практике при осуществлении хозяйственной деятельности. Только в середине 1980-х гг. появилась возможность обоснования новых концепций местного самоуправления, на основе которых должна была произойти смена модели управления местным хозяйством при трансформации советского социалистического государства в современное правовое демократическое.
Появились такие теории местного самоуправления как «теория социального обслуживания», определяющая основной задачей органов местного самоуправления обеспечение повседневной жизнедеятельности местного сообщества, «теория самоуправляющихся единиц как юридических лиц», основанная на том, что муниципальные органы, осуществляющие функции государственного управления на местах, имеют статус юридических лиц, учредителями которых являются местные территориальные сообщества, «политическая теория самоуправления», противопоставляющая должностных лиц местного самоуправления государственному аппарату, а также «теория дуализма местного самоуправления», обусловленная двойственностью природы муниципального управления. И каждая из этих теорий могла претендовать на то, что именно ее положения лягут в основу новой модели местного самоуправления, формировавшейся в начале 1990-х гг. в России;
2. Правовое регулирование территориальной, структурной и экономической организации муниципального управления в Российской Федерации характеризуется одинаковой стадийностью, что связано с историческими процессами, происходившими в стране, и принятием, в основном, общих нормативных правовых актов. В связи с этим в развитии механизма правового регулирования муниципального управления выделяются следующие этапы:
1) первый этап - с 1990 г. по сентябрь 1993 г.;
2) второй этап - с сентября 1993 г. по август 1995 г.;
3) третий этап - с сентября 1995 г. по октябрь 2003 г.;
4) четвертый этап - с октября 2003 г. по настоящее время;
3. Правовое регулирование территориального устройства муниципального управления на различных этапах характеризовалось следующим:
1) на первом этапе правовое регулирование осуществлялось Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» и Законом РСФСР «О местном самоуправлении». Особенностью этапа стало то, что было осуществлено перенесение административно-территориального устройства субъектов РСФСР на территориальную основу местного самоуправления с сохранением соподчиненности первичных территориальных единиц вышестоящим. Кроме того, Закон РСФСР «О местном самоуправлении» содержал исчерпывающий перечень территорий, на которых может осуществляться муниципальное управление;
2) на втором этапе в доконституционный период правовое регулирование территориального устройства муниципального управления осуществлялось Указом Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и прежним законодательством о местном самоуправлении в части непротиворечащей данному указу. Произошел отказ от районного типа формирования территорий в пользу поселенческого, но с сохранением права на объединение в районные и сельские округа. В конституционный период, согласно ст. 131 Конституции РФ, территория муниципального управления напрямую не увязывалась с административно-территориальным устройством субъекта Федерации, но и не исключалась возможность такого построения территорий, оставляя право их формирования за региональными властями;
3) третий этап связан с принятием Федерального закона № 154, определившего, что территориальная организация местного самоуправления осуществляется по муниципальным образованиям. Однако, Федеральный закон № 154 не смог в должной мере осуществить правовое регулирование территориального устройства муниципального управления, поскольку предоставленная возможность субъектам Федерации самостоятельно определять территорию осуществления местного самоуправления и наименования муниципальных образований столкнулась с проблемой финансово-экономического характера, что вызвало неравномерное развитие местного самоуправления на территории Российской Федерации;
4) на четвертом этапе правовое регулирование территориального устройства муниципального управления осуществляется Федеральным законом № 131. Территориальный принцип организации местного самоуправления стал единообразным для всех субъектов РФ. Местное самоуправление осуществляется на территории городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Таким образом, правовое регулирование территориального устройства местного самоуправления началось с 1990 г. и видоизменило его от подчиненности первичного уровня муниципального управления и формирования по административно-территориальному принципу до самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения и формирования по муниципальным образованиям;
4. Определение организационной структуры муниципального управления в историческом плане имело следующие особенности:
1) на первом этапе изначально, согласно Закону СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства», в систему местного самоуправления включались только местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, а также различные формы непосредственной демократии. С принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении» органами муниципального управления стали местные Советы и местная администрация. В этот период исполнительно - распорядительные органы управления получили собственную компетенцию по решению местных вопросов, но в связи с сохранением советской системы оставались под контролем как Советов, так и вышестоящих администраций. Начавшая свое действие система сдержек и противовесов имела явный властный перевес по отношению к местным Советам;
2) на втором этапе правовое регулирование организационной структуры муниципального управления осуществлялось посредством указного нормотворчества Президента РФ, который провел реформирование системы муниципального управления, органов власти на местах и выборных процедур. С роспуском местных Советов система сдержек и противовесов была разрушена. Вместо главы администрации появилось иное должностное лицо - глава местного самоуправления, избрание которого должно было осуществляться населением. Он созывал заседания нового представительного органа, представлял для утверждения и согласовывал бюджетно-финансовые вопросы, председательствовал на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления и одновременно возглавлял местную администрацию. В структуре местной власти глава местного самоуправления имел большие полномочия и явный перевес в начавшемся возрождаться механизме сдержек и противовесов;
3) на третьем этапе Федеральный закон № 154 закрепил и развил конституционные принципы формирования и организации деятельности местного самоуправления, подтвердив, что определение структуры органов муниципального образования осуществляется населением самостоятельно. Однако закон не запрещал главе местного самоуправления совмещать должности главы администрации и председателя представительного органа. В этом случает применение системы сдержек и противовесов исключалось практически полностью, а сам представительный орган больше превращался в совещательный. Кроме того, в законе отсутствовали единые требования к организации работы органов муниципального управления, а также возможность их государственной регистрации;
4) на четвертом этапе правовое регулирование организационной структуры муниципального управления осуществляется Федеральным законом № 131, который, определяя систему органов муниципального образования, в качестве обязательных институтов местной власти указал представительный орган, главу муниципального образования и местную администрацию. В состав органов местного самоуправления также могут входить контрольно-счетный орган, иные органы и выборные должностные лица, определенные уставом муниципального образования. Помимо этого, законом закреплены различные способы избрания как представительного органа, так и главы муниципального образования, что на предыдущих этапах практически не было регламентировано;
5. Правовое регулирование экономической организации муниципального управления в различные исторические периоды характеризовалось следующим:
1) на первом этапе правовое регулирование осуществлялось законодательством СССР и РСФСР о местном самоуправления и о собственности, которое разграничивало экономическую и финансовую организацию муниципального управления. В отличие от законов СССР, определявших муниципальную собственность как один из видов государственной, переданной административно-территориальным единицам, российские законы вкладывали в понятие муниципальной собственности иное содержание, как имущества и средств местных органов государственной власти и местного самоуправления;
2) на втором этапе до принятия Конституции РФ органы муниципального управления в соответствии с указом главы государства получили возможность самостоятельного определения имущества, составляющего муниципальную собственность, из перечня, ранее утвержденного Верховным Советом РСФСР. В Конституции РФ были закреплены положения о муниципальной собственности, самостоятельности органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местных бюджетов, введения местных налогов и сборов;
3) на третьем этапе Федеральным законом № 154 было установлено единство экономической и финансовой организации муниципального управления, введено понятие местных финансов, которые вместе с муниципальной собственностью, государственной собственностью, переданной в управление органам местного самоуправления, иной собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования, составляли единую экономическую основу муниципального управления;
4) на четвертом этапе правовое регулирование экономической организации муниципального управления осуществляется Федеральным законом № 131, который установил, что ее составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований. Несмотря на конституционное разграничение муниципальной собственности, местного бюджета, материальных и финансовых средств, а также осуществление правового регулирования экономических и финансовых отношений с участием местного самоуправления посредством разных отраслей права и различных юридических методов, закон при регламентации экономической организации местного самоуправления объединяет экономическую и финансовую составляющие и рассматривает их как общность финансово-экономической организации муниципального управления, имеющей социальную направленность на удовлетворение потребностей населения муниципального образования;
6. Показатели, которые объективно измеряют эффективность работы муниципальных органов выработать сложно, так как некоторые из них имеют структуру, состоящую из иерархических уровней, выполняющую на территории сложные процессы социально-экономического развития. Недостаток верной исходной информации и трудность измерения некоторых критериев усложняют создание необходимых показателей для определения эффективности. Существующие научные методики оценки свидетельствуют о том, что для оценки эффективности муниципального управления необходимо использовать систему различных показателей, поскольку ее определение является результатом анализа различных элементов, влияющих на принятие и реализацию управленческих решений. Оценка только тогда может быть объективной, когда применяется совокупность методик, каждая из которых вкладывает в понимание эффективности собственное содержание. При этом недостаточно только частных или локальных критериев, отражающих отдельные сферы управления; необходимо определение обобщающих критериев и показателей эффективности. На федеральном уровне такие показатели установлены Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 и дополнены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317, которое, кроме того, утвердило две методики: методику комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления.
7. Правовое регулирование мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в Самарской области осуществляется тремя нормативно-правовыми актами Губернатора и Администрации Губернатора области, определяющими особенности мониторинга. Их принятие позволило назначить комиссию по рассмотрению и анализу результатов оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области, утвердить Порядок выделения грантов муниципальным образованиям по итогам оценки эффективности деятельности, Порядок организации и проведения оценки населением деятельности органов местного самоуправления, Порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и Положение о текстовой части докладов глав местных администраций.
Как представляется, подготовленные выводы и предложения могут стать основой для дальнейших исследований конституционных основ и правового регулирования муниципального управления.



1. Акмалова А. А. Модели местного самоуправления. М. : Прометей, 2001. 168 с.
2. Акулов А. О. Терминологические аспекты категорий
«муниципальное управление» и «местное самоуправление» в теории и практике территориального управления // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2011. № 1. С. 24-35.
3. Апелляционное определение Курганского областного суда от
02.07.2013 по делу № 33-1825/2013 [Электронный ресурс]. URL:
http://consultant.ru(дата обращения: 06.11.2020).
4. База данных показателей муниципальный образований [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru(дата обращения: 05.10.2020).
5. Барциц И. Н. Социальная эффективность государственного управления: модели, критерии, российский опыт внедрения // Проблемы управления. 2011. № 1 (38). С. 92-100.
6. Бондарь Н. С. Каким должен быть устав муниципального образования (Концепция устава Ростова-на- Дону). Ростов н/Д, 1996. 63 с.
7. Васильев В. И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 149-161.
8. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методе хозяйства. М. : Государственное издательство, 1928. 462 с.
9. Всероссийский съезд муниципальных образований // Местное право. 2013. № 6. С. 31-54.
10. Доклад «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития» [Электронный ресурс]. URL: http://iam.duma.gov.ru(дата обращения: 12.10.2020).
11. Евдокимов В. Б., Конышева Е. Г. Местное самоуправление в
системе публичной власти: конституционные пути развития //
Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 11. С. 18-23.
12. Европейская хартия местного самоуправления (Совершено в Страсбурге 15.10.1985) // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
13. Жуковская Л. П. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru(дата обращения: 02.10.2020).
14. Законопроект о муниципальных округах: «нужны поправки ко второму чтению» [Электронный ресурс]. URL: http://oprf.ru(дата обращения: 04.10.2020).
15. Иванов В. А. Эволюция теорий местного самоуправления // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 2-1. С. 11-16.
16. Информационно-аналитические материалы о развитии местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru(дата обращения: 08.10.2020).
17. Итоги IT-опроса населения по оценке удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в Самарской области за I полугодие 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://samregion.ru(дата обращения: 02.11.2020).
18. Кивель В. Н. Местное управление и самоуправление: вопросы теории // Юстиция Беларуси. 2020. № 7. С. 17-22.
19. Конституционно-правовые основы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и тенденции развития / А. А. Джагарян, Н. В. Джагарян. М. : Акварель, 2011. 330 с.
20. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru(дата обращения: 01.09.2020).
21. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Том 2. СПб., 1909. 748 с.
22. Костюков А. Н., Благов Ю. В. Конституционность
муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 6. С. 62-65.
23. Лазаревский Н. И. Самоуправление. Мелкая земская единица. Сборник статей. СПб., 1903. 24 с.
24. Муниципальное право Российской Федерации в 2 т. Т 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. С. Бондарь [Бондарь и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2016. 815 с.
25. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. 3-е изд., перераб . и доп. М. : Проспект, 2013. 669 с.
26. Мусинова Н. Н., Сираджинов Р. Ж. Исследование аутентичности понятий: «местное самоуправление», «местное управление», «муниципальное управление» // Вестник университета. 2014. № 16. С. 135-139.
27. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
28. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 22. Ст. 2770.
29. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 18. Ст. 2211.
30. О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР : Закон РСФСР от 27.10.1989 (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.
31. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 237 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5071.
32. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» : Постановление Губернатора Самарской области от 26.08.2013 № 207 (ред. от 30.01.2017) // Волжская коммуна. № 284. 27.08.2013.
33. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» : Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 16.08.2018) // СЗ РФ. 24.12.2012. № 52. Ст. 7490.
34. О местном самоуправлении в РСФСР : Закон РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
35. О направлении для использования в работе Методических
рекомендаций [Электронный ресурс] : Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2017 № 19782-АЦ/Д14и. URL: http://consultant.ru(дата обращения:
02.11.2020).
36. О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Весьегонский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области : Закон Тверской области от 17.05.2019 № 23-ЗО // Тверские ведомости. 2019. № 21.
37. О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае : Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 31.07.2017. № 31 (Часть I). Ст. 4763.
38. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 89.
39. О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы : Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2281 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5132.
40. О реформе местного самоуправления в Республике Марий Эл и основах его организации на период конституционной реформы : Закон Республики Марий Эл от 10.11.1993 № 525-III // Ведомости Верховного Совета РМЭ. 1994. № 14. С. 491.
41. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 26.10.1993 № 1760 // Российские вести. 1993. 29 октября.
42. О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 09.10.1993 № 1617 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3924.
43. О собственности в РСФСР : Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
44. О собственности в СССР : Закон СССР от 06.03.1990 № 1305-1 (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
45. О совершенствовании оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области» : Приказ Администрации Губернатора Самарской области от 19.09.2013 № 19-па (ред. от 16.02.2017) // Волжская коммуна. № 316(28732). 24.09.2013.
46. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : Закон РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
47. О соответствии положениям глав 1,2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации : Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З // Российская газета. 2020. № 56.
48. Об образовании комиссии при Администрации Губернатора Самарской области по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области : Приказ Администрации Губернатора Самарской области от 10.01.2013 № 1-па (ред. от 06.08.2020) // Волжская коммуна. № 45(28461). 07.02.2013.
49. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР : Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-1 (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
50. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований : Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903.
51. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
52. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
53. Об основах организации местного самоуправления в Чувашской
Республике : Закон Чувашской Республики от 19.11.1993 // Советская
Чувашия. № 240. 1993. 30 ноября.
54. Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Клюшкина Анатолия Петровича, Михеева Эдуарда Аркадьевича, Новиковой Татьяны Федоровны и Шкутника Виктора Афанасьевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 6 и статьи 8 Закона Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области», а также разделов I и V приложения к данному Закону : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 № 406-О-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2007. № 6.
55. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов : Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 09.05.2018) // СЗ РФ. 05.05.2008. № 18. Ст. 2003.
56. Об Уставе города Екатеринбурга [Электронный ресурс] : Решение Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1. URL: http://egd.ru(дата обращения: 07.10.2020).
57. Об Уставе города Томска : Решение Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 // Сборник официальных материалов муниципального образования «Город Томск». 2010. № 23.1.
58. Об Уставе городского округа Тольятти» [Электронный ресурс] : Постановление Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 № 155. URL: http://tgl.ru(дата обращения: 07.10.2020).
59. Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления : Указ Президента РФ от 29.10.1993 № 1797 // Российская газета. № 205. 1993. 3 ноября.
60. Об утверждении положения об основах организации местного самоуправления в Самарской области : Постановление Главы Администрации Самарской области от 19.01.1994 № 13 // Волжская коммуна. 1994. 22 января.
61. Об утверждении Программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда в 2020 году [Электронный ресурс] : Постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 16.12.2019 № 3487-п/1. URL: http://consultant.ru/regbase(дата обращения: 01.11.2020).
62. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовластия. М. : ИГП РАН, 1999. 328 с.
63. Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011 № 35-Г11-1 [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru(дата обращения: 06.11.2020).
64. Павлов Н. В., Очаковский В. А. К вопросу о формировании финансово-экономической основы института местного самоуправления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 3. С. 121-124.
65. Пешин Н. Л. Конституционная реформа местного
самоуправления: новая (старая) модель соотношения государственной и муниципальной формы публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 10-15.
66. По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч.2). Ст. 8062.
67. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1997 № 15-П // СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5241.
68. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» : Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 № 33-П // СЗ РФ. 2018. № 31. Ст. 5063.
69. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области : Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 № 3-П // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
70. По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска : Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 22-П // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 264.
71. По жалобе гражданина Севашева Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2008 № 214-О-П // СЗ РФ. 2008. № 18. Ст. 2092.
72. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru(дата обращения: 26.09.2020).
73. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 08.07.2000 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru(дата обращения: 26.09.2020).
74. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2003 № Ф04/1034-255/А45-2003 [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru(дата обращения: 06.11.2020).
75. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.02.2003 № Ф04/607-71/А67-2003 [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru(дата обращения: 06.11.2020).
76. Румянцев П. А. Становление органов власти Среднего Поволжья в переходный период российской государственности 1990-х гг.: монография. Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2012. 204 с.
77. Рыков А. Н. Особенности правового регулирования института территориальных основ местного самоуправления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1. С. 61-73.
78. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области по итогам 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://samregion.ru(дата обращения: 02.11.2020).
79. Система муниципального управления: учебник / Под ред. В. Б. Зотова. СПб, 2005. 493 с.
80. Управление организацией: энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М. : ИНФРА-М, 2009. 822 с.
81. Фаритов Д. Саратовская область в декабре 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: http://igpi.ru(дата обращения: 26.09.2020).
82. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Общее государственное право. Часть I. М., 1894. 481 с.
83. Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма ИНФРА-М, 2014. 576 с.
84. Шугрина Е. С. Самостоятельно ли население в определении структуры органов местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12. С. 41-51.
85. Bhagat Ram B. Rural-urban Classification And Municipal Governance In India // Singapore Journal of Tropical Geography. 2005. V. 26. I. 1. P. 61-73.
86. Dollery B., Johnson A. Enhancing Efficiency in Australian Local Government: An Evaluation of Alternative Models of Municipal Governance // Urban Policy and Research. 2005. V. 23. I. 1. P. 73-85.
87. Netswera F. G., Phago K. G. Perceptions about municipal governance in the post-1996 era : the case of Thulamela Local Municipality // Africa Insight. 2011. V. 41. I. 2.Р. 130-141.
88. Teles F. In Search of Efficiency in Local Governance: Size and Alternatives / Local Governance and Inter-municipal Cooperation. London : Palgrave Pivot, 2016. Р. 32-49.
89. Vojnovic I. The Transitional Impacts of Municipal Consolidations // Journal of Urban Affairs. 2000. V. 22. I. 4. P. 385-417.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ