Введение. 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения имиджа в информационно-коммуникационном пространстве. 7
1.1 Теоретические аспекты информационно-коммуникационного пространства в постиндустриальном обществе 7
1.2 Методологические подходы изучения имиджа города 15
Глава 2 Оценка населением имиджа города Тольятти. 24
2.1 Исследование представлений различных групп населения об имидже города Тольятти... 24
2.2 Контент анализ СМИ и социальных сетей об имидже города Тольятти. 38
Заключение. 43
Список используемой литературы и используемых источников.. 45 Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Изучение внутреннего имиджа города Тольятти. Взгляд жителей».. 49
Приложение Б Анкета. 52
Приложение В Таблицы распределений.. 57
Приложение Г Таблица контент анализа... 70
Аннотация. Введение.
Цель бакалаврской работы - исследование имиджа города Тольятти в информационно коммуникационном пространстве.
Объектом исследования является город Тольятти, предметом - имидж города Тольятти в информационно коммуникационном обществе.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты информационно-коммуникационного пространства в постиндустриальном обществе;
- Рассмотреть методологические подходы изучения имиджа города;
- Проанализировать внешний образ города Тольятти в информационном пространстве;
- Проинтерпретировать внутренний образ города Тольятти в городском информационно-коммуникационном пространстве.
- Теоретико-методологическая база исследования.
- Теория города М. Вебера позволяет изучить городское пространства.
- Теория Чикагской школы (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Р. Маккензи, Л. Вирт) позволит рассмотреть теорию социологии города.
- Теория информационного общества (Э. Тоффлер, Д. Белл) помогает нам изучить современное общество.
- Феноменологическая теория (А. Шюц, Лукман, Бергер) позволит рассмотреть имидж в социологии.
Город оказывает огромное влияние на его жителей, именно поэтому изучению этой проблемы уделяется огромное внимание со стороны многих наук, таких как экономика, история, антропология и т.д.
Имидж города в современном обществе, наравне с финансовыми средствами и человеческим капиталом, становится инструментом социального, культурного и экономического развития территории. Образ города, сформированный в сознании инвесторов, туристов и жителей, оказывает значительное влияние на доходы муниципального бюджета, динамику валового городского продукта и устойчивое развитие городского пространства.
В первой главе, мы изучили разнообразные концепции информационного общества, которые предполагают огромную роль информации и знаний в современном мире. Зарубежные учёные сходятся в том, что информационная деятельность станет основной для большей части населения развитых стран, соответственно главным продуктом производства и основным товаром становится информация. Отечественные исследователи отмечают, что важное значение в развитии цивилизации настоящий момент времени приобретает интеллектуальный ресурс. Вследствие взаимодействия локальных интеллектов и обмену информацией между ними возможно возникновение «Коллективного Общепланетарного разума», как пишет Н. Н. Моисеев. Важно отметить, что Российская Федерация уделяет должное внимание развитию информационного общества на своей территории и тщательно работает над всеми нормативно-правовыми документами, призванными регулировать всю связанную с информационнокоммуникационными операциями деятельность.
Во второй главе мы провели эмпирическое исследование, в котором рассмотрели представления различных групп населения об имидже города Тольятти. В начале нашего исследования были поставлены три гипотезы, две из который подтвердились, а одна была опровергнута. Гипотеза о том, что взрослое поколение оценивает городские характеристики выше, чем молодежь, не подтвердилась. Многие элементы городского пространства выше оценивались молодежью, такие как планировка города, качество дорожной сети, работа общественного транспорта, уют и комфорт города, озеленение, безопасность, состояние городских парков и зон отдыха, состояние городской набережной р. Волги, состояние дворов , чистота на улицах города, качество воздуха. В целом все характеристики города жители оценивали достаточно низко, максимальная оценка 3,6. Подтвердилась гипотеза о том, что АвтоВАЗ до сих пор является визитной карточка города. Данный вопрос был открытый, респонденты могли вписать любой ответ и чаще всего появлялся ответ «АвтоВАЗ», также жители еще отмечали, что АвтоВАЗ является одной из главных достопримечательностей города. Также подтвердилась вторая гипотеза исследования о том, что молодежь в большей степени стремится уехать из города. Также нами был проведен контент анализ СМК в разных направлениях: в научных журналах, в публицистических изданиях и социальных сетях .
Таким образом, город Тольятти нуждается в работе и совершенствовании имиджа собственного городского пространства.
1. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. №1. С. 30–35.
2. Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. 2014. №3. С. 54–56.
3. Бурдье П. Структура, габитус, практика (3 глава книги «Практическое чувство») / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 145
4. Бурдье П. Структура, габитус, практика (3 глава книги «Практическое чувство») / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 48.
5. Бурчикова Е. О. Виртуализация как тенденция развития информационного общества // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №3 С. 134–137.
6. Вебер М. История хозяйства. Город / М. Вебер. Пер. с нем. под ред. И. Гревса. М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001. С. 129.
7. Вольфсон Ю. Р. Проблема классификации теорий информационного общества // Современные исследования социальных проблем. 2017. №3. С. 80–110.
8. Вольфсон Ю. Р. Проблема классификации теорий информационного общества // Современные исследования социальных проблем. 2017. №3. С. 80–110.
9. Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 6. – С. 35-66.
10.Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. М. 2-е изд.: Академический Проект. 2005. С.72. 46
11.Дальгрен Л. Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она – меня. Воспоминания бывшего генерального директора ИКЕА в России. – М. : Юнайтед Пресс, 2010, С. 120.
12.Журнал Forbes, 15.10. 2010 // http://www.forbes.ru/ekonomika/vlast/17602-moskva-vredit-rossii
13.Заграничный Андрей Игоревич, Кублин Игорь Михайлович, and Санинский Сергей Александрович. Особенности формирования имиджа города Вестник Саратовского государственного социально экономического университета, no. 3 (67), 2017, С. 52-57.
14.Ибрагимов Л. Х. Интернет-коммуникации в публичном пространстве современной политики // Вестник ЗабГУ. 2016. №6. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/internetkommunikatsii-v-publichnom prostranstve-sovremennoy-politiki (дата обращения: 14.11.2020).
15.Информационное общество. URL: https://works.doklad.ru/view/S0Xst0hWSC4/2.html (дата обращения: 20.11.2020).
...