Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы
1.1Психолого-педагогические основы проблемы
формирования у детей 4-5 лет экологических представлений .... 10
1.2Создание экологической тропы в условиях дошкольной
образовательной организации
1.3Способы использования экологической тропы в
формировании у детей 4-5 лет экологических представлений
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования
у детей 4-5 лет экологических представлений посредством
экологической тропы
2.1Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
экологических представлений
2.2Содержание и организация работы по использованию
экологической тропы в формировании у детей 4 -5 лет экологических представлений
2.3Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет
экологических представлений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей 4-5 лет, участвующих в экспериментальном исследовании
Приложение Б Протокол результатов констатирующего этапа
Приложение В Календарный план работы на экологической тропе
Приложение Г Протокол результатов контрольного этапа
Вопросам экологического образования детей дошкольного возраста в последнее время уделяется особое внимание, так как экология - актуальная проблема современности. Живая и неживая природа - важнейший ресурс богатства нашей планеты. В решении вопросов сохранения природных ресурсов Земли ключевым аспектом является всеобщее образование людей в области природосбережения, формирование у населения экологического сознания, начиная с дошкольного детства, в целях формирования у человека экологической культуры в поведении и гуманного отношения к природе.
В концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста (1996) С.Н. Николаевой важнейшей частью познавательно
исследовательской деятельности дошкольника является его отношение к природе, которое формируется через врождённую любознательность и интерес. В дошкольной педагогике в этом направлении велись исследования И.А. Хайдуровой (1974), С.Н. Николаевой (1979), Е.Ф. Терентьевой (1980),
З.П. Плохий (1983), Н.Н. Кондратьевой (1986), А.М. Федотовой (1987), И.А. Комаровой (1991), Т.Г. Табукашвили (1998). Главная направленность этих исследований - отбор и систематизация значимого содержания представлений о природе детей дошкольного возраста.
Педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств. «Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном влиянии на ребёнка» - так писала в начале XX века известный педагог и общественный деятель Елизавета Ивановна Тихеева. Она считала, что природа является той действительностью, которая педагогически безопасна, свободна от негативных явлений. При этом уже тогда отмечалось, что дети городов лишены природы. Современные семьи погружены в бесконечный круговорот решения насущных проблем, устремлены в интернет-пространство, и подчас не осознают важности погружения в мир природы для созерцания её 4
красоты, что пагубно сказывается на воспитании подрастающего поколения. Нарушаются связи между человеком и природой, как его неотъемлемой части.
Дошкольное образование нацелено на пропаганду экологической культуры через наполнение образовательного процесса экологическим содержанием и созданием соответствующей образовательной среды с использованием разнообразных средств и методов. Одним из эффективных средств формирования у детей среднего дошкольного возраста экологических предоставлений является экологическая тропа.
Экологическую тропу, как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, рассматривали такие учёные как Н.А. Рыжова, Л.И. Марченко, Н.Н. Кондратьева, В.В. Смирнова.
Знакомство с природой в естественной среде в дошкольной образовательной организации целесообразно именно на экологической тропе, которая создаётся педагогами по индивидуальному замыслу при помощи моделирования с включением натуральных природных объектов. На экологической тропе происходит непосредственной взаимодействие ребёнка с натуральными и искусственно созданными объектами. Многие методы и приёмы по формированию у дошкольников экологических представлений используются поочерёдно, для эффективного достижения поставленных целей. На экологической тропе непосредственное взаимодействие с объектами, на основе которого у детей формируется интерес и понимание определенных связей в природе, происходит через элементарный труд, наблюдение, рисование, конструирование, аппликацию и игру. Такое разнообразное общение с природой позволяет детям осознать необходимость её сохранения как среды жизни, источника здоровья. Дети осваивают важные правила общения с растениями и животными, и обязательно будут следовать им в своей жизни, не причиняя вреда природе, не мусоря, отдыхая на природе, учась быть хозяевами своего дома - планеты Земля.
Основываясь на программных целях и задачах, соответствующих возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста, на экологической тропе для изучения подбирают объекты живой и неживой природы. Исследования помогают выявить, насколько широко можно использовать экологическую тропу в экологическом познании детей. Основываясь на результатах исследований можно выстраивать работу на экологической тропе по углублению и расширению экологических представлений детей от простого к сложному.
В среднем дошкольном возрасте совершенно оправданно использовать вербальные и наглядные методы - моделирование, иллюстрации, драматизацию - для создания обучающей экологической тропы как средства формировании у детей 4-5 лет экологических представлений. Во время восприятия природных объектов и явлений у детей развиваются воображение, память, активизируются мыслительные процессы, речь. При этом важно следовать соответствующим методикам для достижения поставленных дидактических задач. Это касается работе на экологической тропе с включением и сочетанием с различными средствами по формированию у детей 4-5 лет экологических представлений: чтение художественной литературы, наблюдения, работа с различными материалами, эксперименты.
Таким образом, имеет место противоречие между важностью формирования у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений в условиях оторванности их от мира истинной природы и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций экологической тропы как средства в данном процессе.
Проблема исследования: каковы возможности формирования
экологических представлений у детей 4-5 лет посредством экологической тропы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет экологических представлений.
Предмет исследования: экологическая тропа как средство
формирования у детей 4-5 лет экологических представлений.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы возможно, если:
-определить экозоны экологической тропы и оформить их соответствующими малыми архитектурными формами;
-обозначить различные объекты живой природы в каждой экозоне и охарактеризовать их;
-разработать методические материалы для работы с объектами экозон на экологической тропе: схемы наблюдений, содержание бесед, путешествия;
-организовать совместную деятельность детей и педагога на экологической тропе.
Задачи исследования.
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет экологических представлений
2.Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет экологических представлений.
3.Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы.
4.Выявить динамику уровня сформированности у детей 4 -5 лет экологических представлений.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих
методов исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
-эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение;
-метод количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования явились:
-положения философии о неразрывном единстве человека и природы, взаимоотношении общества с природой (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, И.Г. Пестолоци, Т. Мор, А.Г. Спиркин);
-теоретические положения А.В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности;
-теоретические положения Н.А. Рыжовой о концепции экологического образования;
-теоретические положения С.Н. Николаевой об экологическом пространстве.
Новизна исследования состоит в следующем: обоснована
возможность формирования у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы; определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 4 -5 лет экологических представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по формированию у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования воспитателями разработанного содержания наблюдений, бесед, путешествий на экологической тропе, способствующих формированию у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ЧДОУ «Детский сад «Панда» города Тюмени. В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Текст иллюстрируют 1 таблица и 2 рисунка.
Общеизвестно, что проблема экологии, в том числе в части формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, является одной из приоритетных для безопасного будущего всего человечества. Условия для благоприятной жизнедеятельности человека подразумевают под собой чистоту и сбережение планеты и её ресурсов. Данную проблему исследовали многие ученые, такие как В.И. Вернадский, В.Н. Сукачев и другие. В настоящее время хорошо изучены такие направления как экологическая культура, экологическое поведение, экология человека, и даже экология души. В основе экологии лежат экологические понятия, как важнейшая мировоззренческая основа.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что детей, условно отнесенных к низкому уровню сформированности экологических представлений, 40% (8 детей), к среднему уровню - 60% (12 детей), к высокому уровню не был условно отнесен ни один ребенок.
Проведенное исследование позволило установить, что формирование у детей 4-5 лет экологических представлений возможно в результате активной деятельности детей и педагогов на экологической тропе.
На первом этапе мы определили экозоны, которые у нас будут на экологической тропе, оформили вместе с детьми и родителями архитектурные формы.
На втором этапе - обозначили объекты живой и неживой природы, некоторые из них назывались по названию экозоны, другие были частью экозоны.
Мы разработали дидактические материалы для работы на экологической тропе на весенний, летний и осенний сезон. Атрибуты для экологической тропы изготавливались коллективно.
Мы разработали календарный план по работе на экологической тропе в летний период, представленный в таблице В.1. Разработали и издали методический материал «Экологическая тропа «Окно в природу», в котором поделились опытом с коллегами по городу и области.
Для работы на экологической тропе мы оформили каждое растение как отдельный объект, охарактеризовали его и разработали вопросы для бесед, в том числе, с учётом сезонности.
Для детей провели ознакомительные экскурсии по всем экозонам. Каждая экскурсия - это тема отдельной экозоны. Дети расширяли свои представления о природных объектах, зарождалось заботливое отношение к уязвимому миру природы
После формирующего эксперимента выявлено, что показатель низкого уровня снизился на 40%, а показатель высокого уровня повысился на 30%.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 4-5 лет экологических представлений посредством экологической тропы возможен, если:
-изучена и проанализирована психолого-педагогическая методическая литература по экологическому образованию детей;
-разработана и апробирована экологическая тропа для формирования экологических представлений у детей 4-5 лет;
-включена работа на экологической тропе в содержание совместной деятельности взрослого и детей в образовательном процессе.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1.Бианки В. В. Рассказы и сказки. М. : Русское слово, 2015. 158 с.
2.Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. М : Прометей, 2013. 254 с.
3.Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). М. : Буки-Веди, 2017. С. 37-39.
4.Данилова Т. Экологическая тропа // Открытый урок Издательский
дом Первое сентября. 2018. URL:
https:ZZurok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8Z6 68769/ (дата обращения 15.02.2020).
5.Белькович В. Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребёнка. Средняя группа. М. : Русское слово, 2018. 188 с.
6.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений. М. : Сфера, 2003. 54 с.
7.Иванова А. И. Сезонные наблюдения в детском саду : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 77 с.
8.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду : мир растений. М. : Твор. Центр Сфера, 2004. 235 с.
9.Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
10.Куприна Л. Е. Организация и создание учебной экологической тропы : учебно-методическое пособие. Тюмень : ТюмГУ, 2007. 48 с. URL: https://e.lanbook.com/book/109906 (дата обращения: 20.04.2020).
11.Куприна Л. Е. Зеленые насаждения. Проектирование учебных экологических троп для школ города : монография. М. : ФЛИНТА, 2018. 124 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/105174 (дата обращения: 19.04.2020).
12.Моисеев Н. Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь. 1998. № 3. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/10376/ (дата обращения: 20.04.2020).
13.Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» : для работы с детьми 3-7 лет : [ознакомление дошкольников с миром природы]. М. : Москва-Синтез, 2016. 110 с.
14.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М. : Academia, 2002. 335 с. (Высшее образование).
15.Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14-18...