Введение……………………………………………………………………....….3
1. Теоретико-методологические аспекты разработки общей стратегии компании……………………………………………………………………….....8
1.1. Теоретические подходы к разработке общей стратегии компании. Классификация стратегий развития компании…………………………….…..8
1.2. Инструменты, методы и технология формирования и обоснования стратегии развития компании………………………………………………….21
1.3. Методы оценки эффективности общей стратегии компании…………...34
2. Научно-практическое обоснование потребности в разработке общей стратегии новой компании……………………………………………………..42
2.1. Особенности формирования общей стратегии компании на этапе ее создания………………………………………………………………………….42
2.2. Анализ ключевых факторов, влияющих на выбор общей стратегии
новой компании (на примере ООО «Новые Цифровые Технологии»)……...50
2.3. Разработка механизмов управления рисками снижения
эффективности общей стратегии новой компании…………………………...60
3. Разработка общей стратегии компании ООО «Новые Цифровые Технологии»……………………………………………………………………..68
3.1. Анализ рынка. Основные проблемы внедрения новой компании………68
3.2. Разработка общей стратегии развития компании………………………...82
3.3. Основные этапы создания новой компании…………………………...….86
3.4. Оценка эффективности общей стратегии компании…………………..…92
Заключение………………………………………………………………………99
Список использованных источников…………………………………………103
Приложения…………………………………………………………………….110
В условиях рынка каждое предприятие проходит все стадии жизненного цикла – от зарождения до ликвидации – и при естественном развитии рынка и компании бесконечное существование структуры невозможно, каждая зарождается, развивается, а, добившись пика своего успеха, начинает ослабевать и в итоге прекращает свое существование. В соответствии с этим ежедневно создаются новые и закрываются старые компании, отработавшие весь свой потенциал. Продолжительность цикла компании, период ее процветания, как правило, зависят от качества стратегического менеджмента и способности руководства выработать правильную стратегию, которая позволит реализовать максимально эффективно имеющийся производственный, кадровый, маркетинговый потенциал на заданном этапе жизненного цикла.
Особое значение имеет правильный выбор стратегии на стадии создания новой организации, поскольку именно она определяет, выживет ли новый участник рынка в динамично развивающейся окружающей среде или вынужден будет завершить свою деятельность на ранних этапах. Несмотря на высокие темпы глобальных и микроэкономических изменений, стратегическое управление определяет стабильность и продолжительность развития и существования хозяйствующего субъекта.
Ключевыми факторами формирования общей стратегии компании, как правило, являются:
- жизненный цикл компании;
- ее конкурентоспособность;
- наличие ресурсов;
- наличие инновационной деятельности;
- наличие инвестиционных возможностей;
- кредитоспособность компании и др.
Тем самым, стратегия развития предприятия должна регулярно пересматриваться в соответствии с изменением данных факторов. Предприятия с маленьким периодом жизни, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса, должны пересматривать свою стратегию наиболее часто, что позволит отразить негативное влияние внешнего рынка и максимально эффективно использовать внутренние возможности и резервы для получения наибольшего эффекта финансово-хозяйственной деятельности в условиях цикличности существования предпринимательской структуры. Несмотря на объективное понимание потребности в таком пересмотре стратегий, многие компании этого не делают, тем самым, существенно сокращая период своего существования.
Потребность в регулярном пересмотре стратегии не противоречит тому, что главной стратегией развития организации является первоначальная, формируемая на стадии создания организации. В соответствии с этим в исследовании особое внимание будет уделено вопросам факторного определения стратегии и оценке влияния стратегии на эффективность функционирования компании в последующем.
Целью выпускного квалификационного исследования будет разработка общей эффективной стратегии развития новой компании.
Достижение цели исследования опосредовано решением следующих основных задач:
- исследовать теоретические подходы к разработке общей стратегии компании, рассмотреть классификацию стратегий развития компании;
- исследовать инструменты, методы и технологию формирования и обоснования стратегии развития компании;
- определить методы оценки эффективности общей стратегии компании;
- выявить особенности формирования общей стратегии компании на этапе ее создания;
- провести анализ ключевых факторов, влияющих на выбор общей стратегии новой компании;
- разработать механизм управления рисками снижения эффективности общей стратегии новой компании;
- провести анализ рынка, выявить основные проблемы внедрения новой компании;
- разработать общую стратегию развития компании;
- рассмотреть основные этапы создания новой компании;
- провести оценку эффективности общей стратегии компании.
Объектом станет образуемая компания ООО «Новые Цифровые Технологии», предметом - общая стратегия ее развития.
Структура выпускной квалификационной работы будет включать введение, три главы и заключение.
Введение содержит обоснование актуальности тематики исследования, цель, задачи, объект, предмет, структуру, методы, теоретическую, практическую основу исследования
Значительное внимание в выпускной квалификационной работе будет уделено теоретическим вопросам, в частности:
- исследованию разных дефиниций и подходов к разработке общей стратегии компании, классификации стратегий;
- определению инструментов, методов и технологий формирования и обоснования стратегии развития компании;
- разработке методов оценки эффективности общей стратегии компании.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления посвящено немало специальных трудов и монографий в России. Существенный вклад в становление и развитие этого раздела науки внесли Г.Б. Клейнер, Р.А. Фатхутдинов, О.С. Виханский, В.А. Винокуров, В.С. Просалова, Е.Н. Смольянинова и др. Среди исследований зарубежных специалистов по стратегическому управлению организацией, в первую очередь бизнеса, можно выделить работы А. Чандлера, И. Ансоффа, Ж. Бовера, К. Эндрю, М. Пoртера, А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, К. Баумена, П. Дойля, Дж. Хиггинса, Д. Шенделя и др.
Для современных исследований наиболее критичен момент формулировки стратегии, при этом большинство теоретиков и практиков не придают существенного значения исследованию категории «стратегии» и ее производных. Следует отметить повсеместный парадокс современной науки: несмотря на очевидную значимость исследуемого понятия, отсутствует единство в его понимании. Понятие «стратегия» имеет длительную эволюцию, что послужило одной из причин современной популярности устаревших трактовок. Самую серьезную опасность в практическом применении устаревших трактовок представляет искусственная синонимичность прежде тождественных, но в настоящее время приобретших кардинально различающееся наполнение понятий. Кроме того, в новых условиях становится очевидной необходимость формирования адекватного современным реалиям подхода к созданию стратегии развития и выбору комплексного механизма ее реализации, что в настоящее время не является широко распространенной практикой и осуществляется руководством организации в большей степени интуитивно, чем с точки зрения научно обоснованной позиции.
Практическая часть исследования будет включать разработку общей стратегии компании ООО «Новые Цифровые Технологии», в том числе будет произведен анализ конъюнктуры рынка, будут рассмотрены основные проблемы внедрения новой компании на рынок; будет разработана стратегия развития компании, определены цели и задачи открытия новой компании, а также составлен бизнес-план проекта и произведена оценка его эффективности.
В третьей главе исследования будет произведена оценка эффективности общей стратегии компании, а также эффективности и рисков проекта, в частности.
Все основные выводы и предложения по тематике исследования будут представлены в заключении.
Методологическую и методическую базу исследования составят основные положения стратегического и инвестиционного менеджмента, экономики инноваций, инновационной деятельности предприятия, комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Для проведения исследования будут использованы методы научного исследования. Так, методологию исследования по заданной тематике составят общенаучные и специальные методы исследования, включающие: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, опрос, измерение, мониторинг, моделирование, статистические методы. Каждый метод будет направлен на решение определенного спектра задач научного исследования.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составят исследования отечественных и зарубежных авторов в области стратегического менеджмента.
Практическую базу ВКР составят данные, представленные учредителями, а также информация о рынке, полученная из официальных интернет-источников и данных, полученных посредством теоретических и эмпирических исследований.
Научная новизна исследования будет состоять в формулировании уточненного определения термина «стратегия», а также в разработке нового механизма формирования стратегии компании на этапе создания и оценке эффективности общей стратегии компании.
Теоретическая значимость исследования будет состоять в углубленном анализе и выявлении проблем стратегического управления. Практическая значимость будет заключаться в разработке нового механизма формирования стратегии компании на этапе ее создания.
Стратегия организации – это определяемая миссией организации взаимосвязанная система целей организации и способов по их достижению с учетом наличия и динамики внешней среды, а также внутренних ресурсов и возможностей организации. Многообразие видов стратегии и преимущественно комбинированный их формат в практической деятельности предприятий говорят о сложности процесса стратегического планирования, поскольку для формирования и реализации эффективной стратегии необходимо учитывать множество факторов внешней и внутренней среды предприятия. Выделяют революционный и инерционный подходы к разработке общей стратегии организации. Выбор того или иного подхода осуществляется с учетом ресурсов компании, конъюнктуры рынка и его динамики, изменчивости внешней среды и ее влияния на результаты достижения целей организации.
Выбору общей стратегии организации предшествуют определение видения, миссии, общих целей организации, проведение комплексного всестороннего анализа внутренней и внешней среды организации, обоснование выбора возможных стратегий. После реализации стратегии производится ее оценка.
Компании различных отраслей работают в очень сложной, неопределенной и динамичной современной социальной и экономической среде. Основным условием устойчивого развития в конкурентной борьбе является способность хозяйствующего субъекта к долгосрочному видению и последовательному внедрению различных инноваций в ассортименте продукции и услуг, управлении, технологиях и так далее. Для достижения конкурентного преимущества предприятие должно быть лучше своих конкурентов не только с точки зрения всех бизнес-процессов, но и с точки зрения общей эффективности. Четкая стратегия, выраженная в терминах целей и показателей бизнес-процессов, должна быть направлена на удовлетворение ожиданий клиентов и инвесторов. Такой подход от общего к частному раскрывает совершенно новые бизнес-процессы, в которых и с помощью которых компания сможет достичь совершенства.
Формирование общей стратегии на этапе создания организации должно основывается на результатах анализа рынка и выявленных конкурентных преимуществах создаваемой организации. К основным конкурентным преимуществам могут относиться технология, оборудование, персонал, система снабжения, система сбыта и маркетинга, доступ к финансированию, доступ к информации. Учет конкурентных преимуществ позволит эффективным образом определить общую стратегию, реализация которой приведет к наиболее эффективному достижению стратегических целей организации посредством, например, развития продукта, усиления позиции на рынке, получения финансовых возможностей в результате снижения себестоимости продукции, либо увеличения объемов продаж.
Факторы, влияющие на выбор общей стратегии новой компании на рынке краудлендинга включают наличие и доступ к более совершенным технологиям и программному обеспечению для проведения сделок и операций с цифровыми финансовыми активами, квалифицированный персонал на рынке труда, предложения конкурентов на рынке, наличие методик, инструментов и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на снижение рисков инвесторов.
К основным рискам реализации общей стратегии новой компании в сфере краудлендинга в настоящее время относятся страновой, политический риски. Также значительное негативное влияние может оказать наступление рисков организационной структуры, персонала, коммерческого, инновационного, налогового рисков, рисков изменения законодательства и противоправных действий сторонних лиц. Для снижения влияния рисков на эффективность реализации общей стратегии новой компании необходимо: тщательно спланировать структуру управления; организовать систему качества менеджмента в компании; организовать систему обучения и аттестации персонала; провести маркетинговые исследования и эффективную рекламную кампанию на территории России; регулярно отслеживать инновационные решения поставщиков оборудования и конкурентов; регулярно осуществлять мониторинг рынка, проводить анализ конкурентов и их продуктов; сформировать финансовый резерв на случай возможного вынужденного приостановления деятельности организации; постоянно совершенствовать систему защиты данных, в том числе посредством непрерывного сотрудничества с поставщиками оборудования.
Анализ рынка показал, что краудлендинг в России развивается. Несмотря на кризис и экономические санкции, рынок краудлендинга показывает положительную динамику роста в 2022г. Тем не менее, трудности для вхождения новой онлайн-площадки могут создать серьезная внутриотраслевая конкуренция, а также активное развитие рынка краудфандинга. К сильным сторонам проекта по созданию и внедрению новой компании на рынок краудлендинга относятся решение юридических вопросов к моменту создания проекта, наличие уставного капитала, определение экосистемы компании, наличие каркасного варианта будущей онлайн-платформы. Сложности в реализации проекта создают ограниченный объем финансирования, вероятное влияние внешнеполитической ситуации и угрозы реальных военных действий на территории РФ, что приводит к сокращению потенциальной рабочей силы, а также участников рынка, в том числе в связи с частичной мобилизацией в России, вероятное сокращение темпов экономического роста в отраслях и, следовательно, сокращение спроса и предложения на рынке краудлендинга.
Миссия компании сформулирована следующим образом: «Мы способствуем развитию малого и среднего бизнеса в России посредством обеспечения доступа к инвестиционным ресурсам». Основной стратегической целью организации является достижение значения рыночной доли на рынке краудлендинга в России в размере 15% через 5 лет. Общая стратегия должна заключаться в формировании качественной структуры компании, состава персонала, системы менеджмента качества и комплексной системы обслуживания реальных и потенциальных участников рынка, что позволит производить качественный продукт и обеспечивать выгодное сотрудничество участникам рынка, что, в свою очередь, положительно отразится на значении доходов и доле рынка компании. На основе общего стратегического плана внедрения и развития компании на рынке определим конкретные этапы создания и внедрения компании на рынок.
Реализация общей стратегии компании должна основываться на четком определении алгоритма и мероприятий, направленных на выполнение стратегического плана. Для достижения общей стратегии новой компании необходимо разработать поэтапный план внедрения компании на рынок. Важными условиями обеспечения эффективности реализации общей стратегии компании являются организация системы качества менеджмента, а также предложение рынку нового продукта, который будет наиболее полно удовлетворять потребности потенциальных инвесторов и заказчиков. Для увеличения доли рынка компании до 15% необходимо осуществлять постоянный мониторинг качества продукта онлайн-площадки и ее основных конкурентов с целью корректировки предложения, его улучшения.
Реализация общей стратегии компании приведет не только к достижению общей стратегической цели – повышении доли рынка до 15% через 5 лет реализации проекта, но и также получить чистую прибыль в размере 454 172 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход составит 282005 тыс. руб., срок окупаемости проекта – 5 месяцев, внутренняя норма рентабельности – 427,5%, средняя норма рентабельности – 3611,7 %, индекс рентабельности – 56,1 руб./руб. Показатели подтверждают эффективность реализации стратегии, направленной на достижение финансовых целей компании и прочное закрепление на рынке краудлендинга.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
2 Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.08.2019 N 259-ФЗ
3 Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ
4 Алексеев С.Б., Тумаков Е.А. Механизм формирования и выбора стратегий конкурентной устойчивости предприятия // π-Economy. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-i-vybora-strategiy-konkurentnoy-ustoychivosti-predpriyatiya (дата обращения: 27.09.2022)
5 Анализ годовых отчетов инвестиционных платформ за 2021год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vc.ru/u/356612-money-friends/442283-analiz-godovyh-otchetov-26-investicionnyh-platform-za-2021-god (дата обращения: 15.09.2022)
6 Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия // Вестник ВУиТ. 2010. №20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-elementy-strategii-razvitiya-predpriyatiya (дата обращения: 15.09.2022)
7 Большаков А.В. Эволюция иерархических систем управления промышленными корпорациями: концепция А. Чандлера // Экономический анализ: теория и практика. 2018. №9. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ierarhicheskih-sistem-upravleniya-promyshlennymi-korporatsiyami-kontseptsiya-a-chandlera (дата обращения: 18.03.2022)
8 Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Издательство МГУ, 2005. – 292с.
9 Глазов Р. В., Орехов С. А. Применение типовых конкурентных типов стратегий в современной предпринимательской практике // Современная конкуренция. 2018. №2 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tipovyh-konkurentnyh-tipov-strategiy-v-sovremennoy-predprinimatelskoy-praktike (дата обращения: 18.03.2022)
10 Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
11 Дюдюн Т.Ю., Шишкин А.В. Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации // Economics. 2019. №3 (41) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-instrumentariy-formirovaniya-strategii-razvitiya-organizatsii (дата обращения: 17.09.2022)
12 Егоршин, А. П. Стратегический менеджмент: учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 290 с.
13 За 2021 год через онлайн-платформу СОФПП бизнес получил ₽220 млн кредитов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ekb.rbc.ru/ekb/25/06/2021/60d5aae49a79478c17c379d6 (дата обращения: 10.09.2022)
14 Камынин В.А. Видение компании в контексте ее развития: компоненты и модель // Вестник евразийской науки. 2020. №5 (30). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/videnie-kompanii-v-kontekste-ee-razvitiya-komponenty-i-model (дата обращения: 17.09.2022)
15 Кирильчук С. П., Шевченко Е. В. Модели принятия управленческих решений: уч. пособие. Симферополь: ИТ «АРИАЛ». 2016. – 128 с.
...всего 49 источников